Найди новые хорошие увлечения и составь

проект своей карьеры

личный план саморазвития.

Форму этого самого личного плана саморазвития, каковой всем нам рекомендуется заполнить, вы найдете в упражнениях к данному разделу. А пока пойдем дальше и отметим, что не будучи как-то введенным в рамки и хотя бы отчасти «погашенным», кризис среднего возраста может проявиться у человека, доселе успешно справлявшегося с жизнью и немало в ней добившегося, в виде одного из четырех (не дай бог двух и более!) синдромов

Середины карьеры — это резкая (до патологии) неудовлетворенность достигнутым в зависть к тем, кто, как кажется, достиг большего.

Сгорания — это утрата чувства перспективы, стертость эмоциональных переживаний и видение всего и вся преимущественно в серых и черных тонах.

Профессионального самоубийства — это своеобразная апраксия, паралич деятельности, при которой человек внезапно испытывает полное нежелание работать, чувствую при этом неестественное безразличие к своей судьбе и карьере.

Приобретенной беспомощности — а это полное отсутствие желания (и даже возможности) брать на себя ответственность, решать и действовать в объективно требующих того обстоятельствах.

Так что же это за «зараза» такая — кризис среднего возраста? В чем его задачи, смысл и суть?

Задачи середины жизни. Давайте предположим, что этот тревожный период разбивается на два важных этапа. Первый — построения структуры — как раз и начинается с наступлением тридцатилетнего возраста, каковой «юбилей» становиться как бы триггером («запускным» моментом), после которого человек, доселе достаточно успешно и может быть даже весело проводивший свою жизнь, внезапно спохватывается («молодость-то позади!») и берется за создание системы своей жизни и своего упрочения в обществе. Построение карьеры, семьи и досуга (всего образа своей жизни) для достижения в этой самой жизни приемлемого и стабильного уровня. Примерно к 40-42 годам этот этап жизни заканчивается, причем точно так же, как и в схеме Э. Эриксона, задача построения структуры может быть как выполнена, так и нет. Отмечу, что выполнение это (точнее — его оценка) носит чисто психологический характер, ибо помимо заведомых неудачников, каждый из нас вполне способен создать ту жизнь, которая его удовлетворит — если, конечно, умерит или, по крайней мере, определит свои желания, не попадет в смертельный плен несбыточных надежд, или не задерет «планку» своих ожидании до уровня, который не взять и чемпиону мира по прыжкам в высоту.

Впрочем, об этом мы еще поговорим далее. Пока же предположим, что к ревущим сороковым вы подошли с вполне устраивающей вас структурой (все-таки подчеркну — именно устраивающей вас, а не соответствую!цей некоему стандарту, ибо одному может вполне хватать «Жигулей», в то время как другого будет напрочь не устраивать его «Мерседес- 600»). Вот тут-то вас и подстерегает новый кризис. Внезапно приходит грустное (порой до отчаяния) осознание того, что вы находитесь не просто в середине, но на вершине («пике») своей жизни, ибо все, что можно было достичь, уже достигнуто, а достигнутым вы как-то даже пресытились. А дальше — ничего хорошего: застой в карьере, стареющий спутник жизни, обретшие самостоятельность и «выпорхнувшие из гнезда» дети, дряхлеющий организм и гаснущий интерес к жизни. В общем — «вверх по лестнице, ведущей вниз». Чтобы уйти от всего этого

• невыносимо-мучительного — многие пускаются буквально во все тяжкие, судорожно и обреченно цепляясь за, казалось бы, уходящую жизнь. Среди этих тяжких — не только загулы с пьянками и бабами, но еще и метания на работе и по работам, разводы и даже, не скрою, самоубийства, коих ой как много приходится на этот воистину роковой период. Между тем на самом деле в нем нет ничего трагического и страшного — если, конечно, понять, что просто-напросто наступил второй из анализируемых нами в данном возрастном периоде этапов: индивидуации.

Проблема человеческой индивидуации. Согласно словарю, приложенному к книге «Человек и его символы» (созданной под редакцией самого К. Юнга — автора нижеописываемой теории), процесс этой самой индивидуации — это «сознательная реализация человеком своей единственной в своем роде психической реальности, включающей как сильные стороны, так и личностные ограничения. Индивидуация ведет к переживанию Самости как регулирующего центра психического».

Сразу же уточню, что индивидуацию не следует путать с индивидуализацией (что делается сплошь и рядом), ибо в основе этого слова (in-dividuation — неделимый) лежит идея некоего психического процесса, посредством которого человек становится воистину не-делимым — т. е. отдельной сущностью или целым: тем, чем он в действительности есть. По

К. Юнгу (а именно его самого я только что цитировал ___ и буду цитировать далее) «...индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм» и «...означает расширение сферы сознания и созна

тельной психологическои жизни»

Как отмечает Дж. Рейнуоттер2, индивидуация

• это процесс, посредством которого человек становится уникальным существом, самим собой — тем, кто он есть на самом деле. В сути своей — это возвращение к себе. Кристаллизация своего «Я» после его растворения в обществе. Воссоединение в едином психическом центре разбросанных по различным сферам социума частей вашей души. Ведь к сорока годам список ваших социальных, профессиональных и прочих ролей становится воистину огромным — вы и муж, и отец, и сын, и начальник, и подчиненный, и любовник, и спортсмен, и... — список можно продолжать до бесконечности. Но в этих маленьких «я», раздробившись, потерялось главное: ваше истинное большое «Я». И вы уже не режиссер своей жизни, но только лишь ее актер, играющий бесконечный и надоевший моноспектакль. Спектакль, где вы уже не едины, а воистину во многих лицах...

Процесс индивидуации включает в себя два этапа. Первый — он соответствует моему этапу построения структуры — заключается в посвящении во внешний мир и заканчивается (должен закончиться!) формированием тог о, что К. Юнг называл персоной (это социальное «Я» человека и его Большая роль — и одновременно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир) — т. е. некоего склада личности, который за таковую личность и воспринимается. Но персона — это воистину «актерская маска», «личина», та самая одна восьмая айсберга, каковая торчит на поверхности (а семь восьмых — в глубине, и глубины этой не знаете ни вы, ни другие). Вот по- тому-то второй этап процесса индивидуации есть посвящение в мир внутренний, и здесь вы действительно должны «оторваться от коллектива» и «вернуться домой» — в себя и к себе...

Концепция уровней жизни. Пока — достаточно. Хотя очень надеюсь, что где-то в глубинах вашего бессознательного начинает смутно формироваться уже упоминавшийся и когда-то буквально измучивший меня вопрос: «И это — все? Построение структуры, какая-то там загадочная индивидуация, лихорадочное доделывание главного, но отложенного на потом, а после — в лучшем случае! — благодушная и благополучная старость и смерть? И где же тогда во всех этих картах жизненного маршрута то самое сознание и осознание, обретение более высокого уровня, которого, по предложенной вами гипотезе Дж. Грэхема, и является целью человеческой жизни?»

Что ж, могу вас обрадовать. Это — не все. Но ответа на вопрос «И что за этим?» в том, что было описано в традициях ортодоксальной психологии развития, вы не найдете. Точнее, найдете, но ответ этот будет «Ничего» Я и сам-то узнал истину всего несколько лет тому назад, когда во время второго моего Мастерского курса по НЛП, проводимого бельгийским центром «In mind», во время освоения одного из сегментов (курс длился почти два года и состоял из периодических пятидневных тренингов) познакомился с удивительной концепцией уровней человеческой жизни, намеренно скупо изложенной и представленной нашим тренером, директором «Ерь centrum Voor neuro-lingvislic programming «In mind» П. Врицей.

Я много размышлял над тем, что мне открылось, и смею надеяться, смог кое-чем дополнить эту концепцию — в основном с точки зрения взаимосвязей уровней жизни с психологическими и социальными структурами и ориентациями. В результате получилось нечто вроде миниатюрной системы Менделеева, позволяющей, исходя из уровня, которого достиг человек, очень многое предсказывать и прогнозировать в его психике и жизни. Таблицы этой системы приведены в конце данной книги. Но для того, чтобы их понять, вам придется прочитать ее всю. Так что в данном разделе я ограничусь изложением только лишь основных положений и сути концепции уровней жизни.

Вначале — некое вводное замечание (смею заверить — исполненное глубочайшего смысла). Одним из самых печальных заблуждений, свойственных подавляющему большинству человечества, является представление о том, что жизнь всех без исключения людей протекает исключительно в одной плоскости — как бы «по-горизонтали». И что изменения в ней носят преимущественно количественный аспект — как, например, постепенное накопление материальных благ, статуса, знаний или опыта. Единственное качественное отличие, с которым мы еще можем согласиться — это то, что существует некая действительная разница между периодами жизни человека: детством, юностью, молодостью, зрелостью и старостью. Но в сути своей — это все то же развитие «по-горизонтали», в котором вначале происходит постепенное расширение наших возможностей, а потом — такое же постепенное их

сужение («я теперь скупее стал в желаньях»). В концепции уровней человеческой жизни все совсем не так, ибо в ее основу положена идея «вертикального» роста нашего сознания и осознания, который не имеет границ ни в пространстве, ни во времени человеческой жизни как ее обычно понимают. В процессе же этого, не предусматривающего падение взлета (но, увы, рассматривающего возможность остановок на

пути как неизбежную данность), каждому человеку даровано право пройти семь уровней бытия.

Три первые из них проходят почти все. На первом из них — импульсивном — человеческое существо (вообще-то ребенок, но есть отдельные особи — людьми их не назовешь — которые навсегда за- стряют на уровне импульсивной жизнедеятельности) живет в категориях «Хочу!» и «Дай». Но очень быстро буквально получает «по рукам» и, задумавшись над тем, как можно поиметь все желаемое без синяков и шишек, приходит к мысли о том, что лучше всего это сделать, обретя некую власть — над собой и другими. И переходит на следующий уровень существования.

На этом втором уровне — контроля — приступивший к социализации представитель вида «homo sapiens» начинает активно осваивать власть над собственным «Я», одновременно отлаживая взаимоотношения между этим «Я» и другими. Оптимизируя последнее (взаимоотношения), он постепенно включается в социальный контекст, входя в различные «тусовки» и «могучие кучки». Именно в них взрослеющий обнаруживает истинность (только относительную, но человеку уровня контроля это пока неизвестно) принципа «Единица — ноль. Единица — вздор. Голос единицы тоньше писка...». И рано или поздно входит в сообщества и в общество, переходя на следующий уровень своей жизни.

На данном третьем — социальном — уровне и происходит собственно социализация — во всех ее главных стадиях и ипостасях. Любопытно, однако, что именно на этом уровне довлевшее и царившее ранее «Я» уступает место величественному «Мы» («Мы — студенты»; «Мы — бизнесмены» или, как когда-то, «Мы — советский народ»). В этом нет ничего плохого, ибо сопровождающее это «Мычество» посвящение в общество совершенно необходимо для самоидентификации человека — получения им ответа на вопрос: «Кто же я такой?»

Однако с течением лет ответов на этот вопрос становится слишком много — и все присоединяющие человека к определенным социальным группам (бизнесмен, мужчина, русский и т. п.), а не выделяющим его и его Самость (сущность, индивидуальность и т. п.). И с завершением возраста построения структуры (надеюсь — успешным) всех тех, кто не сделает следующий шаг, и поджидают весьма неприятные феномены «ревущих сороковых». Самое печальное заключается здесь в том, что любопытная истина, открывшаяся Алисе в Стране Чудес

(«Чтобы стоять на месте, надо идти»), целиком и

полностью приложима к социальному уровню бытия. Либо вы идете дальше вверх — к индивидуации, — либо, поболтавшись как... нечто в проруби, начинаете плавно сползать в закат, для начала опустившись на уровень контроля, где вы будете упрочивать свою ускользающую власть самодурством и ограничением окружающих («Кто здесь главный — я или вы?»), а далее — не дай вам бог! — может быть даже и впадая в маразм импульсивного уровня капризной старости...

Единственный уровень, на котором вы можете достойно остановиться — это следующий, четвертый: уровень индивидуации. Собственно, большая часть моей книги и посвящена тому, как достичь этого уровня. Тому, как вернуться к себе, воссоединиться со своей Самостью, постигнуть глубинную сущность Высшего «Я», обрести Смысл и Цели своей жизни, и ответить на извечные и, увы, проклятые вопросы человеческого существования: «Кто я?» и «Зачем я?»...

Однако это только четвертый уровень бытия и осознания. И те немногие, что рискнут пойти далее, обретут нечто, далеко выходящее за пределы обыденной жизни с ее мизерными возможностями.

Вообще-то тому, как продолжить свой вертикальный рост, будет посвящена другая моя книга — «Психотехнологии интенсивного саморазвития». Но для того, чтобы вы уже сейчас поняли, сколь много может быть даровано нам жизнью, коротко опишу дальнейшие уровни, целиком и полностью связанные уже не столько с бытием, сколько с осознанием.

На пятом уровне — свидетельствующего — в результате то ли счастливой случайности (которая в общем-то почему-то всегда связана с несчастным случаем и соприкосновением со смертью, которые как бы пинком заставляют нас идти дальше), то ли специального психотренинга, вы, ранее суетливо живший в там и тогда (кто в прошлом, кто в будущем), внезапно начинаете жить почти исключительно в Великом Здесь и Теперь. Прекращаете обсуждать и осуждать все, что вас окружает. И просто

с любопытством, как свидетель или зритель начинаете наблюдать за захватывающей драмой (или комедией?), разворачивающейся перед вашими глазами — драмой жизни, по поводу коей вы, однако, более уже не испытываете ни тревог, ни страхов, ни опасений...

На шестом уровне — высокого принятия — для

вас навсегда исчезает дуализм, двойственность этой жизни с ее Добром и Злом, Хорошим и Плохим, Приятным и Неприятным. В вас рождается удивительное чувство Слияния с Миром и не обусловленного вашими пристрастиями Принятия его как неповторимого, удивительного и прекрасного — что бы в нем ни было и ни происходило. Ваш туннель реальности оказывается разрушенным, и вы выходите на Свет, который ранее лишь изредка видели в конце этого туннеля...

Ну а на седьмом уровне — целостности — приходит Предельное Осознание. Вы не просто принимаете Мир, но понимаете его — не от и до, а весь, как он есть, в системе и синтезе. И становитесь Мад- хьямой — человеком, достигшим промежуточной стадии реализации себя как бога и способным невлиятельно влиять на все сущее...

«Бред!» — скажете вы. «Прямо какой-то мистический идиотизм!» Что ж, считать так — ваше право. Но тогда не рассчитывайте на то, что эта жизнь будет вам действительно «в кайф». Ведь состояние души, которое вы обретаете на высших уровнях бытия/осознания, так же похоже на наше убогое «счастье», как вилла Рокфеллера — на собачью конуру.

Поясню свою мысль с помощью концепции уровней Сатори О. Ичазо, описанной в книге Дж. Лилли «Центр циклона». Завершение социального уровня и настоятельная необходимость заняться индиви- дуацией ввергает нас в Сатори — 24 (я, естественно, сохраняю обозначения О. Ичазо) — отрицательное состояние боли, вины и страха; делания того, что надо делать, как бы из-под палки, по внутреннему или внешнему принуждению. Уровень индивидуации возвращает нас в Сатори + 48 — нейтральное, ни положительное, ни отрицательное состояние восприятия новых данных и программ, легкого обучения и усвоения. Наряду с этим возникают «прорывы» в весьма привлекательное Сатори +24 — состояние базового или профессионального Сатори, когда мы легко, с удовольствием и вдохновенно выполняем свою деятельность, практически не задумываясь, как (так проходят трассу горнолыжники и автогонщики — ведь задумайся они хоть на миг, куда и как поворачивать, это обернется либо травмой, либо гибелью). Однако полностью доступным это самое Сатори + 24 становится только на уровне свидетельствующего.

А затем — прорыв, озарение и Просветление. Одним из признаков того, что человек достиг уровня высокого принятия, как раз и является возникновение у него состояния Сатори + 12 (к сожалению, только на время — полностью и навсегда оно приходит только на уровне высокого принятия). Это воистину блаженство. Восприятие космической любви и космической энергии, увеличение телесного осознавания, состояние полной любви к миру, высочайшая деятельность сознания и тела. Вот как описывал это состояние Дж. Лилли:

«Я вошел в состояние + 12. Это произошло так, будто какой-то переключатель внутри меня, повернувшись, ввел меня в новое состояние и пространство. Этот скачок, внезапный и крутой, означал движение в новом пространстве. Все стало сверкающим, вибрирующим и изумительным. Мне страшно хотелось привести и других людей к этой красоте и блаженству. Я видел сияние в воздухе, подобное искрящемуся шампанскому. Грязь на полу выглядела сверкающей золотой пылью, поющая птица стала голосом, движущимся через космос и отражающим галактический центр. Мой собственный голос в звуке «ом» звучал точно так же. Все стало прозрачным. Я видел космическую энергию, движущуюся через мое тело, и посылаемую из всего тела другим. Я видел мою собственную ауру и ауры других людей. Я чувствовал совершенство, ничего неправильного не было ни во мне, ни в Земле, ни в людях. Каждый был совершенен, все вещи были живыми, все люди были изумительными и восхитительными».

О том, что происходит с нашим сознанием далее, пока умолчу — из опасения, что вы признаете меня сумасшедшим и перестанете читать эту книгу. Да и задача ее другая. Помочь вам пройти индивидуацию и, быть может, вплотную подойти к уровню Свидетельствующего. А значит — научиться строить свою судьбу по-своему, а не чьему-то разумению. И начать получать истинное удовольствие от путешест- #■

ВИЯ длиною в жизнь...

Упражнение 6. Техника «отрезок жизни»1.

- На пустом листе бумаги начертите отрезок. Один его конец представляет ваше рождение, а другой — вашу смерть. Поставьте крестик на том месте этого отрезка, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пять минут.

Упражнение 7. Техника анализа психологического возраста.

- Представьте, что вы внезапно узнали, что по тем или иным причинам в вашем паспорте неверно проставлена дата вашего рождения. И попробуйте, основываясь на ваших собственных субъективных ощущениях, определить, сколько вам сейчас лет. Ответ запишите.

•♦Теперь вспомните, сколько вам лет на самом деле (если не сможете, раскройте паспорт). И сравните этот свой физический возраст с тем психологическим возрастом, который вы только что определили. Вы старше (психологически), чем на самом деле? Младше? Вам примерно столько же?

- Вернитесь в начало этой главы и определите в какие именно периоды жизни человека попадает ваш:

• физический возраст

• психологический возраст.

! Д. Бьюдженталя. По: И. Ялом. «Экзистенциальная психотерапия».

Если оба ваших возраста «попадают» в один и тот же этап жизненного пути, просто выпишите и проанализируйте все, что написано об этом возрастном периоде, одновременно определив, все ли его задачи вы успешно решили или решаете. Если же они относятся к различным стадиям жизни, подумайте, а не получилось ли так, что какие-то нерешенные жизненные задачи продолжают психологически задерживать вас там, где вы никак не можете пребывать чисто физически в силу количества реально прожитых вами лет...

Упражнение 8. Техника определения особенностей психосоциального развития. - Выясните особенности своего психосоциального развития, ставя крестик или галоч ку в том месте на отрезке линии, где вы, как вам кажется, находитесь между двумя по люсами разрешения/не разрешения задач возрастного развития по Э. Эриксону

Обдумайте все, что получилось по каждой из стадий, обратив особое внимание на те из них, где вы получили отрицательные результаты — ив плане оценок, и с точки зрения разрешения возрастных задач. Попробуйте осмыслить то, что происходило в этом столь негативно закончившемся (или еще не законченном) возрастном периоде. И рискните сделать хоть какие-то выводы и заключения.

Упражнение 9. Техника анализа жизненного цикла.

- Обратитесь к схеме развития жизненного цикла Э. Коуэна, которая как бы дает набор правил для определения вашего развития. С ее помощью вы сможете оценить собственное развитие и понять, почему у вас появились определенные характеристики вашего туннеля реальности.

• Жизненная стадия. На какой жизненной стадии вы хронологически находитесь? Какие важные события ассоциируются у вас с этим конкретным возрастом? Выпишите все главные события, которые приходятся на каждую из ранних стадий. И очень быстро набросайте список слов, подходящих для каждого события — значительные события играют важную роль в построении туннеля реальности человека.

• Ключевые системы. Каковы ваши нынешние ключевые системы (работа, семья...)? Совпадают ли они с теми, что перечислены в таблице? Какие слова и умственные конструкции (например, «работа-стабильность и достаток») характерны для каждой из этих систем (выпишите их)? Как эти системы воздействуют на ваше поведение?

• Задачи развития. С какими задачами развития вы успешно справляетесь? Какие для вас трудны? А с какими задачами развития вы столкнетесь в ближайшее время?

• Ресурсы развития. Составьте полный список возможных ресурсов развития и поставьте себе оценки по каждому от единицы до пяти. Если хотите, можете добавить в этот список свои особые жизненные навыки, полезные для решения задач развития.

• Кризисы развития. Насколько успешно вы преодолели прежние кризисы? Какова ваша оценка текущего кризиса развития? Вы в «плюсе» или в «минусе»? Как все это может отразиться на вашей жизни?

Просмотрите вновь свои ответы на пункты 1 и 2. Обратите внимание на повторяющиеся ключевые слова и умственные конструкции и попытайтесь понять, что вы из себя представляете. В какой области вы бы хотели наиболее полно развить свой потенциал? И какие вы планируете действия?

- Притворившись, что вы все поняли в концепции уровней жизни (забудьте, что это не так), объясните ее самому благожелательному из ваших знакомых.

Закончив объяснения, перечитайте описания этой концепции и оцените, насколько она для вас стала яснее и понятней.

Если сдвиги в понимании приятно вас поразили, откройте Приложение 1 и попробуйте понять приведенные там таблицы уровней жизни. Обнаружив признаки начала распада умственной деятельности, немедленно отвлекитесь и утешьте себя тем, что всю эту галиматью и бредятину вы безусловно поймете, когда дочитаете эту книгу. Можете даже по- предвкушать то, насколько вы поумнеете...

• Что является для меня мотиватором сейчас? А через пять лет?

• Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

• К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

• Хозяйство

• Каково мое экономическое положение?

• Есть ли у меня личный бюджет — каков он и придерживаюсь ли я его рамок?

• Сколько у меня долгов?

• Получу ли я в случае необходимости кредит?

• Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?

• Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?

• Физическое состояние

• Какова моя общая форма? На чем основана моя оценка? (собственное представление, тесты и т. п.)

• Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных осмотрах)?

• Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?

• Достаточно ли я сплю?

• Питаюсь ли я правильно?

• Каков мой вес?

• В каких количествах употребляю алкоголь?

• Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?

• Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния?

• Социальное состояние — человеческие отношения

• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? А как я их учитываю?

• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

• Интересует ли их мое мнение?

• Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

• Умею ли я слушать?

• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

• Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

• Как я забочусь о дружеских отношениях?

• Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

• Моральная готовность — психическое состояние

• Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

• Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, специальные газеты, литературные произведения?

• Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, ТВ?

• Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, специальные курсы, занимаюсь ли самообразованием?

• Участвую ли я в совместной деятельности по развитию: в кружках, в объединениях?

• Есть ли у меня личный план развития?

• Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?

• Семейная жизнь

• Понимаю ли я значение семьи?

• Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?

• Изменится ли она в ближайшие годы и как?

• Уделяю ли достаточно времени своей семье?

• Есть ли в моей семье общие увлечения?

• Знаю ли я членов своей семьи — их потребности и мнения?

• Могу ли я создать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

• Создаю ли я в своей семье надежные условия?

• Как я могу развивать свою семейную жизнь?

• Постановка личных конечных целей

• Целями моей жизни являются:

1)

2)

3)

Насколько они важны для меня и почему?

• Моя главная жизненная цель должна осуществиться до 20 г.

Самое позднее

• Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей?

• А какие препятствуют?

• Каковы наиболее критические пункты в достижении моих жизненных целей?

Что я могу сделать в

этом плане?

• Что мне нужно задействовать для достижения моих жизненных целей — время, деньги, здоровье и т. д.?

• Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

• КАКИМИ ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ...

«Сколько бы нас не учили сокращать и коверкать наше бытие, что-то внутри нас стремится расширить горизонты, чтобы обеспечить себе пространство для роста и развития... Быть по-настояшему живым — значит быть приговоренным к постоянному развитию, бесконечному изменению...»

Лж. Бьюлженталь

Результаты вашей жизни. Отвлечемся теперь от проблемы смысла дороги длинною в жизнь. И обратимся к вопросу о результатах этой самой жизни — т. е. того, чего вы в ней добиваетесь. Сразу же предупреждаю: я собираюсь подойти к этому вопросу не с прагматически-житейской (достать, получить и насладиться), но с, если можно так сказать, научной социально-психологической точки зрения, базирующейся на системном подходе. Так вот, наверное многие из вас, пусть смутно, но догадываются, что результаты нашей жизни можно подразделить на объективные — что ты сделал и получил — и субъективные — каким ты стал. Если добавить к этому еще одно измерение — внутренние результаты (для себя) и внешние (для мира), мы получим очень интересную четырехклеточную матрицу результатов человеческой жизни.

  Внешние Внутренние
Объективные Что ты сделал Что ты получил
Субъекти вн ые Кем ты стал Каким ты стал

А теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Для начала подумаем о том, что счастье, к которому мы все так стремимся — это внутреннее субъективное состояние. Вы можете быть объективно и внутренне благополучны, но это ни на йоту не приблизит вас к ощущению счастья. Так, среди моих клиентов есть масса «новых русских», которые имея во вне все, о чем только можно мечтать, глубоко несчастны внутри, и смертельно устали глушить свою несчастливость, тоску и страх делами, вещами, девочками, алкоголем, наркотиками и «прочими нехорошими излишествами». К сожалению, счастье —- это такая неуловимо-субъективная «штука», что можно запросто оказаться несчастным, добившись желаемой цели (наверное, многие из вас переживали то, что я опишу: некое предвкушение счастья перед тем, как уже почти добились цели — и равнодушие, а то и разочарование сразу после того, как вы ее действительно достигли: равнодушие, сопровождаемое убийственно-сакраментальными вопросами «Ну и что?» или, иначе, «И это — все?»). И можно испытать буквально приступ счастья по совершенно пустяшному, глупому или просто аморальному поводу (например, выпив с похмелья пива или узнав, что твой соперник или недруг претерпел неудачу или, как говориться, «не промахнулся мордой в грязь»).

Что же получается? Да то, что определив главный смысл человеческой жизни как рост и развитие (органически включающий созидание), мы, похоже, не только не погрешили против истины, но даже и просто угадали ее. Нет, конечно же вы вправе выбирать любую из четырех возможностей (ибо все они по своему ценны). Например, внешние объективные результаты человеческой жизни — те самые «пароходы, строчки и другие долгие дела», помогут вам самореализоваться в деятельности и ее продуктах и что-то сделать для других и общества. Внутренние объективные результаты — дом, квартира, дача, машина, материальная обеспеченность и прочее — сделают вашу жизнь комфортной и приятной. Внешние субъективные результаты —- должности, почести, статус, престиж, уважение окружающих и тому подобное — так же безусловно скрасит и украсит ваш жизненный путь. Но всего этого мало, и все это — ничто без внутренних субъективных результатов. Достижений, которые никто не может отнять и разрушить. Состояний, которые твои и только твои. Осознания того, что ты стал таким, каким мог и должен был стать.

Так какими же нам надо стать — и дабы овладеть своей жизнью и судьбой, а также развития ради? По мнению А. Айви, М. Айви и JI. Саймэн-Даунинг — как минимум, культурно-продуктивными. Данные авторы утверждают, что в основе многих концепций психологии и психотерапии лежит тема развития этой самой «продуктивности». Продуктивную (или, иначе, всесторонне-развитую) личность они определяют следующим образом.

«Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный гармоничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели».

Вы спросите, при чем здесь культура? Да при том, что по мнению вышеупомянутых авторов, продуктивное существование происходит в контексте культуры, а опыт культуры и осознанности дают человеку три возможности.

• Возможность находить максимально большое количество вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

• Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

• Способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

И как вам вышеописанное? По мне так никак, ибо все это имеет отношение не к цели, а к средству. Культурно-продуктивная личность рассматривается здесь как инструмент культурно-продуктивной же жизни — т. е. достижения внешних объективных, внутренних объективных и внешних субъективных целей. Внутренние субъективные результаты человеческой жизни — рост, развитие и самосовершенствование — здесь попросту отсутствуют. А раз так, давайте начнем поиск психологических особенностей людей, которые действительно удались в этом самом внутреннем субъективном плане. Людей, которые живут в гармонии с жизнью и собственной судьбой.

Несовершенство совершенного человека. Сделать это не так-то и просто, ибо еще отцы нейролингвистического программирования Дж. Гриндер и Р. Бэн- длер, только приступив к созданию своей науки (направленной на то, чтобы делать людей совершенными) с изумлением обнаружили, что в современной психологии, психиатрии и психотерапии в общем-то практически отсутствуют развернутые описания психически здорового человека. Как не без ехидства отметил Р. Бэндлер, «нынешний «Диагностический и статистический справочник — 3 (DSM-III)» содержит более 450 страниц описаний того, как люди могут быть дисгармоничны, но ни одной страницы, описывающей здоровье»1. Более того — даже имея некие «карты» в виде описаний «целостной» или актуализированной личности, современные душелюбы и людоведы в основу своего исследования душевного здоровья все-таки брали болезнь. То есть изучали сломанных людей для того, чтобы понять, как их починить. Как опять-таки не без ехидства заметили вышеупомянутые отцы-основатели НЛП, это было похоже на изучение всех машин на свалке с целью понять, как заставить автомобили лучше ездить...

Ситуация не слишком изменилась за те три с небольшим десятилетия, что прошли с момента возникновения нейролингвистического программирования. И хотя появилось много новых данных о душевном здоровье человека, они все еще далеки от систематизации. Поэтому все, что я предложу вам в данном разделе, может рассматриваться только как очерк, абрис, но отнюдь не целостный портрет совершенного человека.

Начнем от противного и попробуем оттолкнуться от исходной собственного несовершенства. Несовершенства, как вы, наверное, уже поняли, изначально (до программирования) совершенных людей. Лучше всего его, на мой взгляд, выразил Ф. Перлз. Позволю себе привести пространную цитату этого автора2.

«Современный человек живет на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащий автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пьита, отправляясь в приключение жизни.

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста — это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув «зрелости». Он совершает массу движений, но выражение его лица выдает отсутствие какого бы то ни было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески.

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность — выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознает того, что он в данный момент делает.

Эти утверждения могут показаться огульными, но пришло время, когда это необходимо высказать. За п о- следние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем свое

равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять свое ощущение жизни (aliveness) и роста.

Понимание человеческого поведения ради самого понимания —- приятная интеллектуальная игра, приятный (или мучительный) способ убивания времени, но оно может не оказаться полезным для повседневных дел жизни. По-видимому, многое в невротической неудовлетворенности собой и нашим миром происходит из-за того, что, проглотив целиком многие термины и представления современной психиатрии и психологии, мы не разжевали их, не попробовали на вкус, не попытались использовать наше словесное и интеллектуальное знание как силу, которой оно могло бы быть.

Напротив того, многие используют психиатрические представления в качестве рационализации, в качестве способа продлевания неудовлетворительного поведения. Мы оправдываем нынешние трудности прошлым опытом, мы купаемся в своих несчастьях. Мы используем свои знания о человеке как оправдание для социально-деструктивного или саморазрушительного поведения. Вырастая из детского «Я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить «Я вне могу с этим справиться, потому что...» — потому что мама отвергала меня в детстве, потому что я не умею обходиться со своим Эдиповым комплексом, потому что я слишком интровертирован и пр.

Между тем психиатрия и психология не предназначались для того, чтобы оправдывать невротическое поведение, лишающее человека возможности жить, реализуя максимум своих способностей. Цель этих наук не просто в том, чтобы предложить объяснения поведения; они должны помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support)».

В данной цитате Ф. Перлза содержится едва ли не важнейший (по крайней мере для целей нашей книги) момент: самоподдержки. Ибо, по мнению данного автора, зрелость (а это синоним душевного здоровья) есть переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Процесс созревания — постепенный отказ от опоры на среду и переход к само- поддержке. А цель любой терапии — помочь сделать так, чтобы человек не зависел от других, и позволить ему обнаружить, что он может делать многое: много больше, чем он думал...

Мне кажется, здесь трудно что-то добавить или убавить — все сказано недвусмысленно и четко. И потому просто пойдем дальше, задавшись интересным вопросом: а исчерпывается ли зрелость обретением опоры на самого себя?

Самоактуализационный аспект взросления. Ответ, как говорится, отрицательный, ибо самопод- держка — это только одна ипостась взросления.

Другая же целиком и полностью связана с самоактуализацией. Попробую описать этот феномен, воспользовавшись данными главы «Гуманистические теории личности» уже упоминавшейся книги В. Столяренко «Основы психологии» и некоторыми другими источниками.

По сведениям данного автора (и, разумеется, не только его), главный «фокус» вышеназванной гуманистической психологии (и, соответственно, фокус ее внимания) заключается в том, что в отличие от многих прочих психологических направлений (фрейдизм и т. п.), изучающих невротическую личность, в которой явно чего-то не хватает, она (гуманистическая психология) предпочитает исследовать здоровье, гармоничные личности, достигшие определенной вершины личностного развития. А, именно, той самой упоминаемой в начале самоактуализации (печально, но таковые са моактуализировавшиеся личности и составляют не более 1—4% всех людей).

Для того, чтобы пояснить, что есть самоактуализация (а заодно и как до нее добираться), А. Мас- лоу, один из выдающихся представителей все той же гуманистической психологии, создал теорию иерархии потребностей человека. Согласно этой теории, потребности человека имеют иерархическую структуру и как бы состоят из следующих ступеней или уровней (перечисляю их снизу вверх):

физиологические потребности — в еде, питье, дыхании, сексе и самозащите и т. п.

потребности в безопасности — в «надежности» физического и социального состояния; материальной, здоровья, обеспеченной старости, отсутствия всяческих потрясений типа войн и революций и т. п.

социальные потребности — в любви, контактах, социальной активности и т. п.

потребности в уважении — в уважении и самоуважении, престиже, успехе и т. п.

потребности в самоактуализации — в самореализации, самоутверждении, осуществлении самого себя и осмыслении своего назначения в мире.

По А. Маслоу, чем выше находится уровень потребностей, тем дольше можно задерживать их реализацию, ибо с «восшествием» по иерархии жизненная необходимость потребностей непрерывно снижается (вы умрете минуты через две, если будет не удовлетворена ваша физиологическая потребность в дыхании — но можете десятилетиями жить, даже не задумываясь о «самоактуализационной» потребности в осознании своего Предназначения). Тем более, что пока не удовлетворены низшие потребности, все вышележащие потребности являются как бы неинтересными (когда вам, например, давно и безнадежно нечего есть, ради того, чтобы всего-нав- сего набить брюхо, вы можете пренебречь и безопасностью, и социальными отношениями, и уважением и самоуважением, и уже тем более — самоактуализацией). Однако с повышением уровня актуальных потребностей, увеличивается и их «мотивационная сила» — то есть возможность удовлетворить высшие подробности является более сильным стимулом активности, чем удовлетворение потребностей низших.

А. Маслоу также отмечает любопытный парадокс, описанный много ранее: то, что человек не может удержаться на одном лишь социальном уровне развития. То бишь, разумеется, неудовлетворенность низших потребностей в поддержании физиологии и безопасности закономерно приведет к тому, что вам будет глубоко наплевать на все остальные «высшие» потребности (что и наблюдается у большинства населения нашей страны). Но если вы будете удовлетворены и своим физиологическим обеспечением, и надежностью существования, и социальной активностью и контактами, и уважением и самоуважением, но не решите для себя вопрос о самореализации и смысле бытия, вы обязательно заработаете так называемый «невроз существования» — это когда человек не понимает, зачем он живет и, соответственно, страдает от этого...

По А. Маслоу получается, что наше личностное развитие представляет собой своеобразный подъем по ступеням удовлетворения: сначала физиологических потребностей; потом потребностей в безопасности, далее социальных потребностей; после этого потребностей в уважении и самоуважении; и, наконец, самоактуализационных потребностей. Без этого вы никак не перейдете на высшую (относительно) ступень развития и не станете самоактуализирую- щейся личностью. Но вот здесь-то нас подстерегает одна ловушка и, одновременно, возможность быстрой самоактуализации. Она — в ответе на вопрос об объеме необходимого и достаточного «материала» для удовлетворения любой из этих комплексных потребностей. Ответ этот каждый ищет сам и для себя. Возьмем, например, физиологическую потребность в еде. Скажите, а сколько вам надо, чтобы вы считали себя сытым? Ведь как гласит пословица, одному каша не сладка, а другому икра не солона. А тут еще и «вредоносность» закона неограниченного роста материальных человеческих потребностей. Ведь всего двадцать лет назад (при наличии средств) мы были довольны, если в холодильнике имелся кусок вареной колбасы (сомнительного качества) или котлеты из хлеба и туалетной бумаги, стыдливо именуемые «домашними». А нынче (но, конечно же, при том же наличии средств) воротим от всего этого нос, предпочитая сервелат и вырезку (ах, как жаль, что вы забыли, как хреново жили еще совсем недавно...). Получается, что удовлетворение столь необходимых для самоактуализации потребностей возможно двумя путями. Гедонистическим — буквально жри, пока не нажрешься. Но путь этот, как вы понимаете, тупиковый, ибо человек есть такое интересное существо, которому все мало, мало и мало... И аскетический предполагающий сознательное самоограничение потребностей с целью быстрейшего их удовлетворения и соответствующей самоактуализации. Самоуверенный Запад в основном идет по гедонистическому пути. Мудрый Восток — по преимущественно аскетическому. О том, где можно больше найти самоактуализирующихся личностей, наверное, говорить не надо. Россия же, как всегда, ищет некий третий путь: в промежности — ох, простите, — в промежутке между этими двумя...

Ну а если вы — гедонистически ли, аскетически ли — все же умудритесь удовлетворить все вышепоименованные комплексные потребности, считайте, что самоактуализация у вас буквально «в кармане» (оценили игру слов?). Самоактуализирующейся личности (именно так: самоактуализирующейся, а не самоактуализированной, ибо таковым вы станете только на высших уровнях развития и бытия) присущ следующий набор весьма впечатляющих и очень даже приятных особенностей:

полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (это когда вы не прячетесь от жизни, а понимаете и принимаете ее);

необусловленное принятие себя и других (таковых, какие они есть, то есть безотносительно к тому, соответствуете ли вы или эти другие вашим ожиданиям и идеалам — и независимо от того, что вы получаете от себя и других);

профессиональная (а не дилетантская) увлеченность любимым делом (в расшифровке не нуждается);

автономность как независимость от социальной среды и чужих мнений (это, если хотите, принадлежность к самостоятельному сословию по С. Кириенко — но в полном смысле этого слова);

способность к пониманию других людей (внимательность, доброжелательность и т. п.);

стремление к новизне и открытость опыту (а еще и свежесть и непредвзятость оценок);

четкое, но гибкое различение цели и средств, добра и зла (согласитесь, что фразу «цель оправдывает средства» придумали люди, весьма далеко отстоящие от самоактуализации);

непосредственность и естественность поведения (равно как и скептически-насмешливое отношение ко всяческим условностям и «ритуалам»);

великолепное чувство юмора (способность незлобиво посмеяться над всем, включая себя)

подлинное саморазвитие, самоактуализирую- щее творчество — в работе, любви и просто жизни (открытое проявление своих способностей и четкое «улавливание» потенциальных возможностей);

готовность к осознанию проблем и трудностей, подлинному пониманию своих возможностей и конгруэнтность — соответствию содержания переживания переживаемому без искажений, вносимых туннелем реальности.

Только не надо думать, что самоактуализация —

это все в вашем развитии. Все, чего вы можете достичь в жизни во внутреннем субъективном плане. Это не совсем так и более того — совсем не так. Дело в том, что во-первых, она (самоактуализация) все-таки не устраняет все ваши внутренние и внешние конфликты, а даже просто не приводит еще к установлению психической гармонии и нерушимого внутреннего единства (целостности). Это хорошо понимал и сам А. Маслоу, утверждавший, что «...самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или «ненастоящих») проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения) — и не только обратиться, но и устоять перед ними и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих и ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Во-вторых, как справедливо отмечал, говоря о самореализации Р. Ассаджоли2, чаще всего под этим термином («самореализация») подразумевают само- осуществление — психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. Что как раз и соответствует самоактуализации по А. Маслоу. Но тогда нужно отличать данную разновидность самореализации от другого ее вида — самореализации как самопостижения. Постижения себя как открытия и осознания в себе синтезирующего духовного центра Высшего Я.

Самореализация по Р. Ассаджоли. Собственно, в этой книге я не собираюсь обсуждать с вами проблему число духовного роста и развития, которой так много внимания уделяет именно психосинтез. Задача у нас другая — сделать вашу судьбу успешной, что может быть достигнуто и без специальных психотехнологий постижения Высших Планов Сознания и Бытия. Однако Р. Ассаджоли в другой своей работе описывает очень интересные для нас с вами стадии самопостижения и гармоничной внутренней интеграции, с каковыми я вас сейчас и познакомлю.

Глубокое познание своей личности.

По Р. Ассаджоли этот этап духовного развития как бы разбивается на две задачи:

• составления своеобразной описи элементом, образующих нашу сознательную личность и

• исследование обширных областей нашего бессознательного.

Контроль над разумными элементами личности.

Здесь «отец» психосинтеза прежде всего рекомендует (в качестве наиболее эффективного) метод (технику) разотождествления, основанный на следующем фундаментальном психологическом принципе

• Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем

• Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествляем.

Это действительно нечто фундаментальное. Ведь каждый раз, когда мы отождествляем себя с любой своей слабостью (унынием, усталостью, раздражением или болезнью, говоря «Я в унынии», «Я устал», «Я раздражен», «Я болен») мы не только ограничиваем себя, отдаваясь на откуп этой самой слабости, но (замечание энэлпера) попросту программируем свое бессознательное на воспроизводство и усиление этого негативного состояния. Если же мы разотож- дествимся со своей слабостью и как бы вынесем ее за скобки своего «я», сказав себе «мною пытается овладеть уныние (усталость, раздраженность или болезнь), мы, наоборот, активизируем все силы нашего бессознательного на борьбу с негативным состоянием. И бдительное «я» критично, беспристрастно и холодно рассмотрит нашу слабость, после чего, скорее всего, найдет ресурсы для ее устранения. Или, по крайней мере, оно не будет смято и поглощено негативным состоянием, а сможет выждать, сохранив себя, до наступления благоприятного момента. Должен также отметить, что человек есть существо,

«Самореализация и психические расстройства». В кн.

«Психосинтез. Теория и практика».

 

которое способно отождествиться с чем угодно — от собственного больного зуба и машины до югославского конфликта и коммунистической идеи. Результат же всегда один и тот же: тем, с чем мы отождествились, мы больше не в состоянии управлять. Более того

• мы даже не можем здраво его оценивать...

Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра.

На данной стадии Р. Ассаджоли предлагает создать идеальный образ совершенной личности, соответствующий вашему масштабу, стадии развития и психологическому опыту, после чего отождествиться с нею, начав практически воплощать свой идеал в жизнь.

Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

А это уже некое окончательное воплощение стадии 3, когда вы, выявив или создав объединяющий центр — идеальную модель, начинаете строить вокруг него свою новую личность: внутренне согласованную и объединяющую в одно целое.

Р. Ассаджоли предлагает следующие шаги этого построения:

• разработка плана действий и формулирование некой внутренней программы, когда вы мысленно представите цель, к которой стремитесь, и ясно осознаете задачи, возникающие в связи с ее достижением;

• переработка и использование всех имеющихся в распоряжении энергий, что, например, включает «трансмутацию» энергий негативных эмоций типа гнева и т. п.;

• развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения выбранной цели сторон своей личности;

• согласование и самоподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий во имя создания устойчивой структуры личности.

Характеристики устойчивой личности. Все вышеописанное представляет собой прекрасный очерки процесса самореализации, многие положения которого будут использованы в данной книге. Однако собственно искомые нами характеристики са- мореализованной личности из него почти исчезли, что заставляет нас как бы вернуться с небес на землю. И вспомнить о последнем в списке черт самоактуализирующейся личности — «конгруэнтнтност- ном» — моменте самоактуализации. Дело в том, что он особо волнует представителей нейролингвистического программирования, которые тоже ищут совершенных людей — но несколько в другом плане. В НЛП под конгруэнтностью понимается согласованность всех элементов себя: Сознания и Тела, Сознательного и Бессознательного, Языка и Мыслей и т. п. Поэтому в определение самоактуализации они добавляют три характеристики устойчивой личности:

Доверие — вера в то, что Вселенная, Мир дружелюбны и благосклонны, а это значит, что как уникальный член дружественной Вселенной вы можете получить все, что хотите, а для достижения своей цели в жизни и выполнения вашей Миссии можете использовать все имеющиеся ресурсы: как внешние, так и внутренние;

конгруэнтность — действие именно при поддержке и согласии всех ваших возможных и опять- таки согласованных сознательных и бессознательных (и многих других) ресурсов;

равновесие — оптимальное сочетание и соотношение разума, тела, сердца и духа (умственного, телесного, эмоционально-чувственного и духовного начал вашего «Я»).

Здесь мы вплотную подошли уже к весьма конкретному описанию опирающейся на себя, самоак- туализированной и устойчивой личности. Наиболее подробный и очень интересный список входящих в это описание черт предложил Ф. Фанч. Правда, он немного слукавил и предложил его только лишь в качестве перечня неких ключевых показателей, каковые можно отслеживать по ходу продвижения клиента (напоминаю, что Ф. Фанч — известный и очень уважаемый консультант по личностному преобразованию). Не в смысле какой-то моральной оценки, а просто как список качеств, которые желательны для большинства людей.

Ниже этот список, но с моими изменениями и дополнениями) приводится как система полярных (противоположных) описаний, где слева находится то, отчего следует уйти; справа — то, к чему надо прийти, а между этим «слева» и «справа» — отрезок пути, каковой вам надлежит пройти.

цессинга»

ТАМ Человек «Там», если вы его спросите, объяснит свои действия тем, что он ОБЯЗАН это (неважно — что) делать, потому что что-то в его прошлом или будущем (или еще где-то) заставляет его делать это самое. Такие люди часто беспокоятся о том, что произошло, происходит или произойдет где-то там и тогда. -3 -2 -10 1 2 3 ЗДЕСЬ Человек «Здесь» находится полностью здесь и теперь и сосредоточивается в основном на том, что происходит прямо сейчас, а не в прошлом или будущем. Он не тратил время, печалясь о том, что должен был сделать, вместо того, что делает сейчас — равно как и о том, что он должен делать в будущем. Люди «здесь» вполне способны работать над достижением определенного будущего, но они осознают, что их жизнь происходит здесь и сейчас.
СЛЕДСТВИЕ Человек, стоящий на позиции следствия, обычно во всем, что с ним происходит, обвиняет кого-то другого или что-то другое. Для таких людей причина всего, что случается, обычно «где-то там». Кстати, это может выражаться и в форме обвинения себя за что-то прошлое: сделанное или не сделанное — правда, только тогда, когда это сделанное или несделанное воспринимается фатально и судьбоносно. -3-2-10 12 3 ПРИЧИНА Человек, стоящий на позиции причины, предполагает, что именно он играет ключевую роль в своей жизни и судьбе. Он признает, что является причиной того, что с ним происходит, и наслаждается ролью того, благодаря кому что-то и происходит. Он знает, что события создаются в текущий момент.
ИНЕРТНОСТЬ Инертный человек не действует, если он не обязан этого делать. Если нет внешнего стимула, он просто остается неподвижным. Такие люди часто делают одно и то же, не получая при том никакого удовольствия от деятельности. -3-2 -10 12 3 1 1 1 1! 1 АКТИВНОСТЬ Подлинно активный человек наслаждается деятельностью. Он действительно активен и большую часть времени что-то осуществляет. Активность для такого человека — естественное, а не «изподпалочное» состояние. Он действует, основываясь на своих намерениях, и ему удается добиваться того, чтобы дела двигались в нужном направлении.
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ Неэффективный человек испытывает затруднения в том, чтобы что-то осуществлять. В деятельности напрягается и часто расстраивается от того, что не может получить никаких результатов. Откладывает дела на потом и по своей природе способен вносить в них беспорядок. -3 -2 -1 0 12 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ Эффективный человек способен напрямую добиваться результатов. В состоянии деятельности он скорее расслаблен, чем напряжен. Предпочитает заниматься сложившейся ситуацией и улучшает ее. По своей природе превращает путаницу в порядок.
НЕОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, не осознающие нового, считает, что новое — это хорошо забытое старое, а его обучение приходит откуда-то извне. Часто не понимает чего-то, не обнаруживает ничего самостоятельно, и в основном только ждет, чтобы что-то новое произошло. -3-2-10 12 3 ОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, осознающий новое, умеет обучаться, просто исследуя сложившуюся ситуацию. Легко и гибко обнаруживает новое в процессе непрерывного обнаружения че- го-то. Признает и понимает, что свое обучение создает самостоятельно.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Приспосабливающийся человек предпочитает, чтобы дела шли по-старому. Старается «вписаться» и делать то, что от него ожидают и что общепринято. Скучает, если ему не предлагают то, чем можно заняться. Не выступает с новыми идеями, а если его к этому все-таки принуждают, пытается построить или создать нечто с помощью логики. -3-2-10123 ТВОРЧЕСТВО Действительно творческий (не важно в чем) человек предпочитает действовать по- новому или по другому, добавляя уникальную ценность во все, что делает, и улучшая это. Сам создает свой интерес к чему-то и считает любую деятельность игрой или возможностью развлечься. С готовностью и без особых причин выступает с новыми идеями или предложениями.

 

БУКВАЛИЗМ Буквальный человек согласен реагировать только на то, что он осознает и может объяснить логически. Он обычно отрицает полезность всего, что получено без помощи логического анализа (предчувствия, интуиции и т. п.), и часто буквально воспринимает слова, метафоры и символы. -3-2-10 12 3 ИНТУИЦИЯ Интуитивный человек умеет принимать импульс, даже если он нелогичен и как бы пришел ниоткуда. Он чутко реагирует на восприятия, приходящие с различных уровней бытия и сознания — даже если они под- или сверхсознательны и не поддаются логическому объяснению.
ОЦЕНИВАНИЕ Оценивающий человек реагирует на другие точки зрения, оценивая их. Обычно в каждый момент времени придерживается только одной точки зрения и старается защищать свои взгляды. -3-2-10 12 3 ПРИНЯТИЕ Принимающий человек открыт ко многим разным точкам зрения. Может одновременно охватывать различные взгляды на что-то. Не нуждается в оценивании точек зрения, отличающихся от его собственной, и обязательном отстаивании своих взглядов.
НЕЧЕСТНОСТЬ Нечестный человек не обязательно врет, но часто скрывает или искажает правду. По самой своей природе предпочитает формулировки, которые скрывают истину. Уходит от прояснения ненаилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается отсоединить внешнюю формулировку от внутреннего содержания информации. -3-2 -10 12 3 ЧЕСТНОСТЬ Действительно честный человек охотно и легко признается сам себе и другим в том, что является правдой. По самой своей природе выискивает самую истинную оценку из известных. Движется к прояснению ненаилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается доискаться истины на любых ее уровнях.
ЗАКРЫТОСТЬ Закрытый человек почти не выражает эмоций или выражает неизменную эмоцию, за исключением разве что редких вспышек. Подавляет реакции на обстоятельства, и другим не ясно, что он чувствует насчет ситуации. -3-2-10 12 3 ОТКРЫТОСТЬ Открытый человек естественно выражает эмоции и использует разные эмоции, соответствующие различным обстоятельствам. Реагирует на ситуации, чувствуя что-то и выражая это. Эмоции у такого человека — это гибкая реакция на жизнь, а его эмоциональное состояние довольно очевидно для других.
ЗАМКНУТОСТЬ Замкнутый человек не молчун, но имеет опасения и сомнения насчет общения с другими. Часто считает, что общение приводит к стрессу и психологическому напряжению. -3-2-10 12 3 ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ Действительно общительный человек не болтун, но он может общаться с кем угодно и о чем угодно — расслабленно и открыто.

 

Масштабы сфер жизни. А теперь о том, почему я упрекнул Ф. Фанча в лукавстве. Дело в том, что еще до этого вышеприведенного списка, в той же своей книге, он предложил понятие «состояния развития», каковое показывает то, насколько широка область, в которой личность может демонстрировать свою ясность, гибкость, ответственность, творчество, отсутствие автоматических реакций и понимание реальных ощущений.

Безусловно, это очень интересный (и весьма продуктивный) подход к определению уровня развития человека — по масштабу «игрового поля» личности и ее способности справляться со своей игрой на этом расширяющемся «поле». В основу здесь положено понятие «сферы ясности» — т. е. масштабов сферы жизни, каковые может охватить человек. Впрочем, вы все сейчас поймете сами из пространной цитаты из, уже в третий раз упоминаемой, книги Ф. Фанча2.

«Можно разделить всю жизнь на сферы разных масштабов. Можно охватывать все более и более широкие сферы влияния, начиная с индивида, пока не дойдем до бесконечной совокупности всего вместе взятого. Можно представить это в виде концентрических окружностей. Каждый следующий круг включает в себя предыдущий, меньший круг. Такое разделение жизни можно осуществлять по- разному.

2 Там же

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow