Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний. Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:
Эта проблема существует в различных формулировках:
· как отношение духа к природе
· мышления к бытию
· отношения души и тела
· «Я» и «Не-Я»
· создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.
Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому - вопрос об отношении материи и сознания.
|
|
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) - первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) - второй стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Представим это в виде схемы 12.
Схема 12
При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:
· объективный идеализм
· субъективный идеализм
· материализм
· вульгарный материализм
· дуализм
· деизм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
· материализм
· идеализм
· дуализм.
При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:
· гностицизм
· агностицизм
· эмпиризм (сенсуализм)
|
|
· рационализм.
Материализм (в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
В соответствии с взглядами материалистов:
· материя реально существует
· она существует независимо от сознания
· материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя
· материя существует и развивается по своим внутренним законам
· сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)
· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей
· сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю. По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.
Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.
Идеализм (в литературе часто – линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяют два самостоятельных направления:
· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
· субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон.
Согласно взглядам представителей объективного идеализма:
· реально существует только идея
· идея первична
· вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»
· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле)
· «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»
· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);
· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец
· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:
· всё существует только в сознании познающего человека (субъекта)
· идеи существуют в разуме человека
· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения
· вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.
|
|
И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм. Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.
Дуализм – основан Декартом, суть его заключается в том, что:
· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);
· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Плюрализм (субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).
Деизм – направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).
Эклектизм – направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.
Структура философии
Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.
Схема 13
По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества. Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия (наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории. В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).
|
|
Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.
Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)
Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)
1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.
Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)
2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.
3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)
Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.
Разновидности Идеализма:
1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания.
Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.
2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.