Анализ рынка и рыночной позиции предприятия

Основными рынками сбыта продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» являются: рынок Витебской и Минской области, а также рынки прилегающих областей.

Основная часть продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» реализуется в Минской области (88,6%), что меньше прошлогоднего показателя на 4,4%. Увеличилась доля реализации по другим областям, в Гродненской с 0,4% в 2014 - до 1,5% в 2016г., в Брестской с 0,2% в 2014г. - до 3,7% в 2015г., в Гомельской с 2,2 % в 2014 г.- до 3,5% в 2015г.

Основная часть продукции предприятия в разрезе Минской области реализуется в Минском районе - 52% за 2016г., так как крупнейшие потребители, такие как ОАО «1-ая Минская птицефабрика» находятся в Минском районе. Увеличилась доля реализованной продукции и в других районах, в Любаньском с 3% в 2015 - до 5% в 2016г., в Червенском с 3% в 2015г. - до 4% в 2016г.

Структура реализации комбикормовой продукции представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Реализация продукции в разрезе групп потребителей, тонн.

Потребители 2014г. 2015г. 2016г. 2016г. к 2015, %
Птицефабрики       109,27
Свинокомплексы       243,52
Рыбхозы       291,14
Прочие хозяйства       124,15
Коммерческие организации       21,16
Фирменная торговля       288,06
ИТОГО       112,75

 

Достигнутая мощность комбикормового цеха ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» составляет 840 тонн в сутки - это второе в республике предприятие по объёму производства комбикорма в сутки после РУСПП "Глубокский комбикормовый завод", мощность которого составляет 860 тонн в сутки. Также на многих предприятиях-конкурентах освоено производство комбикормов в малую тару от 5 до 40кг. У предприятий-конкурентов также имеются свои свиноводческие комплексы, что позволяет им увеличить объём производства. Многие комбинаты хлебопродуктов планируют осуществить модернизацию своих линий по производству комбикормов в 2014 году.

Основными потребителями продукции (комбикорма) предприятия являются с/х организации, птицефабрики, рыбные хозяйства, комплексы по выращиванию животных различных направлений. Часть продукции реализуется населению через розничную торговлю. ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» имеет на балансе три фирменных магазина - «Колосок-2» и «Колосок-3» в г. М.Горка, «Колосок-1» в г. Червень.

В связи с тем, что основным рынком сбыта продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» является рынок Минской области, основными конкурентами предприятия на рынке готовой продукции являются предприятия системы Департамента по хлебопродуктам, расположенные в Минской области, такие как: РУП «Борисовский КХП», ОАО «Слуцкий КХП», ОАО «Лошницкий ККЗ», РУП «Негорельский КХП».

В 2016г. ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» в натуральном выражении произвел 32,71% продукции комбикормовой промышленности от общего объема, произведенного в области, и занял первое место, в 2016 году ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» также был лидером по производству комбикормовой продукции в Минской области. На протяжении многих лет предприятие занимает наибольший удельный вес в производстве комбикормов среди предприятий Минской области - 34,83%.

ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» занимает лидирующее место на рынке комбикормов в республике. Основным преимуществом является то, что цены на комбикорма значительно ниже, чем у основных конкурентов, что немаловажно в условиях жесткой конкуренции. Перспективными направлениями развития производства являются освоение выпуска новых видов комбикормов и расширение доли тех комбикормов, которые сегодня занимают незначительную долю в производстве комбината.

Особое внимание следует также уделить анализу производства таких видов комбикормов как комбикорма для кроликов, собак, овец, лошадей, для домашниу животных и ценных пород рыб, что является перспективным направлением развития отрасли.

ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» производит комбикорма, как из собственного сырья, так и из сырья заказчиков. Политика предприятия направлена на более полное удовлетворение спроса потребителей. В связи с этим, стратегия развития предприятия направлена на увеличение производства комбикормов из собственного сырья. Поставка зернового сырья осуществляется как за счет сдачи хозяйствами государственного заказа, так и путем закупки по прямым договорам с зерноперерабатывающими предприятиями и другими поставщиками на территории РБ. Данные по поставкам зернового сырья по областям с 10 июля по 31 декабря 2016г. представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Заготовка зерна с 10 июля по 31 декабря 2016г., физический вес, тыс. тонн.

Области По прямым договорам За долги Давальческое На хранении Итого
Минская 15,763 46,989 56,105 39,416 158,273
Витебская 0,034       0,034
Гомельская 0,645   0,079   0,724
Гродненская 0,111 1,323     1,434
Могилевская 0,961   0,173    
Всего 17,514 48,312 56,357 39,416 161,599

 

За рассматриваемый период наибольший объем зернового сырья был заготовлен по Минской области. В большом объеме для производства комбикормов также используется сырье заказчиков (давальческое сырье).

Производителями комбикормов и БВМД в Республике Беларусь по данным Департамента комбикормовой промышленности являются предприятия, представленные в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 – Конкуренты предприятия

Область Предприятия комбикормовой промышленности
Брестская область ОАО «Барановичский КХП», ОАО «Березовский ККЗ», ОАО «Дрогичинский ККЗ», ОАО «Жабинковский ККЗ», ОАО «Пинский КХП»;
Витебская область ОАО «Витебский КХП», ОАО «Миорский ККЗ», ОАО «Оршанский КХП», ОАО «Полоцкий КХП», РУСПП «Глубокский ККЗ»
Гомельская область ОАО «Речицкий КХП», ОАО «Калинковичи-хлебопродукт», филиал «Новобелицкий КХП»
Могилевская область ОАО «Бобруйский КХП», ОАО «Климовичский КХП», ОАО «Могилевхлебопродукт»
Гродненская область ОАО "Агрокомбинат «Скидельский», Ф-АЛ "Агрокомплекс «Шиловичи», ОАО «Лидахлебопродукт», Слонимский ПТФ, ПЧУП «Сморгонский КХП»
Минская область ОАО «Слуцкий КХП», ОАО «Вилейский ККЗ», ОАО «Клецкий ККЗ», ОАО «Лошницкий ККЗ», ОАО «Молодеченский КХП», ОАО «Пуховичский КХП», УП «Борисовский КХП»

 

Сильные стороны ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов»:

- выгодное расположение - географический центр Республики Беларусь;

- близость автомагистралей, удобные подъездные пути;

- высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов;

- наличие мощностей для увеличения производства;

- обеспечение всеми видами энергоресурсов;

- наличие складских помещений для напольного хранения тарных и бестарных грузов;

- высококвалифицированные кадры рабочих и специалистов с опытом работы в системе хлебопродуктов.

Слабые стороны:

- крайне плотная конкурентная среда;

- велик удельный вес физически и морально устаревшего оборудования – все виды энергоресурсов – покупные;

- недостаток собственных средств для обновления технологических линий;

- производство комбикормов и БВМД мелкими партиями, что затрудняет;

- переход с одного вида продукции на другой и влечет за собой дополнительные затраты энергоресурсов;

- низкая платежеспособность потребителей создает финансовые затруднения при расчетах с поставщиками;

- отсутствие элеватора, что затрудняет размещение зернового сырья на длительное хранение.

Результаты анализа

В результате проведенного анализа во второй главе, были сделаны следующие выводы:

- Основными рынками сбыта продукции ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» являются: рынок Витебской и Минской области, а также рынки прилегающих областей. Основную часть потребителей представляют потребители Минской области (52%).

- Основными потребителями продукции (комбикорма) предприятия являются с/х организации, птицефабрики, рыбные хозяйства, комплексы по выращиванию животных различных направлений. Основными потребителями продукции (комбикорма) предприятия являются с/х организации, птицефабрики, рыбные хозяйства, комплексы по выращиванию животных различных направлений.

- Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2016 г. составила 52392,9 тыс. руб., что на 7296,0 тыс. руб. меньше чем в 2015 году или 87,78% от объема 2015 года.

- Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг составила 38562,5 тыс. руб., что на 3730,7 тыс. руб. меньше чем в 2015 году.

- Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2016 году составила 9970,3 тыс. руб., что на 3639,0 тыс. руб. меньше чем в 2015 году.

- Итоговая чистая прибыль за 2016 год составила 8151,3 тыс. руб., что на 432,6 тыс. руб. больше чем в 2015 году.

- Как видно из анализа в 2016 году организация снизила объемы выручки, себестоимость также снизилась, однако чистая прибыль повышается, что является положительной тенденцией.

- Коэффициент текущей ликвидности превышает 1,5, что свидетельствует об эффективном использовании оборотных средств, так как их сумма превышает сумму краткосрочных обязательств. Как видно из таблицы, за последние годы, предприятие достигло оптимального значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, он имеет положительное значение. Значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами за анализируемый период не превышают норматив. Предприятие не достигло оптимального значения коэффициента абсолютной ликвидности.

- В 2016 году уровень рентабельности продукции сократился на 6,32%. Показатель рентабельности продаж (RРП) сократился и в 2016 году составил 19,03%. Рентабельность предприятия так же имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составила 13,76%, что на 15,8% меньше чем в 2015 году. Исходя из этого, видно, что в 2016 году предприятие сработало хуже чем в 2015 году. Однако это связано с ростом капитала предприятия почти вдвое.

- Ценовая политика ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию.

- Первоочередной задачей ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» является определение целей и направления ценообразования. Цели ценообразования: прибыль и противодействие конкуренции.

Основные проблемы использования экономических методов управления на ОАО «Бобруйский комбинат хлебопродуктов» это использование затратного способа начисления себестоимости и недостаточное качество и конкурентоспособность реализуемой продукции.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: