Розничные торговые сети, их классификация

В условиях усиливающейся конкуренции в торговле активно развиваются розничные торговые сети, представляющие собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно, аналогичное архитектурное оформление

 

 


Таблица 2 – Основные характеристики типов предприятий торговли

Предприятия торговли Площадь торгового объекта, м2, не менее Ассортимент товаров Формы торгового обслуживания покупателей Отличительные особенности типа предприятия
Специализация торговой деятельности Тип предприятия Вид торговли
Универсальное предприятие торговли Гипермаркет Розничная торговля 4 000 Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Преимущественно самообслуживание Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. До 40% площадей используют под размещение непродовольственных товаров. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универмаг Розничная торговля 3 500 — в городах, 650 — в сельской местности Универсальный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание; обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание через прилавок и др. Реализация широкого ассортимента непродовольственных товаров, допускается отдел продовольственных товаров (до 20% всего ассортимента). Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Магазин- склад Розничная, оптовая и мелкооптовая торговля   Универсальный ассортимент продовольственных и(или)непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и пр.). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Центр оптовой и мелкооптовой торговли Оптовая и мелкооптовая торговля 5 000 Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; обслуживание по образцам Реализация товаров оптом и мелким оптом. Возможно наличие цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд). Широкая зона обслуживания. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универсальный общетоварный (продовольственный или непродовольственный) склад Оптовая и мелкооптовая торговля Не нормируется Универсальный ассортимент продовольственных и(или)непродовольственных товаров Преимущественно самообслуживание Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Универсам Розничная торговля   Универсальный ассортимент продовольственных и ограниченный ассортимент непродовольственных товаров повседневного спроса, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок   Возможно наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Универсальное предприятие торговли Супермаркет Розничная торговля   Универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе под собственными торговыми марками Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок Непродовольственные товары составляют не более 30% всего ассортимента. Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительныхуслугтор- говли
Универсальное предприятие торговли Гастроном Розничная торговля   Универсальный ассортимент продовольственных товаров и узкий ассортимент непродовольственных товаров Преимущественно индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием Гастрономические товары составляют не менее 40% всего ассортимента. Наличие отдела по реализации полуфабрикатов и кулинарных изделий
Специализированное предприятие торговли* Специализированный общетоварный (продовольственный или непродовольственный) склад Оптовая и мелкооптовая торговля Не нормируется Ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров преимущественно одной группы Преимущественно самообслуживание Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Оказание дополнительных услуг торговли
Специализированное продовольственное предприятие торговли Магазины: «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды», «Хлеб», «Овощи- фрукты» и т.п. Розничная торговля   Широкий ассортимент продовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия Самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом
Специализированное непродовольственное предприятие торговли Магазины: «Электротовары», «Одежда», «Обувь», «Ткани», «Хозяйственные товары», «Книги», «Мебель», «Книги», «Зоото- вары», «Семена», «Природа», «Охотник», «Цветы», «Мир садовода», «Спорт и туризм» и пр. Розничная торговля   Широкий ассортимент непродовольственных товаров одной группы в соответствии со специализацией предприятия Самообслуживание; обслуживание по образцам; индивидуальное обслуживание через прилавок Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров Магазин товаров повседневного спроса Розничная торговля   Ограниченный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров частого спроса Преимущественно самообслуживание Реализация социально значимых товаров потребительской корзины. Размещение, как правило, в радиусе шаговой доступности. Возможна реализация товаров дистанционным способом
Неспециализированное продовольственное предприятие торговли Магазин (павильон) «Продукты» Розничная торговля   Узкий ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса, в том числе хлеб, кондитерские и гастрономические товары, безалкогольные напитки Индивидуальное обслуживание через прилавок с частичным самообслуживанием --
Неспециализированное предприятие торговли со смешанным ассортиментом товаров Мини- маркет Розничная торговля 40 (не более 50) Узкий или ограниченный ассортимент продовольственных товаров, в том числе гастрономические, кондитерские, винно-водочные товары, безалкогольные напитки, а также сопутствующие непродовольственные товары повседневного спроса Самообслуживание -
Неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров Торговый дом Розничная и оптовая торговля   Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, жен щи ни детей — одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.; электротовары, предметы мебели, хозтовары и т.п. Преимущественно самообслуживание; обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание через прилавок Многопрофильное предприятие торговли. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для полных, для новобрачных, для молодежи и т.п. Розничная торговля   Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, ПО предварительным заказам, индивидуальное обслуживание и др. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров Торговый дом Розничная и оптовая торговля   Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин, жен щи ни детей — одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия и др.; электротовары, предметы мебели, хозтовары и т.п. Преимущественно самообслуживание; обслуживание по образцам, по каталогам, по предварительным заказам; индивидуальное обслуживание через прилавок Многопрофильное предприятие торговли. Организованная стоянка для парковки автотранспорта. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное предприятие торговли с комбинированным ассортиментом товаров Товары для дома, для детей, для женщин, для мужчин, для будущих мам, для полных, для новобрачных, для молодежи и т.п. Розничная торговля   Комбинированный ассортимент товаров для определенного контингента покупателей в соответствии со специализацией магазина Самообслуживание, обслуживание по образцам, по каталогам, ПО предварительным заказам, индивидуальное обслуживание и др. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли Магазин «Промтовары» Розничная торговля   Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе одежда, обувь, галантерейные, парфюмерно-косметические товары и пр. Индивидуальное обслуживание через прилавок  
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли Комиссионный магазин Розничная торговля   Узкий ассортимент непродовольственных товаров, в том числе антикварных Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок Реализация непродовольственных товаров, в том числе бывших в употреблении, которые принимаются у населения на основании договоров комиссии
Неспециализированное непро- довольст- венное предприятие торговли Магазин «Секонд- хэнд» Розничная торговля   Узкий ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация непродовольственных товаров, бывших в употреблении
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли Стоковый магазин (магазин «Сток») Розничная торговля Не нормируется Ограниченный ассортимент непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация непродовольственных товаров, морально устаревших
Неспециализированное предприятие торговли Магазины: «Дисконт», «Кэш энд Кэрри», «Дискаунте р» Розничная и мелкооптовая торговля Не нормируется Широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров Самообслуживание Реализация товаров с невысоким уровнем наценок
Неспециализированное предприятие торговли Магазин «Бутик» Розничная торговля   Ограниченный ассортимент модных товаров одной группы — непродовольственных: одежда, обувь и продовольственных товаров редкого спроса: коллекционные вина, фирменный шоколад, кондитерские изделия и др. Индивидуальное обслуживание, самообслуживание Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров, в том числе по сезонам, коллекциям, брендам и пр. Оказание дополнительных услуг торговли
Неспециализированное непродовольственное предприятие торговли Магазин- салон Розничная торговля   Ограниченный ассортимент товаров одной группы, например автомобилей, цветов, обуви, одежды Индивидуальное обслуживание Реализация товаров с высоким уровнем наценок. Постоянное обновление ассортимента товаров. Оказание дополнительных услуг торговли

Примечание. * Для дистанционной торговли и торговли по образцам площадь торгового объекта не нормируется.


Торговые сети являются одним из самых эффективных направлений развития розничной торговли.

Сетевая торговля имеет следующие преимущества:

■ с учетом территориальных сегментов целевого рынка возможно размещение товара с изменением пространства;

■ в соответствии с потребительскими предпочтениями возможно изменение ассортимента товаров и формирование привлекательного ассортимента по конкурентоспособным ценам;

■ размеры сетей позволяют им закупать большие партии товаров, получая при этом максимальные скидки и экономя на транспортных расходах;

■ централизация и высокий уровень управления всей коммерческой деятельностью за счет привлечения квалифицированных специалистов позволяют избежать многих недостатков, характерных для отдельного магазина;

■ возможна диверсификация видов деятельности с учетом повышения эффективности;

■ снижение затрат на единицу товара за счет экономии на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для своих магазинов, и относя расходы на большое количество товара;

■ способность объединить функции оптовой и розничной торговли;

■ сети дают своим магазинам определенную свободу, чтобы те могли с учетом местных потребительских предпочтений успешно вести конкурентную борьбу.

В развитых странах торговыми сетями захвачено всё рыночное пространство. Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают не более 4% рынка. В Европе сетевая торговля контролирует 70—75% розничного товарооборота, а в России — на уровне 20—30%.

Торговые сети, имеющие более 10 магазинов, в мировой торговой практике называют торговыми цепями. По мнению экспертов, торговая сеть может быть эффективна лишь тогда, когда в нее входят 20 магазинов.

В России наблюдается стабильный рост рынка сетевой торговли. Наиболее развита сетевая торговля в Москве, где степень проникновения сетевой торговли сейчас составляет 45%, по России в целом — 20%. Однако в сравнении с другими странами уровень концентрации сетевой торговли в России достаточно низкий.

Основными условиями создания розничных торговых сетей являются:

■ концентрация аппарата управления сетью в едином центре;

■ централизация коммерческой деятельности по закупкам товаров;

■ сокращение коммерческих функций в магазинах и передача их менеджерам центра;

■ внедрение количественно-стоимостного учета в торговой сети; оснащение магазинов, входящих в сеть, современными контрольно-кассовыми машинами;

■ использование методов штрихового кодирования;

■ внедрение информационной системы, соответствующей задачам выбранной модели управления.

Сетевая торговля характеризуется современными форматами магазинов, определяемых ассортиментом, размером торговой площади, формами и методами обслуживания. Развиваются новые форматы магазинов, современные торговые центры и огромные моллы. Предприятия розничной торговли оснащены передовыми технологиями ведения бизнеса, располагают современными помещениями. Всё это не может не отразиться на конкурентной борьбе, которая начинает усиливаться и ведется не только в ценовом диапазоне.

Для осуществления розничной торговли необходима соответствующая материальная база. Основой материально- технической базы розничной торговли является торговая сеть.

В ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», который вступил в действие с 1 января 2000 г., дано определение понятия торговой сети.

Розничная торговая сеть — это совокупность предприятий розничной торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории в целях продажи товаров и обслуживания покупателей или находящихся под общим управлением.

Это основное организационное и техническое звено, через которое доводятся до потребителя товары и удовлетворяются их потребности в разнообразных товарах народного потребления.

Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора в удобном количестве, недалеко от места работы и жилья.

Структуру розничной сети характеризуют следующие показатели:

■ соотношение предприятий торговли продовольственными и непродовольственными товарами;

■ удельный вес стационарной сети в общем количестве торговых предприятий;

■ удельный вес специализированных магазинов в общем количестве торговых предприятий;

■ используемые формы продажи и методы обслуживания;

■ соотношение торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

■ соотношение торговой и неторговой площадей магазина;

■ продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

■ соотношение обшей площади торгового предприятия, расположенной в отдельностоящих, встроенных й пристроенных зданиях;

■ удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами;

■ средний размер торговой площади одного магазина.

Розничную торговую сеть можно классифицировать по

различным признакам.

В зависимости от условий, в которых осуществляется продажа, она может быть стационарной и нестационарной.

Стационарная сеть расположена в специально оборудованных зданиях и строениях, предназначенных для осуществления купли-продажи.

Стационарная розничная сеть представлена розничной (магазины) и мелкорозничной сетью (павильоны, киоски, ларьки, торговые автоматы).

Розничная торговая сеть

Розничная сеть представляет собой совокупность торговых предприятий, взаимодействующих на основе единого координирования, определяемого внешней средой. Эта сеть включает специально оборудованные здания (магазины), осуществляющие куплю-продажу товаров и оказание услуг покупателям для их личного, семейного и домашнего использования.

 

Рис. 1. Виды розничной сети в зависимости от условий продажи

Мелкорозничная торговая сеть включает в себя павильоны, палатки, ларьки, киоски. Мелкорозничная торговая сеть обладает большой гибкостью, возможностью быстрого развертывания и максимального приближения к покупателям, на ее сооружение и эксплуатацию не требуется больших затрат.

Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие точки работают круглосуточно.

В мелкорозничной торговой сети реализуются продовольственные и непродовольственные товары простого ассортимента и повседневного спроса. Она дополняет сеть магазинов в период сезонной торговли овощами, фруктами, цветами, напитками, а также используется в качестве самостоятельной для торговли табачными, кондитерскими изделиями, книжно-журнальной продукцией, газетами, мороженым. Недостатками мелкорозничной торговой сети являются узость ассортимента, отсутствие удобств для покупателей при выборе товаров, сложность в создании надлежащих условий для хранения товаров и контроля за соблюдением правил торговли.

Павильон — это закрытое, оборудованное строение легкой конструкции, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. В отличие от магазинов, он предлагает более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей.

Киоск — это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка — это легковозводимая сборно-разборная конструкция, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца. Работа палаток чаще всего носит сезонный характер (продажа овощей, фруктов, канцелярских товаров к началу учебного года).

Ларек — строение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца.

Разновидностью мелкорозничной сети являются торговые автоматы («вендинг» — автоматическая торговля) — служат для продажи товаров через автоматические устройства. Они могут использоваться для продажи штучных, фасованных товаров, напитков. Устанавливают торговые автоматы в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (на вокзалах, в парках, в кафе, на улицах и т.п.). Через них продают не только мелкие штучные упакованные изделия, но и напитки — кофе, свежевыжатые соки, горячие бутерброды, сигареты, кондитерские изделия. В последние годы широкое распространение получила продажа услуг — оплата сотовой связи, зарядка мобильных телефонов и пр. Преимущество торговли через автоматы — значительное ускорение процесса продажи товаров, сокращение расходов по содержанию обслуживающего персонала, неограниченное время работы. Несмотря на неоспоримые преимущества, торговля через автоматы в странах СНГ развивается крайне медленно (в том числе и вследствие вывода из денежного оборота металлических монет).

Нестационарная торговая сеть — это передвижная торговая сеть. Она используется преимущественно для обслуживания малых и отдаленных населенных пунктов, где отсутствует стационарная торговая сеть. Подобная форма организации торговли отличается большой мобильностью и способностью максимально приближать товары к потребителям. Осуществляется чаще всего индивидуальными предпринимателями или какими-либо организациями в легко разбираемых палатках, автолавках, автоцистернах.

Согласно стандарту ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», нестационарная торговля функционирует в виде развозной и разносной передвижной торговли.

Развозная торговля осуществляется с помощью автомагазинов, автоприцепов, магазинов-вагонов, судов-магазинов, т.е. с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств. Наибольшее распространение получили автомагазины, которые применяются для торгового обслуживания в сельской местности; в местах проведения сельскохозяйственных работ (посевная, уборочная), заготовок, массовых мероприятий (ярмарок, базаров, выставок-продаж) и отдыха населения; на фермах и отгонных пастбищах. Все более широкое применение получает торговля через автомагазины и в крупных городах. Она осуществляется предприятиями, производящими молочные, мясные и некоторые другие продовольственные и непродовольственные товары. Подобная торговля организуется в наиболее оживленных и приспособленных для этого местах.

Разносная торговля осуществляется путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице. Применяется для обслуживания в местах отдыха, на железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах: часто так продаются кондитерские изделия, мороженое, цветы, газеты, книги и некоторые другие товары.

Подобная форма организации торговли обеспечивает максимальное приближение товара к потребителю и непосредственный контакт продавца с потребителем, что позволяет эффективно осуществлять личную продажу.

По размерам торгового предприятия, их количеству в сети различают:

■ крупные (более 150 м3);

■ средние (до 150 м3);

■ мелкие (до 50 м3).

По формам интеграции:

■ горизонтальная:

— корпоративная,

— добровольная;

■ вертикальная:

— розничные предприятия с изготовителем;

— розничные и оптовые предприятия;

— смешанная интеграция.

Горизонтальные сети объединяют предприятия,

находящиеся на одной хозяйственной ступени. Это объединение двух и более однородных по функциональному значению и товарному профилю торговых предприятий, находящихся в одном владении. Крупнейшими горизонтальными торговыми сетями являются «Магнит» (оператор ОАО «Тандер»), «Пятерочка», «Карусель», «Дикси», «Седьмой континент», «Перекресток», «Копейка».

Горизонтальные сети являются формой равноправного кооперирования предприятий, реализующих отдельные функции и работы. Они могут быть корпоративными (имеют одного владельца, единый контролирующий орган, централизованно закупают товары и предлагают схожий ассортимент) и добровольными (группа независимых розничных торговцев, организовавших торговое объединение).

К добровольным объединениям относятся розничные сети: «Старик Хоттабыч», «М. Видео», «Спортмастер», «Седьмой континент».

Горизонтальные сети могут быть одноформатными, т.е. состоять из предприятий одного типа (например, краснодарская цепь «Магнит» работает в формате дискаунтера) или мультиформатными, которые включают несколько форматов (например, ЗАО Торговый дом «Перекресток» включает супермаркет, гипермаркет, магазин «У дома»).

Вертикальные торговые сети строятся на принципах подчинения, распорядительства. Они объединяют функционально зависимых производителей, посредников,

продавцов и потребителей данного продукта. Такие сети формируются на основе подчинения смежных звеньев товародвижения одним из участников канала, который обладает наибольшим потенциалом и доминирует в ней. Такие сети называют также межотраслевыми. Они могут образовываться путем:

■ объединения розничных предприятий с изготовителями (фирменная торговля);

■ объединения розничных и оптовых предприятий (крупные компании-дистрибьюторы создают собственные торговые точки);

■ диверсификации (образование финансово-промышленных групп и крупных межотраслевых комплексов — концерн «Бабаевский»).

Розничные торговые сети формируются на основе франчайзинга, выкупа и строительства новых магазинов.

Различают транснациональные (международные) и общенациональные сети.

Транснациональные (международные) сети развиваются путем открытия торговых предприятий в разных странах (например, немецкие сети Aldi, Metro, Obi; голландская Spar; французские сети Auchan, Carrefouer; американские WalMart; шведская Ikea).

Общенациональные сети могут быть:

■ федеральными — развивают магазины в нескольких городах России (например, краснодарская сеть «Магнит»; петербургская «О'Кей»; московская «Седьмой континент», «Перекресток», «Карусель», «Линия»; калининградская «Виктория», «Квартал»);

■ локальными — работают в масштабах одного города (например, «Молния» в Челябинске, «Бахетле» в Казани, «Монетка» в Магнитогорске, «Купец» ц Екатеринбурге, «В 2 шагах» в Ростове-на-Дону).

При сетевой организации розничной торговли могут применяться различные модели управления.

Так, «инвестиционная» модель управления основана на создании инвестирующего и объединяющего финансового центра с самостоятельными объектами хозяйствования. При такой модели задачи управления в центре упрощены, а предприятия, входящие в сеть, могут быть более инициативными в коммерческой деятельности. Однако недостатком такого управления является отсутствие согласованности в закупочной деятельности и зависимость от качества работы коммерческих служб.

Этого недостатка лишена «холдинговая» модель, при которой центр определяет закупочную политику, но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Такая модель позволяет более гибко управлять магазинами. Но при таком управлении высоки издержки из-за чрезмерного роста аппарата управления.

Наиболее эффективной моделью сетевой организации розничной торговли является «централизованная» модель. Она основана на том, что единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в операциях, связанных с заказом, инвентаризацией и переоценкой товаров. Использование такой модели позволяет снизить издержки и более эффективно использовать аппарат управления при его концентрации в едином Центре, но при этом должна быть обеспечена надежная связь с магазинами, входящими в сеть.

Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов обеспечивается при использовании «лоточной» модели управления, основанной на полной концентрации управления в центре и практически полном отсутствии функций управления в магазинах. Информационная система находится в центральном офисе, здесь же сосредоточен весь аппарат управления. При такой системе практически исключаются прямые поставки товаров в магазины.

На практике также может быть использована «гибридная» модель, при которой часть магазинов управляется централизованно, а другая часть может работать по «лоточному» или «холдинговому» принципу.

Типы розничной торговой сети по виду ассортимента

Ассортимент товаров является важным признаком классификации розничной торговой сети. Число товарных позиций, представленных покупателю, определяется форматом магазина. Одно из направлений совершенствования розничной торговой сети — ее специализация, которая способствует облегчению труда и росту производительности, оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.

По товарно-ассортиментному признаку различают: универсальные розничные сети, специализированные розничные сети, сети со смешанным ассортиментом товаров, сети с комбинированным ассортиментом товаров.

Универсальные розничные сети реализуют универсальный ассортимент (все группы) продовольственных или непродовольственных товаров. Примерами таких сетей являются супермаркеты («Перекресток», «Магнит», «Таб- рис»), гипермаркеты («Пятерочка»), универмаги («Калинка Стокманн», «Москва», «Стильный город»), универмаг «Детский мир».

Специализированные розничные сети, в том числе и узкоспециализированные, реализуют одну группу товаров или часть товарной группы. Это позволяет предоставлять покупателям более глубокий и насыщенный ассортимент, иметь более тесные связи с поставщиками, сокращать оформление документации. В специализированных предприятиях имеются лучшие условия для изучения покупательского спроса, больше возможностей для предложения покупателям сервисных услуг. Представителями специализированных розничных сетей являются «М. Видео», «Эльдорадо», «Высшая лига», «Спортмастер», «Бибабо», «Позитроника», «Мир», «Эконика», «Техносила».

На специализацию оказывают влияние научно-техни- ческий прогресс, потребности людей, рост денежных доходов населения. В связи с этим получают развитие узкоспециализированные розничные сети по продаже парфюмерных товаров (Л'Этуаль, «Иль де Боте», «Арбат Престиж»), изысканных вин («Ароматный мир», «Деликатный мир. Галерея вин и сигар»), модной одежды, сотовых телефонов («Евросеть»).

Сети со смешанным ассортиментом товаров реализуют отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. К этой группе относят предприятия, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары («Ашан», «О'Кей»).

Сети с комбинированным ассортиментом товаров

реализуют несколько групп товаров, связанных общностью спроса или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Товары для ремонта», «Город мастеров», «Диета»).

Сегодня в России происходит универсализация торговых предприятий, растет число смешанных магазинов. Для продовольственной торговли тенденцией развития является универсализация, для непродовольственной торговли — увеличение специализированных и узкоспециализированных магазинов.

Характеристика розничной торговой сети по уровню розничных цен

Цена выполняет исключительно важную функцию, которая состоит в получении дохода (прибыли) от реализации товара. Именно от цен зависят достигнутые коммерческие результаты. Цена служит средством установления определенных отношений между предприятием и покупателями, она оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.

Розничная торговая сеть по ценовой политике объединяет предприятия:

■ ниже прожиточного минимума — дискаунтер, «стоковые магазины», магазин-склад, продовольственные рынки, мини-маркеты, «секонд-хэнд», комиссионные магазины;

соответствующие прожиточному минимуму — рынки, товары повседневного спроса; магазины «Кэш энд Керри»;

■ превосходящие прожиточный минимум (элитные):

— продовольственные магазины — супермаркеты, специализированные магазины, гипермарксты;

— непродовольственные магазины — бутики, мага- зины-салоны, дисконтные магазины, специализированные магазины или узкоспециализированные.

Рынок требует индивидуального подхода к потребностям покупателей. Ужесточившаяся конкуренция на розничном рынке приводит к тому, что фактор цены остается наиболее важным для большинства (60%) россиян. Большая дифференциация в уровне доходов потребителей вынуждает торговые предприятия ориентировать свою деятельность на отдельные сегменты рынка.

Крупных розничных сетей в России не более 30 (имеющих не 3—4 магазина, а несколько десятков, или по нескольку магазинов более чем в пяти регионах России).

Классифицировать розничные сети проще всего по сегменту потребителей; различаются они не только ценами, но и выбором товара, оформлением торговой площади и обслуживанием.

Люксовые/Премиальные сети — классические гастрономы, ориентированные на продукцию «премиум» и потребителей с доходами «выше среднего и высокого» («Фэшн Гранд Ласкала»).

Для обеспеченных покупателей предлагаются товары высокого качества, с высокой культурой обслуживания по соответствующим ценам; открываются бутики, магазины- салоны, дисконтные магазины, супермаркеты, гипермар- кеты, универмаги, специализированные и узкоспециализированные сети. К ним можно отнести сети магазинов «Глобус Гурме», «Стокманн», «Азбука вкуса» и «Седьмой континент — Пять звезд».

Магазины экономкласса — самые распространенные и востребованные. Основными акциями в магазинах этого сегмента являются скидки. Поэтому для экономных покупателей продовольственной сети предназначены магазины- дискаунтеры, магазины «Кэш энд Керри», мини-маркеты, магазины-склады, фирменные магазины производителя, продовольственные рынки, в непродовольственной сети — магазины «Секонд-хэнд», комиссионные, или «стоковые магазины», торговые точки производителей, телевизионный магазин, товары повседневного спроса. К наиболее крупным сетям экономкласса относятся «Пятерочка», «Рубль бум», «Дикси»; калининградские «Виктория», «Квартал», «Дешево»; краснодарская сеть «Магнит»; казанская «Эдельвейс».

Дискаунтеры — это сети с универсальным ассортиментом, работающие по методу самообслуживания и реализующие товары повседневного спроса по низким ценам, которые обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Как правило, они размещаются не в центре города, а в «спальных» районах и ориентированы на всех жителей близлежащих кварталов.

Исследования показывают, что наблюдается рост доли потребителей, которые при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и широкому ассортименту. Поэтому для увеличения числа потенциальных потребителей торговые сети активно развивают мультиформатность: для сетей характерно развитие одновременно в нескольких форматах — «магазин у дома», супермаркета и гипермаркета. Компания «Ашан» развивает сеть гипермаркетов «Ашан» и дискаунтеров «Атак». Сеть «Дикси» первоначально ориентировалась на дискаунтеры, теперь приняла решение открывать магазины и других форматов — гипермаркеты и «магазины шаговой доступности». «Седьмой континент» развивает сразу три формата — «магазин у дома», супермаркет («Пять звезд», «Универсам») и гипермаркет («Наш гипермаркет»). Сеть магазинов «Магнит» открыла супермаркеты «Тандер» и начала развивать формат гипермаркета. «Лента» открывает сеть «магазинов у дома» под названием «Норма». Холдинг Х5, созданный путем слияния «Пятерочки» и «Перекрестка», развивает сеть экономичных супермаркетов «Пятерочка», а также супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».

3.5. Предприятия оптовой торговли, их классификация и характеристика

Оптовые торговые предприятия представляют собой сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и розничной торговлей. Покупателями являются промышленные предприятия, оптовая торговля, розничная торговля, рынок государственных учреждений и международный рынок.

Оптовые торговые предприятия можно классифицировать по следующим признакам (рис. 2):

Рис. 2. Классификация оптовых предприятий

 

По масштабу и характеру деятельности:

■ общенациональные (федеральные) предприятия — I уровень. Они формируют каналы товародвижения для крупных производителей продукции и создают условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков;

■ межрегиональные предприятия — II уровень. В целях бесперебойного снабжения товарами в связи с географическими особенностями страны эти предприятия осуществляют досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока;

■ региональные оптовые предприятия закупают товары у оптовых предприятий федерального уровня и у местных товаропроизводителей и доводят их до розничных торговых предприятий, так как наиболее точно определяют зону своего влияния на рынке.

Но количеству сотрудников:

■ малые (до 50 работников);

■ средние (от 50 до 100 человек);

■ крупные (свыше 100 человек).

По товарной специализации с товаром:

■ специализированные предприятия осуществляют закупку и продажу товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением. Если оптовое торговое предприятие специализируется на торговле определенным товаром, то его называют дилером, если специализируется на торговле товарами определенного производителя — официальным дилером;

■ узкоспециализированные предприятия осуществляют закупку и продажу отдельных подгрупп или даже видов товаров;

■ универсальные оптовые торговые предприятия осуществляют закупку и продажу универсального ассортимента (разные товарные группы товаров);

■ смешанные занимаются реализацией как продовольственных, так и непродовольственных товаров;

■ комбинированные производят закупку и продажу нескольких товарных групп, которые связаны комплексностью (общим спросом) — товары для сада и огорода.

По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций:

■ независимые оптовые торговые предприятия, приобретающие право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием;

■ посреднические организации, не приобретающие вещных прав на товар, а оказывающие услуги по доведению товара от изготовителя до потребителя;

■ организации — специальные участники оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, торги, оптовые рынки.

По формам собственности и ведомственной принадлежности-.

■ коллективные;

■ частные.

По сфере территориального обслуживания оптовые предприятия подразделяются на районные, межрайонные, городские, областные, краевые, республиканские, межобластные и межреспубликанские.

Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятий, которые являются основными рыночными структурами. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по купле-продаже товаров и оказывают различные услуги по организации оптового оборота.

Оптовая торговля осуществляется через оптовые базы, склады, мелкооптовые предприятия.

Мелкооптовые предприятия представляют собой помещения, где наряду с хранением товаров осуществляются расчетные операции с покупателями. Они позволяют приблизить товары к потребителю, организовать их продажу в удобном для покупателя месте. Мелкооптовые предприятия ориентированы на владельцев небольших магазинов, павильонов, палаток, ларьков, закупающих товары небольшими партиями.

В материально-техническом обеспечении следует выделить торгово-сбытовые оптовые предприятия. Эти предприятия специализируются в основном на сбыте сырья и продукции производственно-технического назначения.

Контрольные вопросы

1. Каковы критерии выбора организационно-правовой формы и формы собственности торгового предприятия?

2. Назовите типы организационных структур. Как осуществляется их выбор?

3. Принципы построения организационных структур.

4. Охарактеризуйте розничные торговые сети.

5. В чем заключаются централизация и децентрализация в организационных структурах?

6. Как осуществляется выбор типов магазинов, входящих в состав торгового предприятия?

7. Как осуществляется распределение полномочий и ответственности в организационной структуре торгового предприятия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: