double arrow

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Определение и задачи.             

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

Основные задачи РСЧС

1. подготовка населения к действиям при ЧС;

2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

4. ликвидация ЧС;

5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Эти задачи решаются в трех режимах:

- в режиме повседневной деятельности;

- в режиме повышенной готовности;

- в режиме чрезвычайной ситуации.

Принципы построения и функционирования РСЧС:

- защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

- служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

- служба охраны общественного порядка (МВД России);

- противопожарная служба (МЧС России);

- служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

- государственная спасательная служба (МЧС России);

- служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

- служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

- служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

- противопаводковая служба (Минприроды России);

- служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

- транспортная служба (Минтранс России);

- служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

- служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

- постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

- органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

- силы и средства для ликвидации ЧС;

- резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

- на федеральном уровне – МЧС России;

- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

- оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

- дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения ВСМК;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

- специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

- аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

- восстановительные пожарные поезда МПС России;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи. Силы и средства МЧС России, предназначенные для ликвидации ЧС. Формирования Службы медицины катастроф Минздрава России.  

Медицина катастроф является отраслью медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья населения пи авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК) – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционально объединяющая службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства обороны России, а также силы и средства Министерства путей сообщения, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения России – организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Основными задачами ВСМК являются:

1. организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

2. снижение числа безвозвратных потерь, за счет своевременного и эффективного оказания всех видов медицинской помощи пострадавшим на этапах медицинской эвакуации;

3. сохранение здоровья личного состава формирований, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС и оказание ему медицинской помощи;

4. создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

5. сбор, обработка, обмен и представление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

6. прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

7. подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация; разработка методических основ обучения и участие населения и спасателей в подготовке к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

8. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

9. научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти; Центр специального назначения (Москва); авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе. На Центр возложены следующие задачи:

• проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

• проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

• оказание пораженным первой помощи;

• выполнение подрывных и пиротехнических работ;

• осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей При их эвакуации из районов ЧС;

• обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС, и выполняет следующие задачи:

• проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

• осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

• обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

• осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-7бТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

• ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ВСМК представлена (организована) на федеральном, региональном, территориальном, местном и объективном уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения.

Служба медицины катастроф Минздрава России – организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.). Основу ВСМК составляет служба медицины катастроф (СМК) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Формирования СМК Министерства здравоохранения России

Формирования СМК Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по табелям специальным оснащением и оборудованием. Формирования предназначаются для работы в зонах (районах) ЧС. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Формирования СМК организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф, данного уровня.

На базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счет их персонала на всех уровнях СМК создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления СМК (смотри параграф) соответствующего уровня.

Средствами СМК являются медицинское, санитарно-хозяйственное и специальное имущество и техника, состоящие на оснащении органов управления, формирований и

учреждений службы и предназначенные для выполнения их задач.

Формированиями СМК Министерства здравоохранения России являются:

1. Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита»;

Госпиталь предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пострадавших, их сортировки, оказания квалифицированной медицинской помощи пораженным; подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а так же амбулаторной помощи населению.

Штатными подразделениями госпиталя являются: управление, основные подразделения (приемно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуационное), подразделения обеспечения. Нештатными подразделениями госпиталя являются бригад, формируемых из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений. Может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. Может функционировать как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

2. Бригады специализированной медицинской помощи

Являются мобильными формированиями СМК и предназначены для оказания специализированной помощи или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Могут быть штатными и нештатными. БСМП создаются следующих профилей:

- хирургическая;

- травматологическая;

- нейрохирургическая;

- ожоговая;

- детская хирургическая;

- акушерско-гинекологическая;

- трансфузиологическая;

- токсико-терапевтическая;

- психиатрическая;

- инфекционная;

- радиологическая.

База создания бригад - республиканские, областные краевые, городские (многопрофильные) больницы, специализированные центры медицинского профиля. В каждой бригаде 5-7 человек: 2 врача-специалиста в зависимости от профильного назначения бригады, врач-анестезиолог, средний медицинский персонал.

Режим работы бригады в ЧС в среднем 12-16 часов в сутки.

3. Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи

База создания – станции, подстанции, отделения скорой медицинской помощи.

Основные задачи: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из зоны (очага) ЧС.

Состав бригады: врач, 2 фельдшера (фельдшер и медсестра), санитар, водитель.

За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

4. Врачебно-сестринские бригады – нештатные мобильные формирования СМК.

База создания: городские, центральные районные, межрайонные, участковые больницы, а также поликлинические отделения и здравпункты.

Основные задачи: организация и проведение медицинской сортировки, оказание первой врачебной помощи пораженным и подготовка их к эвакуации из очага.

Состав бригады: 1-2 врача, 3 медицинские сестры, санитар, водитель. За 6 часов работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 пораженным.

5. Бригады до врачебной помощи - медицинские подвижные формирования.

База создания: городские, центральные районные, межрайонные, участковые больницы, а также поликлинические отделения и здравпункты.

Основные задачи: проведение медицинской сортировки, оказание до врачебной помощи пораженным и подготовка их к эвакуации из очага.

Состав бригады: руководитель (фельдшер или медицинская сестра), 2 медицинские сестры, водитель-санитар. За 6 часов работы бригада обеспечивает оказание до врачебной помощи 50 пораженным.

6. Фельдшерские выездные бригады скорой помощи

База создания – станции, подстанции, отделения скорой медицинской помощи.

Основные задачи: проведение медицинской сортировки, оказание до врачебной помощи пораженным и подготовка их к эвакуации из очага.

Состав: 2 фельдшера (один из них - руководитель), санитар, водитель.

За 6 часов бригада может оказать помощь 50 пораженным.

Формирования Роспотребнадзора (Государственной санитарно-эпидемиологической службы России) предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в рамках предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Формирования создаются на базе Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ, противочумных учреждений, научно-исследовательских учреждений эпидемиологического и гигиенического профиля.

К формированиям Роспотребнадзора (Государственной санитарно-эпидемиологической службы России) относятся:

- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);

- санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ);

- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);

- группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Одноименные формирования на той же базе создаются в медицинской службе Гражданской обороны, дополняясь инфекционным подвижным госпиталем ГО (ИПГ ГО).


Сейчас читают про: