Финансовые измерения: традиции и современность

Аналитический инструментарий в области финансов формировался не одно столетие. На сегодняшний день по степени детализации, функционалу и актуальности с некоторой долей условности его можно структурировать на три основные составляющие:

§ экспресс-диагностика;

§ бухгалтерская традиция финансового анализа;

§ современные финансовые измерения.

Экспресс-диагностика корпоративной финансовой информации – это оценка, выполняемая на основе агрегатов, их движения и пропорций (без детализированного коэффициентного анализа). В качестве основных направлений экспресс-диагностики используют:

§ финансовый результат: чистая прибыль/чистый убыток в отчете о финансовых результатах; чем выше прибыль, тем результативнее финансово-хозяйственная деятельность организации;

§ ресурсный потенциал: имущество компании или валюта баланса; особое внимание при оценке тенденций изменения имущественного положения уделяется реальной части имущества;

§ рабочий капитал (собственные оборотные средства, функционирующий капитал, чистый оборотный капитал): превышение текущими активами (разд. 2) текущих пассивов (разд. 5); в этом случае организация после расчетов по краткосрочным долгам имеет свободный остаток ликвидных средств для продолжения финансово-хозяйственной деятельности;

§ ликвидность баланса: в мировой практике в этих целях используется двукратное превышение[40] оборотными активами (разд.2) краткосрочных обязательств (разд.5);

§ финансовая устойчивость (финансовый рычаг): соотношение собственного (разд. 3) и заемного (разд. 4 + разд. 5) капитала; зарубежный стандарт исходит из возможности двукратного превышения заемным капиталом собственных источников финансирования в силу дешевизны и доступности займов (2/3 пассива – заемный капитал, 1/3 – собственный капитал); ранний российский стандарт ориентировался на двукратное превышение собственным капиталом заемных источников финансирования (1/3 пассива – заемный капитал, 2/3 – собственный капитал); современный российский стандарт ориентируется на арифметическое превышение собственным капиталом заемных источников финансирования;

§ правило "левой и правой руки": долгосрочные активы (разд.1) должны быть покрыты долгосрочными источниками финансирования (разд. 3 + разд. 4).

Из совокупности приведенных экспресс-оценок корпоративной отчетности особое внимание уделяется:

- ликвидности баланса – важнейшей характеристике финансового состояния компании в краткосрочном аспекте, поскольку неликвидность баланса создает угрозу банкротства;

- финансовой устойчивости, который в современном российском стандарте исходит из необходимости превышения собственным капиталом заемных источников финансирования;

- правилу «левой и правой руки», ориентирующему на покрытие долгосрочных активов долгосрочными источниками финансирования (обычно выполняет контрольную функцию).

Эти оценки широко используются в балансовом моделировании при построении оптимального баланса. Рассмотрим инструментарий экспресс-диагностики и его потенциал в плане балансового моделирования на условном примере.

Пример. Оценить баланс на оптимальность и предложить вариант финансовой стратегии по следующим данным:

· внеоборотные активы (разд. 1) 30

· оборотные активы (разд. 2) 30

· капитал и резервы (разд. 3) 10

· краткосрочные обязательства (разд. 5) 50

· долгосрочные обязательства отсутствуют

Экспресс-диагностика такого баланса позволяет сделать следующие выводы: компания неликвидна и финансово неустойчива по структуре пассива, правило «левой и правой руки» не соблюдается.

Исходный баланс и его моделирование по критериям оптимизации позволяют определить следующие целевые пропорции:

Исходный баланс Оптимальный баланс
Актив Пассив Актив Пассив
    30 80
  - 100 -
  50
    130 130

Логика построения оптимального баланса и алгоритм формирования финансовой стратегии анализируемой компании могут быть представлены следующим образом:

В компании наблюдается полный комплекс проблем финансового характера. Проблема, обусловленная неликвидностью баланса, грозит компании банкротством. Учитывая критичность этой проблемы, необходимо решать ее в первоочередном порядке.

В этих условиях при моделировании баланса следует исходить из суммы краткосрочной кредиторской задолженности, которую нечем погасить. Для решения проблемы ликвидности компании необходимо наращивать оборотные активы (увеличить их на 70) до достижения норматива, равного 2.

Учитывая, что в исходном балансе представлен весь комплекс финансовых проблем, ориентировать компанию на увеличение внеоборотных активов было бы нереалистично. Это значит, что по исходной сумме агрегата «Внеоборотные активы» (30) и сформированному агрегату «Оборотные активы» (100) можно определить валюту оптимального баланса (130).

Увеличение валюты баланса за счет роста активов неизбежно приведет к увеличению пассивов. В качестве источника покрытия в пассиве следует рассматривать увеличение собственного капитала (увеличить его на 70) преимущественно за счет прибыли. При этом укрепится финансовая устойчивость компании (собственный капитал превысит заемные источники финансирования) и решается проблема с покрытием долгосрочных активов (правило «левой и правой руки»).

Детализированная диагностика корпоративной финансовой информации предполагает проведение финансового анализа. Финансовый анализ – это изучение основных параметров корпоративной отчетности, коэффициентов и мультипликаторов [41] , дающих объективную оценку состояния компании. В зависимости от подхода, различают:

- фундаментальный анализ (оценивается собственно компания/бизнес с применением финансовых коэффициентов на основании данных управленческой или бухгалтерской отчетности),

- технический анализ (оценивается курс акций компании).

История становления финансового анализа не слишком продолжительна (наиболее полный обзор ее выполнен Дж.Хориганом), хотя существуют и другие точки отсчета, поскольку сама идея анализа с помощью относительных показателей зародилась давно — еще Евклид за 300 лет до новой эры упоминал в своих трудах об анализе с помощью коэффициентов. Что касается приложения этой идеи к оценке финансового состояния, большинство западных историков полагают, что это произошло во второй половине XIX века и обусловлено двумя причинами.

Первой причиной было бурное развитие корпораций как основной формы организации бизнеса, в результате чего произошло разделение функций владения и оперативного управления.

Второй причиной было усиление значимости финансовых институтов, играющих ключевую роль в обеспечении компаний капиталом, в т.ч. посредством кредитования. Для минимизации рисков таких операций возникала потребность в оценке кредитоспособности заемщика (его способности вернуть заемные средства) и рентабельности его бизнеса (возможности выплатить проценты).

Интересно отметить, что инициатором в развитии этого направления выступили не ученые, а практики. По свидетельству Роя Фоулка (Roy A. Foulke), начиная с 70-х годов XIX в. некоторые коммерческие банки в США стали требовать от своих клиентов, обращавшихся за кредитами, предоставления финансовой отчетности, а в 90-е годы эта практика распространилась на большинство банков. Благодаря этому резко увеличился объем финансовой информации, доступной для сравнительного анализа. Поначалу этот анализ подразумевал несистематизированное сопоставление отдельных показателей, затем в анализе начали использовать группы взаимосвязанных показателей и, наконец, стали пытаться выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными показателями.

 

Методология финансового анализа включает множество методов и приемов, в числе которых:

- горизонтальный (трендовый) метод (составление динамического ряда и оценка динамики показателей с помощью относительных величин – темпа роста и/или темпа прироста),

- вертикальный (структурный) метод (оценка удельных весов отдельных составляющих совокупности, например, удельных весов разных видов имущества в совокупных активах),

- метод сравнения (в структуре план/факт, с предшествующим периодом, с аналогами, со среднеотраслевыми значениями),

- метод группировки (аналитическая группировка показателей по определенным признакам),

- балансовый метод (способ счетной проверки правильности расчетов, т.к. нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки),

- маржинальный метод (анализ в структуре «издержки-объем-прибыль», основанный на делении издержек на условно-постоянные и условно-переменные, позволяющий оценить степень их влияния на конечный результат),

- графический метод (наглядная иллюстрация числовых данных),

- методы и приемы факторного анализа (измерения воздействия факторов на величину результирующих показателей посредством элиминирования, цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексов),

- методы и приемы функционально-стоимостного анализа (поэлементное исследование системы для оптимизации результата),

- эвристические методы и приемы (экспертные оценки),

- методы линейного программирования (составление и решение системы линейных уравнений при строго функциональной зависимости между изучаемыми явлениями) и др.

Финансовый анализ применяется для оценки экономического потенциала компании и его изменений с течением времени. Как правило, экономический потенциал организации оценивается с нескольких сторон: наличие активов и их качество, финансовое состояние в краткосрочном и долгосрочном аспектах, деловая активность и способность генерировать доходы, добавленную стоимость, денежные притоки и финансовые результаты. Все эти направления оценки, безусловно, взаимосвязаны. Нерациональная структура активов и некачественный состав могут привести к ослаблению деловой активности и ухудшению финансового состояния компании. Неоправданное омертвление средств в запасах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей и не только снизить деловую активность, но сделать невозможной какую-либо деятельность. Неоправданный рост заемных средств может привести к необходимости распродажи имущества для расчетов с кредиторами. Недостаточная рентабельность не позволит осуществлять расширенное воспроизводство и оптимизировать состав имущества, что приводит, в конечном счете, к ухудшению финансового положения и т.д.

В связи с этим в рамках бухгалтерской традиции финансового анализа сформировано несколько групп показателей:

§ показатели оценки экономического (имущественного, ресурсного) потенциала компании (табл. 3.6),

§ инструменты анализа финансового состояния в краткосрочном и долгосрочном аспектах (табл. 3.7),

§ инструменты анализа деловой активности (табл. 3.8).

Следует отметить, что в оценках имущественного (ресурсного) потенциала компании на сегодняшний день различают два подхода: экономический и финансовый (бухгалтерский).

Экономический подход базируется на концепции физической природы капитала, в соответствии с которой капитал - это совокупность генерирующих возможностей компании, используемых для производства благ и получения прибыли. В данном контексте капитал подразделяется на реальный и финансовый. Его реальная часть представляет собой стоимостную оценку материальных активах, а финансовая часть представлена в ценных бумагах и денежных средствах; иногда в нее включают дебиторскую задолженность. Величина капитала исчисляется при этом по суммарной величине активов за вычетом некоторых регулятивов, удельный вес которых незначителен.

Финансовый (бухгалтерский) подход базируется на концепции финансовой природы капитала. В этом случае капитал трактуется как интерес собственников в активах компании и является синонимом чистых активов. Величина капитала исчисляются как разница между совокупными активами и суммарными обязательствами и, по сути, равна собственному капиталу.

Основные показатели оценки имущественного потенциала компании приведены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Показатели оценки имущественного потенциала компании

Наименование показателя Алгоритм расчета
Сумма хозяйственных средств[42] итог баланса-нетто
Доля долгосрочных активов в имуществе стоимость внеоборотных активов * 100: итог баланса-нетто
Доля основных средств (ОС) в долгосрочных активах стоимость основных средств * 100: стоимость внеоборотных активов
Доля активной части основных средств стоимость активных основных средств * 100: стоимость основных средств
Коэффициент износа основных средств[43] износ основных средств: первоначальная стоимость ОС
Коэффициент годности основных средств[44] остаточная стоимость основных средств: первоначальная стоимость ОС или 1 – коэффициент износа
Коэффициент обновления первоначальная стоимость поступивших за период ОС: первоначальная стоимость ОС на конец периода
Коэффициент выбытия первоначальная стоимость выбывших за период ОС: первоначальная стоимость ОС на начало периода
Коэффициент реальной стоимости имущества[45] материальные активы: валюта баланса

В экономике знаний в составе имущества особое место отводится нематериальным активам (НМА), к которым относятся:

• исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, селекционные достижения и др.);

• исключительные права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;

• владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта;

• деловая репутация.

В современных зарубежных компаниях нематериальные активы - важнейшая составляющая имущественного потенциала и устойчивое конкурентное преимущество на национальных и глобальных рынках. Как следствие, анализ НМА в рамках оценки имущественного положения и их влияния на стоимость компании – развитая область в зарубежных финансовых практиках. В российских компаниях удельный вес нематериальных активов ничтожно мал: по данных Росстата за последние 10 лет в среднем по России он не превышает 0,27%. Для российского механизма вовлечения НМА в экономический оборот характерен ряд проблем:

• существующий механизм работы с нематериальными активами таков, что их проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат;

• особенности стоимостной оценки, вследствие чего реально значимые операционные технологии в финансовом плане становятся неразличимыми на фоне гипертрофированных управленческих технологий;

• традиции отнесения нематериальных активов к амортизируемым обусловливают их неизбежную нуллификацию даже в том случае, если их рыночная стоимость не снижается;

• бренд - распространенный и признанный во всем мире вид нематериального актива в России существует де-факто, но отсутствует де-юре;

• неэффективная правовая защита интеллектуальной собственности и торговых марок из-за несовершенства законодательства и неработающего инфорсмента провоцирует вполне открытые перехваты брендов.

Учитывая зарубежные тенденции, российская теория и практика в области НМА неизбежно будут развиваться, и анализ нематериальных активов станет в перспективе весомой составляющей в аналитике имущественного потенциала компаний.

В рамках оценки финансового состояния к настоящему времени в теории и практике сформирован не один десяток аналитических коэффициентов. Поскольку в качестве первоисточника финансового анализа в России использовались переводные издания, большинство из применяемых коэффициентов вошли в деловой оборот с разными названиями. В таблице 3.7 приведены основные показатели оценки.


Таблица 3.7

Методический инструментарий анализа финансового состояния

Наименование показателя Экономическое содержание Алгоритм расчета Рекомендуемое значение
Рабочий/работающий/ функционирующий капитал[46], Собственные оборотные средства (СОС), Чистый оборотный капитал, Чистые оборотные активы, NWC (Net Work Capital) Оборотные активы, остающиеся в распоряжении компании после расчетов по краткосрочным обязательствам[47] Разд. 2 - разд. 5 Или Разд. 3 + разд. 4 – разд. 1 > 0
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Доля рабочего капитала в оборотных активах СОС / разд. 2 > 0,1 или 10%
Коэффициент ликвидности, Ликвидность баланса, Общая (текущая) ликвидность, Общий коэффициент покрытия, Cover ratio, Current ratio Объем оборотных средств в расчете на 1 руб. краткосрочных обязательств; характеристика способности компании не только рассчитаться по текущим долгам, но и продолжать хозяйственную деятельность Разд. 2 / разд. 5 > 2
Коэффициент быстрой/ промежуточной/срочной/ относительной ликвидности, Quick ratio Характеристика наиболее ликвидного покрытия обязательств (дебиторская задолженность + денежные активы[48]) / разд. 5 0,6 - 1
Коэффициент абсолютной/ мгновенной/немедленной ликвидности, Коэффициент платежеспособности, «Кислотный тест», Коэффициент лакмусовой бумажки, Acid-test ratio Характеристика абсолютно ликвидного покрытия обязательств денежные активы[49] / разд. 5 0,2 – 0,5
Коэффициент автономии, Коэффициент независимости, Коэффициент концентрации собственного капитала, Коэффициент собственности Доля собственного капитала в источниках финансирования, характеризующая независимость компании от кредиторов Разд. 3[50] / валюта баланса Зарубежный стандарт > 0,3; Ранний российский стандарт > 0,7; Современный российский стандарт > 0,5
Коэффициент финансовой зависимости, Коэффициент концентрации заемного капитала Доля заемного капитала в источниках финансирования, характеризующая зависимость компании от кредиторов (разд. 4 + разд. 5) / валюта баланса Или 1 – коэффициент автономии Зарубежный стандарт < 0,7; Ранний российский стандарт < 0,3; Современный российский стандарт < 0,5
Коэффициент финансирования, Финансовый рычаг   Соотношение заемных и собственных источников финансирования или общий долг в расчете на единицу собственного капитала (разд. 4 + разд. 5) / разд. 3 (возможен обратный вариант с соответствующей корректировкой критерия) Зарубежный стандарт < 2; Ранний российский стандарт < 0,5; Современный российский стандарт < 1
Эффект финансового рычага, финансовый леверидж   Математически более сложная модель определения финансового рычага (1 - ставка налога на прибыль) * (Rактивов - % за кредит) * (заемный капитал[51]/собственный капитал) 1/3 – 1/2 рентабельности активов
Коэффициент покрытия внеоборотных активов, Коэффициент структуры долгосрочных вложений, «Правило левой и правой руки» Характеристика покрытия долгосрочных активов долгосрочными источниками финансирования (разд. 3 + разд. 4) / разд. 1 (возможен обратный вариант с соответствующей корректировкой критерия) > 1
Коэффициент маневренности собственного капитала Показывает какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, а какая часть капитализирована СОС / разд. 3 0,5

 

финансового состояния, каждый из которых именуется в соответствии с множеством трактовок, встречающихся в русскоязычной литературе.

Говоря об оценках деловой активности [52] следует отметить, что первоначально понятие «деловая активность» употреблялось зарубежными экономистами в макроэкономических исследованиях - в исследованиях природы кризиса. В середине ХХ века его стали интерпретировать как характеристику динамики, оборота и эффективности объекта управления, включая корпоративный уровень. В этом контексте, оценивая деловую активность, обычно анализируют:

• динамику абсолютных индикаторов и их пропорции,

• параметры оборота капитала (показатели оборачиваемости),

• рентабельность использования капитала; отдельные авторы показатели рентабельности выводят в самостоятельное направление анализа.

Основные инструменты анализа деловой активности приведены в таблице 3.8.

Таблица 3.8

Инструменты анализа деловой активности

Наименование показателя Экономическое содержание Алгоритм расчета
Темп роста инструмент горизонтального (трендового) анализа, характеризующий динамику роста Nt+1 / Nt * 100
Темп прироста инструмент горизонтального (трендового) анализа, характеризующий приращения (Nt+1 - Nt) / Nt * 100
Коэффициент устойчивого роста (КУР) условие роста, адекватное объему реинвестированной прибыли (Рreinvest) или рост, сбалансированный по источникам финансирования Рreinvest / Е = (Р – div) / Е = (1 – div / Р)
Модель BCG (оценка устойчивости роста) увеличение объема продаж при условии сохранения операционной и финансовой политик неизменными ROS * AT * FL * b, ROS (return on sale) - рентабельность продаж AT (asset tournover) – оборачиваемость активов FL (financial leverage) –мультипликатор капитала b – норма накопления
“Золотое правило экономики предприятия” сопоставление темпов роста прибыли, объема продаж и активов[53] (имущества) Троста прибыли > Т роста продаж > Т роста активов > 100 %
Общий коэффициент оборачиваемости, Оборачиваемость совокупного капитала объем продаж (S) в расчете на 1 руб. совокупного капитала S / валюта баланса
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов объем продаж в расчете на 1 руб. оборотных активов S / разд. 2
Коэффициент загрузки показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости Разд. 2 / S
Период оборота, Длительность оборота[54] длительность кругооборота оборотных активов в днях Разд. 2 * Т / S, или коэффициент загрузки * Т
Операционный цикл (ОЦ) характеристика длительности кругооборота операционных оборотных активов Сумма периодов оборота операционных оборотных активов
Финансовый цикл операционный цикл, скорректированный на период оборота кредиторской задолженности ОЦ – период оборота кредиторской задолженности
Рентабельность продаж[55], Коммерческая рентабельность, ROS (return on sales) Характеристика прибыльности (P)/эффективности продаж P * 100 / S
Рентабельность производства, Рентабельность хозяйственной деятельности, Хозяйственная рентабельность, Рентабельность текущих затрат ROCC (return on current costs) Характеристика уровня прибыли, полученной на единицу затрат (расходов, себестоимости, издержек, cost - C) P * 100 / C
Рентабельность активов, Рентабельность имущества, Рентабельность совокупного капитала, ROA (return on assets) Характеристика уровня прибыли, генерируемой всеми активами P * 100 / валюта баланса
Рентабельность собственного капитала, Финансовая рентабельность, ROE (return on equity) Характеристика уровня прибыльности собственного капитала P * 100 / разд. 3
Рентабельность инвестиций, ROI (return on investement) Характеристика уровня прибыльности инвестированного капитала P * 100 / (разд. 3 + разд. 4)
Экономическая рентабельность, Рентабельность чистых активов Уточненная характеристика рентабельности капитала P[56] / (Активы – кредиторская задолженность)

В дополнение к анализу имущественного потенциала, финансового состояния и деловой активности в финансовой аналитике на протяжении многих десятилетий используется CVP-анализ (Volume - Cost - Profit) (операционный или маржинальный анализ, анализ чувствительности прибыли):

• анализ выстраивается в структуре "Доходы – Расходы – Прибыль";

• отслеживает зависимость финансового результата от себестоимости и объема продаж;

• основывается на делении расходов на условно-постоянные и условно-переменные; вследствие этого он, как правило, невозможен по данным внешней отчетности и представляет собой коммерческую тайну;

• оперирует понятием «маржа» или «маржинальный доход»;

Основные методические приемы этого анализа - метод безубыточности и метод левериджа – приведены в таблицах 3.9 и 3.10, соответственно.

Таблица 3.9

Инструментарий метода безубыточности

Наименование показателя Экономическое содержание Алгоритм расчета
Маржинальный доход характеризует добавленную стоимость Объем продаж – перем.расходы или постоянные расходы + прибыль
Точка безубыточности, Критический объем продаж, Мертвая точка, Порог безубыточности Break-even analysis Нулевые продажи (натуральные единицы) объем продаж в натуральных единицах, при котором компания окупает затраты, но не получает прибыль Постоянные расходы / (цена – уд. переменные расходы) или Постоянные расходы / уд. маржинальный доход
Точка безубыточности, Критический объем продаж, Мертвая точка, Порог безубыточности, Break-even analysis Нулевая бухгалтерская прибыль (стоимостные единицы) объем продаж в стоимостных единицах, при котором компания окупает затраты, но не получает прибыль Постоянные расходы / уд.вес маржинального дохода в объеме продаж или Объем продаж в точке безубыточности в нат. ед. * цена
Запас финансовой прочности характеризует резерв сокращения объема продаж до попадания в точку безубыточности (текущий объем продаж - порог безубыточности) / текущий объем продаж
Точка прибыльности (натуральные единицы) объем продаж в натуральных единицах, позволяющий выйти на заданную (целевую) прибыль (пост. расходы + целевая прибыль) / (цена – удельные переменные расходы) или (постоянные расходы + целевая прибыль) / удельный маржинальный доход
Точка прибыльности (стоимостные единицы) объем продаж в стоимостных единицах, позволяющий выйти на заданную (целевую) прибыль (постоянные расходы + целевая прибыль) / удельный вес маржинального дохода или объем продаж в натуральных единицах в точке прибыльности * цена

Таблица 3.10

Инструментарий метода левериджа

Наименование показателя Экономическое содержание Алгоритм расчета
Сила операционного рычага, Эффект операционного левериджа показывает, насколько изменится прибыль при изменении объема продаж маржинальный доход / прибыль
Эффект финансового рычага позволяет определить безопасный объем заемных средств и рассчитать допустимые условия кредитования (прибыль + проценты за кредит): прибыль
Эффект финансового левериджа (ЭФЛ) математически более сложная модель оценки эффекта финансового рычага (1 - ставка налога на прибыль) * (Rактивов- % за кредит) * (заемный капитал[1]/собственный капитал)

Как отмечалось ранее, финансовая аналитика имеет давнюю историю. Зародившись в конце XIX века, эта методология постоянно эволюционировала, адаптируясь к изменениям в хозяйственной среде и в силу развития финансовой науки и практики. Проследим в исторической эволюции изменения в представлениях о таких фундаментальных финансовых понятиях как прибыль, ликвидность, безубыточность.

История экономической мысли дает различные синонимы понятия «прибыль», которые выделяются как составляющие прибыли либо как факторы, прямо или косвенно влияющие на этот показатель финансового результата: «богатство», «излишек», «доход», «рента», «прибавочная стоимость», «процент» и др. В ХХ столетии понятие «прибыль» дифференцировалось на бухгалтерскую (accounting profit - AP) и экономическую (economic profit - EP). Последняя представляет собой бухгалтерскую прибыль (AP), скорректированную на сумму трансакционных (альтернативных, вмененных, неявных, имплицитных издержек: cost of alternative - Calternativ). Наряду с этим в середине 80-х годов ХХ в. возникло понятие экономической добавленной стоимости (EVA), которая представляет собой операционную прибыль после уплаты процентов и налогов (NORAT) с учетом эквивалентов собственного капитала за вычетом затрат на капитал (WACC * IC). И, наконец, с конца прошлого столетия в финансовых практиках активно использует показатель EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - расчетный показатель, характеризующий прибыльность основной деятельности (EBIT), без учета амортизации (Amortization - А) и переоценки активов. EBITDA характеризует текущую экономику бизнеса, абстрагируясь от единовременных расходов инвестиционного характера (показатель особенно популярен в капиталоемких видах деятельности - сталелитейное производство, беспроводная связь, кабельное телевидение и др.). EBITDA показывает инвесторам, насколько прибыльным был бы бизнес, если исключить разовые затраты на создание инфраструктуры – таким образом он выправляет «аномалии» восприятия в основных показателях (денежный поток или прибыль), случившиеся из-за разовых событий. Несмотря на большую популярность показателя на финансовых рынках, стандарты финансовой отчетности (IFRS, US GAAP и др.) прямо не рекомендуют использовать показатель EBITDA, как нарушающий базовые принципы учёта.

«Ликвидность» происходит от латинского «liquidus», что в переводе означает текучий, жидкий, т.е. ликвидность дает тому или иному объекту характеристику легкости, движения, перемещения. Термин «ликвидитет» был заимствован из немецкого языка и первоначально использовался по существу в банковском деле. Так, под ликвидностью подразумевалась способность активов к быстрой и легкой мобилизации. Позднее термин стали применять к активам всех хозяйствующих субъектов. Так возникло понятие ликвидности активов. Кроме того, с конца 19 века экономисты стали отмечать важность соблюдения соответствия между сроками активных и пассивных операций со стороны краткости или долговременности. В этих балансовых зависимостях особое место отводилось соотношению краткосрочных активов и краткосрочных пассивов. Так возникло понятие ликвидности баланса.[57] В последние десятилетия ХХ в. (в России – в новом тысячелетии) по мере трансформации корпоративных приоритетов возникло понятие «ликвидность компании/бизнеса», под которым понимается способность компании/бизнеса быть быстро проданным по цене, близкой к рыночной. В этом контексте в качестве измерителей ликвидности стали использовать коэффициент Тобина, P/A, P/S, P/E и другие коэффициенты-мультипликаторы, индикаторы VBM-концепции. И, наконец, уже в новом тысячелетии возникло понятие «ликвидность капитала для собственников». В этом качестве на развитых рынках используют FCFE (free cash flow to equity) - поток денежных средств, свободный для изъятия из бизнеса его владельцами

Таким образом, в современной экономической литературе термин «ликвидность» имеет широкий спектр применения и характеризует совершенно разные объекты экономики. Он используется как самостоятельная экономическая категория, так и в сочетании с другими понятиями, касающимися конкретных объектов экономической жизни (товар, ценная бумага) и субъектов национальной экономики (банк, предприятие, рынок), а также для определения характерных черт деятельности экономических субъектов (ликвидность активов, ликвидность баланса).

Метод безубыточности (break-even analysis) основывается на нахождении точки безубыточности (критического объема продаж, мертвой точки, порога безубыточности, нулевой бухгалтерской прибыли) и является одним из фундаментальных способов финансовых оценок. В изначальном варианте метод использовался для определения объема продаж в натуральных или стоимостных единицах, при котором компания окупает затраты, но не получает прибыль. Поскольку прибыль находится в обратно пропорциональной зависимости от уровня расходов (чем выше расходы, тем меньше прибыль при определенном уровне продаж и наоборот), анализ безубыточности легко модифицируется в анализ прибыльности - точку прибыльности (рентабельности), с помощью которой определяют объем продаж, позволяющий выйти на заданную (целевую) прибыль. В конце прошлого столетия с появлением понятия «экономическая добавленная стоимость» точка безубыточности трансформировалась в EVA-безубыточность или экономическую безубыточность, которая характеризует порог безубыточности с учетом расходов на инвестированный капитал (WACC*I)[58]. И, наконец, уже в новом тысячелетии возникло понятие «точка стратегического разрушения стоимости» (value break-even), характеризующая параметры развития, позволяющие избежать разрушения стоимости бизнеса.

Описанное выше – иллюстрация эволюции в фундаментальных финансовых понятиях, которые обусловлены системными трансформациями макроэкономического характера, радикальными изменениями в финансовом поведении и мышлении экономических агентов, сдвигом парадигмы в корпоративных курсах, что особенно активно происходит в последние два десятилетия.

Современные финансовые измерения развивают и дополняют бухгалтерскую традицию финансового анализа, делают финансовую аналитику более многомерной, создают методическую основу для выбора корпоративным менеджментом индикаторов, адекватных целеполаганию той или иной компании, масштабу деятельности, структуре собственности и т.д. В этих измерениях особое место отводится индикаторам VBM-концепции, которые не рассмотрены в данной главе, поскольку будут анализироваться в главе 13.

Подведем некоторые итоги. Последние десятилетия характеризуются масштабными изменениями в экономических системах мега-, макро- и микроуровня. Признаком (и следствием) этих изменений становится гигантский рост финансовой информации, включая биржевую и корпоративную информацию. Последняя не только характеризует качество корпоративного управления в целом финансовых решений в частности, но и обусловливает позиционирование компании в деловом сообществе, в том числе на финансовых рынках.

Модели и стандарты раскрытия корпоративной финансовой информации эволюционируют вместе с трансформациями в экономике. Смена парадигмы в корпоративных курсах обусловливает изменение стратегических целей и ключевых индикаторов результативности финансово-хозяйственной деятельности компаний. В этих условиях трансформируются фундаментальные финансовые дефиниции и правила чтения финансовой информации. Владение современными финансовыми технологиями в раскрытии и интерпретации финансовой информации – необходимое условие профессиональной грамотности современного финансиста.

Ключевые термины:

· финансовая информация;

· корпоративная отчетность;

· стандарты учета и отчетности;

· аналитический инструментарий;

· трансформация в финансовых измерениях.

Контрольные и дискуссионные вопросы:

1. Что отличает финансовую информацию от других видов информации?

2. Дайте характеристику глобальному и национальному рынкам финансовой информации.

3. Какова роль корпоративной отчетности в деловом обороте и обосновании управленческих финансовых решений?

4. Опишите модели и стандарты раскрытия корпоративной финансовой информации.

5. Дайте сравнительную оценку РСБУ и МСФО в формировании основных форм бухгалтерской отчетности.

6. Перечислите основные формы и каналы распространения корпоративной финансовой информации.

7. Каковы современные тенденции в раскрытии корпоративной информации в мире и в России?

8. Перечислите основные направления анализа финансовой информации, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

9. Опишите методический инструментарий анализа финансового состояния компании (краткосрочный и долгосрочный аспекты).

Ключевые функции Bloomberg:

GLCO – Мировые цены на сырьевые товары

FXC – Матрица валютных курсов

ECFC – Экономические прогнозы

ECST – Мировая экономическая статистика

LOIS – Монитор ликвидности 3-м. спред LIBOR-OIS

WEI – Мировые фондовые индексы

MOST – Наиболее активные бумаги

FXIP – Информационный портал валют

CBQ – Обзор рынка по стране

IBQ – Анализ индустрии

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: