Задание 5. «Серия сюжетных картинок «Утро мальчика»

Цель: выявить уровень сформированности представлений о временной последовательности событий, умение обобщать свой практический опыт.

Оборудование: картинки с изображением ситуаций, знакомых детям из каждодневного опыта, всего 4 картинки: на первой картинке - мальчик, проснувшись, сидит на постели, недалеко от него лежит его одежда; на второй - мальчик сидит на стуле и одевается; на третьей - мальчик умывается; на четвертой - одетый мальчик сидит за столом и завтракает.

Ход исследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают 4 картинки и просят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все картинки по порядку: что в начале мальчик делал, что потом, чем завершились его действия».

Педагогическая помощь: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, экспериментатор выкладывает первую картинку и говорит: «Вот первая картинка - утро, мальчик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случаях затруднения, экспериментатор кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение определить временную последовательность событий с опорой на практический опыт и наглядно представленные признаки, умение обосновать результат своей деятельности в словесном плане.

По результатам проведенного эксперимента проводился качественный и количественный анализ полученных данных.

Качественная оценка выполнения заданий производилась на основе анализа основных критериев оценки сформированности наглядно-образного мышления. Такими критериями являлись: принятие задания: согласие ребёнка выполнять предложенное задание; понимание условий задания; сформированность образов-представлений об окружающей действительности; последовательность мыслительной деятельности; способ выполнения наглядно-образных задач (зрительная ориентировка); сформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки; участие речи в решении наглядно-образных задач; познавательный интерес и отношение ребенка к деятельности; результат выполнения задания (самостоятельно, после оказанной педагогической помощи, не выполнил).

Все указанные параметры оценивались во всех предъявляемых заданиях.

Помимо качественного анализа была разработана количественная оценка данных. С этой целью была разработана балльная система оценки, учитывающая выше названные критерии и систему оказания педагогической помощи.

Количественная оценка в баллах производилась следующим образом:

– 1 балл ставился в тех случаях, когда ребёнок не смог выполнить задание в соответствии с предлагаемыми условиями, не понимал эти условия даже после оказания педагогической помощи, использовал способ выполнения задания, не соответствующий возрасту, отказывался от выполнения задания;

– 2 балла ставилось в случаях, когда ребёнок принимал задание, начинал его выполнять, однако самостоятельно не достигал цели (по какой-либо причине: выбрал неадекватный способ решения, неправильно организовал этапы решения мыслительной задачи, не владел базовыми представлениями, необходимыми для ее решения), в процессе оказания педагогической помощи действовал адекватно, но после этого не смог перейти к самостоятельному выполнению задания;

– 3 балла ребёнок получал, если он принял и понял условия задания, проявил заинтересованность в конечном результате, однако при его выполнении затрудняется в выборе адекватного способа решения задания, что приводит к возникновению ошибок. После адекватного использования педагогической помощи переходит на более высокий уровень ориентировочной деятельности;

– 4 балла ставились в случае, когда ребёнок сразу принимал и понимал условия задание, самостоятельно пользовался адекватными способами ориентировки при его выполнении, правильно и продуктивно организовывал свою деятельность, направленную на выполнение задания, проявлял стремление к достижению положительного результата.

Суммарное количество баллов, полученных за все 5 заданий, в норме равняется 18-20 баллам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: