Для формирования и прикладного использования имиджа предприятия-работодателя на рынке труда необходимо рассмотреть основные элементы имиджа, значимые для его измерения: возникновение, структура, свойства и функции (табл. 1).
Таблица 1
Элементы имиджа работодателя
Возникновение | Структура |
Имидж формируется: - через непосредственный контакт с объектом (не через принятие готового, сложившегося у других людей имиджа); - как результат маркетинговых мероприятий; - через динамический процесс, который ведет к постепенному укреплению имиджа | Имидж включает в себя: - объективно и субъективно измененные - представления о продуктах, марках и фирмах; - социальные и персонифицированные компоненты; - когнитивный, аффективный и интенциональный аспект; - содержательное и символьное наполнение, типаж, характерные особенности; - оценки |
Свойства | Функции и действие |
Имидж: - является многомерным, но единым (целостным); - привязан ко времени и месту; - не полностью осознается; - воспринимается упрощенно и (более или менее) наглядно; - стабилен и изменим в определенных пределах; - более или менее "вероятен" | Имидж влияет и обуславливает: - ощущение окружающей реальности и ориентацию; - индивидуализацию; - удовлетворение потребностей; - отражение на поведении и характер предложения |
Источник: Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Март, 2003.
|
|
Выделяют также визуальные и вербальные элементы имиджа, гармоничное сочетание которых создает целостное представление об организации и повышает ее конкурентоспособность[6] (табл. 2):
- визуальные элементы – для зрительного восприятия организации (они долго хранятся в памяти человека);
- вербальные элементы – текстовые (письменные), речевые (устные) коммуникации, показывающие внутреннюю и внешнюю деятельность организации. Они формируют позитивный имидж организации.
Таблица 2
Элементы имиджа организации
Вербальные элементы | Визуальные элементы |
Фирменное имя. Слоган (девиз). Тексты, статьи. Информационные пакеты для СМИ. Интервью. Устная речь (риторика) | Логотип. Шрифт, цветовая гамма. Фото, плакаты. Деловые награды. Бланки документации. Служебные вывески, таблички. Внешний облик, поведение персонала. Корпоративная символика, ритуалы. Интерьер помещений, рабочих мест. Архитектурный дизайн |
Источник: Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. М.: ИКЦ «Март», Ростов-на-Дону: Март, 2003.
Организация имеет несколько имиджей для каждой из своих групп общественности, определяя тем самым структуру имиджа организации.