Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам

 

Анализ требований, предъявляемых к рабочим местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему на определенные вакансии. Требования к персоналу выражаются, как правило, в группах параметров.

 

Группа параметров

 

1. Способности;

 

2. Уровень полученного образования;

 

3. необходимые знания (основные и дополнительные);

 

4. практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности;

 

5. опыт работы в определенных должностях;

 

6. навыки сотрудничества и взаимопомощи.

 

7. Свойства

 

8. Личностные качества, необходимые для определенного вида деятельности;

 

9. Способность к восприятию профессиональных нагрузок; Способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.

 

10. Мотивационные установки

 

11. Сфера профессиональных интересов;

 

12. Стремление к самовыражению и самореализации;

 

13. Способность к обучаемости;

 

14. Заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив.

 

Указанные качественные параметры определяются характером труда в той или иной должности или на том или ином рабочем месте. В свою очередь, характер труда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Изучение требований к рабочим местам должно отражать состояние на настоящее время и на будущее (прогноз требований).

 

Предметом анализа и прогнозирование, кроме требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.

 

Изучение требований к должностям и рабочим местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:

 

* Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;


*тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.

 

Свое конкретное выражение требования к должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:

 

*описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;

 

*спецификация работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;

 

*квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;

 

*карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.

 

Исследование внешней и внутренней среды организации Предметом исследования в данном случае являются факторы или

 

условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы:

 

Наименование фактора

 

1. Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности Анализ данного фактора показывает тенденции экономического

 

развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования

 

2. Развитие технологий

 

Определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала

 

3. Особенности социальных потребностей

 

Учет данного фактора позволяет представить структуру

 

мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации


определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений

 

4.Развитие законодательства

 

При решении вопросов персонал – маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.

 

5.Кадровая политика организаций конкурентов

 

Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики

 

Под внутренними факторами понимаются такие факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Основные внутренние факторы:

Наименование   Характеристика фактора  
фактора        
Цели организации Четкость и конкретность системы целеполагания
  определяет строгую направленность долгосрочной
  политики организации. Ее цели и задачи формируют
  стратегию маркетинга в области персонала  
Финансовые ресурсы Точная оценка потребности и возможностей
  организации в финансировании мероприятий по
  управлению персоналом определяет выбор
  альтернативных или компромиссных вариантов в
  области планирования потребности в персонале, ее
  покрытие, использование кадров, их подготовки
Кадровый потенциал Данный фактор распространяется как на среду
организации маркетинговой деятельности, так и на управление
  персоналом в целом. Он связан с оценкой
  возможностей специалистов кадровой службы, с
  правильным распределением обязанностей между
  ними, что во многом определяет успех реализации
  плана персонал- маркетинга    
Источники покрытия Данный фактор можно рассматривать как внутренний
кадровой с точки зрения возможности выбора организаций тех
потребности источников покрытия кадровой потребности, которые
  соответствуют состоянию остальных внутренних и
  внешних факторов: целям организации, финансовым
  ресурсам, тенденциям развития технологий и т.д

Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда.

 

Изучение рынка труда

 

Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

 

Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная,

 

региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.

 

Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

 

  Направления анализа     Инструментарий    
Структура персонала, в том числе: Постоянные и переменные данные
численность, квалификационная учета и статистики персонала.
структура, возрастная структура, Информация о результатах обучения
группы сотрудников по стажу работы персонала.   Деловая   оценка
в организации, группы сотрудников (аттестация) персонала      
по потенциалу развития, группы                
сотрудников по ролевому статусу в                
организации и ее подразделениях                
Структура развития персонала   Планирование потребности в
          персонале, планирование замещения
          вакансий, планирование мероприятий
          по развитию персонала      
Организационная структура в том Схемы организационных структур,
числе: формальная иерархия, органиграммы,     диаграммы
неформальные структурные группы выполнения функций, диаграммы
          коммуникационных связей, опросы
          сотрудников и руководителей    
Организация труда, в том числе: План должностей и рабочих мест

расстановкаперсонала, рабочие (штатноерасписание),описание
места и их взаимосвязи   работ и должностей (должностные
      инструкции), диагностика рабочих
      мест, опросы сотрудников  
Культура управления, в том числе: Методы эмпирических социальных
стиль руководства, социально- исследований, работа с
психологический климат, высвобождаемыми сотрудниками
удовлетворенность трудом            
Мотивационные установки Опросы сотрудников, групповые
      дискуссии, анализ применения
      теорий мотивации    

 

Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: