Антитеррористические мероприятия, предусмотренные в Республике Казахстан.
Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму.
Главными принципами борьбы с терроризмом признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операции и некоторые другие. Законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применения излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект противоположенный ожидаемому.
Отправной точкой в процессе создания законодательного механизма предупреждения и пресечения терроризма стало введение в действие с 1 января 1998 г. Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Республики Казахстан. Следующим шагом в данном направлении было принятие 13 июля 1999 г. Закона «О борьбе с терроризмом», который определил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Казахстане, субъектов этой борьбы, основы их взаимодействия и роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму.
В целом законодательная база борьбы с терроризмом за последние годы значительно обновилась: ужесточены наказания за террористическую деятельность, с учетом правоприменительной практики других государств конкретизированы понятийный аппарат и нормы законодательных актов. Принятые организационные и практические меры, опирающиеся на новые положения в законодательстве, позволили пресечь в ряде городов республики противоправную деятельность членов религиозно-экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир», радикального религиозного объединения «Таблиги Джамаат», привлечь к уголовной ответственности, осудить за распространение идей так называемого «воинствующего ислама» и выдворить из страны проповедников из Египта и Судана. Кроме того, в городах Кентау и Туркестан были задержаны пять человек, распространявших листовки «Хизб-ут-Тахрир».
Наиболее тесно сотрудничество Казахстана в области борьбы с терроризмом и экстремизмом осуществляется со странами СНГ, сталкивающимися с теми же угрозами и вызовами собственной национальной безопасности. В рамках Содружества по инициативе президента Казахстана был создан Антитеррористический центр, который в настоящее время активно функционирует. Важным направлением обеспечения национальной безопасности Казахстана являются и договоры в рамках «Шанхайской пятерки».
ТЕМА № 69: Контрольная работа, обобщение, повторение.
Тематика рефератов
1. Неолитическая революция на территории Казахстана.
2. Гунны и их взаимоотношения с соседними странами.
3. Великое переселение народов и его значение в мировой истории.
4. Роль тюркского каганата в развитии политической истории Евразии в раннее Средневековье
5. Аль-Фараби – выдающийся ученый древнетюрского мира.
6. Кожа Ахмет Ясауи – основоположник среднеазиатского суфизма.
7. Раннесредневековые города Казахстана.
8. История распространения ислама на территории Казахстана.
9. Чингиз хан – исторический портрет.
10. Значение Золотой Орды в истории Евразии.
11. Возникновение этнонима «Казах». Этносоциальное значение.
12. Касым хан и его внутренняя и внешняя политика.
13. Взаимоотношения Казахского ханства с соседними государствами в 16-17 вв.
14. Свод законов «Жеты Жаргы».
15. Казахско-джунгарские отношения в 17-18 вв.
16. Процесс присоединения Казахстана к России.
17. Внешняя и внутренняя политика Аблай хана.
18. Реформаторская деятельность Жангир хана.
19. Изменения в административно-территориальном устройстве Казахстана в первой половине 19 века.
20. Особенности социально-экономического развития Казахстана во второй половине 19 века.
21. Переселенческая политика России в Казахстане в конце 19 – нач. 20 в.
22. Влияние Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. на общественно-политическую жизнь в Казахстане.
23. Партия Алаш и ее программа.
24. Развитие совесткой государственности в Казахстане
25. НЭП на территории Казахстана.
26. Тоталитарный социализм: особенности общественно-политического развития Казахстана в 1930-1940-е гг.
27. Влияние реформ Н.С Хрущева на экономическое развитие Казахстана.
28. Движение «Невада-Семипалатинск»
29. Д. Кунаев как историческая личность.
30. Становление государственной независимости Казахстана.
31. Экономическое развитие Казахстана в 1990-е гг.
32. Внешняя политика Казахстана на современном этапе.
1. Что такое управление строительным производством?
Управление строительным производством заключается в управлении совокупностью процессов строительства зданий и сооружений. Управление строительным производством должно обеспечить высокую производительность труда на строительных и монтажных работах, сокращение сроков строительства, снижение себестоимости строительных и монтажных работ, сокращение объёмов незавершённого строительства, высокое качество строительных работ, устранение убыточности в работе строительных организаций.
Основная задача управления в строительстве заключается в налаживании связей между исполнителями отдельных производственных процессов строительных и монтажных работ, превращая их в целенаправленную деятельность для получения намеченного результата – ввода в действие строящегося объекта.
1.1. Какие виды управления имеются в строительном производстве?
Строительству присущи два вида управления: управление людьми и управление средствами производства. Органы управления руководят работой людей – организаторов производства, которые в свою очередь осуществляют руководство непосредственно рабочими и средствами производства: машинами, механизмами, укладкой и монтажом строительных материалов и конструкций.
1.2. Что изучает наука об управлении строительным производством?
Наука об управлении строительным производством изучает пути и методы осуществления управляющих воздействий на производственные процессы с целью достижения строительно-монтажной организацией наивысших технико-эконо-мических показателей её деятельности.
2. Какие закономерности необходимы в управлении строительным производством?
К закономерностям в управлении строительным производством следует отнести целенаправленность управления, оптимальность, управляемость, соотношение численности управленческого персонала и рабочих, соотносительность управляющей и управляемой систем, пропорциональность производства и управления.
2.1. Что необходимо выполнить, чтобы достичь целенаправленности управления?
Для того чтобы управление было целенаправленным, необходимо:
– правильно определить цель управления, средства и методы её достижения;
– ясно сформулировать цель управления, чтобы она была понятна для исполнения;
– возбудить в подчинённом желание активно и творчески работать для достижения поставленной цели.
2.2. Каким образом можно классифицировать цели управления?
Цели управления можно классифицировать:
– по времени достижения: перспективные, текущие, оперативные;
– по степени важности: главные (стратегические) и второстепенные (тактические);
– по отношению к объекту управления: общие и частные;
– по степени достижения результата: конечные и промежуточные.
3. Каковы основные принципы управления строительным производством?
К основным принципам управления строительным производством следует отнести принцип материальной заинтересованности строительной организации в улучшении технико-экономических показателей работы коллектива, правильный подбор и расстановку строительных кадров, принцип научности управления, принцип ведущего звена и сосредоточения сил на важнейших участках работы, контроль за выполнением заданий.
3.1 За счёт чего может быть реализована материальная заинтересованность работы коллектива?
Улучшение технико-экономических показателей работы производственного коллектива достигается за счёт создания условий для хозяйственного расчёта низовых подразделений строительно-монтажной организации, включая работу бригад. Успешное выполнение заданий по реализации оперативных планов, соблюдение производственных норм расхода материалов, повышение производительности труда, эффективное использование строительных машин и транспортных средств, расходование энергоресурсов должно быть поддержано руководством моральным и материальным стимулированием.
3.2. Что такое подбор и расстановка кадров?
Кадры – основной состав квалифицированных работников строительных организаций и предприятий. Для того чтобы правильно подбирать и расстанавливать кадры внутри предприятия, необходимо изучать техническую подготовленность работника, его деловой опыт, способность постоянно совершенствовать свою квалификацию.
Квалификация работника – это его подготовленность для выполнения работ соответствующей сложности. Для рабочего уровень квалификации определяется разрядом, присвоенным ему квалификационной комиссией строительной организации в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалифика-ционного справочника работ и профессий.
4. Что такое принцип научности в управлении строительным производством?
Использование принципа научности в управлении заключается в применении в управлении достижений науки, экономики, техники, технологий, которые дают знания закономерностей, лежащих в основе функционирования и развития системы и объекта управления.
Одной из форм планирования НТП является план технического перевооружения строительного производства. Основной задачей плана развития предприятия является разработка комплекса мероприятий по повышению технического и организационного уровня производства на, основе широкого использования достижений науки, техники и передового опыта.
План технического развития и организации производства включает следующие разделы:
а) освоение производства новых видов и повышение качества производимой товарной продукции;
б) внедрение прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов;
в) совершенствование управления, планирования и организации производства;
г) внедрение научной организации труда (НОТ);
д) капитальный ремонт основных фондов;
е) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
ж) основные технико-экономические показатели уровня производства и производимой товарной продукции.
Разработка плана технического развития и организации производства должна опережать разработку всех остальных разделов плана работы предприятия, так как этот раздел является обоснованием многих его показателей.
По всем мероприятиям, включаемым в план, определяются затраты, необходимые для их выполнения, назначаются исполнители и сроки выполнения, рассчитывается экономия условно годовая и до конца года, определяется влияние мероприятий на увеличение мощностей, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли, на повышение технико-экономического уровня производства товарной продукции.
Увязка плана технического развития с другими разделами производственного плана осуществляется при помощи показателей, характеризующих экономию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, полученных в связи с внедрением организационно-технических мероприятий.
Важно при этом адекватно оценить эффективность проводимых мероприятий, связанных с научно-техническим развитием науки, разработок и их внедрения производства. Эффективность научнотехнического прогресса определяет степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам. В соответствии с целью НТП эта эффективность по своему содержанию является социально-экономической.
5. Какие функции управления можно выделить?
Под функциями управления понимается определённый вид управленческой деятельности, необходимый для целенаправленного воздействия на объект управления. Среди функций управления выделяются следующие: сбор, обработка, анализ и хранение информации, прогнозирование, планирование, организация строительного производства, координация деятельности участников строительства, контроль за ходом строительства и учёт полученной информации.
5.1. Для чего руководителю необходима информация?
Сбор, обработка, анализ и хранение информации – основная функция управления. Без объективной информации о положении дел на строительной площадке невозможно принять взвешенное решение. Управление всегда связано с использованием информации о внешней среде, о результатах реализации управляющих воздействий. Поэтому организация службы информации – одна из ключевых задач управления.
5.2. Что такое прогнозирование в управлении?
Прогнозирование – качественное и объективное предвидение каких-либо процессов или явлений на стройке в перспективе на основе тенденций их развития. Прогнозирование служит основой для планирования строительной деятельности.
5.3. В чём заключается функция организации строительства объекта?
Организация строительства как функция руководства заключается в формировании управляющей и управляемой систем. Организовать руководство стройкой – это значит определить общую структуру подсистем, их взаимосвязь, определение прав и обязанностей должностных лиц.
Руководство строительством – функция направления деятельности управляемого объекта. Цель руководителя – добиться, чтобы подчинённые делали то, что он считает необходимым.
5.4. В чём заключается функция координации действий руководителя на стройке?
Координация – функция согласования различных внешних систем и рассматриваемой системы для достижения общих целей. Координация – вид управленческой деятельности; она занимает в процессе управления промежуточное положение между планированием и регулированием. Главная цель координации – экономия усилий участников строительства в устранении параллелизма и дублирования в работе.
5.5. Для чего необходим контроль за исполнением заданий?
Результаты производственно-хозяйственной деятельности строительной организации во многом зависят от организации действенной системы контроля за выполнением порученных отдельным исполнителям заданий. Это должен быть контроль за выполнением программы работ, расходованием материальных и денежных средств, выполнением приказов и распоряжений, инструкций, технических норм, тщательным исполнением проектно-сметной документации.
Этот контроль должен быть систематическим и охватывать все стороны производственной и хозяйственной деятельности строительной организации.
Контроль за ходом строительства необходим для наблюдения и проверки соответствия действительного хода работ и развития процесса производства в соответствии с разработанным планом.
5.6. Для чего нужен учёт в строительстве?
Учёт – это получение и фиксирование информации в количественной форме о результатах выполнения плана работ или его этапов за определённый промежуток времени. Учёт осуществляется в натурально-вещественной форме (в виде выполненных объёмов работ и конструктивных элементов), в денежной форме и трудовых единицах измерения. Объектами учёта являются показатели объёма производства, производительности труда, расхода ресурсов и др.
6. Какие виды руководителей представлены в аппарате управления?
Работники аппарата управления в строительной организации делятся на линейных руководителей и функциональный персонал.
Линейные руководители – это мастера, прорабы, начальники участков. Они осуществляют общее руководство деятельностью соответствующей организационной структуры, во главе которой они находятся. К линейным работникам относились и нормировщики, кладовщики, табельщики. Сейчас этого типа линейных руководителей на строительных площадках уже практически не встретить (в связи со значительным ростом производительности труда в строительстве количество рабочих на мастерских и прорабских участках сократилось, а функции нормировщиков и табельщиков исполняют непосредственно прорабы и мастера).
Функциональный персонал способствует реализации процесса управления и несёт вспомогательные функции. К функциональному персоналу следует отнести руководителей типа главных механиков, главных энергетиков, диспетчеров.