double arrow

Трёхмерность восприятия

В визуальной рекламе трёхмерность восприятия связана в основ­ном с использованием субмодальностей расстояния (или удалён­ности от объекта) глубины и размера объекта. В рекламе по радио тоже используется субмодальность расстояния (удаленность от ис­точника звука) или стереопередачи.

Отражение в рекламе перспективы и глубины объекта, наличие вто­рого плана, светоте­ней и т.д. приближает восприятие к реаль­ным параметрам вос­принимаемой челове­ком окружающей дей­ствительности.

Визуальные эффекты: движение сквозь про­странство, изменение пропорций размеров объектов в перспекти­ве или визуальные па­радоксы, служат ско­рее средством при­влечения внимания.

В звуковой рекламе с этой же целью используются стерео-, и квадроэффекты движения звука (завывание сирены быстро дви­жущегося автомобиля; эффект "прыгающего" эхо). Такие визуальные технологии, как "луч проведения" или "взмах", показанные во второй части этой работы, направлены уже не только на внимание и память клиента, но и на возбуждение же­лания.

Трёхмерная пространственная конфигурация ДНК че­ловека и хищных животных расположила глаза таким образом, что бинокулярное стереоскопическое зрение позволяет оценивать глубину и перспективу на рассто­янии 15 метров. Интересно в этой связи, что только в эпоху Ренессанса люди научились в художественных произведениях отражать перспективу. Расположение органов слуха позволяет воспринимать стереозвучание. Тактильная чувствительность позволяет нам с закры­тыми глазами оценить форму предметов. Всё привыч­но и правильно. А, может быть, эти представления нам навязали? С самого раннего детства каждый из нас подвергается внушению описания мира и, соответ­ствующей этому описанию, настройке восприятия.

Остановись и оглянись вокруг! И перед тобой разворачи­вается бесконечная панорама самовоплощений ДНК.

ДНК, которая живёт и умирает, и снова возрождается на этой планете в шести миллиардах людей, говорящих на тысячах наречий; в шелесте листвы лесов, песнях птиц и криках зверей; в немом великолепии подводной жизни, бактериях и вирусах,.... во всём, что пожирает и перева­ривает, и отдаёт дань смерти, чтобы жить. Она беспре­рывно меняет саму себя, наполняет изумрудным живым блеском тот величественно-разнообразный мясопептонный бульон, который называется дезоксирибонуклеино-вый сон.

Ты засыпаешь вечером этого сна и просыпаешься ут­ром, так же, как и любой другой, который снится тебе через отражение своего повседневного сна, читая эти строки. А перманентный поток времени разобщает и соединяет вещи таким образом, что "сейчас" и "тог­да", "там" и "здесь" сливаются в идеально-зеркальную поверхность, которая отражает только две координа­ты - "здесь" и "сейчас", где во всём заключаетсячасть всего, и где часть целого является целым. И, вспоминая о будущем, в бесконечных отражениях го-лографической Вселенной, как в тысячах реальностей бытия, обитаем мы - частные персонажи белковых молекул, эфемерные формы хранения вечной энергии. И, вспоминая о будущем, сквозь шелест травы под ногами и шуршание листвы над головой, ты слышишь биение собственного сердца - хронометра твоей судь­бы, твоё приходящее будущее и уходящее настоящее. Искренне блуждая по закоулкам веры в собственное значение, твоё тело - форма хранения энергии, про­сто путешествует в собственных искажённых отраже­ниях, которые есть - ядерный сон.

В 80-х годах нашего столетия ведущими физиологами было выдви­нуто смелое предположение о том, что образы, возникающие в зрительных зонах коры головного мозга человека на самом деле не только трёхмерны, они голографичны. Это предположение син­хронизируется с "Единой голографической информационной тео­рией Вселенной". (Г. Двойрин,1997)

Реклама, как и любая другая деятельность, предполагает твор­чество. Без него любая деятельность человека - просто рутина. Внедрение новых технологий, развитие науки и техники раздви­гает, и будет раздвигать для нас границы понимания восприя­тия человеком окружающей действительности. Рамки техничес­ких возможностей по изготовлению рекламы тоже раздвигают­ся, и будут раздвигаться. Но творческое воображение человека идёт, и будет идти на шаг вперёд, вставка: девушка с глазом

(Определённые феномены, такие как: осознанное и неосознанное восприятие, категория времени, восприятие обнажённого челове­ка, кодовые переменные эмоционально-чувственного отклика, бу­дут представлены в других частях данной работы).

РЕЗЮМЕ:

некоторые аспекты восприятия информации имеют практический смысл в ситуации потребления и изго­товления рекламы и лежат в основе психотехнологий, а именно: представление времени, константность (не­изменность) восприятия, эффекты группировки и не­прерывности, сенсорная адаптация, восприятие цвет­ной формы, принцип фигуры-фона, второй план, трёх­мерность восприятия и др.

ГЛАВА 3

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Две из трёх основных функций рекламы, - привлечение внимания и фиксация памяти потребителя на конкретном товаре (услуге), обсуждаются в этом разделе...

ВНИМАНИЕ

Осознанное восприятие любой информации, в том числе и реклам­ной, невозможно без внимания. Внимание - ориентировочная ре­акция сознания человека, которая позволяет настроить органы вос­приятия (зрение, слух, чувства) на информационный объект.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ

Различают три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное (или целевое) внимание связано с волевым компо­нентом: оно характеризуется избирательной направленностью, внутренней мотивацией и намерением. Кроме того (и это имеет практическое значение), произвольное внимание "работает" чаще всего на принятие решения, то есть, процесс мышления идёт в три этапа: сбор, обработка (осознание) и оценка информации. Когда Вы (допустим) листаете рекламный буклет с целью выбрать из ряда предлагаемых товаров стиральную машину " Аriston ", узнать её тех­нические характеристики, цену и т.д., а затем принять решение о возможности приобретения данного товара, то все три этапа (сбор, осознание и принятие решения) будут происходить в рамках про­извольного внимания.

Непроизвольное (или пассивное) внимание включается на внешний информационный раздражитель, то есть непреднамеренно. Пассив­ное внимание сопровождает внешне мотивированное поведение. Представляете, Вы пришли в магазин с целью (допустим) купить сти­ральную машину "Аriston", но вместо этого ваше внимание было "зах­вачено" и "заворожено" золотым ситечком, которое Вы и приобрели. Произошло вот что: переключение dнутренне мотивированного пове­дения и связанного с ним произвольного внимания на внешне мотивированное, обусловленное включением пассивного внима­ния на сильный внешний раздражитель (ситечко). Поэтому, "включе­ние" пассивного внимания зависит от некоторых факторов, которые стоит учитывать.

ФАКТОР ПЕРВЫЙ

качественные и количественные особенности стимула, привлекающего внимание. Чем сильнее и продолжитель­нее стимул (объект или событие), чем более он отлича­ется от однородного информационного ряда, тем боль­ше вероятности привлечения внимания.

ФАКТОР ВТОРОЙ

"Подобное притягивает подобное". Чем, точнее стимул-информация отражает различные аспекты внутренней модели мира человека, тем скорее она привлечёт вни­мание. Примером может служить "эффект вечеринки":

ваше внимание включается, когда в шуме голосов Вы слышите своё имя; ваше внимание включается, когда в толпе людей Вы замечаете знакомое лицо.

ФАКТОР ТРЕТИЙ

совпадение содержания стимул-информации с потреб­ностями, интересами и потенциалом ожидания потре­бителя, Когда Вы голодны, то замечаете вывески рес­торанов и кафе. Когда они сексуально озабочены, об­разы и чувства начинают возникать при виде SЕХ-SНОР(а). Когда мы ждём чего-нибудь приятного, оно случается потому, что мы избирательно обращаем вни­мание на хорошие новости. Непроизвольное внимание возбуждается и сопровождает только два этапа мышле­ния: сбор информации и оценка в виде эмоционального аффекта (без сознательной обработки или принятия ре­шения). Выражение "Идти на поводу своих чувств"- точ­ное отражение внешне мотивированного поведения, обусловленного двухэтапным мышлением.

Послепроизвольное (автоматическое) внимание - это такое внимание, которое предполагает цель какой-либо деятельности, но не требует волевых усилий. Оно формируется как автоматизм вследствие приоб­ретения опыта. Послепроизвольное внимание, например,- это неотъем­лемый компонент хорошего вождения автомобиля.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Устойчивость внимания - это время сосредоточения со­знания человека на одном объекте (предмете, событии, мысли и т.д.) Пётр Успенский в начале нашего века пред­лагал простой опыт. Возьмите часы с секундной стрел­кой, положите перед собой и сосредоточьтесь на одной мысли, например, на своём имени. "Меня зовут.......".

Сколько времени человек может осознавать своё имя, удерживая в фокусе внимания только одну мысль? Как только появится другая мысль, например - "Мне необхо­димо думать о том, что меня зовут.... ", посмотрите на часы. Сколько у Вас получилось?

Устойчивость внимания может колебаться от долей секунд до ча­сов в зависимости от индивидуальных качеств данного человека и характера его деятельности в данный момент. Однако, в контексте потребления рекламной информации, время на то, чтобы сделать "пас" потенциальному покупателю резко ограничено, чаще счёт идёт на секунды: секунды для того, чтобы зафиксировать его память, секунды для того чтобы заставить пожелать вновь обратить своё внимание на предлагаемый товар (услугу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: