Основные проблемы и рекомендации по устранению проблем в деятельности по надомному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов

 

Основными видами социальных услуг клиентской группе являются услуги трех видов:

социально-бытовые: покупка и доставка на дом продуктов питания; промышленных товаров первой необходимости; содействие в приготовлении пищи из продуктов заказчика; доставка воды; топка печи; помощь в работе на приусадебном участке; содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без централизованного отопления; сдача вещей в ремонт, химчистку, стирку и т.д.;

социально-медицинские: содействие в оказании клиенту медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых, краевых программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

социально-психологические: оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, мотивация к активности, психологической поддержки жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому; социально-правовые: помощь в оформлении документов; социально-педагогические: организация экскурсионных и прогулочных поездок; содействие в посещении праздничных мероприятий, театров и музеев; проведение виртуальных экскурсий на дому у клиентов; вовлечение пожилых людей в клубы на дому по интересам.

Самыми востребованными услугами клиентской группы являются бытовые и медицинские услуги (рис. 3):

 
 

 

 


Рисунок 3. – Соотношение востребованности услуг (бытовых, медицинских, правовых, педагогических, психологических) надомного обслуживания

Неизменным успехом и популярностью у клиентской группы пользуются особые услуги: сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости.

Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, внедрять новые востребованные формы услуг.

Объемы финансирования на социальное обслуживание за счет бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно возрастают, ввиду того, что потребность в социальных услугах прежде всего со стороны пожилых и инвалидов увеличивается, что является одним из закономерных последствий старения населения как объективного социально-демографического процесса, что также говорит о необходимости поиска новых технологий социального обслуживания этих граждан и их законодательного закрепления.

Президентом РФ Д. Медведевым на Третьем съезде социальных педагогов и социальных работников в г. Москве в 2005 году поставлено несколько задач по совершенствованию социального обслуживания в России. Говоря о государственном приоритете в сфере социального обслуживания, об особом государственном внимании к проблемам отрасли, Президентом РФ было отмечено: «Крайне важно, чтобы проблемами пожилых людей занимались не только государственные структуры, но и неправительственные структуры, общественные объединения и деловые круги. Зрелость нашего бизнеса как раз в этом-то и должна проявляться». Другими задачами, поставленными Президентом в сфере социального обслуживания, является внедрение современных технологий, включая технологии управленческие, технологии дистанционные, создание мобильных бригад, оказание медико-социальных услуг, особенно в сельской местности, потому что не все люди даже в городе способны прийти в соответствующие учреждения.

Следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление в Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Вместе с тем активное внедрение в сферу социального обслуживания рыночных механизмов будет способствовать развитию конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг, даст возможность гражданам самим выбирать поставщиков социальных услуг. Кроме того, развитие негосударственных социальных служб позволит активно развивать услуги, не относящиеся к гарантированному государством перечню услуг, но являющиеся жизненно необходимыми, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Применительно к социальному обслуживанию на дому к таким услугам, например, относятся услуги сиделки, осуществляющей уход за пожилыми и инвалидами частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, что обеспечит создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход оставаясь в привычных домашних условиях, а также предоставит возможность членам их семей полноценно жить и работать, и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами. Такие услуги начинают развиваться в Пермском крае, но на территории Добрянского муниципального района их пока нет. К таким услугам относятся и «экспресс-помощь на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги больным людям.

Заслуживает внимания опыт некоторых субъектов Российской Федерации по внедрению такой инновационной технологии социального обслуживания на дому, как создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. К лицам, нуждающимся в социальных услугах, отнесены одинокие или одиноко 150 проживающие пожилые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе инвалиды с детства), нуждающиеся вследствие возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи. Приемная семья создается на основании договора между учреждением социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах. Лицу, оказывающему социальные услуги в рамках приемной семьи, согласно договору устанавливается ежемесячная оплата труда в размере 2500 руб. за одного обслуживаемого. Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов созданы в Ростовской области и Красноярском крае, где приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие порядок создания приемных семей, виды социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в приемных семьях, права и обязанности лиц, создавших приемную семью, формирование бюджета приемной семьи и другие вопросы.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время активно развивается и повсеместно внедряется очень востребованная на селе технология социальной помощи на мобильной основе – срочная социальная помощь, которая осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочная социальная помощь включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции, консультативной и другие виды и формы помощи.

Бригадный метод социального обслуживания на дому» направленнарасширение спектра и количества оказываемых услуг, повышение качества услуг и увеличение производительности труда социальных работников. Бригадный метод социального обслуживания на дому внедряется с целью повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. В отделении социального обслуживания на дому создается Бригада по обслуживанию клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, как в городской, так и в сельской местности. В бригаду входит от 2 до 5 социальных работников, выполняющие комплекс социальных услуг постоянного, временного или разового характера с учетом индивидуальных потребностей клиентов отделений.

Основными направлениями в работе бригады являются предоставление гарантированных государством социальных услуг; предоставление дополнительных социальных услуг; проведение мероприятий социально-реабилитационного характера.

Услуги, которые они должны оказывать, делятся на группы:

- в первую группу входят услуги социально-бытового характера: выполнение социально-бытовых услуг в пределах квартиры клиента;

- вторая группа услуг включает в себя решение вопросов финансово-правового характера, оплата коммунальных услуг, покупка и доставка продуктов питания и промышленных товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, оказание социальных услуг вне дома;

- третья группа включает услуги социально-реабилитационного характера: осуществление мероприятий по социокультурной, социально-медицинской, социально-педагогической, социально-средовой реабилитации.

Бригадная форма работы имеет неоспоримые преимущества:

- расширяется спектр и количество оказываемых услуг без увеличения штатной численности работников отделений;

- снижается трудоёмкость некоторых социальных услуг;

- рационально используется время работников и услуги предоставляются быстрее;

- повышается качество услуг и увеличивается производительность труда социальных работников.

Таким образом, клиентской группе по надомному обслуживанию оказывается стандартный набор социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических услуг, из которых особой популярностью пользуется услуга сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости. Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, помещать одиноких граждан инвалидов в приемные семьи, применять бригадные надомные методы работы.

 


Заключение

 

Заявленная цель и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.

Пожилые граждане - пенсионеры и инвалиды являются наиболее уязвимыми категориями гражданами населения, нуждающимися в государственной поддержке и адекватной реакции со стороны граждан. социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, от качества которого зависит и качество самой жизни нуждающихся людей.

На территории Пермского края оказывается государственная услуга по «Надомному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста». Государственная услуга предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), инвалидам и иным гражданам, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Деятельность по оказанию социальной услуги по надомному обслуживанию подробно регламентирована нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.

Вышеуказанная государственная услуга предоставляется бесплатно и за плату. Основным заказчиком данной услуги на территории является территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по месту жительства. На территории Добрянского муниципального района заказчиком социальной услуги является территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам, исполнителем данной услуги является Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новолетие». Учреждение ООО УК «Новолетие» предназначено для осуществления организационной, практической и координационной деятельности по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, в коллективе работает 40 социальных работников, большинство из них уже по 10-20 лет занимаются уходом за пожилыми людьми. У каждого соцработника на обслуживании находятся по 8-10 человек преклонного возраста, которых они посещают по 2-3 раза в неделю.

Работа по социальному обслуживанию пожилых инвалидов в отделении включает в себя медико – социальную, социально – бытовую, социально – психологическую, правовую помощь. В отделении социального обслуживания на дому используются различные формы социального обслуживания с учётом возрастных особенностей инвалидов, в сотрудничестве с различными субъектами социальной работы. Особой популярностью среди клиентов пользуется услуга сиделки на дому, услуга «тревожная кнопка», по которой социальные работники своевременно успевают оказать помощь своим подопечным в случае крайней необходимости.

Однако, есть проблемы, которые необходимо решать, например, внедрять помощь пожилым людям и инвалидам в сельской местности, привлекать не только государственные, но и внегосударственные ресурсы помощи, помещать одиноких граждан инвалидов в приемные семьи. Назрела необходимость во внедрении современных технологий, включая технологии управленческие, технологии дистанционные, создание мобильных бригад, оказание медико-социальных услуг, особенно в сельской местности, потому что не все люди даже в городе способны прийти в соответствующие учреждения.

Несмотря на законодательное закрепление в Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Причины этого постоянно анализируются учеными и профессионалами социальной сферы. Вместе с тем предлагаются новые технологии надомного социального обслуживания, например, из подобного рода услуг на территории Пермского края существует «экспресс-помощь на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги больным людям, но на территории Добрянского муниципального района их пока нет.

Заслуживает внимания опыт некоторых субъектов Российской Федерации по внедрению такой инновационной технологии социального обслуживания на дому, как создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр.

В настоящее время активно развивается и повсеместно внедряется очень востребованная на селе технология социальной помощи на мобильной основе – срочная социальная помощь, которая осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

В настоящее время в рамках деятельности ООО «УК «Новолетие» предлагается внедрить бригадный метод работы, в рамках которого несколько разных видов услуг оказывается одновременно и снижается их трудоемкость.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон (в ред. №351-ФЗ от 09.12.2010).

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

3. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).

4. Постановление правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов); протезно-ортопедическими изделиями».

5. Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения" ГОСТ Р 52884-2007;

6. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003;

7. Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52883-2007.

8. Указ губернатора Пермской области от 29 сентября 2005 г. N 155 "О социальном обслуживании населения Пермского края";

9. Перечень гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г. N 99-п "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему";

10. Приложения 4, 5, 6 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Пермского края";

11. Приказ от 31 января 2013 года № СЭД-33-01-03-51 «Об оказании государственной услуги «Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста» в 2013-2014 гг.»

Книги и методическая литература

12. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет / В.Д.Альперович. – М.: Приор, 2009. – 72 с.

13. Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в РФ: Руководство для профессионального образования. – Нижний Новгород: Изд-во Нижнегородский государственной медицинской академии, 2011. – 58 с.

14. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев. - М.: Дело, 2013. – 294 с.

15. Козлова Т.В. Социальное время пенсионера; этапы самореализации личности – М., 2010 – 236с.

16. Кравченко А.И. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами / А. И. Кравченко. - М.: Владос, 2008.- 538 с.

17. Краснова О.В. Социальная психология старости / О. В. Краснова. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

18. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. - М.: Принтер, 2010-231с.

19. Лопатин Н. М. Социальная защита граждан пожилого и преклонного возраста. Сборник нормативых актов / Н. М. Лопатин. - М.: ЮНИТИ, 2008.- 352 с.

20. Максимова С.Г. Социально-психологическая адаптация: особенности формирования и развития у лиц пожилого и старческого возраста. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 145 с.

21. Максимова С.Г. Социально-психологические особенности личности позднего возраста / С. Г. Максимова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. - 99 с.

22. Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы. Монография/ П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2009 - 560 с.

23. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы - М.: Дашков и К, 2009. - 214.с.

24. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе /под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Век, 2010. – 384 с.

25. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботится о стариках / Э. Д. Смит. - М.: Сфера, 2015.- 119.

26. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н. А.С.Сорвина- М.: Инфра-М, 2008 – 34 с.

27. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 573 с.

28. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2011.- 429 с.

29. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2011.- 519 с.

30. Социальная работа с инвалидами. Из опыта работы Центров социального обслуживания Ростовской области./под ред. А. И. Зарезиной. – – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 219 с.

31. Теоретические основы медико-социальной реабилитации инвалидов/ Под ред. О.С Андреевой, Д.И Лавровой. - М.: ЦБНТИ Минтруда России, 2010, Вып. 26. – 119 с.

32. Технология социальной работы с пожилыми и инвалидами/ Под ред. Н. А. Чернявской. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 316 с.

33. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/ Под ред. П.Д. Павленок. – М.: «Дашков и К», 2009 – 596 с.

34. Ускова Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей – М., 2010 – 278с.

35. Холостова Е. И.Социальная работа с пожилыми людьми / Е. И Холостова. - М.: ЮНИТИ, 2011.- 382 с.

36. Щукина Н.П., Грищенко Е.А. Свободный доступ пожилых людей к социальным услугам как теоретическая и практическая проблема//Отечественный журнал социальной работы. – 2005. -№1 С.29-33.

37. Яцемирская Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. - М.: Сфера, 1999. - 492с.

Периодические издания

38. Долотин Б. Для людей старшего поколения / Б. Долотин // Социальное обеспечение - 2009. - №7. – С. 35 – 39.

39. Калькова В.Л. Старость: Реферативный обзор / В. Л. Калькова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2013. - С.77-86.

40. Ларионова Т. Социальное обслуживание пожилых – дело творческое.// Социальное обеспечение. – 2009. - № 9 С.23-25.

41. Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании/ А. Г. Лидерс // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2009. - С.131-134.

42. Починюк А. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность / А. Починок // АиФ Долгожитель. - 2013. - №1 (13).- С. 45 - 48.

43. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия, 2007. – 526 с.

44. Саралиева З. Х. Пожилой человек в центральной России / З. Х. Саралиева // Социологические исследования. - 2009. - № 12.- С.23 – 46.


Приложения

 

Приложение А

 

Техническое задание на оказание государственной услуги «Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста» в 2013-2014 гг.

 

1. Законодательное регулирование.

1.1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

1.2. Указ губернатора Пермской области от 29 сентября 2005 г. N 155 "О социальном обслуживании населения Пермского края";

1.3. Перечень гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 18 мая 2007 г. N 99-п "Об утверждении Перечня гарантированных государством социальных услуг, основных требований к их объему";

1.4. Приложения 4, 5, 6 к Приказу Министерства социального развития Пермского края от 7 сентября 2010 г. N СЭД-33-01-01-254 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Пермского края";

1.5. Национальный стандарт Российской Федерации "Социальное обслуживание населения" ГОСТ Р 52884-2007;

1.6. "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003";

1.7. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности";

1.8. "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52883-2007".

2. Заказчик.

Заказчиками по размещению государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста" (далее - услуга) являются территориальные управления, межрайонные территориальные управления Министерства социального развития Пермского края (далее - ТУ МСР).

3. Наименование государственных заказчиков, количество клиентов, объем ассигнований для размещения государственного заказа на оказание услуги (см. таблицу).

 

Наименование заказчика социальной услуги Количество клиентов в месяц В том числе, мобильные клиенты В том числе, маломобильные клиенты
Территориального управление МСР Пермского края по Пермскому и Добрянскому муниципальным районам      

Приложение Б


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: