double arrow

Структура технологических эксплуатационных процессов

Планирование эксплуатации СВТС

2.2.1. Задачи планирования эксплуатации СВТС

Планирование эксплуатации СВТС - это заблаговременная разра ботка мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатационных процессов в СВТС с указанием сроков выполнения этих мероприятии, исполнителей, руководителей и лиц, ответственных за организацию и контроль их исполнения.

Планирование является основной функцией управления организационными системами, его центральным звеном.

Оно опосредованно входит в содержание системного анализа, направленного на разработку управленческого решения и тесно связано с прогнозированием, являющимся составной частью контроля.

Прогнозирование имеет целью выявление тенденций будущего развития системы на основе анализа факторов, вызывающих структурные изменения в существующем и предшествующем состояниях, и выработку эталонных оценок для планирования.

В свою очередь, само планирование, оформленное в виде планов и программ, выступает исходным пунктом для начала организационной перестройки системы, направленной на реализацию управленческого решения.

Таким образом, можно проследить последовательность использования и место каждой функции управления в процессе перевода системы из одного состояния в другое: контроль (прогнозирование) - планирование - организация - контроль.

Основными задачами планирования эксплуатации СВТС являются: своевременное и качественное планирование всех мероприятий и Процессов эксплуатации СВТС:

- постоянное совершенствование процесса управления эксплуатацией СВТС;

- систематическое выявление резервов при эксплуатации СВТС

- повышение обученности личного состава;

- строгий учет расходования ресурса СВТС;

- доведение показателей планов вышестоящих органов управления до нижестоящих и непосредственных исполнителей.

Отсюда следует, что сущность планирования состоит в том, что оно является орудием и средством научного предвидения хода развития системы, вменении окружающей среды и установления конкретных путей достижения поставленных задач.

С позиции системного подхода планы по эксплуатации СВТС должны обеспечивать:

комплексное решение задач эксплуатации СВТС;

концентрацию сил и ресурсов на выполнение основной цели эксплуатации поддержание СВТС в постоянной исправности и неснижаемой готовности,

внедрение передового опыта эксплуатации СВТС, направленного на повышение его надежности и боеготовности;

рациональное использование материальных средств и ресурсов:

образование необходимых резервов материальных средств и ресурсов для обеспечения эксплуатации СВТС в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение природоохранительных мероприятий при организации эксплуатации СВТС.

 

Планирование эксплуатации СВТС является многозвенным и сквозным

Многозвенность означает составление планов работ на оборудовании СВТС последовательно в органе управления эксплуатацией рода войск, в органах управления эксплуатацией объединений, в службах соединений и частей.

Планы, составляемые в каждом звене руководства, должны учитывать, сроки выполнения мероприятий, установленные вышестоящими звеньями I» противном случае планы окажутся нереальными, неустойчивыми, потребую! многочисленных корректировок в ходе их выполнения.

Сквозное планирование означает необходимость согласования и увязни планов эксплуатации СВТС с различными службами части, соединения, объединения и рода войск.

Планирование эксплуатации СВТС является централизованным.

Понятие централизованного планирования связано с необходимостью выбора оптимального плана из большой совокупности возможных вариантов. Количество вариантов плана определяется совокупностью мероприятий и возможных сроков начала каждого из них. Например, планирование 20 мероприятий, каждое из которых может начинаться в один из 50 дней, приводит к необходимости рассмотрения 50 в 20-й степени вариантов плана.

Очевидно, быстро и качественно решить задачу выбора оптимального плана из большой совокупности вариантов без привлечения ЭВМ и совре­менных математических методов практически невозможно.

Несмотря на многообразие планов, составляемых в процессе эксплуа­тации СВТС, и органов управления, и должностных лиц, участвующих в этой работе, в Вооруженных Силах РФ выработан единый подход к составлению планов по эксплуатации СВТС.

Планирование эксплуатации СВТС включает следующие этапы:

- определение целей планирования и критериев качества плана;

- составление перечня мероприятий, необходимых для достижения по­ставленных целей;

- выявление исходных данных для составления плана;

- определение ограничений, т.е. условий и требований, которые следу­ет соблюдать при составлении плана;

- выбор метода решения конкретной задачи планирования и разработка с помощью его собственно плана;

- анализ разработанного плана и проведение, при необходимости, его оптимизации и корректировки, как правило, по времени или количеству за­действованных в выполнении плана исполнителей;

- оформление плана в виде документов;

- доведение плана до исполнителей.

Наиболее ответственным и трудоемким этапом планирования является разработка плана с помощью выбранного метода.

Традиционные методы планирования технологических процессов эксплуа­тации СВТС предполагают использование, как словесного описания работ, так и моделирования этих процессов. Учитывая, что эксплуатация СВТС осуществля­ется во времени, то наибольшее распространение при планировании технологи­ческих процессов получили модели календарного представления планов.

Целесообразно охарактеризовать модели и методы календарного пла­нирования. Применяемые при планировании эксплуатации СВТС.

 

2.2.2. Модели календарного планирования технологических и эксплуатационных процессов

Структура технологических эксплуатационных процессов

Прежде, чем рассматривать модели планов, следует определить, что понимается под технологическим эксплуатационным процессом?

В целом эксплуатацию СВТС можно рассматривать как совокуп­ность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, в результате реализации которых конкретные изделия СВТС приводятся в готовность к боевому применению, а затем поддержива­ются в готовности в течение всего срока их эксплуатации.

Основные процессы осуществляются непосредственно на изделиях СВТС. Выполнение этих процессов связано с изменением как технического состояния, так и боеготовности изделий СВТС (например, техническое обслуживание изделий СВТС, устранение неисправностей, применение по назначению и т.д.).

К вспомогательным процессам относятся процессы, выполнение которых связано с конкретными изделиями СВТС, но не изменяет при этом их техническое состояние и боеготовность (например, прием (отправка) из­делий СВТС, дефектация изделий СВТС и т.д.).

Обеспечивающие процессы связаны с конкретными изделиями СВТС, но направлены на создание благоприятных условий для их эксплуатации (например, строительство сооружений, дорожной сети в районе эксплуатации СВТС и т.д.).

Главное отличие основных процессов от вспомогательных и обес­печивающих состоит в том, что без реализации основных процессов не будет достигнута основная цель эксплуатации СВТС.

Качество и эффективность выполнения основных процессов зависят не только от организации эксплуатации СВТС, но и от технологии выполнения работ на конкретных изделиях СВТС, заложенной на стадии создания СВТС.

Поэтому в отличие от обеспечивающих и вспомогательных экс­плуатационных процессов основные процессы получили название техно­логических эксплуатационных процессов (ТЭП).

Для удобства управления ТЭП они расчленяются на ряд элементов Структура ТЭ11, схематично изображенная на рис. 2.4, включает: опе­рации, переходы и приемы

Под операцией понимается законченная совокупность однородных по целевому назначению действий, которые необходимо совершить, чтобы по­лучить частный результат ТЭП.

Результатом выполнения операции могут быть изменения положения и состояния изделия СВТС или его составной части, или получение информа­ции об их состоянии.

Операции могут выполняться без участия человека (автоматически) или с участием человека (вручную, полуавтоматически). При выполнении операции обычно остаются неизменными исполнители, рабочее место, сред­ства выполнения операции и само изделие СВТС, на или над которым со­вершается операция.

Поэтому для каждой операции характерны определенные признаки: целевое назначение; исполнители однородной специальности; постоянство рабочего места; используемые средства и изделие, на котором выполняется операция. Изменение одного из признаков, как правило, означает окончание одной операции и начало другой.

Примеры операций: подача (снятие) напряжений; самопроверка изде­лия СВТС в автоматическом режиме; замена вышедшей из строя составной части изделия СВТС и т.д.

Переходом называется законченная совокупность действий, длитель­ность которых не подлежит расчленению во времени при выполнении опера­ции. Например, приведение изделия в состояние для проведения проверок, подстыковка (отстыковка) штепсельного разъема и т.п.

Под приемом понимаются действия (движения) исполнителя при выпол­нении перехода. Например: нажатие кнопки, включение (отключение) тумблера, завинчивание (вывинчивание) винта, закрытие (открытие) люка и т.д.

Деление ГЭП на операции. Переходы и приемы достаточно условно.

Однако такое расчленение позволяет хорошо описать технологию выпол­нения ТЭП в целом или отдельных операций (содержание, режимы работы обо­рудования, состав инструмента, приспособлений, средств измерения и расход­ных материалов), а также облегчает задачу планирования выполнения ТЭП.

При планировании выполнения ТЭП обычно в качестве перебираемой последовательности мероприятий используют операции. Взаимосвязи между операциями ТЭП проявляются как в пространстве, так и во времени. Измене­ние пространственного положения изделия СВТС зависит от порядка выпол­нения операций во времени, т.е. время по отношению к пространственному положению изделия играет определяющую роль.

Поэтому в практике планирования выполнения ТЭП на СВТС нашло применение планирование выполнения операций во времени, иначе, кален­дарное планирование.

Необходимо охарактеризовать модели календарного планирования, ис­пользуемые при планировании выполнения ТЭП.

 

2.2.2.2. Модели календарных планов

 

В настоящее время в практике планирования применяются различные методы представления календарных планов, которые соответствуют различ­ным моделям календарного планирования.

Все эти модели и методы можно разбить на три большие группы |29]:

— аналитические (математические);

— табличные (матричные);

— графические.

Аналитические модели относятся к числу наиболее общих и компакт­ных моделей планирования. Они, как правило, отражают свойства, присущие це­лому классу процессов, и поэтому оказываются исключительно полезными как при исследованиях, так и при проектировании различных процессов.

По виду используемого математического аппарата, применяемого при исследовании аналитических моделей, различают:

-модели математического программирования;

- модели теории массового обслуживания:

- модели динамического программирования.

Под общей задачей математического программирования обычно понимается задача максимизации целевой функции:

Если функции f и g - линейные, то поставленная задача (2.1, 2.2) явля­ется задачей линейного программирования.

Модели линейного программирования применяются в календарном планировании, в основном, для распределения однотипных работ по группам взаимозаменяемого оборудования - в задачах объемного планирования.

Если x - целые, то модель (2.1. 2.2) является моделью целочисленного программирования. К этим задачам сводятся многие задачи календарного планирования.

Если f либо g, - нелинейные, то модель (2.1. 2.2) является задачей не­линейного программирования.

Несмотря на то, что многие задачи календарного планирования сводятся к моделям нелинейного программирования, эти модели редко применяются в силу отсутствия эффективных методов решения задач нелинейного программирования.

Модели теории массового обслуживания, опирающиеся на аппарат тео­рии вероятностей, очень широко применяются при изучении стационарных про­цессов, - при планировании крупносерийного и массового производства.

Типичным примером задачи массового обслуживания является задача определения оптимального количества наладчиков для автоматической ли­нии. Однако некоторые модели теории массового обслуживания могут при­меняться и в мелкосерийном производстве. В частности, модель распределе­ния нарядов на участке мелкосерийного производства может быть построена с использованием теории очередей.

Модели динамического программирования, в. основу которых поло­ми принцип оптимальности Р. Беллмана (принцип гласит: оптимальное управление обладает тем свойством, что каковы бы ни были начальное состояние системы и управление в начальный момент времени, последующее управление должно быть оптимальным относительно состояния, возникшего и результате первоначального управления), отражают процессы, протекаю­щие во времени, и поэтому также могут использоваться для описания задач календарного планирования.

Табличные модели позволяют в компактной форме в виде таблиц или матриц отразить структуру (т.е. взаимосвязи между отдельными операциями) п временные параметры моделируемого процесса.

Достоинством рассмотренных моделей и методов их получения явля­ется их компактность, возможность оперировать с большим объемом исход­ных данных, чему способствовало широкое распространение и применение ЭВМ для решения задач планирования.

Недостатком рассмотренных моделей является то, что не все реаль­ные процессы, протекающие в организационных системах, поддаются фор­мализации. Кроме того, существенным недостатком данных моделей являет­ся отсутствие наглядности представления планов.

Наиболее широкое распространение в практике планирования, в том числе планирования ТЭП в СВТС, получили графические модели кален­дарного планирования.

К графическим моделям календарного планирования относятся:

-планировочный (линейный) график;

- ленточный график-хронограмма, который может сопровождаться графиком занятости личного состава;

- график Ганта (Гант - карта), который позволяет удобно отражать технологические процессы по рабочим местам;

- сетевой график.

Для иллюстрации возможностей различных графических моделей сле­дует рассмотреть конкретный пример планирования ТЭП. а именно: процесса технического обслуживания изделия СВТС.

В качестве исходных данных для построения графической модели ка­лендарного планирования, как в общем случае, так и при любых других мо­делей, используется словесная (вербальная) формулировка задачи.

Предполагается, что необходимо выполнить техническое обслужива­ние подвижной дизельной электростанции. Обслуживанию подлежат: шасси агрегата, топливный бак, агрегатный отсек, где расположены дизель - гене­раторы; и операторный отсек, где размещается оборудование управления электростанцией и вспомогательное оборудование.

Работы на агрегате начинаются с распломбирования агрегата, а завер­шаются - пломбированием агрегата. Работа по проверке ЗИП проводится по­сле обслуживания шасси и замены аккумуляторных батарей. В свою очередь, проверка работы дизель - агрегатов может проводиться после обслуживания составных частей агрегата, а проверка эксплуатационной документации, - после проверки работы дизель - агрегатов.

Составляется план работы по техническому обслуживанию подвижной дизельной электростанции с использованием разных графических моделей календарного планирования.

А. Планировочный (линейный) график представляет собой схема­тическое изображение технологического процесса.

Планировочный график строится следующим образом: для каждой ра­боты в графике отводится отдельная строка; в этой строке записывается на­именование работы, обозначение работы (ее код, шифр), исполнители или количество исполнителей и проводится линия в соответствующем масштабе времени, указывающая продолжительность выполнения работы и привязку работы к текущему времени.

Для определения продолжительности каждой работы необходимо знать трудозатраты Фто на ее проведение и количество исполнителей n.

Тогда продолжительность работы tp определяется соотношением:

 

Количество исполнителей обычно определяется технологией работы. Есть такие операции, где обязательно присутствие нескольких исполнителей. Продолжительность отдельных работ можно регулировать нарядом на эту работу меньшего или большего количества исполнителей.

Для рассматриваемой задачи задают количество исполнителей каждой работы и определяют ее продолжительность согласно формуле (2.3).

 

 

Образец планировочного (линейного) графика для рассматриваемой задачи представлен на рис.2.5, где введены обозначения, указывающие принадлежность исполнителей: РШ расчет шасси; РСЧ - расчет специальной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: