Взаимосвязь качества образования и уровня личностно-профессионального развития не вызывает сомнений, чем больше в отрасли профессионально-зрелых специалистов, тем выше результативность профессиональной деятельности. Заинтересованность в развитии системы образования диктует необходимость модернизации существующей системы непрерывного педагогического образования, поиска новых эффективных моделей повышения уровня личностно-профессионального развития педагогов. Использование термина личностно-профессиональное развитие по отношению к педагогу акцентирует внимание на взаимосвязи личностных и профессиональных качеств, показывает приоритетную значимость личностных характеристик для профессионального развития. Целостный подход к развитию требует изучения человека как индивида, личности и деятеля[3, 5, 27]. Таким образом, не только личностные, но и индивидные особенности влияют на результативность профессиональной деятельности, что отражено в профессиограмме.
В настоящее время четко обозначилось противоречие между осознанием исследователей качества профессиональной деятельности педагогов значимости личностных характеристик специалистов для результативности педагогической деятельности и отсутствием целостной программы сопровождения и поддержки педагога на всех этапах профессионального развития. Результаты диагностики состояния здоровья (психологический и физический аспекты) педагогов говорят о невозможности большинства педагогов осуществлять качественную профессиональную деятельность, однако программы институционального и корпоративного повышения квалификации сосредоточены только на формировании профессиональных знаний и умений.
Профессиональная поддержка педагога должна носить комплексный характер н помогать преодолевать трудности на пути к профессиональной деятельности. Синергетический подход к профессиональному становлению специалиста предполагает рассмотрение в единстве всех тенденций нелинейного, гетерохронного процесса личностно-профессионального развития: восходящих (акмеологических) и нисходящих (катаболических). Акмеологическая или катаболическая тенденция проявляется в личностно-профессиональном развитии, определяется взаимодействием внешних и внутренних условий. Как внутренние, характеризующие работника, так и внешние условия, определяющие характер личностно-профессионального развития могут быть однородными по составу, т. е. включать только акмеологические или только катаболические характеристики. Однако, чаще всего совокупность внутренних или внешних условий неоднородна, содержит как акмеологические, так и катаболические характеристики. Тогда необходимо определить доминирующие характеристики и ключевые «параметры порядка», т.е. наиболее значимые для запуска восходящего или нисходящего трендов факторы. С этих позиций возможны четыре варианта сочетания доминирующих внешних и внутренних условий личностно-профессионального развития:
1) акмеологические и внешние и внутренние условия;
2) катаболические внешние и внутренние условия;
3) внутренние акмеологические и внешние катаболические;
4) внутренние катаболические и внешние акмеологические.
Первый вариант дает наибольшую вероятность становления профессиональной зрелости, как отдельного работника, так и коллектива. Уровень личностно-профессионального развития руководителя по отношению к работнику является внешним условием, а по отношению к самому руководителю – внутренним. Триада акмэ работника, акмэ руководителя, акмэ коллектива может быть разрушена смещением в сторону катаболических характеристик в любой составляющей, что повлечет переход к одному из последующих вариантов. Доминирование акмеологических внешних и внутренних условий личностно-профессионального развития приводит к появлению профессиональных достижений, новшеств, имеющих значение для отрасли в целом, к выполнению роли «верхнего аттрактора», подтягивающего остальных до своего уровня развития. Это путь первопроходцев, новаторов, сложный, но интересный, эволюционный.
Второй вариант сочетания внешних и внутренних условий характерен для затухающих отраслей, предприятий, в которых доминирует потребительский настрой – успеть воспользоваться уже выделенным финансированием, отсутствует заинтересованность в развитии учреждения, отрасли, распространена нацеленность на поиск других «теплых мест». Как правило, из учреждений, отраслей, встающих на катаболический путь развития, в первую очередь уходят профессионально зрелые специалисты и работники, стремящиеся к профессионально-зрелому развитию. Катаболический этап развития отрасли или учреждения может привести как к исчезновению, так и к возрождению, выходу на более высокий, новый этап акмеологического развития. Приближение к точке невозврата может, как усилить катаболический настрой работников и руководителей, так и стимулировать к инновационной деятельности. Приход руководителя-акмеолога, имеющего устойчивое стремление к профессиональным достижениям, веру в работников и себя, способного к преобразованию катаболической профессиональной среды в акмеологическую может изменить тренд развития. При сочетании катаболической профессиональной среды, катаболических работников и руководителя, вероятнее всего наступление «точки невозврата», а при акмеологической позиции руководителя кризис будет только этапом развития.
Третий вариант сочетания внешних и внутренних условий личностно-профессионального развития человека, когда внутреннее стремление к успеху значительно выше, чем стремление к профессиональным достижениям других работников, включая руководителей. Такая ситуация подталкивает работника либо взять власть в свои руки, либо уйти на другую работу, либо создать свою новую профессиональную среду. При сформированности всех компонентов готовности к самоорганизации специалиста высоко стремление к руководящей должности с целью создания акмеологической профессиональной среды, готовой к реализации акмеологической стратегии развития, к инновационной деятельности, обеспечивающей выход на новый уровень достижений не только предприятию (учреждению), но и отрасли в целом. При сформированности у специалиста готовности к творческой профессиональной самореализации и отсутствии навыков самопрезентации, самоутверждения, отстаивания значимости продуктов своей деятельности в катаболической среде, вероятнее всего, он будет не понят. Его прогрессивные идеи будут оценены неадекватно, либо присвоены руководителями. Социальное научение такого работника, направленное на внешнюю негативную оценку продуктов его творческой профессиональной деятельности, будет блокировать осуждаемые модели поведения и приведет к желанию быть как все, либо направит потребность в самореализации в другие виды деятельности, не связанные с профессией.
Четвертый вариант нахождения деградирующего специалиста в акмеологической профессиональной среде приводит либо к помощи такому работнику, либо к вытеснению его из профессии или из трудового коллектива. При развитом стремлении к самоутверждению и отсутствии готовности к творческой профессиональной самореализации работник будет вносить хаос в профессиональную среду. Если руководитель это заметит, то сначала постарается помочь работнику, а потом направит свои усилия на обеспечение безопасности коллектива и себя от такого работника.
При акмеологической профессиональной среде и акмеологической стратегии управления, опирающейся на личностный потенциал каждого работника и создающей условия для самореализации в профессиональной деятельности, инициатива создания системы профессиональной поддержки специалистов исходит от самого руководителя. Создается корпоративная программа профессиональной поддержки, предполагающая сетевое взаимодействие с другими учреждениями: научными, образовательными, медицинскими и т.д., усиливающими ее эффективность. Программа корпоративной и сетевой профессиональной поддержки специалиста при акмеологической стратегии управления тоже носит акмеологический характер и включает в себя комплекс мер по оказанию помощи работнику в личностно-профессиональном самосовершенствовании как индивиду, личности и деятелю. Акмеологическая поддержка способствует достижению профессиональной зрелости специалиста и коллектива.
При катаболической профессиональной среде и стратегии корпоративного управления, инициатива в обеспечении акмеологической профессиональной поддержки специалистов исходит из внешних по отношению к учреждению (предприятию) структур (ВУЗов, центров повышения квалификации, ИМЦ и т.д.) В катаболической профессиональной среде отсутствует профессиональная помощь не только в личностно-профессиональном развитии и поддержании здоровья сотрудников, но и забота о профессиональном совершенствовании. При аттестации сотрудников и учреждения в целом учитываются показатели повышения квалификации сотрудников, руководители требуют от своих работников соответствующие документы, подтверждающие факт повышения квалификации и объясняют, что это проблемы самих сотрудников, которые они должны решать сами, за свои деньги и в свободное от работы время. Такая ситуация сегодня наблюдается в системе высшего педагогического образования и в научно-исследовательских структурах.
Становление профессиональной зрелости педагога зависит от его личностных качеств, от образовательной среды, от качества учебного процесса профессиональной подготовки, повышения квалификации и корпоративного обучения. Комплекс мер по обеспечению внешних условий, способствующих достижению индивидуального и коллективного профессионального акме можно объединить термином акмеологическая поддержка педагога. Опираясь на принцип комплиментарности Н. Бора можно предположить, что матрица структуры акмеологической поддержки специалиста будет отражать способы внешнего воздействия на личностно-индивидуальные, когнитивные и процессуально-деятельностные характеристики субъекта профессиональной деятельности на всех этапах его личностно-профессионального развития.
Специфика профессиональной деятельности педагогов, относящихся к типу профессий «Человек-Человек» связана не только с коллективным характером деятельности, но и с тем, что это коллективное взаимодействие чаще всего разновозрастное (педагог, как правило, старше своих обучаемых), педагог, как организатор познавательной деятельности обучаемых, находится в лидерской, доминантной позиции, расходует большое количество психической энергии (А.А. Деркач), имеет обязательную регулярную подготовку дома к предстоящей работе, несет ответственность не только за свои действия, но и за действия обучаемых, выступает посредником между опытом прошлых поколений, современной социально-экономической политикой и потребителями образовательных услуг, работает в условиях снижающегося от поколения к поколению социального статуса своей профессии.
Профессиональная поддержка педагога будет эффективной, если:
- носит акмеологический характер, стимулирует личностно-профессиональное самосовершенствование;
- сочетается с акмеологической стратегией управления и реализуется в акмеологической профессиональной среде, направлена на индивидуальные и коллективные профессиональные достижения;
- охватывает все ступени непрерывного педагогического образования, включая профессорско-преподавательский состав и научных сотрудников;
- оказывает целостное воздействие на специалиста как на индивида, личность и деятеля;
- корпоративная программа акмеологической поддержки предполагает сетевое взаимодействие с региональными, городскими и районными системами профессиональной помощи педагогам;
- процессы управления и самоуправления личностно-профессиональным развитием комплементарны, взаимодополнительны и охватывают все компоненты структуры деятельности по самосовершенствованию педагога как личности, деятеля и индивида;
- педагог принимает активное участие не только в моделировании и реализации собственной программы личностно-профессионального развития, но и в моделировании корпоративных, районных и городских программ акмеологической профессиональной поддержки;
- осуществляется целенаправленная подготовка педагогов-наставников и других специалистов, реализующих акмеологическую поддержку педагогов;
- содержание и технологии реализации носят акмеологический характер и соответствуют этапу личностно-профессионального развития педагога, учитывают требования, заложенные в профессиограмме, ФГОС и аттестации;
- обеспечивается преемственность по целевым, содержательным и процессуальным характеристикам моделей акмеологической поддержки по ступеням образования;
- готовность к управлению процессами моделирования и реализации акмеологических программ профессиональной поддержки педагога рассматривается ка компонент профессиональной зрелости руководителя образовательного учреждения.
Постановка вопроса об индивидуальных маршрутах повышения квалификации педагогов должна смениться на задачу создания индивидуальных траекторий акмеологической поддержки в зависимости от этапа личностно-профессионального самосовершенствования. Теоретический анализ проблемы и изучение показателей мониторинга состояния здоровья (психологические и физические аспекты) и качества профессиональной деятельности педагогов позволяет выделить ключевые идеи моделирования индивидуальных траекторий акмеологической поддержки:
- целостный подход к личностно-профессиональному развитию;
- индивидуализация процесса акмеологической поддержки;
- синергийность процессов личностно-профессионального развития руководителя и сотрудников, процессов возникновения коллективных и индивидуальных «акме», процессов личностно-профессионального развития педагогов и обучаемых;
- непрерывность акмеологической поддержки;
- избегание опоры на сотрудников, находящихся на «катаболическом» тренде развития;
- активность самого субъекта поддержки.
Индивидуальная траектория акмеологической поддержки педагога приведёт к становлению профессиональной зрелости, если:
- в процессе ее моделирования и реализации принимают участие: сам педагог, руководитель ОУ и педагог-наставник;
- включает модули коллективной и самостоятельной деятельности, обучение на курсах повышения квалификации и стажировку;
- в ней учтены ближние и дальние цели личностно-профессионального развития, совпадающие с акмеограммой и программой личностно-профессионального развития педагога;
- рубежными результатами реализации индивидуальной программы акмеологический поддержки будут инновационные профессионально значимые проекты;
- включает помощь в подготовке к участию в конкурсах педагогического мастерства, в оформлении документации по представлению своих инновационных продуктов;
- ее структура содержит методический, психологический и валеологический блоки;
- психологический блок предполагает реализацию методов коллективной, когнитивной или телесной (танцы, конная терапия и так далее) психотерапии и индивидуальные консультации психологов, не работающих вместе с педагогом.
Наиболее западающими категориями педагогов в плане акмеологической поддержки можно считать педагогов профессионального образования: начальное, среднее и высшее, педагогов системы повышения квалификации и методистов.
Психологический и валеологический блоки акмеологической поддержки педагога направлены на развитие и адаптацию личностно-индивидных характеристик специалиста в направлении поэтапного профессионального совершенствования, конечной целью которого является профессиональное акте. Методический блок помогает личностно-профессиональному самосовершенствованию в когнитивном и процессуально-деятельностным аспектах. Акмеологическая поддержка специалиста предполагает непрерывный процесс, включая профессиональную подготовку, постдипломное образование и корпоративное повышение квалификации, требует моделирования:
- новых показателей профессиональной зрелости, обеспечивающих опережающее развитие отрасли;
- новых противоречий между изменяющимися социально-экономическими условиями и сложившимися характеристиками профессиональной деятельности;
- новых систем мониторинга качества профессиональной деятельности;
- новых механизмов стимулирования личностно-профессионального развития специалистов.
Характеризуя помощь в личностно-профессиональном развитии на этапе выбора педагогической профессии и этапе профессиональной подготовки целесообразно использовать термин акмеологическое сопровождение педагога, так как речь идет об обучающихся – будущих педагогах.
Термин сопровождение в педагогической науке и практике соотносится в первую очередь с учебным процессом, а на этапах профессионального выбора и профессиональной подготовки, обучение – это главный вид деятельности будущего педагога. А.Е. Марон предлагает использовать термин «андрогогическое сопровождение», обозначая процессы помощи взрослому в периоды его обучения, которое постепенно приближается к непрерывному. Если говорить о помощи в личностно-профессиональном развитии уже работающему педагогу, который сам осуществляет педагогическое и в том числе психолого-валеологическое сопровождение обучаемых, то с целью исключения терминологической путаницы по отношению к педагогу целесообразно применить термин «поддержка», а к обучаемому – сопровождение.
Профессиональная поддержка педагога в перероды повышения квалификации может содержать элементы сопровождения, так как педагог становится слушателем, обучаемым, но целостный процесс помощи в личностно-профессиональном развитии работающему педагогу следует обозначать термином поддержка. Поддержка предполагает большую субъектную активность и ответственность за результат личностно-профессионального развития. Если вспомнить, что первоначальный смысл профессии педагог – это раб, сопровождающих ребенка в школу, то и термин сопровождение соотносится с педагогической деятельностью. Таким образом, помощь в личностно-профессиональном развитии на первых двух этапах может быть раскрыта термином акмеологическое сопровождение, а на последующих этапах – акмеологическая поддержка.
Профессиональный блок акмеологического сопровождения учащихся средней школы реализуется программами предпрофильной подготовки и в процессе обучения в профильных классах. Ключевые задачи, решаемые на данном этапе личностно-профессионального различия: сделать адекватный своим индивидуальным особенностям и потребностям социума профессиональный выбор; сформировать качества личности, необходимые для непрерывного самосовершенствования. На этапе профессиональной подготовки будущий педагог проходит этапы, аналогичные этапам личностно-профессионального развития. Сначала он адаптируется к условиям обучения в ВУЗе (Колледже), затем появляются стабильные результаты учебной деятельности, вырабатывается индивидуальный стиль профессиональной подготовки, может начать осознаваться своя миссия в предстоявшей профессиональной деятельности, могут появляться первые инновационные продукты при участии в исследовательской деятельности ВУЗа (СНО), студент может участвовать и побеждать в различных конкурсах, получая общественное признание своей деятельности. В структуре профессиональной подготовки может быть предусмотрено кураторство старших студентов над младшими или помощь школьникам в выборе профессии, тогда у будущего педагога появляется возможность получить опыт наставничества, что является предпосылкой к становлению профессиональной зрелости.
Каждый этап личностно-профессионального развития имеет свою специфику (рис. 1) и требует соответствующей акмеологической поддержи (рис. 2).
Аспекты профессиональной деятельности | Личностно-индивидуальный | Когнитивный | Процессуально-деятельностный |
Этапы профессионального развития | |||
Профессиональная подготовка | Психологическая и физическая готовность к профессиональной деятельности | Профессиональная, методологическая, психологическая, общекультурная компетентность | Готовность к выполнению операций профессиональной деятельности |
Молодой специалист, стажер Адаптационный и стабилизационный этапы | Психологическая адаптация к условиям труда, выработка нового режима дня, обеспечивающего достаточный уровень работоспособности | Применение теоретических знаний на практике, осознание проблем, мешающий становлению профессиональной зрелости | Освоение знакомых операций на практике, осознание потребности в их интеграции и дополнении |
Опытный специалист, этап индивидуализации профессиональной деятельности | Корректировка индивидуальной программы жизнедеятельности с целью получения стабильных результатов профессиональной деятельности | Систематизация профессиональных знаний, соотнесение с опытом и повышение квалификации | Технологичность профессиональной деятельности, стабильная результативность, индивидуальный стиль работы |
Мастер, творческий и аксиологический этапы | Потребность в инновационной деятельности, устойчивая мотивация профессиональных достижений, ответственность | Инициативное повышение квалификации, осознание своей индивидуальной профессиональной миссии | Творческий характер деятельности, результативность, эффективность |
Профессионально зрелый специалист, акмеолог | готовность к самоорганизации в личностной и профессиональной сфере и организации других | способность к широкой интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, знание ключевых профессиональных документов и научно-методической литературы | Моделирование и апробация инновационных технологий профессиональной деятельности, участие в повышении квалификации коллег, наставничество, роль тьютера; |
Специалист на катаболическом этапе | Потеря интереса к инновационной деятельности, спад работоспособности | Консерватизм мышления | Снижение результативности профессиональной деятельности |
Рис. 1 Модель личностно-профессионального развития специалиста
Этапы профессионального развития | Психологический блок | Валеологический блок, акмеологической поддержки | Методический блок |
Выбор профессии | Помощь в самодиагностике и анализе соответствия профессиограммам | Помощь в моделировании индивидуальной программы ЗОЖ, учете показателей здоровья при выборе профессии | Ознакомление с сущностью и процессом профессиональной деятельности |
Профессиональная подготовка | Профотбор, диагностика и формирование качеств, заложенных в профессиограмму, индивидуальные консультации, помощь в моделировании индивидуальных образовательных маршрутов | Формирование культуры здоровья студентов в здоровьеформирующей среде ВУЗа, обеспечение готовности педагогов ВУЗа к реализации здоровьесозидающих технологий | Формирование профессиональной компетентности, тьютерство на педагогической практике, создание программ личностно-профессионального развития студентов |
Молодой специалист; Учитель-стажер | Помощь в психологической адаптации к условиям труда, к новому трудовому коллективу, тренинги по корректировке значимых для профессии психологических качеств | Профилактика профессиональных заболеваний, дни здоровья, профосмотры, группы здоровья, спортивные секции | Школа молодого специалиста, мастер-классы, творческие группы, освоение алгоритма работы над методической темой |
Опытный специалист | Профилактика эмоционального выгорания, коррекция индивидуальных программ личностного самосовершенствования и аутопсихологической компетентности | Корректировка профессиональной деятельности в зависимости от состояния здоровья, программы поддержания работоспособности | Формирование готовности к моделированию инновационных технологий деятельности |
Мастер | Мотивация инновационной деятельности, корректировка профессиональных деформаций | Освоение новых оздоровительных методик, корпоративный фитнес | Индивидуальные маршруты повышения квалификации, стажировки |
Профессионально зрелый специалист | Создание атмосферы психологического доверия специалисту, поддержание веры в успех, психологическая подстройка под специалиста | Награждение специалиста путевками, абонементами в оздоровительные учреждения | Интеграция профессиональной миссии специалиста с миссией учреждения |
специалист на катаболическом этапе | Диагностика и коррекция личностно-профессиональных деформаций | Помощь в лечении профессиональных заболеваний и освоение методов повышения работоспособности | Диагностика и коррекция причин снижения результативности профессиональной деятельности |
Рис. 2 Модель акмеологической поддержки личностно-профессионального развития специалиста
Проведенная нами диагностика готовности педагога к самоорганизации, показала достаточно низкий (0,56) уровень веры в себя как в профессионала. Поэтому в процессе акмеологической поддержки важно помочь приобрести эту веру, показать пути достижения профессионального успеха.
Впервые акмеологической поддержкой педагогов начал заниматься В.И.Сыренский, который видел ее сущность в воспитании педагога с доминирующей акмеологической позицией, целеустремленной, работоспособной, стремящейся к профессиональным достижениям личности. Педагоги Санкт-Петербурга, прошедшие акмеологические тренинги на базе Академии постдипломного педагогического образования под руководством В.И.Сыренского существенно повысили свою квалификацию, два человека защитили диссертацию, большинство имели карьерный рост.
Акмеологическая поддержка – воспитание педагога с доминирующей акмеологической позицией, сильной, высоконравственной личности, осознающей и реализующей гуманистические идеалы, целеустремленной, работоспособной, стремящейся к достижению вершин в реализации своего предназначения при условии сохранения и приумножения своего здоровья (В.И.Сыренский).
Акмеологическая поддержка – система мероприятий по формированию акмеологического мировоззрения, поддержке педагога в раскрытии его внутренних резервов в процессе достижения педагогических целей, успешной самореализации в профессии и стремлении к совершенствованию, развитию, успешной адаптации педагога к неблагоприятным социальным и экологическим факторам, высоким умственным и физическим нагрузкам [45].
Акмеологическая поддержка – система мероприятий, обеспечивающих самосовершенствование педагога в образовательной среде, направленных на его саморазвитие, на движение растущего и взрослого человека от одной вершины к другой, на достижение «акме» в разных видах зрелости человека, в его творчестве и здоровье, в развитии всех его жизненных сил [26].
Содержание феномена «Акмеологическая поддержка» рассматривается разными авторами в едином ключе акмеологической концепции профессионального образования. Акмеологическая поддержка педагога – одно из ключевых условий повышения качества образования, коэволюции педагогов и учащихся.
Целостный подход к моделированию акмеологической поддержки молодого педагога требует интеграции усилий по адаптации специалиста к профессиональной деятельности и помощи, направленной на ускорение темпов личностно-профессионального развития и достижения профессиональной зрелости. Наиболее эффективно организовывать систему акмеологической поддержки молодого специалиста в муниципальной системе образования как сетевое взаимодействие образовательных учреждений и специалистов с выстраиванием индивидуальной программы стажировки для начинающего педагога.
Индивидуальная траектория стажировки предполагает взаимодействие с различными наставниками, результаты которого необходимо отразить в специальном дневнике результативности стажера (приложение 3). С целью подготовки молодого специалиста к обеспечению преемственности педагогического процесса необходимо предусматривать взаимодействие с другими типами и видами ОУ. Воспитателю, например, полезно посетить начальную школу и, наоборот, учителю начальных классов провести несколько дней в ДОУ. Учителю средней и старшей школы можно предусмотреть знакомство с УДОД и с НИИ по профилю для подготовки к профильному обучению и исследовательской деятельности.
Помимо занятий, направленных на профессиональное развитие, необходимо включить и блок помощи в поддержании психического и физического здоровья молодых педагогов, который может быть реализован на базе РЦ, занимающегося проблемой здоровья, на базе ППМСЦ и спортивных школ, бассейнов и спортшкол района.
Ключевая проблема, затрудняющая оказание акмеологической поддержки молодым педагогам, заключается в отсутствии специально подготовленных наставников и тьютеров и в отсутствии системной модели управления сетевым взаимодействием преподавателей повышения квалификации молодых педагогов, наставников, тьютеров и руководителей ОУ.
Молодому педагогу необходимо помочь, прежде всего, в разработке индивидуальной программы личностно-профессионального развития, которая помогла бы ему успешно адаптироваться и достичь профессиональной зрелости. Структура примерной программы личностно-профессионального самосовершенствования педагога включает следующие разделы: личностно-профессиональные достижения за предыдущие годы, личностно-профессиональный потенциал, ориентиры индивидуальной профессиональной зрелости, поэтапную программу личностно-профессионального самосовершенствования, планы работы на предстоящий год (приложение 7).
Профессиональная успешность молодого педагога – комплексное понятие, интегрирующее внутренние и внешние критерии, внутренние и внешние условия ее достижения, показатели успешности профессиональной адаптации и управления качеством акмеологической поддержки. Эффективная акмеологическая поддержка молодых педагогов в личностно-профессиональном развитии позволяет «омолодить» педагогические коллективы, и соответственно, повысить качество профессиональной деятельности.
Одним из важнейших внешних условий, способствующих формированию успешности молодых педагогов, является целенаправленное создание акмеологической профессиональной среды и применение акмеологической стратегии управления образовательным учреждением.