Контрольные вопросы
- Каковы основные аргументы критики материалистического подхода к психике и к психологии как науке?
- Что Вы можете сказать об учении о душе с точки зрения библейского богословия?
- Каково взаимоотношение понятий душа-психика и личность- индивидуальность в психологии и богословии?
Глава 1.1. Основные исторические подходы к психологии
1. Литология мировой философии: Античность. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
2. Даурли П. Джон Болезнь но имени человек. Юнгнанская критика христианства. // К.Г. Юнг и христианство. СПб. 1999.
3. Йеротич Владета. Психологическое и религиозное бытие человека. ББИ св. апостола Андрея. М. 2004.
4. Энциклопедия истории психологии. В пяти томах. Под редакцией Е.С. Романовой, В.В. Рябова. Jl.ll. Ксчипой. Гом I. Развитие психологических знаний с древнейших времен до конца античности. М. 2001.
Глава 1.2. Православно-догматическая теория природы и происхождения души
1. Аристарх (Лебедев), игум. Происхождение человеческой души [Электронный ресурс]
|
|
// Режим досгуна: http://www.kdais.ora.ua/ru/scien(ist_chapter/god_talk/dusha
2. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие. М.: ПСГБИ, 1997.
3. Иоанн Дамаскин. св. Точное изложение православной веры. М-Ростов-на-Дону. 1992.
4. Иоанн Златоуст, св. Беседа па книгу Бытия // Творения. Т.4. Кн.1 [Электронный ресурс] // Режим доступа: htlp://ww\v.ccel.org/conlrib/ru/Zlatgcn/Zlatgen.htm
5. Карташев А.В. Вселенские соборы |Элекгронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kli kovo.ru/db/book/msg/4867
6. Климик И Церковное Предание о проблеме «одушевления» человеческого зародыша. http://nivki.orthodoxy.ru/sovety_predanicproblem.htm
7. Лоргус Андреи, священник. Православная антропология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/lorgus/.
8. Макарий, архиен. Харьковский. Православно-догматическое богословие. В 2-х томах Изд.З. СПб. 1868.
9. Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной // Догматические послания православных иерархов XV11-X1X веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.
10. Фсодорит Кирскин. блаж. Краткое изложение божественных догматов. // Христианские чтения. 1844, № 4.
Глава 1.3. Понятия психика - душа, индивид - личность в психологии и христианской теологии
1. Авдеев Д А. Очерки православной психотерапии. В помощь страждущей душе. М.
2007. '
2. Блсйхср В.Г1, Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов; Современный психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.II. Зинченко. М- СПб., 2007.
3. Букановская Г.И. Избранные лекции по психиатрии. Владикавказ. «Иристон». 2001.
4. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Ныо-Йорк. 1955.
5. Гиппенрейтср Ю.Б. Введение в Общую психологию. М. 1998.
6. Головин С Ю. Словарь практического психолога. http://ww'vv.bookap.by.ru/genpsy/dicpracpsy/gl 15.shtm.
|
|
7 Добросельский II.В. Общие аспекты психики, или введение в православную психологию. М. 2008.
8. Добротолюбие в пяти томах. Т 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992.
9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М. 2006.
10. Игнатий (Брянчанинов), свя г. Аскетическая проповедь. // Творения. Т.4. М. 1997.
11. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность. Переводе новогреческого. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999.
12. Константин (Горянов), епископ, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Религиозно-философская антропология Виктора Неемелова. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.
13. Кураев Андрей, диакон. Диспуте атеистом. 2-е издание, дополненное. Изд. Сретенского монастыря. М. 2007.
14. Лагутов Н.В. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. Часть I. Пятикнижие. Курс лекций. Сергиев Посад. Издательство Академии гуманитарных и общественных наук, ПГИСУ. 2012,
15. Лоргус Андрей, священник. Душа и дух: природа и бытие. // Православное учение о человеке. Избранные статьи. Москва-Клин. 2004.
16. Мелехов Д.13. Психиатрия и проблемы духовной жизни. // Душа моя - храм разоренный Что разделяет человека и Бога. М. 2005
17. Мзй Ролло. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье. М. 2001.
18. Песмелов В.И. Вопрос о смысле жизни в учении Новозаветного Откровения. Казань. 1895.
19. Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.П. Россоха, О.В. Шапарь; под общ редВ.Б. Шапаря. Изд.З-с. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007 (Словари).
20. Обозов 11.Н. Психология субъекта познания. Санкт-11етсрбург. 1999.
21. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. ПИТЕР. 2003.
22. Тсртель А.Л. Психология. Курс лекций. М. 2007.
23. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. // Франк С.Л. Предмегзнания. Душа человека. Мн.-М. 2000, е.63 1-990.
24. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии. М. Прогресс. 1988.
25. Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет. I. Книга Бытия. М. «Теревинф». 1994.
26. Юнг Карл Густав. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литеразуры. // Классический психоанализ и художественная литература. Хрестоматия. ПИТЕР. СПб.-М.-Харьков-Минск. 2002.
РАЗДЕЛ 2.
ИСТОРИЯ «ДОНАУЧНОГО» ПЕРИОДА ПСИХОТЕРАПИИ
Глава 2. /. Древний мир
Термин «психотерапия» был введен в науку в 1872 году английским ученым Д. Тыоком в книге «Иллюстрации влияния разума на тело», и стал широко популярен с конца XIX века |2. с.8]. Считается, что с этого момен та берет начало научная психотерапия, в отличие от «донаучного» подхода в течение тысячелетий человеческой истории.
Однако, сам факт признания «донаучного» подхода в психотерапии дает возможность полагать, что психотерапия древнее, нежели момент появления научной психологии. Действительно, психическое состояние современного человека не позволяет говорить о принципиальных отличиях его от психики наших далеких предков. Остается непреходящей истиной, что errarc humanum esl, i.e. ошибки свойственны человеческой природе. А вместе с ними - и муки совести, расс тройства «душевной» жизни человека.
Факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния были извеетш,I уже греческому философу и врачу Гиппократу, автору учения о темпераментах. Не было тайной для древних и то, что одно лишь подавленное состояние, депрессия или деморализация, без всяких дополнительных причин способны вывести человека и даже группу людей (целую армию) из равновесия, общественной жизни, трудового или военного процесса. И наоборот: человек уравновешенный, вдохновленный некоей идеей, бывает способен на многое.
«Человек, у которого душа неспокойна, становится больным» - единогласно свидетельствует опыт древних. Д в разгар развития научной психологии, в XX веке, ту же истину повторяет основоположник гуманистической психологии А. Маслоу: «Нас ничто не останавливает, когда мы называем больными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но кто сказал, что нехватка любви», или болезнь души «менее пагубна для организма, чем нехватка витаминов?» [3, с. 104].
|
|
Знал древний мир и определенные способы «излечения» душевной болезни. Так, тот же Гиппократ, прозревший связь нервно-психической жизни индивида с мозговой деятельностью, уже предлагал принцип психотерапевтической бсссды.
Сократ, о котором говорят, что он предвосхитил идею неразрывности мысли и общения, пробовал с помощью этого принципа устанавливать истинные чувства собеседника. Искусство беседы, аргументами «подталкивающее» оппонента к самостоятельному «рождению» истинного знания, т.н. «майевтика» (повивальное искусство), па XXV столетий опередило «когнитивиую психотерапию» бихевиоризма.
Знаменитый ученик Сократа, Платон, развивший идею «припоминания» истины, рождающейся в споре или научном познании, может быть признан предшественником теории «внутреннего диалога души», или «иптсриориза- ции», а «платоновская традиция явно просматривается во всех линиях психотерапии, близких к психоанализу» [5].
В сочинениях Сорана, жившего в Риме в царствование императора Адриана (II в. н.э.), описаны следующие терапевтические приемы: «Следует внимательно изучать содержание неправильных мыслей больного, в соответствии с чем пользоваться полезным действием тех или иных внешних впечатлений, занятных рассказов и новостей; в период выздоровления надо уметь уговорить больного пойти на прогулку, заняться гимнастикой, упражнять свой голос, заставляя читать вслух. Целесообразно при этом подбирать текст, содержащий ошибки, чтобы таким образом вновь пробудить критическую способность... В дальнейшем можно пользоваться и театральными представлениями, способными рассеять печаль, разогнать нелепые страхи» [1, История психотерапии (краткий очерк)].
|
|
В буддийских текстах можно встретить методы, напоминающие современное нейролингвистическое программирование (НЛП) и гештальт-терапию, когда монаху рекомендуется для уничтожения текущего желания припоминать негативные эмоции прошлого, моделировать воображаемые ситуации на темы возможных реальных случаев (например, нападение на пего разбойников и злых людей, выбор между «любимым», «нелюбимым» и «безразличным» человеком, как «тест» на дружелюбие и бесстрастность), или сосредоточивать свое внимание на избранном объекте для достижения абсолютного внутреннего спокойствия и концентрации психики, что и действительно происходит после исчезновения медитативного объекта из поля зрения, когда он перестает восприниматься сознанием.
Медитативный принцип «здесь и теперь», являющийся фундаментальной основой буддийской йоги, понятен сегодня в контексте принципов экзистенциальной психологии. Тотальное осознавание поведения, различных функций тела и физических актов вплоть до осознавания во сне факта сна, как терапия «бессознательности», «автоматизма» проявлений индивида, и следующей за тем тревожности предполагает прежде всего глубокое и прочувствованное понимание идеи мгновенности: я осознаю себя как я. делающее то-то и то-то в данное конкретное мгновение, которое и есть единственно реально существующее время для того, что я ощущаю как свою личность.
Естественно, что буддийская практика осознанности не могла пройти мимо и такой функции организма, как дыхание, тем более что индийская традиция ко времени формирования буддизма уже располагала огромным материалом, свидетельствующим о тесной связи контроля над дыханием с контролем над психическими процессами, а также о психотехнической ценности дыхательных упражнений. Такая психотехника действительно способна дать осознание «чувства радости..., наслаждения..., успокоения психики и прекращения ее активности, освобождения сознания от аффективных состояний» и достижение чрезвычайной сосредоточенности» [6, Часть вторая. Религии чистого опыта (даосизм, индуизм, буддизм)].
Влияние Восточной, в частности, китайской (даосской) религиозной медицины на гештальтпеихологию представляется настолько неоспоримым фактом, что психотерапевты соответствующег о направления с радостью заявляют, что «приятно... опереться на многовековую традицию, тем более экзотическую... А если серьезно - то это заявка на далеко идущую тему: совмещение и взаимное обогащение целительских традиций древности и современных методов психотерапии» [4].
«Воздействие надушу восходит» и «к древнейшим шаманским обрядам, а позже мистериям в системах культов Деметры (например, Элевсинские мистерии), Митры, Диониса и ряда мистерий Востока, например, Индии. Китая и Таиланда. В мистериях и более ранних их аналогах, транс-дапсах, было органично связано воздействие пения, танца, ритма, словесного воздействия, прикосновения» [5].
«Элементы групповой психотерапии существовали уже в примитивных древних обществах», особенно в мистериях и шамгшеких камланиях. Эго считается некоторыми исследователями «первой моделью психотерапевтического сообщества многие лечебные факторы и технические приемы» которой успеш
но используются и сегодня «для укрепления психического здоровья», осознанно или неосознанно применяясь в современной психотерапии. «В 8()-х гг. XX столетия в Чехословакии для лечения психозов использовались некоторые из подобных методов психотерапевтического воздействия: социодрама в рамках ритуальных праздников; психодрама и нсихомслодрама при психозах; театр кукол (марионеток) при психозах (см. Этнотерапия Гауснера и Кочовой)» 15J.
Контрольные вопросы
- Что Вы можете сказать относительно вклада греко-римской античности в практическую психологию?
- Каков вклад буддийских и даосских текстов в практическую психологию?
- Каков вклад в практическую психологию шаманских обрядов и мистерий?
Глава 2.2. Библейская и христианская традиции психотерапии
В Библейской традиции также можно проследить некоторые прообразы современной психотерапии: арт-терапии, например (лечения искусством): сказ- ко-. библио-. музыкотерапия. Решение духовной по сути проблемы царя Саула, переживавшего кризис богооставленности, сопровождалось игрой отрока- пастушка Давида, будущею царя Иудеи, на арфе. Чтение священных текстов в минуты скорби и уныния народа, проповедь пророков (иногда с элементами психодрамы) в периоды общественной депрессии восстанавливало дух Израиля и его стремление к Богоугождению. Книга псалмов царя Давида известна с древности как первейшее психотерапевтическое средство, энциклопедия духовного опыта подвижника в любой психологической ситуации, в радости и горе.
Излишне говорить о значении для иудейского парода, сохранения его самосознания. культурной и религиозной самоидентичности. Иерусалимского храма, синагогиалыюго богослужения в рассеянии. Христианское богослужение (Евхаристия) также рассматривалось с апостольских времен как основа и начало духовной и общественной жизни христианина - члена народа Божия. «царственного священства» (IИст.2,9).
«Если богослужение - замечает священник Д. Байбаков, в прошлом врач-
психиатр, - рассматривать» даже «только как храмовое действо в отрыве от (его) мистической сущности, то оно является синтезом многих искусств — изобразительного. словесно-поэтического, музыкального. Психотерапевтический эффект каждого из них. ритмическая структура всей службы, участие в ней певчих и парода, >моционалы1ая насыщенность — все подчинено единой цели — разрядке отрицательных эффектов, катарсису...». Известный русский ученый, философ п богослов свят. Павел Флоренский рассматривал ри тм, темп и интонацию как чуть ли не древнейшую и существенную часть богослужения. И если ритм, темп и ип-шпация соблюдены, то чтение, пение, молитва производят свое очищающее действие па души людей, хотя бы содержание всего воспринималось на подсоз-
пате...... ом уровне [6, Православная психотерапия|. В качестве довольно яркой
иллюстрации можно привести воздействие духовной динамики грековизантийского богослужения на посольство русского кпязя Владимира в Константинополе. во время знаменитого «выбора вер»: «Мы не знаем, на небе ли мы находились, или на земле» [8, с.234].
По Библейская традиция не исчерпывается только внешним воздействием на психическое состояние человека. Главной целью является спасение (греч. so- Icria) - терапия целостности духовно-физического естест ва человека [5, с.21-22]. Гак, Христос, предваряя многочисленные исцеления телесных немощей у расслабленных. больных, увечных, требованием от них покаяния, указывает' па теснейшую взаимосвязь телесной болезни человека с недугом его души - грехом (Мф.9,2-6).
Ап. Павел говорит о духовной раздвоенности человека, о «бессознательной» ст рук туре греха (Рим.7). Хотя основная борьба исцеляющегося грешника- «пс против крови и плоти», а против злых духов (Эф.6.12). но областью этой борьбы, и средством обладания человеком (одержимости) является сфера страстей. сфера, в том числе и психического. «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные, - пишет ап. Иаков. - каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотыо; похоть же. зачав, рождает грех, а сделанный грех рожда- ci смерть» (Ик.1,14-16). «Грех... посредством доброго причиняет мне смерть» (Рим.7,13). - пишет ап. Павел, т.е., согласно контексту, грех есть состояние извращения естественных сил души. По мысли св. Макария Великого, «душа, ко- I да бывае т возмущена, сорастворяется с пороком. И сатана чем-то одним делается с душою». Тогда «оба духа... составляют что-то одно» [4, с. 167]. Они становятся в каком-то смысле «единодушными».
Аскетизм, то есть, по замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова), «психология христианского подвига» [10, с.445], не без основания напоминает рациональную психотерапию, целью которой является осознание бессознательных влечений человека, тиранствующих во внутреннем мире бедного грешника, и предлагает покаяние (греч. metanoia). как «изменение ума», образа жизни индивида. В качестве примера религиозно-психотерапевтической методики может быть приведена «Лествица» преп. Иоанна Синайского, с ее челкой взаимосвязью между страстями, и практика некоторой части египетского монашества, переданная аввой Евагрием, противоречия помыслам до их полной абсурдизации.
Правда, элот способ признавался подвижниками далеко не всегда эффективным, и в рациональной психотерапии святоотеческий опыт выявил изъян.
согласно которому ме всегда пленение к греху связано с его «обоснованностью». Человек', когда грешит, становится рабом вожделения, хотя и сознает его греховность. Потому преп. Исаак Сирин советует не противоречить помыслам, что свойственно только опытным подвижникам, а сразу их отвергать и предавать себя в руки Божьего милосердия.
«Тело... - пишет св. Симеон Новый Богослов. - когда занеможет, имеет нужду в различных нрачествах, и притом составленных из разных трав. А душа, напротив, будучи невещественна, проста и несложна, когда занеможет, одно врачество врачует ее - Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа» [Цит. по:
I, с.55]. ' ’
Одним из средств преодоления искушений являлась «имаготерапия», или терапия положительным образом, примером - в широком смысле «иконопочи- тапие». Ведь каждый человек мыслится как «образ», или «икона» Божья. Цель христианина - уничтожение в себе неправильного образа, ориентированного па себя, на страсти («идолы»), и дост ижение состояния «единства веры и познания Сына Божия». возрастание «и мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Эф.4.13). Но пока этот идеал недостижим, ап. Павел призывал своих духовных чад: «подражайте мне, как я Христу» (I Кор.4.16).
Показательно противостояние христианской традиции психологической концепции ан тичной языческой «духовности» в лице так называемого «гностицизма». религиозно акцептированного на другой, не Христов «образ». Почему ап. Павел предупреждал христиан «не увлекаться суетной философией» и «преданием мира, а не но Христу» (Кол.2,8)? Дело в том. что «гносис представлял собой... языческую мистерию па христианской ночве... Не самое мышление, не личное усилие человека», «философия» «делаег его гностиком, а вступление в известное гностическое общество... через различные религиозные обряды» [3, с. 174].
Уже отмечалось, что философия древности не была просто «научной» философией. Она была связана с определенными религиозными представлениями и практиками. Математические построения Пифагора являлись религиозным осмыслением космоса (мироздания), и являлись частью магической практики оккультного общества пифагорейцев. Многие идеи Сократа были навеяны ему, но собственным его словам, неким мистическим духом - «божественным существом - «даймопиопом»...», чем объяснялся, во многом, его чудесный дар прозорливости [9|. Религиозная философия и психология буддизма, даосизма, мит- раизма или культа Кибелы имели дело с определенной религиозной реальностью. В богословии восточных отцов Церкви философия платонизма, античные мистерии потому и расценивались соответственно: псреосмысляясь, преображаясь или отвергаясь, как во многом переплетенные с мистикой демонопоклонничества.
В древнегреческом обществе источником Элевсинских мистерий было служение «хтоничсским богам - властителям сокровенных глубин земли, где обитают тени усопших... «Ничто не может сравниться, - писал французский историк Шарль Диль. - с чувством глубокого благ оговения, которое испытывали к Элевсипским мистериям самые серьезные умы древнего мира, философы, государственные мужи, ораторы, историки и поэты. Начиная от Пиндара и до Платона, от Исократа и до Цицерона» [9].
В практическом отношении идолослужение часто выражалось в различных ритуалах магического и сексуального характера. Ритуальная проституция была составной частью культов Диониса, Афродиты. Психоанализ Фрейда довольно четко подметил «сексуальную» (Эрос) и «танатологическую» (греч. tana- tos - смерть) заостренность бессознательных импульсов, инстинктов в психической жизни человечества, из-за самой «бессознательности» носящих как правило агрессивный, разрушительный характер.
«Все что пройдет». «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15,32)
- передаст'ап. Павел девиз древних язычников. И на языческих мистериях, «едва раздавался призывный клич, как (женщины) переставали быть матерями, дочерьми. женами; они покидали свои очаги и прялки и с этого мгновения всецело принадлежали божеству производительной мощи природы - Дионису, или Вакху». Подобные оргии не только не встречали в народе осуждения, но и напротив. «люди верили, чло пляски вакханок принесут плодородие полям и виноградникам. В дни радений служительницы могущественного бога пользовались покровительством и уважением» [9].
Религиозные ритуалы вошли настолько в плоть и кровь древних культур, что одним из условий принятия в Церковь новообращенных из не иудеев па Апостольском соборе 51 г. н.э. было выдвинуто: воздержание от идоложертвеи- пого- и от блуда (Деян.15.20,29;21,25; 1Фес.4,3).
Относительно магии, как еще одного аспекта психотерапевтической практики языческой «духовности», можно сделать замечание об изначальной ее ориентированности на возможность господства человека над некими внемирными силами посредством заклинаний, чародейства и волшебства. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии» уверены, что «высокая степень эффективности магической практики вряд ли вызывает сомнения» [6, Психотерапия и религия]. 11о. как правило, попытки такого «господства» в истории закапчивались тем. что не маги «владеют оккультными силами - оккультная сила владеет ими» [2. с.205-206]. «Хотя... маг во время подписания пакта со стихийным демоном может быль полностью убежден в своей силе и способности контролировать бесконечные силы, которые ему даются в распоряжение..., пройдет немного лет. а он уже будет устремлять все свои усилия па самосохранение. Мир ужаса, в который он себя вверг..., приближается каждый день, и наконец он обнаруживает себя на краю водоворота, ожидая всякий раз, что его ноглотит пучина». Он боится «умереть, потому что тогда он станет слугой духа, своего собственного демона...» [12, с.16].
Согласно замечанию В. Болотова, «вероятно в первый же век христианства и на число еврейской почве (была) сделана попытка создать целое мировоззрение. в котором космология и богословие выводились (бы) из одного начала: зло еврейская каббала. Вослочные элементы здесь преобладают над греческими... идеи превращаются в реальные существа, генетическое развитие мысли переходит в процесс теогонии» [3, с.172-173].
То. чт о было камнем преткновения в Богоиочитании иудейскою народа в Ветхом Завете: волшебство (Лев.19.31; 20,6; Втор.18,1 I; Щар.15,23; 28,7; 4Цар.17.17; 21,6; 23.24; 1 Пар.10,13; 2Пар.ЗЗ,6; Ис.3,19; 44,25; 47,9,12; Иер.27,9) астрология (4Цар.23,5; Иер.27,9; Лмос.5,26), служхцие «ангелам» (Кол.2,18) - стихийным начальетвам, властям (космическим силам, «энергиям»), «духам злобы поднебесным» - в том или ином виде вновь становится объектом религиозного почитания [7, с.З 13].
В книге Деяний встречается сразу несколько случаев, когда выходцы из
1 1атестины не исповедали Единого Бога, живя в Иудее и посещая по праздникам Иерусалимский храм, а наоборот, рассеянные по всему лицу земли, активно занимались в коммерческих целях восточными видами магии (прообразом каббалистики). Одним из таких иудеев был Елима-волхв (Вариисус), с противодействием которого столкнулся апостол Павел па Крите, но время своего первого путешествия, где обратил проконсула Сергия Павла (Деян.13,6-12). Таким магом был и самаритянин Симон-волхв, пытавшийся за деньги получить дар Духа Святого у апостолов Петра и Иоанна (Деян.8,9-13,18-24).
В македонской Фсссалоиике, когда ап. Павел ходил спокойно по городу, за ним стала ходить некая чревовещательница и надоедать ему своими истерическими криками. Апостол запретил духу, облачавшему ею, и изгнал его из женщины, после чего хозяева прорицательницы подали иск против ап. Павла, поскольку тга их служанка была для них источником дохода, с обвинением: «Эти люди, будучи иудеями, возмущают наш город, и проповедуют обычаи, которых нам, римлянам, не следует ни принимать, ни исполнят!,» (Деян. 16,20-21).
Подавшие иск хозяева прорицательницы были уверены, что Апостол пользуется какой-то неизвестной магией, или одержим каким-то более могущественным духом, чем их служанка. Это предположение становится попятным, когда мы обратим внимание на их заявление: «Эти люди - иудеи».
А после событий с неким бесноватым в Эфесе, когда семь иудеев сыновей не кого-нибудь, а «иудейского первосвященника Скевы» (Деян.19,14) - при попытке профессионального заклинания были буквально избиты злым духом с ответом: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19,15-16), весь город, бывший центром малоазийской и восточной магии, буквально пришел в ужас от неизвестной им еще «магии» Апостолов Христовых.
По в том-то и дело, что ученики Христа Спасителя как раз и предупреждали христиан об опасности языческой магической мудрости, и советовали удаляться и бежать ог нее. Апостолы действовали не своей силой или магией, а силой Христовой, смиренно сознавая природу творимого ими - помощь Божественной Благодати.
Кстати, магическая природа неоплатонизма - философского течения последних перед так называемыми Средними веками поздпеаптичпых интерпретаторов Платона: Аммония Сакка, Плотина, - «неоднократно отмечалась исследователями, в т.ч. самими оккультистами (Возрождения). Например, Агриппа относил к магам Гермеса, Зороастра, Орфея, Пифагора, Платона, Плотина, Пор- фирия, Ямвлиха Прокла. Т.о. все философы-неоплатоники были для него магами» [11, с.54-55].
Контрольные вопросы
- Какие прообразы современной психотерапии можно проследить в библейско- аскетической традиции?
- Назовите причины противостояния христианства гностицизму.
Глава 2.3. Психотерапия в период Средневековья
Средневековье справедливо считается временем господства христианской традиции в культуре, искусстве, науке, и, соответственно, в психотерапии. В Византии были официально прекращены языческие мистерии, имп. Юстиниан закрыл Платоновскую Академию в Афинах, где еще незадолго перед тем блистал последний крупный представитель языческой философии Прокл (410-485).
В Константинопольском Университете, основанном в 425 году императором Феодосием II, обучение естественным и гуманитарным наукам порываег с наполнением их мистическими языческими воззрениями. Астрология, магия, гностицизм уходят на периферию науки. Начинается борьба с философскими влияниями античности на христианскую мысль: с раннеоригеновским «предсуществованием душ» (платоновскими «идеями»), учением об их «шарообразности» и цикличности развития мира, что, кроме несомненного психотерапевтического эффекта катарсиса, влечет за собой практический пессимизм и дуалистическое бегство от мира рока в мир «духовного гносиса».
Возникает вопрос: боялась ли Церковь языческой философии? Или, скорее, она знала ей альтернативу? И почему сокровища античной культуры и архитектуры ие прекращают свое существование вместе с «богопротивной» эпохой язычества, а сохраняются до наших дней, причем в византийских же списках из христианских монастырских библиотек, в виде православных храмов и иноческих обителей, как. например, капище Афины Паллады (Парфенон)? Ведь, как повествуют древние «патерики» (отечники), никакого особого «благоговения» эти артефакты христианам внушать не могли, поскольку монашество вело реальную духовную брань с духами злобы, обитавшими в средоточиях «седой мудрости» - языческих капищах.
По всей видимости, речь идет не об «эллинизации» христианства, а о тотальной «христианизации» всех сфер жизни, в том числе и науки, искусства, психологии людей, насколько это было возможно. Пример - блестящие выпускники Афинской Академии, св. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, создающие замечательный «каппадокийский синтез». Да и автор довольно неудачной попытки синтеза философии с богословием в раннем своем трактате «О началах», соученик Аммония Саккасас виднейшим представителем неоплатонизма, Плотином, христианский богослов Ориген в дальнейшем научном служении, будучи кесарийским пресвитером и исповедником, представляется уже не интеллектуалистом, доктринером, а «человеком, склоненным над кладезем тех видений, которые внезапно раскрываются в душе от изучения Священного Писания». Складывается впечатление, по словам В. Лосского, что это совсем «другой Ориген, толкователь «Песни Песней», Евангелия от Иоанна, автор Омилий» [13, с.364].