Укрупненно процесс трансформации можно разбить на три этапа:
1) получение дополнительной информации (помимо информа-
ции, содержащейся в российской отчетности), необходимой для
проведения конвертации;
2) переклассификация и перегруппировка (реклассификация)
статей отчетности, составленной по РПБУ, в статьи отчетности по
МСФО;
3) внесение поправок в отчетность, сформированную по РПБУ,
в соответствии с МСФО (составление трансформационных записей).
Подобное деление условно, поскольку на практике указанные этапы работ могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.
Первый этап трансформации отчетности состоит в получении информации, дополняющей данные финансовой отчетности компании. С ее помощью в дальнейшем выполняется реклассификация счетов, составляются корректировочные проводки, т.е. проводятся последующие этапы трансформации. Кроме того, собранные данные послужат основой для примечаний к финансовым отчетам, подготовленным в соответствии с МСФО.
Для трансформации финансовой отчетности необходима следующая дополнительная информация:
1) местонахождение и время образования компании, ее право
вой статус;
2) организационная структура компании — наличие (или отсут-
ствие) филиалов, подразделений и их местонахождение;
3) описание видов Х1еятельности компании, информация о на-
личии лицензий;
4) объем уставного капитала компании. Информация об опе-
рациях с уставным капиталом компании, включая возможности
перепродажи долей другим участникам, обращение задолженности
компании в акции, и других аналогичных операциях, а также све-
дения о планах руководства компании, связанных с приобретением
и реализацией акций;
5) дивидендная политика компании;
6) данные о среднесписочной численности работников за от
четный период с разбивкой по подразделениям и выделением ад-
министративно-управленческого персонала;
7) данные о существенных событиях после отчетной даты;
8) содержание наиболее существенных заключенных кон-
трактов;
9) сведения о наиболее существенных предполагаемых контрак-
тах (юридически не оформленных по состоянию на отчетную дату),
об обязательствах, принятых на себя компанией, и о связанных
с ними расходах;
10) информация о любом возможном материальном ущербе,
связанном с выполнением или невозможностью выполнения обя-
зательств компании, включая обязательства по реализации продук-
ции (работ, услуг);
11) данные о значительной задолженности, а также о возможных
доходах и расходах, не оформленных документально. Информация
о возможных убытках, связанных с тем, что принадлежащие ком
пании активы (основные средства, оборудование и незаконченное
строительство, производственные запасы, остатки незавершенного
производства, готовой продукции и т.п.) не пригодны к дальней
шему использованию или их использование в ближайшем будущем
маловероятно;
12) сведения о наличии сомнительной дебиторской задолжен
ности;
13) содержание кредитных договоров;
14) данные об имуществе, переданном в залог.
Кроме того, информацию, необходимую для трансформации отчетности, можно получить, анализируя счета бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности компании. Возможности сбора такой информации представлены в табл. 14.3. Большая часть приведенных в таблице счетов используется для формирования баланса, меньшая — отчета о совокупном доходе. К последним, в частности, относятся счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Таблица 14.3