Право, экономика, политика: их взаимосвязь и взаимовлияние

Право «живет» в окружении разнообразных социальных явлений, которые влияют на него, но и они испытывают его влияние. К таким явлениям принадлежат экономика и политика.

 

Каково соотношение права и экономики?

 

Экономика — одна из сторон материального производства в широком значении этого понятия, вторая сторона — социальная сфера общества, обеспечивающая существование и воспроизведение физической жизни человека. Взаимодействие этих сторон материальных отношений является объективной основой формирования права. Например, собственность есть социально-экономическое явление действительности. И только в сочетании с юридическим элементом возникает право собственности. Сама по себе принадлежность кому-то имущества означает лишь «привязку» субъекта собственности к объекту, лица к вещи. И только юридическая связь между ними переводит это социально-экономическое явление в правовую плоскость. При ее наличии и можно говорить о праве собственности. Отсюда следует, что определенным экономическим отношениям соответствует правовая форма, их закрепляющая.

 

Экономика влияет на право либо непосредственно, либо опосредованным путём — через государство, политику, правосознание и др. Непосредственное влияние экономики на право проявляется в праве государства распоряжаться средствами производства, находящимися в его собственности. Наиболее типичным является опосредованное влияние экономики на право. Это проявляется в определении государством размера налогов, минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и др.

 

Обратное воздействие права на экономику происходит тремя основными способами:

· право закрепляет сложившиеся экономические отношения, гарантирует их стабильность (право как закрепитель);

· право стимулирует создание и развитие новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия (право как стимулятор);

· право поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, в особенности вновь возникшие (право как охранитель).

 

Рассмотрим каждый из указанных способов.

 

1. Необходимость правовой формы регулирования определенных экономических отношений объективно порождается экономическими потребностями общества. Выступая как закрепитель сложившихся реальных отношений в экономике (напр., определение участников рыночных отношений с помощью регистрационной деятельности компетентных органов государства), право обеспечивает их стабильность. Право соответствует материальным условиям жизни, обусловлено ими, фиксирует их. Оно не может быть выше уровня экономического развития общества. Например, нельзя требовать, чтобы в Украине были установлены такие же нормы права, как в США, об обеспечении старости, о пособиях по безработице и т.п., поскольку, не имея под собой реальной экономической почвы, они не будут выполнены.

 

2. В условиях трансформации экономической системы общества право может выступать в качестве определенного стимулятора развития этих отношений. Право не может насаждать рыночные отношения, но может способствовать их развитию. Оно способно снять преграды на пути к рынку, создать дополнительные экономические стимулы, закрепить экономические основы рыночной динамики, определить круг субъектов рыночных отношений и др. В Украине право стимулировало обеспечение экономической свободы, развитие права частной собственности, утверждение равноправия форм собственности, защиту бизнеса от чрезмерного регулирующего воздействия государства, предупреждение загрязнения окружающей среды и др. Однако новые, более развитые по своему содержанию производственные отношения, не могут появиться раньше, чем будут подготовлены необходимые материальные предпосылки.

 

3. Право влияет на экономику, выступая в качестве охранителя существующих экономических отношений. Это выражается в запрещении законом порочных средств ведения хозяйства и коммерции; применение санкций при злоупотреблении рекламой, товарными знаками и т.п. (антимонопольное законодательство). Это проявляется в регламентации порядка разрешения рыночных дел и споров о праве; восстановлении нарушенного состояния, возмещении вреда; установлении юридической ответственности, прежде всего материальной — по воле потерпевшей стороны (а не по указанию сверху).

 

Таким образом, определяясь экономикой, право оказывает обратное воздействие на экономику — либо способствует развитию экономики, ускоряет ее, либо тормозит поступательное движение вперед. Торможение происходит в том случае, когда экономические требования в праве отражаются в искаженном виде. Советское законодательство, к сожалению, на протяжении нескольких десятилетий устанавливало такие методы правового регулирования и закрепляло такую структуру управления народным хозяйством, которые препятствовали развитию рыночных отношений, подрывали экономические стимулы трудовой деятельности. Да и в современной Украине право нередко ставит барьеры на пути экономического развития (например, в налоговой сфере, конфликты в которой часто приводят людей в арбитражный суд).

 

Каково соотношение права и политики?

 

Политика — это система отношений между людьми и их объединениями по поводу власти, государства, демократии. Борьба за власть и ее удержание, участие в делах государства, формирование и функционирование институтов демократии — это сфера политики.

 

Политика появилась вместе с государством. Другие субъекты политической системы (партии, общественные объединения и т.п.) формировались постепенно, приобретая навыки воздействия на разработку и осуществление политики. Политика может проводиться в разных территориальных рамках — государства, региона, области, города, района и т.п. Мы ведём речь о политике государства, которая может быть определена как стратегический курс государства (имеет три вида деятельности: выработка курса политики, выбор этого курса, реализация выбранного курса). Выработка курса политики, как правило, — прерогатива политических партий. Избиратели, которые голосуют на выборах за программу той или иной партии, выбирают курс политики государства. Реализация выбранного курса политики осуществляется через механизм государства правительством, сформированным партией (либо блоком партий), победившей на выборах. Государство ответственно за реализацию политического курса, который должен соответствовать интересам общества.

 

Политика и право тесно взаимосвязаны. Процесс принятия закона (законодательный процесс) также является политическим по своему характеру. Принципы справедливости и свободы, заложенные в праве, осуществляются социальными группами, классами, народами (нациями), а процесс их реализации в любом случае приобретает политический характер. Например, политический характер имеет решение населения Крыма о самоопределении в форме Автономной Республики в составе Украины или принятие новой Конституции Автономной Республики Крым в 1998 году. Если принципы справедливости и свободы верно отражаются в политике и затем получают законодательное закрепление, можно сказать, что политика соответствует праву. Если политика искажает принципы справедливости и свободы, то соответствующей праву она не становится и существует в форме произвольного законодательства. Актуально звучат сегодня в Украине слова Иммануила Канта: «...всей политике следует преклонять колени перед правом...».

 

Право зависит от политики:

любые интересы людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью законодательных и других правотворческих органов государства);

политика в праве формируется в виде формально закрепленных прав и обязанностей. Политические требования становятся правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством.

 

Политика зависит от права, которое является средством выражения политики, ее реализации, гарантом пропаганды в пользу определенной политики.

 

Право воздействует на политику.

конституционно закрепляет политический строй общества, механизм действия политической системы (разделение властей, политический плюрализм, статус партий, избирательное право и др.), политические права и свободы граждан;

делает легитимными политические решения и органы государственной власти, что обеспечивает им поддержку населения (в том числе не допускает противодействие власти в случае принятия непопулярных решений), определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур;

гарантирует (охраняет и защищает) политические права и свободы граждан, обеспечивает механизм их реализации.

 

Право выступает как своеобразный индикатор зрелости политики того или иного класса, народа (нации), государства.

 

В демократическом государстве легитимация официальной политики предусматривает ее соответствие праву, а легализация — закрепление в правовом законе.

Термины:

Функции ОЮП – это направление юридического воздействия на общество.

 

Социальная ценность ОЮП - это его способность упорядочивать, развивать, охранять и защищать общественные отношения.

 

Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

 

Личностная ценность юр. права – это его способность закреплять и характеризовать свободу человека, которая является необходимым условием для становления человека как личности.

 

Правовой статус личности – это комплекс СЮП СЮО и взаимных интересов личности.

 

Гражданство – это юр. связь между личностью и гос., которая состоит их взаимных правах и обязанностях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: