Эффективность деятельности таможенных органов и ее оценка

Ограниченность экономических ресурсов в данный момент развития общества в сочетании с ростом общественных потребностей в таможенных услугах и работах, рост требований к качеству там. администрирования требуют повышения экономической эффективности функционирования таможенной системы.

Там. органы выполняют регулятивную, фискальную, правоохранительную, информационно-аналитическую функции и контролируют соблюдение экономических интересов и безопасности страны. Таким образом, можно говорить об экономическом эффекте исполнения каждой функции и возможном комплексном показателе эффекта там. дела.

Предпринимались попытки оценивать эффективность деятельности таможенных органов по сумме таможенных платежей, перечисленных в республиканский бюджет или приходящихся на одного работающего. Последний показатель иногда сопоставляли с расходами государства на содержание одного сотрудника таможенной службы.

Абсолютные суммы собираемых таможенных платежей нельзя рассматривать в качестве результатов работы отдельных таможен, обусловленных затратами определенных видов ресурсов. Объемы взимаемых платежей не зависят напрямую от работы таможенных органов, а обусловлены разнообразными внешними факторами.

Одним из критериев эффективной работы там. органа является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени. Условием применения такого критерия должно быть совершенствование регионального планирования таможенных платежей, установление обоснованного задания каждому таможенному органу с учетом показателей экономического развития регионов, находящихся в сфере деятельности таможен и других внешних факторов. Эта задача может решаться разными методами, и составляет предмет деятельности ГТК РБ.

Степень выполнения планового задания отдельными таможнями определяется путем сопоставления плановых заданий по каждой таможне и таможенной системе в целом и фактическими поступившими в доход бюджета таможенными платежами. Такую информацию ГТК РБ ежедневно получает из Казначейства. При этом такое сопоставление проводится не только по результатам месяца/квартала/года, а ежедневно, т.е. осуществляется постоянный мониторинг процесс исполнения плана по доходам бюджета.

Одним из показателей, характеризующим деятельность ГТК, является удельный вес таможен, справившихся с установленным заданием. Этот показатель в определенной степени отражает качество планирования и оперативного управления.

При оценке эффективности исполнения фискальной функции необходимо анализировать такие качественные характеристики работы таможенных органов как полное оформление товаров, правильность определения таможенной стоимости и кодирования товаров в соответствии с ТН ВЭД, время оформления необходимых документов.

О качестве работы таможен можно судить также по тому, как ими соблюдаются там. технологии. Например, следствием компьютеризации основных таможенных процедур, когда каждый этап фиксируется компьютером, является возможность анализа длительности проведения таможенных операций. Фиксация времени регистрации таможенной декларации и времени выдачи свидетельства о помещении товара под таможенную процедуру позволяет определить среднее время, затрачиваемое ПТО или таможней на оформление одной декларации. Усреднение времени оформления на большом числе деклараций позволяет довольно точно охарактеризовать качество там. обслуживания на конкретном ПТО/таможне и является объективным показателем, позволяющем принимать взвешенные управленческие решения.

Коренные изменения в сфере международной торговли, интеграция государств в экономических и таможенных союзах, развитие торговли с помощью средств электронной техники, использование современных скоростных средств транспорта, увеличение объема торговых операций между транснациональными компаниями привели к изменению взглядов общества на оценочные показатели эффективности (полезности) деятельности таможенной службы.

Современное требование - простота таможенных процедур для исполнения таможенных правил, минимизация оперативных расходов как для таможен, так и для обслуживаемых ими клиентов. 36. Качественные и количественные показатели эффективности деятельности таможенных органов. Мощность таможни. Объем выполненных работ и оказанных услуг.

Некоторые ученые полагают, что необходим единый комплексный показатель эффективности там. контроля. Он должен, по их мнению, выражать предотвращенный социально-экономический ущерб за счет недопущения нарушений таможенных правил со стороны агентов внешнеэкономической деятельности, и ускорения пропуска транспорта, грузов, людей через таможню. Пока количественное выражение такого единого критерия не найдено.

Там. служба формирует информационный ресурс для правительства, органов государственного управления и деловых кругов. Совершенствование структуры информационного обеспечения, поиск лучших источников информации могут оптимизировать направления там. контроля и используемые с этой целью ресурсы. Полнота информации, ее состав, время поступления - важные факторы принятия решений в области таможенной политики.

Эффективность работы таможенных органов по формированию и использованию информационных ресурсов как для нужд самой таможенной службы, так и в интересах государства может быть оценена по скорости сбора, обработки и распространения информации в сравнении с расходами на внедрение и текущим содержанием эффективных средств сбора информации.

Уменьшение таможенных тарифов как тенденция в мировой торговле не снижает, а усиливает значимость поступления информации таможенным органам в необходимом объеме для эффективного контроля за контрабандой и движением финансов на границе государств, систематизации данных о международной торговле.

Либерализация мировой торговли обострила для таможенных служб проблему предотвращения и борьбы с торговым мошенничеством, контрабандой наркотиков, оружия и других товаров, запрещенных или ограниченных для ввоза (вывоза). В связи с этим при реформировании таможенных служб предусматривается усиление и расширение их правоохранительных функций, увеличение доли ресурсов для их реализации. Выполнение таможнями этих функций является важной составляющей оценки эффективности (общественной полезности) их деятельности. Эффективная борьба с контрабандой, защита окружающей среды и здоровья населения - цели внутренней таможенной политики.

Приоритет функций таможенной службы меняется в зависимости от уровня экономического развития государства, его стратегии во ВЭД. По мере продвижения по пути экономических преобразований возрастает роль таможенной службы в выполнении функций регулирования ВЭД и обеспечения безопасности экономических интересов России и ее граждан. Регулирующее влияние на ВЭД там. служба оказывает через таможенную политику и механизм ее реализации. Одним из стратегических направлений развития таможенной службы России является повышение ее роли в разработке таможенной политики и совершенствовании механизма ее реализации.

Там. служба должна быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики. Поэтому правительства разных стран оценивают эффективность работы таможенной службы не только с точки зрения сокращения расходов на ее деятельность, но и с позиции вклада в экономику государства. В этом случае правомерно говорить о косвенном влиянии там. дела на темпы экономического развития, структурную перестройку экономики и качество жизни населения. Это воздействие может характеризоваться тем, какое влияние предлагаемый таможенный тариф и комплекс нетарифных мер оказали на наименее эффективные отрасли и предприятия, на покупательную способность населения, падение объемов производства, увеличение доли изделий высокой степени обработки, удешевление потребления некоторых важных товаров, повышение внутренних цен, создание новых видов производств, повышение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции за счет снижения таможенных пошлин, уменьшение (увеличение) субсидий отдельным отраслям и регионам и другими показателями социальных издержек и экономических выгод.

Для анализа экономической безопасности страны во внешнеэкономической и экспортной сфере используются следующие показатели:

* состояние платежного баланса;

* объем золотовалютных резервов страны;

* динамика курса белорусского рубля по отношению к основным мировым валютам;

* соотношение годового объема экспорта и внешнего долга; соотношение годового объема экспорта и выплат, связанных с обслуживанием внешнего долга.

Экономическая наука рассматривает эффект деятельности, как некий ее результат, в расчете на единицу затраченных ресурсов. Критерии оценки деятельности должны отвечать следующим требованиям: соответствовать функциям (задачам) организации; определяться на основе постоянной отчетности; показывать, насколько услуги организации удовлетворяют потребности ее клиентов.

Показатели (параметры) оценки эффективности представляют собой количественные и (или) качественные характеристики выполнения функций, соотношения результатов и затрат деятельности. Параметры оценки должны различаться в зависимости от уровня, на котором реализуются цели системы (ГТК, таможни).

Они носят относительный характер и рассчитываются либо в процентах по отношению к плану, либо на единицу используемых ресурсов, либо в сопоставлении с другими факторами.

Возможные показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов в зависимости от уровня управления (например):

· перечисленная в доход бюджета сумма таможенных платежей;

· время ожидания таможенной услуги оформления грузов (пассажиров) в таможенном органе;

· время оформления декларации на товары (ДТ);

и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: