Задания для самостоятельной работы

Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по теме «Предмет, задачи и методы психологии развития и педагогической психологии»
Инвариантная часть Вариативная часть
1. Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки; 2. Подготовьте презентацию в программе Power Point главы «Исторический анализ понятия детство» из книги Л.Ф. Обуховой Детская (возрастная) психология. 3. Законспектируйте основные положения статьи: Особенности исследования в детской психологии из книги Г.А. Урунтаевой Практикум по детской психологии (с. 5-27). 4. Составьте схему «Основные разделы и направления педагогической психологии». Представьте ее в виде мультимедийной презентации Составьте схему по одной из классификаций методов возрастной или педагогической психологии
Самостоятельная работа по теме «Закономерности психического развития и формирования личности в онтогенезе»
1. Рассмотрите подходы к трактовке психического развития в трудах зарубежных ученых и заполните таблицу: Трактовка психического развития в трудах зарубежных ученых
Автор Название теории Трактовка развития
Теория Б. Скиннера    
Теория А.Бандуры    
Теория Д. Долларда и Н. Миллера    
Теория З. Фрейда    
Теория Э. Эриксона    
Теория Ж. Пиаже    
Теория Л. Колберга    
Теория Дж. Бруннера    
Теория А. Маслоу    
Теория К. Роджерса    
Теория Ю. Бронфенбраннера    
Теория К. Лоренца    

2. Подберите аргументы и факты в защиту доказательства генотипической или средовой обусловленности психического развития.

3. Напишите эссе на тему «Дети Индиго».

4. Подготовьте презентацию в программе Power Point развивающей игры по книге Б.П. Никитина Ступеньки творчества или развивающие игры

Проанализируйте трактовку понятия «ведущая деятельность», данного А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, А.В. Запорожцем (на выбор)
Самостоятельная работа по теме «Возрастная периодизация психического развития»
На основе изучения различных взглядов на проблему «критических точек» в развитии человека заполните таблицу: Возрастные кризисы в жизненном цикле человека
Название кризиса Возрастные границы Причины Поведенческие симптомы
       
На основе изучения научно-психологической литературы проанализируйте взгляды представителей зарубежной (З.Эриксон, Дж. Биррен Д. Бромлей В. Квинн Г. Крайг) и отечественной психологической теории (Международный симпозиум по возрастной периодизации в Москве, Эльконин Д.Б., Мухина В.С., Фельдштейн Д.И., Мухина В.С., Слободчиков В.И.) на периодизацию жизненного цикла человек (на выбор)
Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в дошкольном возрасте»
1. Подготовьте текст беседы и презентацию в программе Power Point с родителями на тему «Учет индивидуальных и гендерных различий в поведении детей раннего детского возраста». 2. Объединившись в группы по 3-4 человека изготовьте развивающую игрушку для детей в возрасте 1-3 года. Подготовьте инструкцию по использованию игрушки. 3. Подготовьте рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей раннего возраста. Рекомендации оформите в виде буклета в программе – Publisher. 4. Подготовьте рекомендации для родителей по взаимодействие с ребенком в период кризиса 3 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе – Publisher. 5. Изучив научно-психологическую литературу по проблеме готовности к школьному обучению, составьте программу диагностики уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе. Подберите стимульный материал. Разработайте форму протокола диагностики. Дайте психологическое обоснование выбора и применения методик. 6. Подберите игры и упражнения, которые можно было бы порекомендовать родителям, желающим помочь своему ребенку подготовиться к систематическому обучению. 7. Подготовьте рекомендации для родителей по проблеме взаимодействия с ребенком в период кризиса 7 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher Подготовьте письменное сообщение по одной из тем: 1. «Этапы развития игровой деятельности ребенка в раннем детском возрасте (Ф.И.Фрадкина, А.П.Усова)». 2. «Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С.Выготский, И.Х. Швачкин)». 3. «Переход от «полевого» к «волевому» поведению у ребенка раннего детского возраста (К.Левин)». 4. «Особенности развития видов деятельности и форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте». 5. «Особенности развития наглядно- действенного мышления в дошкольном возрасте» 6. «Пути психического развития ребенка: акселерация или амплификация». 7. «Значение целенаправленного формирование сенсорных процессов для психического развития ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер)
Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте»
1. Разработайте ситуационную задачу по проблеме адаптации ребенка к школе и предложите ее разрешение. 2. Сформулируйте психологические рекомендации педагогу по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка к школе. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher. 3. Разработайте ситуационную задачу по проблеме формирования положительной мотивации учения в начальной школе и предложите ее разрешение. 1. Сформулируйте содержание социально-педагогических рекомендаций родителям учащегося 3 или 4 класса по проблеме адаптации к средней школе. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher.
Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте»
1. Подготовьте рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с ребенком в период подросткового кризиса. Рекомендации оформите в виде буклетов в программе Publisher. 2. Подготовьте текст сообщения и презентацию в программе Power Point для родительского собрания о причинах и особенностях протекания подросткового кризиса и рекомендации по организации эффективного взаимодействия с подростком. 3. Подготовьте текст беседы и презентацию в программе Power Point с подростками по проблеме полового развития. 4. Подготовьте выступление на педагогическом совете и презентацию в программе Power Point по теме «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников» На основе изучения литературы по психологии подросткового периода составьте таблицу «Психологические особенности подростковых возрастных групп (младшие подростки, старшие подростки – на выбор)
Самостоятельная работа по теме «Психология зрелого и преклонного возраста»
1. Напишите эссе на тему «Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». 2. Разработайте ситуационную задачу по проблеме профессиональной социализации выпускника педагогического вуза и предложите ее разрешение. 3. Подготовьте сообщение на тему «Критика теории инволюции». 4. Подготовьте письменный ответ на вопрос «Проблема долгожительства: причины, национальные, гендерные, территориальные факторы». 5. Известно, что в подростковом возрасте у детей возникают проблемы в общении с прародителями. Напишите письмо-обращение от имени подростков бабушкам и дедушкам. 6. Напишите эссе на тему «Добровольный уход из жизни. Эвтаназия (активная и пассивная)»   Выполните задание (на выбор) 1. Подготовьте рекомендации членам семьи человека, переживающего кризис середины жизни. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher. 2. Подготовьте рекомендации для «среднего поколения» (детей пожилых людей) об особенностях человека преклонного возраста и траектории выстраивания отношений со стариками. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher. 3. Подготовьте рекомендации членам семьи человека, переживающего кризис выхода на пенсию. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher. 4. Подготовьте текст и презентацию в программе Power Point беседы с подростками (младшими школьниками, старшеклассниками) о роли бабушек и дедушек в жизни ребенка
Самостоятельная работа по теме: «Психология обучения»
1. Составьте схему «Структура учебной деятельности». Оформите ее в виде мультимедийной презентации. 2. Изучив активные методы обучения, составьте сравнительную характеристику активных и традиционных методов обучения. 3. Подберите рекомендации учителю по формированию мотивов учебной деятельности. Оформите их в виде буклета. 4. Подготовьте текст выступления на педагогическом совете и мультимедийную презентацию о достоинствах и недостатках безотметочной системы оценивания в первом классе. 5. Составьте сводную таблицу образовательных технологий и выделите психологические основы в каждой, их сходство и отличия. Подготовьте краткий ответ на следующие вопросы (три на выбор): 1) Каковы факторы успешности учебной ситуации. 2) Почему обучение, развитие и созревание рассматриваются одновременно? 3) В чём суть личностно - деятельностного подхода в обучении? 4) Верно ли утверждение о влиянии обратной связи в обучении на научение? 5) Почему важно учитывать периоды сензитивности в обучении? 6) Какова оценочная деятельность учителя. 7) Виды оценки, их психологическая характеристика. 8) Совпадают ли способы организации учебной деятельности учителя и ученика? 9) В чём заключается системный характер учебной деятельности? 10)Перечислите структурные компоненты учебной деятельности. 11)В чём специфика учебной деятельности? 12)Перечислите способы решения учебной задачи. 13)Какая связь между контролем и оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой учащегося? 14)Какая из мотивационных ориентаций выявляет большую устойчивость мотивации? 15)Какие мотивы называются внутренними? Внешними? 16)Какие потребности из пирамиды А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности? 17)Как повысить мотивацию к учебной деятельности у ребёнок с низкой самооценкой? 18)Что такое субъективная вероятность успеха? 19)Выделите наиболее привлекательные цели обучения. Как они могут влиять на мотивационную сферу? 20)Кто из учёных изучал проблемы формирования учебной мотивации? 21)Чем отличаются обучение, научение и учение? 22)Что значит знать? Каковы критерии усвоенности знаний? 23)Какой тип учения даёт наиболее развивающий эффект? 24)Как можно проверить уровень усвоенности понятий? 25)Всегда ли нужно обеспечивать прохождение всех этапов усвоения? Почему? 26) Что понимается под образовательной технологией? 27) Какие технологии являются наиболее распространёнными? 28) Что называется умственным действием? Назовите его части. 29) Что называется шагом в программированном обучении? 30) Перечислите правила создания учебной ситуации
Самостоятельная работа по теме: «Психология воспитания»
1. Выделите условия успешности воспитательного процесса. 2. Составьте сообщение на тему «Роль взрослого в воспитании ребёнка». 3. Подготовьте памятку для родителей о целесообразности использования поощрений и наказаний. Оформите ее в виде буклета 4. Напишите эссе на тему «Почему ребёнок становится «трудным»?». 5. Дайте психологический анализ высказывания «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства» (М.Эбнер-Эшенбах). 6. Составьте сравнительную таблицу воспитательных технологий. Выделите в каждой из них недостатки и достоинства Дайте письменный ответ на один из вопросов: 1) В чём принципиальное отличие современного подхода к воспитанию от существовавшего ранее? 2) В чём состоит психологический аспект управления воспитанием? 3) В чём отличие между образовательной и воспитательной технологиями? 4) Почему воспитательная система является самоорганизующейся? Каковы психологические механизмы этого явления? 5) В чём состоит разница и сходство воспитательной системы В.А.Сухомлинского и В.А.Караковского? 6) Что такое аффект неадекватности? 7) Что понимается под копинг-стратегиями? 8) В чём ценность воспитательной системы А.С.Макаренко? Можно ли считать её современной? 9) Назовите условия сохранения психического здоровья детей в процессе воспитания
Самостоятельная работа по теме: «Психологические основы труда учителя»
1. Напишите эссе на тему: «Педагог 21 века». 2. Подготовьте текст выступления и мультимедийную презентацию на заседании педагогического совета на тему: «Имидж педагога». 3. Составьте список профессионально-значимых качеств педагога и проранжируйте их. Обоснуйте выбор 5 наиболее значимых. 4. Составьте рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания. Оформите их в виде буклета. 5. Составьте профессиограмму учителя. Оформите ее в виде мультимедийной презентации или схемы. 6. Подберите банк методик (не менее 5), позволяющих оценить степень развития профессионально важных качеств педагога. Проведите самодиагностику и укажите свои сильные и слабые стороны и способы коррекции недостатков. 7. Разработайте фрагмент урока или внеурочной деятельности с использованием инновационных форм организации занятий Письменно ответьте на вопросы (три на выбор): 1) К какому типу профессий относится педагогическая и почему? 2) Что такое профессиограмма педагога? 3) Что входит в структуру педагогической деятельности? 4) Назовите виды сотрудничества педагога и детей. 5) Выделите психологические механизмы, влияющие на ситуацию успеха/неуспеха в педагогической деятельности. 6) Выделите психологические компоненты в педагогическом общении и взаимодействии. 7) Каковы психологические основы педагогического мастерства учителя? 8) Какие требования предъявляются к личности современного педагога? 9) Назовите основные виды педагогических способностей. Успешность каких сторон педагогической деятельности они обеспечивают? 10)Какие признаки свидетельствуют о развитости педагогического коллектива? 11)Какие нормы формируются в педагогическом коллективе? 12)Почему для воспитания детского коллектива необходим педагогический коллектив? 13)Дайте определение «рефлексия» и «эмпатия». Как проявляются в деятельности педагога? 14) Назовите стадии профессионального развития педагога
Вернитесь к таблице, которая заполнялась на первой лекции. Проанализируйте ее:
Я знаю Я хочу узнать Я узнал Степень достижения цели Факторы, способствующие (или препятствущие) достижению цели)
Индивидуальная работа по разделу «Возрастная и педагогическая психология»
Составьте терминологический словарь по разделу 1. Составьте библиографический список по одной из тем раздела 2. Составьте аннотированный список электронных ресурсов по одной из тем раздела 3. Прочитайте монографию (на выбор: 1. Э.Эриксона «Детство и общество» 2. Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание» 3. Ж.Пиаже «Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология» 4. Д.Б.Эльконина «Психология игры» 5. Э.Эриксона «Идентичность: юность и кризис» Дайте письменный ответ на вопросы к монографии (см. методические материалы)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: