Формирование кадрового резерва и работа с ним

Кадровый резерв создается с целью замены руководителей, выбывающих по различным причинам, замещения должностей во вновь создаваемых подразделениях.

Создание кадрового резерва для выдвижения на руководящие муниципальные должности - многоплановая работа, включающая:

- отбор наиболее достойных работников и включение их в состав резерва;

- ежегодную оценку состава резерва, его пересмотр и пополнение;

- изучение деловых и личностных качеств работников, включенных в резерв, организацию их подготовки и повышения квалификации;

- выдвижение кандидатов из резерва на руководящие должности.

 

Состав кадрового резерва является основным источником замещения вакантных руководящих должностей муниципальной службы. Его количественный состав устанавливается исходя из общего количества номенклатурных должностей муниципальной службы (независимо от наличия вакантных должностей и сроков их замещения), с тем чтобы на каждую руководящую должность в резерве оставались 1 - 2 кандидата. Резерв подбирается не на каждую должность, а на группу однородных.

Резерв следует формировать как открытый, и работа с людьми, рекомендованными для выдвижения, также должна вестись открыто. Каждого кандидата на выдвижение целесообразно готовить на конкретную должность. При таком подходе гарантируется подготовка кандидатов на замещение каждой должности на всех уровнях муниципального управления. Подготовка зачисленных в резерв специалистов осуществляется на основе личных планов, по которым производится сопоставление характеристик каждого кандидата с "портретом идеального сотрудника" на данной должности. При этом целесообразно использовать тестирование и метод экспертных оценок.

Тестирование позволяет провести всестороннюю и достаточно объективную оценку резервистов, однако требует специально разработанных тестов для каждой должности и интерпретации их профессиональными психологами.

Метод экспертных оценок заключается в оценке экспертами индивидуальных характеристик кандидата по каждой из составляющих портрета идеального сотрудника. В качестве экспертов выступают знающие резервиста сотрудники.

Основной формой подготовки резерва является обучение в процессе трудовой деятельности. Содержание и объем подготовки определяются исходя из уровня соответствия знаний кандидата (выявленных в ходе экспертной оценки) требованиям, предъявляемым к данной должности. Помимо постоянного обучения на рабочем месте, практикуются перемещения работника по горизонтали и по вертикали, командировки для изучения передового опыта, стажировки на различных должностях, замещение соответствующих работников на время их отпусков.

 

Пространственные экономические трансформации и проблемы формирования единого экономического пространства в России. Региональная социально-экономическая дифференциация; интеграция и дезинтеграция в территориальном аспекте.

Термин «пространственно-экономические трансформации» обычно подразумевает любое прогрессивное изменение, прежде всего, в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.

Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры пространственно-экономических трансформаций. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, оценивающими степень развития любого региона.

Трансформация всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации.

Пространственно-экономическая трансформация — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только о пространственно-экономической трансформации, она обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Пространственно-экономическая трансформация включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов;

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

· перемены в общественном сознании;

· перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс пространственно-экономической трансформации включает в себя три важнейшие составляющие:

· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

В качестве целей пространственно-экономической трансформации региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Одним из основных понятий региональной экономики является экономическое пространство, развивающее исходное представление о территории. Экономическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. Каждый регион имеет свое внутреннее пространство и связи с внешним пространством.

Близкими к понятию "экономическое пространство" являются понятия пространственная (территориальная) структура экономики и пространственная (территориальная) организация хозяйства.

Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них следует выделить прежде всего:

• плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства);

· размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации и распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

· связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).

 

Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. "Экономическое расстояние", в отличие от физического, измеряемого километрами, милями и т.п., характеризуется прежде всего транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния. Поэтому экономическое расстояние между одними и теми же географическими точками оказывается неодинаковым для разных перемещаемых товаров, услуг, групп мигрантов.

Интеграция обеспечивает синергический эффект в процессе комбинирования, переплетения и сращивания потенциалов развития общественно- хозяйственного процесса. На современном этапе в процесс интеграции вовлечены субъекты, функционирующие в региональном пространстве страны. Поэтому понятие интеграции относится к региональным социально-экономическим отношениям.

Интеграция — не только одна из категориальных форм обеспечивающих формирование особого подхода к экономическому развитию. Интеграционный подход представляет собой ориентацию на поиск, обоснование и реализацию потенциала интеграции во взаимодействии нескольких субъектов социально- экономических отношений.

Каждая система находится под воздействием многочисленных факторов, обусловливающих как интеграцию, так и противоположную ей дифференциацию. Так, фактор наличия в пространстве региона существенных энергетических ресурсов обусловливает как стремление к взаимодействию в пространстве участников добычи, транспортировки, переработки и освоения данных ресурсов, так и стремление к локализации и административному обособлению той части регионального пространства, в которой расположены указанные ресурсы.

Отечественные исследователи отмечают переплетение тенденций к интеграции и дифференциации в развитии региональных систем современной России.

Основные последствия интеграционных процессов в регионах:

- синхронизация процессов социально-экономического развития и выравнивание его уровня;

- углубление взаимозависимости экономик регионов, упрочение производственных и коммерческих связей между субъектами хозяйственной деятельности, находящихся в разных регионах;

- технологическое развитие однородных отраслей экономики и рост производительности труда;

- рост масштабов производства, сокращение издержек;

- объединение региональных рынков.

Региональная интеграция есть проявление общемировой тенденции к объединению.

Дезинтеграция:

- распад бывшего СССР;

- усиление региональной сегментации в экономической сфере;

- нарастание межрегиональных конфликтов;

- тенденции к социально-экономической замкнутости.

Корни дезинтеграции – в экономике, политике, обществе. Задачи центральной власти - препятствование дезинтеграционным процессам, выявление их причин и по возможности их устранение.

 

36. Проблемы эффективности публично-правового регулирования государственно-частного партнерства в субъектах РФ. Социально-экономическая оценка проектов ГЧП в регионах.

В трактовке Всемирного банка: «ГЧП – это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более важно, как средство повышения эффективности бюджетного финансирования». Европейская экономическая комиссия ООН: «Государственно-частное партнерство (ГЧП) основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов, производств и предоставления услуг государственного сектора. Его ключевыми особенностями являются: а) долгосрочность обеспечения и предоставления услуг; б) передача рисков частному сектору; в) многообразие форм долгосрочных контрактов, заключаемых юридическими лицами с государственными и муниципальными структурами».

Основным законом в сфере ГЧП на федеральном уровне по-прежнему остается Федеральный закон от 21.07.2005 г. 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который регулирует только одну из возможных форм ГЧП – концессионные соглашения. Согласно установленной модели, концессионер (частное лицо) обязуется построить или реконструировать определенный объект за свой счет и использовать данный объект в течение установленного договором срока. Уступая частному инвестору права владения и пользования, концедент (публичное образование) всегда сохраняет право собственности в отношении объекта концессии, что, в частности, существенно ограничивает возможности частного партнера по привлечению заемного финансирования. За основу концессионного соглашения принята модель ГЧП, известная за рубежом как схема BTO (Build-Transfer-Operate, т.е. «строительство-передача-эксплуатация») и ее модифицированный вариант – схема RTO (Rehabilitate-Transfer-Operate, т.е. «реконструкция-передача-эксплуатация»).

На региональном уровне основу правового регулирования государственно-частного партнерства составляют законы о ГЧП, принятые на данный момент в субъектах РФ. Наличие регионального закона о государственно-частном партнерстве, с одной стороны, предоставляет возможность создания более привлекательных для инвестора условий реализации проекта и позволяет региону успешно конкурировать с другими субъектами РФ в процессе привлечения частных средств в общественную инфраструктуру. В то же время, положения регионального нормативного акта о ГЧП не должны носить исключительно декларативный характер, поскольку для инвестора решающее значение при принятии решения о вложении собственных или привлеченных средств имеет наличие четких и прозрачных правовых рамок, устанавливающих гарантии защиты его прав и минимизации возможных рисков.

Оценка экономической эффективности проектов государственно-частного партнерства.

Нормы об оценке эффективности предусматриваются в 12 из 64 законов субъектов РФ (что составляет 18,75%), при этом значительная их часть содержит отсылочные нормы.

Областной закон Ленинградской области от 14.10.2011 № 78-оз «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» [20] предусматривает, что Правительство Ленинградской области разрабатывает методику оценки эффективности имущественного и (или) финансового участия Ленинградской области в государственно-частных партнерствах.

Согласно п. 6 ст. 5 Закона Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 398-з «Об участии Республики Башкортостан в государственно-частном партнерстве» [12], эффективность использования средств бюджета Республики Башкортостан в рамках соглашения государственно-частного партнерства должна быть обоснована при принятии Правительством Республики Башкортостан решения о проведении конкурса на выбор частного партнера. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств в государственно-частном партнерстве разрабатывается и утверждается Правительством Республики Башкортостан.

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства» [8], принятие решения об имущественном или финансовом участии Калининградской области в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве осуществляется Правительством Калининградской области на основании разработанных и утвержденных им методик оценки эффективности участия областного бюджета в проектах государственно-частного партнерства с учетом соблюдения принципа

результативности и эффективности использования бюджетных средств, владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Мурманской области от 27.12.2010 № 1311-01-ЗМ0 «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах» [9], Правительство Мурманской области утверждает методику оценки эффективности имущественного и (или) финансового участия Мурманской области в государственно-частных партнерствах.

Согласно ст. 7 Закона Оренбургской области от 24.08.2012 № 1041/308-^ОЗ «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве» [10], Правительство Оренбургской области разрабатывает методику оценки эффективности участия Оренбургской области в государственно-частном партнерстве.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Самарской области от 02.07.2010 № 72-ГД «Об участии Самарской области в государственно-частных партнерствах» [15] оценка эффективности использования средств бюджета Самарской области в рамках проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства, осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденной министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Выводы.

1. Частое использование в стратегиях и программах социально-экономического развитиясубъектов РФ терминов «частно-государственное» и «государственно-частное партнерство» носит декларативный характер, поскольку в действующих в 12 субъектах РФ законах о стратегическом планировании (о документах стратегического планирования) не предусматривается взаимосвязь документов стратегического планирования и проектов государственно-частного партнерства. Только в законах трех субъектов РФ предусматривается необходимость соответствия проектов государственно-частного партнерства документам стратегического планирования. В связи с этим целесообразно внесение в региональные законы о ГЧП изменений и дополнений, предусматривающих механизм согласования проектов государственно-частного партнерства и документов стратегического планирования (программ социально-экономического развития и т.п.) субъектов РФ.

2. Анализ 83 законов субъектов РФ о бюджете на 2012 г. показал, что финансирование расходов, связанных с проектами государственно-частного партнерства, предусматривается только в 11 из них. В этой связи представляется целесообразным обеспечение системной взаимосвязи разработки проектов государственно-частного партнерства, бюджетного процесса и стратегического планирования на региональном уровне. Решение данной проблемы невозможно без внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ и проект федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании», внесенный Правительством РФ в Государственную Думу еще 1 октября 2012 г. и принятый в первом чтении 21 ноября 2012 г.

3. Сравнительно-сопоставительный анализ региональных законов о государственно-частном партнерстве выявил низкий уровень обеспечения прозрачности. Для его повышения предлагается дополнить федеральное и региональное законодательство положением о доступе к информации, а также внести соответствующие дополнения в законы субъектов РФ о государственно-частном партнерстве. Ключевыми элементами обеспечения эффективности проектов ГЧП в регионах должна быть не только их социально-экономическая оценка органами власти, но и широкое внедрение оценки регулирующего воздействия как нормативных правовых актов в сфере государственно-частного партнерства и инвестиционной деятельности в целом, так и конкретных проектов, а также их предварительная и последующая общественная экспертиза.

 

37. Современные тенденции развития политических процессов в мировой экономике.

В современной мировой экономики в наибольшей степени проявляются следующие тенденции развития:

1. Интернационализация и глобализация международных экономических отношений

2. Международная экономическая интеграция

3. Международное движение капиталов

4. Объективная необходимость межгосударственного регулирования мирохозяйственных проблем

Процесс интернационализации международных экономических отношений в наши дни развивается очень быстро благодаря бурному развитию научно-технического прогресса.

Процесс интернационализации международных экономических отношений в наши дни обретает следующие черты:

· Формируются новые международные валютные зоны, в каж­дую из которых входят десятки стран. Можно говорить о нескольких таких зонах, где основной валютой стали или становит­ся американский доллар, японская иена, евро.

· Современная экономическая интеграция означает не только свободное перемещение капиталов, товаров и услуг, рабочей силы. Национальные государства все чаще делегируют часть своего суве­ренитета наднациональным органам. Одним из примеров тому мо­жет служить Европейский Союз (ЕС).

· Интернационализация международных экономических отноше­ний сегодня входит в качественно новый этап - глобализацию.

Сущность международной экономической интеграции заключается в добровольном хозяйственно-политическом объединении стран с учетом их разделения труда в национальных хозяйствах.

Основой для объединения является взаимодействие их социально-экономических и государственных структур на разных уровнях и в различных формах.

Интеграция - это высшая форма интернационализации и глобализации международных экономических отношений.

Формы экономической интеграции:

1. Зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и, прежде всего, таможенные пошлины. Это наиболее простая форма.

2. Таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности развития взаимной торговли и финансовых расчетов.

3. Общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободой торговли и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласованную экономическую политику. Это более сложная форма.

4. Но, наиболее сложной формой межгосударственной интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей валютной, финансовой и государственной политики.

Международное движение капиталов - это помещение и функ­ционирование капиталов за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Под термином «капитал» подразумевается не толь­ко сам капитал как фактор производства, но и труд, земля, предпри­нимательские способности: так как при осуществлении капиталовложе­ния за рубежом их трудно разграничить.

Четвертая тенденция. Объективная необходимость межгосударственного регулирования мирохозяйственных проблем

Попытки межгосударственного регулирования предпринимались еще на ранних этапах становления мирового хозяйства, когда воз­никла потребность в общих правилах международной торговли, судо­ходства, валютно-кредитных операций и т. д.

Развитие мирового хозяйства повлекло за собой обострение про­тиворечий между отдельными странами, усиление конкурентной борь­бы, что в свою очередь, потребовало эффективного регулирования. Возник целый ряд различных международных организаций. Круп­нейшая из них - Лига наций была создана в 1919 году. В ее функ­ции уже входило информирование об экономическом положении го­сударств-членов Лиги и создание условий для широкого обсуждения некоторых экономических проблем. В 1919 году начала свою деятель­ность Международная организация труда (МОТ). В 20-е - 30-е годы была предпринята попытка создать межправительственный инстру­мент для регулирования международной кредитной сферы и взаим­ных расчетов промышленно развитых стран. С этой целью в 1929 году был образован Банк международных расчетов (БМР).

 

 

Вопрос 38. Показатели эффективности муниципального управления. Методы повышения эффективности муниципального управления.

Ответ:

Эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее "вмешательства" в ключевые процессы, который предполагает изменение формы, свойств, характера условий, обеспечивающих формирование, наращивание и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: