Организация личной работы руководителя

Организация личной работы или самоменеджмент руководителя представляет собой целенаправленное и последовательное использование апробированных форм и методов работы в целях оптимального использования ресурса времени.

Как показывает практика, основными причинами нерационального (непроизводительного) расходования времени менеджерами турфирм являются недостаток опыта, образования и квалификации, неорганизованность, нерациональный распорядок дня, исполнение несвойственных функций, малая степень делегирования полномочий, неверно избранные приоритеты.

Работу по рационализации деятельности руководителя целесообразно начать с составления плана использования его рабочего времени. Можно привести следующие правила планирования личного времени:

· охватывать планом лишь 60% рабочего дня, оставляя 20% не решение непредвиденных проблем и 20% - на творческую деятельность, в том числе на повышение квалификации;

· планировать только такой объем работы, с которым можно реально справиться;

· обеспечивать гибкость планов;

· фиксировать в планах не только действия, но и ожидаемые результаты;

· устанавливать точные сроки и временные нормы для выполнения дел;

· отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел;

· постоянно пересматривать и корректировать планы;

· резервировать большие непрерывные периоды времени для решения крупных задач и короткие - для мелких вопросов;

· следить, чтобы на непродуктивную деятельность уходило как можно меньше времени;

· согласовывать свои планы с коллегами.

Планирование времени, отводимого на решение тех или иных задач, целесообразно осуществлять с учетом их рациональной очередности: сначала планируются дела с фиксированным сроком исполнения или требующие значительных затрат времени; далее планируется текущая работа и выполнение повседневных обязанностей; наконец, третье место в планах отводится второстепенным и эпизодическим делам.

В течение рабочего дня руководителю рекомендуется:

 

1) определять приоритеты в выполнении дел на основе важности и срочности;

2) всегда доводить до конца начатое дело;

3) не отвлекаться на решение внезапно возникших проблем;

4) избегать незапланированных импульсивных действий;

5) делать регулярно (после 1 часа работы) короткие паузы (до 10 мин) для отдыха;

6) объединять небольшие однородные задачи в блоки;

7) использовать незапланированные промежутки времени для подготовительной или рутинной деятельности;

8) зарезервировать для выполнения важных дел один спокойный ("закрытый") час;

9) контролировать результаты работы, сравнивая намеченное в плане с реально выполненным;

10) учитывать естественный дневной ритм и колебания работоспособности;

11) составлять план на следующий день накануне вечером.

Рациональная организация работы менеджера предусматривает также его умение работать с информацией и прежде всего читать, вести деловую переписку и телефонные переговоры, проводить совещания и заседания и т.п.

Важное значение имеет организация приема посетителей и сотрудников. Для приема посетителей и своих сотрудников целесообразно установить часы приема для тех и других. Хорошим помощником руководителя в этом деле является секретарь, который должен и регулировать потоки посетителей и принимать входящие телефонные звонки и уметь работать с корреспонденцией, отсеивая малозначимую.

Для экономии времени, планирования и эффективной организации своей работы менеджеры турфирм могут использовать специальный инструментарий: дневник времени или ежедневник с системой таймирования, персональный "Фолифакс", систему "Тайм Менеджер", технические вспомогательные средства, включая персональные компьютеры, конторские ЭВМ, телексы, копировально-множительные машины, контрольные табло и др.

Рационализация работы менеджера позволит не только повысить эффективность его личной деятельности, но и создаст предпосылки для успешного руководства коллективом туристской фирмы.

28. Управление туристской фирмой определяется в литературе как технология управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени.

выделить следующие методы управления:

 

1) экономические;

2) организационно-административные;

3) социально-психологические [7].

Экономические методы управления. Отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Поэтому экономическим методам в управлении отводится центральное место [3].

 

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические стимулы. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Организационно-административные методы управления. Организационно-административные методы управления базируются на прямых директивных указаниях. Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точек зрения, так как механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

 

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства [5].

Возможны три формы проявления организационно-административных методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

- согласительные формы (консультация, разрешение компромиссов);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.п.).

 

Все формы организационно-административных методов едины в одном: это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления, которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов [11].

Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. По существу, организационно-административные методы - это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность человека.

Таким образом, организационно-административные методы управления опираются на систему законодательных (нормативно-правовых) актов и силу власти менеджера, решают те же задачи, что и другие методы менеджмента, однако осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия на управляемую систему.

Социально-психологические методы управления. Установлено, что результаты труда во многом зависят от психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % - от умения работать с людьми [5].

Зная особенности поведения, характер каждого человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда.

Туризм как система

Система – это упорядоченная совокупность элементов, между которыми существует или может быть создана тесная взаимосвязь. Систему туризма можно представить в виде совокупности взаимосвязанных элементов – туристских предприятий, организаций, регионов, взаимодействующих между собой и внешней средой В основе системы туризма лежат две субсистемы: субъект туризма (участник туристского мероприятия) и объект туризма (туристские предприятия, организации, регионы). Туризм – открытая система, функционирующая во внешней среде и взаимодействующая с ней. Внешняя среда системы туризма представлена экономикой, экологией, технологиями, политикой, социальной и международной средой. Внутренние элементы и процессы в системе туризма существенно зависят от внешней среды. Рассмотрим подробнее взаимовлияние внешней среды и туризма.

Система - это упорядоченная совокупность элементов, между которыми является или может быть создано тесная взаимосвязь.

Система управления (менеджмента) как объект исследования имеет следующие признаки:

- Состоит из множества (как минимум двух) элементов (подсистем), иерархических и взаимосвязанных через прямые и обратные связи;

 

- Составляет неразрывное единство, целостную систему для низких иерархических уровней;

- Масс фиксированные связи с внешней средой.

 





Подборка статей по вашей теме: