Глава 6. Основные подходы и методы к оценке стоимости бизнеса

 

Вооружившись знаниями, полученными при изучении предыдущих глав Вы готовы к тому, чтобы заглянуть в «святое святых» механизма определения стоимости активов и бизнеса корпорации – в систему подходов и методов, позволяющих рассчитать и обосновать величину различных видов стоимости.

Эта глава познакомит Вас с основными подходами к оценке корпораций: с доходным, сравнительным и затратным, а также относящимися к ним методами, которые стали классикой российской и зарубежной оценки.

И, конечно, основное внимание будет уделено раскрытию сущности, особенностей и лучших практик в рамках каждого метода, обоснованию условий, диапазона их применения, рассмотрению абстракций и допущений необходимых аналитику. Изучение данных вопросов позволит Вам лучше понять логику оценку стоимости, «почувствовать» сильные и слабые стороны различных способов оценки и эффективно применить их на практике.

6.1 Основные подходы определения стоимости активов и бизнеса корпораций

Для определения рыночной или другого вида стоимости применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает предварительный анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость активов и бизнеса на конкретную дату и все методы являются рыночными, т.к. учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, рыночные ожидания инвесторов, рыночные риски сопряженные с оцениваемым бизнесом и предполагаемую «реакцию» рынка при сделках купли-продажи с оцениваемым объектом.

Как мы уже выяснили, оцениваемая стоимость категория сложная, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. Ее величина зависит от множества различных факторов. все факторы невозможно одновременно учесть в рамках одного расчетного алгоритма. Поэтому, при построении той или иной модели определение стоимости бизнеса, ряд факторов принимается за постоянную величину, в то время как другие – за переменную. Величина стоимости бизнеса, определенная одним из методов оценки непосредственно учитывает влияние не только нескольких основных факторов, но и ряд второстепенных, чье влияние проявляется опосредованно. Так, например, методы доходного подхода прямо позволяют учесть при расчете стоимости величину, способ, риск и период получения дохода, равномерность его формирования. Опосредованно (косвенно) учитывается, например, структура и состав активов и обязательств, роль интеллектуального капитала и др. Методы оценки различаются также временными аспектами исследования. одни методы ориентированы в основном на ретроспективную информацию, другие на перспективную, третьи – на текущую информацию рынка.

В зависимости от факторов стоимости, являющихся основными переменными в алгоритмах, методы оценки подразделяются на методы доходного, сравнительного и затратного подхода. Каждый подход позволяет «уловить» определенные факторы стоимости. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем большее величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Специалист пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход - это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, будут получены от использования и возможной дальнейшей продажи собственности. В данном случае применяется принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Сравнительный подход особенно полезен тогда, когда существует активный рынок сопоставимых объектов собственности. Точность оценки зависит от качества собранных данных, от достоверности информации о недавних продажах сопоставимых объектов. Эти данные включают: физические, экономические и финансовые характеристики, время и место продажи, местоположение объекта, условия сделки и условия финансирования. Действенность такого подхода снижается в случае, если сделок было мало, если момент их совершения и момент оценки разделяет продолжительный период времени; если рынок находится в аномальном состоянии, так как быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей. Сравнительный подход основан на применении принципа замещения. Для сравнения выбираются аналоги конкурирующие с оцениваемым объектом. Обычно между ними существуют различия, поэтому необходимо провести соответствующую корректировку данных. В основу проведения поправок положен принцип вклада.

Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли, а также в целях страхования. Затратный подход применяется и к оценке стоимости бизнеса, особенно эффективен он при реорганизации. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, данные о ценах на материалы о расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Если объектом является бизнес, то в информационную базу включаются данные о финансовых результатах деятельности организации, котировки акций, информация о жизненном цикле организации и т.п. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов, а также бизнеса компаний, не имеющих аналогов.

Затратный подход основан на принципе замещения, принципе наилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности, экономической величины[63] и экономического разделения.

В целом, все три подхода связаны между собой. Каждый из них предлагает использование различных видов информации, получаемой на рынке. Например, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на материалы, рабочую силу и другие элементы затрат. Доходный подход требует использования коэффициента капитализации и ставки дисконтирования, которые также рассчитываются по данным рынка.

Хотя все подходы основываются на данных, собранных на одном и том же рынке, каждый имеет дело с различным его аспектом или сегментом. На совершенном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии. Потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также и по другим причинам данные подходы могут давать различающиеся по величине показатели стоимости.

Каждый из трех рассмотренных подходов включает определенный набор методов.

Так в состав доходного подхода входят следующие методы:

- Метод дисконтирования денежных потоков,

- Метод капитализации

- Метод экономической добавленной стоимости.

Согласно методу капитализации дохода рыночная стоимость оцениваемого объекта определяется по формуле:

Vm= D/R, где

D – доход, генерируемый объектом за год;

R – коэффициент капитализации.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании ожидаемых денежных потоков от оцениваемого объекта, которые затем дисконтируются по ставке дисконтирования.

Затратный подход к оценке стоимости объекта оценки рассматривает стоимость объекта с точки зрения издержек связанных с его созданием. Применительно к бизнесу, затратный подход учитывает прежде всего такие факторы стоимости как состав и структура активов и обязательств компании, влияние отдельных активов на стоимость бизнеса. Балансовая стоимость активов и обязательств корпорации вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует рыночной стоимости применяемой при оценке. В результате встает задача проведения корректировки баланса организации. Для этого предварительно проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и, наконец, из обоснованной рыночной стоимости совокупных активов вычитается рыночная стоимость совокупных обязательств. Результат показывает рыночную стоимость собственного капитала организации.

Данный поход представлен двумя основными методами:

¨ методом стоимости чистых активов;

¨ методом ликвидационной стоимости.

Метод стоимости чистых активов включает несколько этапов:

1.Оценивается недвижимое имущество организации по рыночной стоимости.

2.Определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования.

3.Выявляются и оцениваются по рыночной стоимости нематериальные активы.

4.Определяется рыночная стоимость финансовых вложений как долгосрочных, так и краткосрочных.

5.Товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость.

6.Оценивается дебиторская задолженность.

7.Оцениваются расходы будущих периодов.

8.Обязательства компании переводятся в текущую стоимость.

9.Определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.

Применяется метод стоимости чистых активов в случае, если компания обладает значительными материальными активами.

Второй метод затратного подхода – это метод ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость организации представляет собой разность между суммарной стоимостью всех активов организации[64] и затратами на его ликвидацию.

Сравнительный подход к оценке стоимости объекта оценки – третий из широко распространенных оценочных инструментов. Суть данного подхода заключается в том, что стоимость оцениваемого объекта рассчитывается с учетом его положения на рынке, с учетом наличия объектов-аналогов и их цен реализации. К сравнительному подходу при оценке бизнеса относится метод рынка капитала или метод компаний-аналогов, метод сделок M&A, метод отраслевых коэффициентов.

Метод рынка капитала основан на анализе соотношения рыночных цен акций аналогичных компаний и наиболее существенных их характеристик. Инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в компанию-аналог, либо в оцениваемую. Поэтому, данные о компании, чьи акции находятся в свободной продаже, при использовании соответствующих корректировок, должны послужить ориентиром для определения рыночной стоимости оцениваемой компании.

Метод сделок основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сходных компаний и их основных характеристик.

Метод отраслевых коэффициентов позволяет рассчитывать ориентировочную стоимость бизнеса по формулам, выведенным на основе отраслевой статистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: