В визуальной рекламе трёхмерность восприятия связана в основном с использованием субмодальностей расстояния (или удалённости от объекта) глубины и размера объекта. В рекламе по радио тоже используется субмодальность расстояния (удаленность от источника звука) или стереопередачи.
Отражение в рекламе перспективы и глубины объекта, наличие второго плана, светотеней и т.д. приближает восприятие к реальным параметрам воспринимаемой человеком окружающей действительности.
Визуальные эффекты: движение сквозь пространство, изменение пропорций размеров объектов в перспективе или визуальные парадоксы, служат скорее средством привлечения внимания.
В звуковой рекламе с этой же целью используются стерео-, и квадроэффекты движения звука (завывание сирены быстро движущегося автомобиля; эффект "прыгающего" эхо). Такие визуальные технологии, как "луч проведения" или "взмах", показанные во второй части этой работы, направлены уже не только на внимание и память клиента, но и на возбуждение желания.
Трёхмерная пространственная конфигурация ДНК человека и хищных животных расположила глаза таким образом, что бинокулярное стереоскопическое зрение позволяет оценивать глубину и перспективу на расстоянии 15 метров. Интересно в этой связи, что только в эпоху Ренессанса люди научились в художественных произведениях отражать перспективу. Расположение органов слуха позволяет воспринимать стереозвучание. Тактильная чувствительность позволяет нам с закрытыми глазами оценить форму предметов. Всё привычно и правильно. А, может быть, эти представления нам навязали? С самого раннего детства каждый из нас подвергается внушению описания мира и, соответствующей этому описанию, настройке восприятия.
Остановись и оглянись вокруг! И перед тобой разворачивается бесконечная панорама самовоплощений ДНК.
ДНК, которая живёт и умирает, и снова возрождается на этой планете в шести миллиардах людей, говорящих на тысячах наречий; в шелесте листвы лесов, песнях птиц и криках зверей; в немом великолепии подводной жизни, бактериях и вирусах,.... во всём, что пожирает и переваривает, и отдаёт дань смерти, чтобы жить. Она беспрерывно меняет саму себя, наполняет изумрудным живым блеском тот величественно-разнообразный мясопептонный бульон, который называется дезоксирибонуклеино-вый сон.
Ты засыпаешь вечером этого сна и просыпаешься утром, так же, как и любой другой, который снится тебе через отражение своего повседневного сна, читая эти строки. А перманентный поток времени разобщает и соединяет вещи таким образом, что "сейчас" и "тогда", "там" и "здесь" сливаются в идеально-зеркальную поверхность, которая отражает только две координаты - "здесь" и "сейчас", где во всём заключаетсячасть всего, и где часть целого является целым. И, вспоминая о будущем, в бесконечных отражениях го-лографической Вселенной, как в тысячах реальностей бытия, обитаем мы - частные персонажи белковых молекул, эфемерные формы хранения вечной энергии. И, вспоминая о будущем, сквозь шелест травы под ногами и шуршание листвы над головой, ты слышишь биение собственного сердца - хронометра твоей судьбы, твоё приходящее будущее и уходящее настоящее. Искренне блуждая по закоулкам веры в собственное значение, твоё тело - форма хранения энергии, просто путешествует в собственных искажённых отражениях, которые есть - ядерный сон.
В 80-х годах нашего столетия ведущими физиологами было выдвинуто смелое предположение о том, что образы, возникающие в зрительных зонах коры головного мозга человека на самом деле не только трёхмерны, они голографичны. Это предположение синхронизируется с "Единой голографической информационной теорией Вселенной". (Г. Двойрин,1997)
Реклама, как и любая другая деятельность, предполагает творчество. Без него любая деятельность человека - просто рутина. Внедрение новых технологий, развитие науки и техники раздвигает, и будет раздвигать для нас границы понимания восприятия человеком окружающей действительности. Рамки технических возможностей по изготовлению рекламы тоже раздвигаются, и будут раздвигаться. Но творческое воображение человека идёт, и будет идти на шаг вперёд, вставка: девушка с глазом
(Определённые феномены, такие как: осознанное и неосознанное восприятие, категория времени, восприятие обнажённого человека, кодовые переменные эмоционально-чувственного отклика, будут представлены в других частях данной работы).
РЕЗЮМЕ:
некоторые аспекты восприятия информации имеют практический смысл в ситуации потребления и изготовления рекламы и лежат в основе психотехнологий, а именно: представление времени, константность (неизменность) восприятия, эффекты группировки и непрерывности, сенсорная адаптация, восприятие цветной формы, принцип фигуры-фона, второй план, трёхмерность восприятия и др.
ГЛАВА 3
ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ
Две из трёх основных функций рекламы, - привлечение внимания и фиксация памяти потребителя на конкретном товаре (услуге), обсуждаются в этом разделе...
ВНИМАНИЕ
Осознанное восприятие любой информации, в том числе и рекламной, невозможно без внимания. Внимание - ориентировочная реакция сознания человека, которая позволяет настроить органы восприятия (зрение, слух, чувства) на информационный объект.
ВИДЫ ВНИМАНИЯ
Различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Произвольное (или целевое) внимание связано с волевым компонентом: оно характеризуется избирательной направленностью, внутренней мотивацией и намерением. Кроме того (и это имеет практическое значение), произвольное внимание "работает" чаще всего на принятие решения, то есть, процесс мышления идёт в три этапа: сбор, обработка (осознание) и оценка информации. Когда Вы (допустим) листаете рекламный буклет с целью выбрать из ряда предлагаемых товаров стиральную машину " Аriston ", узнать её технические характеристики, цену и т.д., а затем принять решение о возможности приобретения данного товара, то все три этапа (сбор, осознание и принятие решения) будут происходить в рамках произвольного внимания.
Непроизвольное (или пассивное) внимание включается на внешний информационный раздражитель, то есть непреднамеренно. Пассивное внимание сопровождает внешне мотивированное поведение. Представляете, Вы пришли в магазин с целью (допустим) купить стиральную машину "Аriston", но вместо этого ваше внимание было "захвачено" и "заворожено" золотым ситечком, которое Вы и приобрели. Произошло вот что: переключение dнутренне мотивированного поведения и связанного с ним произвольного внимания на внешне мотивированное, обусловленное включением пассивного внимания на сильный внешний раздражитель (ситечко). Поэтому, "включение" пассивного внимания зависит от некоторых факторов, которые стоит учитывать.
ФАКТОР ПЕРВЫЙ
качественные и количественные особенности стимула, привлекающего внимание. Чем сильнее и продолжительнее стимул (объект или событие), чем более он отличается от однородного информационного ряда, тем больше вероятности привлечения внимания.
ФАКТОР ВТОРОЙ
"Подобное притягивает подобное". Чем, точнее стимул-информация отражает различные аспекты внутренней модели мира человека, тем скорее она привлечёт внимание. Примером может служить "эффект вечеринки":
ваше внимание включается, когда в шуме голосов Вы слышите своё имя; ваше внимание включается, когда в толпе людей Вы замечаете знакомое лицо.
ФАКТОР ТРЕТИЙ
совпадение содержания стимул-информации с потребностями, интересами и потенциалом ожидания потребителя, Когда Вы голодны, то замечаете вывески ресторанов и кафе. Когда они сексуально озабочены, образы и чувства начинают возникать при виде SЕХ-SНОР(а). Когда мы ждём чего-нибудь приятного, оно случается потому, что мы избирательно обращаем внимание на хорошие новости. Непроизвольное внимание возбуждается и сопровождает только два этапа мышления: сбор информации и оценка в виде эмоционального аффекта (без сознательной обработки или принятия решения). Выражение "Идти на поводу своих чувств"- точное отражение внешне мотивированного поведения, обусловленного двухэтапным мышлением.
Послепроизвольное (автоматическое) внимание - это такое внимание, которое предполагает цель какой-либо деятельности, но не требует волевых усилий. Оно формируется как автоматизм вследствие приобретения опыта. Послепроизвольное внимание, например,- это неотъемлемый компонент хорошего вождения автомобиля.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Устойчивость внимания - это время сосредоточения сознания человека на одном объекте (предмете, событии, мысли и т.д.) Пётр Успенский в начале нашего века предлагал простой опыт. Возьмите часы с секундной стрелкой, положите перед собой и сосредоточьтесь на одной мысли, например, на своём имени. "Меня зовут.......".
Сколько времени человек может осознавать своё имя, удерживая в фокусе внимания только одну мысль? Как только появится другая мысль, например - "Мне необходимо думать о том, что меня зовут.... ", посмотрите на часы. Сколько у Вас получилось?
Устойчивость внимания может колебаться от долей секунд до часов в зависимости от индивидуальных качеств данного человека и характера его деятельности в данный момент. Однако, в контексте потребления рекламной информации, время на то, чтобы сделать "пас" потенциальному покупателю резко ограничено, чаще счёт идёт на секунды: секунды для того, чтобы зафиксировать его память, секунды для того чтобы заставить пожелать вновь обратить своё внимание на предлагаемый товар (услугу).