Экономика и психология поздно выделились из философии как самостоятельные науки (в ХVIII - XIX вв.). До наступления капиталистического периода экономика понималась как ведение хозяйства.
Экономическая психология - это наука, изучающая поведение людей в условиях производства, распределения, обмена, потребления, владения и управления (в условиях экономических отношений).
Объектом экономической психологии являются индивидуумы и группы людей, действующие в экономической среде в качестве участников и организаторов производства, владельцев, акционеров, работников, администрации, покупателей.
Предметом экономической психологи являются закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде и влияние на экономическое поведение, на действия, на успех в деятельности, а также факторы и механизмы воздействия экономических явлений на формирование личности и ее поведение.
В экономической психологии исследуются:
- психологические факторы, определяющие особенности поведения в различных ситуациях экономической жизни; (заёмщики МММ)
|
|
- типология и особенности экономического поведения человека и поведения в экономической среде, включая нормативное и девиантное поведение и их причины;
- факторы, особенности индивидуального и группового поведения в процессе принятия решений, факторы и особенности общения в экономической среде личностей и групп людей, их активности, индивидуального и коллективного сознания, направленности, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, мотивов поведения;
- влияние на поведение личностей и общностей, их статуса и роли в организации, участия в управлении, во владении собственностью;
- проявления индивидуальных особенностей человека, таких, как темперамент, характер, способности, задатки в экономических ситуациях;
- специфические факторы и особенности поведения в различных экономических институтах и в сфере различных факторов и этапов воспроизводства.
Экономическую психологию правомерно рассматривать как базисную дисциплину, овладение которой позволяет менеджеру и руководителю глубже понять причины и факторы поведения людей в организации и на этой основе повысить эффективность управления персоналом как ведущим фактором производства и обеспечения конкурентоспособности и выживаемости организации.