Задание 1.
Тема 1: «Элементы логики».
1. Приведите примеры определения понятия через:
а) род и видовое отличие;
б) генетически;
в) индуктивно;
г) абстракцию.
2. Какие из следующих предложений являются истинными, а какие ложными высказываниями:
а) -3,895 < -3,744;
б) 0: 15 = 0;
в) 24: 0 = 0;
г) существуют целые чётные числа;
д) в любом параллелограмме диагонали конгруэнтны;
е) не любые три отрезка могут быть сторонами треугольника;
ж) у всякого натурального числа есть предшествующее;
з) 5 < 2;
и) 63 ≠ 216;
к) Рига – столица Латвии;
л) объединением множеств А = { а, в, с } и В = { с, д } является множество С = { а, в, д };
м) 23 > 32;
н) 3,7 є N
3. Найдите значения истинности следующих высказываний и дайте соответствующие пояснения:
а) 15 кратно 3 и 12 кратно 3;
б) 5 ≥ 3; в) Х = 2 является корнем уравнения Х2 = 9 или решение неравенства 2Х – 1 < 3.
в) Х = 2 является корнем уравнения Х2 = 9 или решение неравенства 2Х – 1 < 3.
4. В каждой из следующих импликаций выделите условие и заключение. Сформулируйте импликации: противоположные, обратные и противоположные к обратной:
|
|
а) Если Петров рисовал несколькими цветными карандашами, то у Петрова получился разноцветный рисунок.
б) Если четырехугольник АВСД квадрат, то угол АВС равен 900.
5. На множестве М = { -3, -2, -1, 0, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9, 10,11,12, 13,14, 15 };
заданы предикаты: р(х): «число Х – простое натуральное число»;
q(х): «число Х делится на 3», τ (х): «число Х не делится на 5».
Найдите множество истинности предикатов:
а) р(х) и q(х);
б) q(х) и τ(х(;
в) не q(х) и τ(х);
г) q(х) или τ(х);
д) не р(х) или не q (х);
е) (р(х) или τ(х)) и q(х);
6. Запишите следующие выражения с помощью математических символов и найдите их значения:
а) разность числа 56 и суммы 23 и 4;
б) разность суммы 56 и 23 и числа 4;
в) сумма произведения 5 и 7 и разности 71 и 54;
г) частное суммы 62 и 2 и разности 35 и 3;
д) произведение частного числа 63 и 7 и суммы 4 и 8;
е) сумма частного числа 154 и 7 и разности чисел 31 и 9.
7. В выражении 112 – 40: 4 + 8 расставьте скобки так, чтобы его значение было равно: а) 110; б) 26; в) 6; г) 94.
8. Найти значения выражений:
а) х2 – 3х + 5, при х = 2;
б) е + 5,004, при е = 0,1 и m = 2,6;
m2 – 5
в) xy + 1, при х = 0,5 и y = -2.
x + y
9. Вставьте вместо многоточий слова: «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».
Объясните своё решение:
а) для того, чтобы четырехугольник был прямоугольником …………., чтобы он был квадратом;
б) для того, чтобы четырехугольник был квадратом ……….., чтобы он был прямоугольником;
в) для того, чтобы четырехугольник был квадратом ……….., чтобы он был прямоугольником с равными сторонами.
10.Даны пары уравнений:
а) 5х – 3 = 2х + 6 и 9х – 3 = 0;
б) (х – 3) (х – 4) = 0 и х2 – 7х + 12 = 0;
|
|
в) 2х – 5 = 3х + 18 и х + 14 = 0.
Какие из этих уравнений равносильны?
Контрольные вопросы:
1. Математические понятия, предложения, доказательства.
2. Родо- видовые отношения между понятиями: определения понятия; явные и неявные определения.
3. Высказывание, высказывательная форма. Логическое следование и равносильность высказывательных форм.
4. Теорема, виды теорем, связанных с данной.
5. Дедуктивные и индуктивные умозаключения.
6. Способы доказательства в математике
Задание 2.
Тема 2: «Элементы теории множеств. Множества и операции над ними».
1. Запишите множество букв в словах «грамм», «мама», «торт», «кино».
2. Множества заданы характеристическим свойством. Задайте их перечислением элементов, если это возможно;
а) { x / x є Z, 0<x<4};
б) { x / x є N, 0 ≤ х ≥ 4 };
в) { x / x є R, 0 ≤ х > 4 }.
3. Изобразите н а координатной прямой множества:
а) { x / x є N, 3 < x < 6 };
б) { x / x є Z, -3 ≤ x ≤ 6};
в) { x / x є R, х ≥ 3}.
4. Что называется объединением двух множеств? Привести три примера.
5. Найти объединение и пересечение множеств А и В:
а) А = { x / x є N, x < 3 }
B = { x / x є Z, -5 < x < 0 };
б) А = { х / х є Z, -1 ≤ х ≤ 4 },
B = { x / x є Z, x ≤ 0 }.
6. Найти разность множеств А и В, если:
а) А = { х / х є Q, -7≤ х ≤ 0 },
B = { x / x є Q, -4,5 ≤ x ≤ 3 };
б) А = { х / х є N, х ≤ 11},
В = { х / х є N, х < 6 }.
7. Найти дополнение множества А = { х /x є N, х < 12} до множества N.
8. Заштриховать, используя круги Эйлера, следующие множества:
1) А Ú B;
2) C \ A
3) А Ú В Ú C
4) С \ (А Ú В)
5) [ С \ (A Ú В) ] Ú (А Ù В)
Для выполнения каждого задания используйте новый рисунок, показанный вышe.
9. Даны множества: А = {-1,5}; В= {1,3}; С = {2,6}.
Найти:1) АÚ В Ú С
2) А Ù В Ù С
3) (А Ú В) Ù С
4) (А Ú С) Ù В
10. Даны множества: А = { -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5}; В = {1, 2, 3}; С = {2, 3, 4, 5, 6}
Найти 1, 2, 3, 4, 5 из задания 9 данной контрольной работы.
Контрольные вопросы
1. Понятие множества.
2. Способы задания множества.
3. Равные множества.
4. Подмножества.
5. Пересечение и объединение множеств.
6. Дополнение к подмножеству.
7. Разность множеств.
8. Декартово произведение множеств.
9. Классификация
Задание 3.