Особенности региональной экономической интеграции

Региональная экономическая интеграция является динамичным процес­сом увеличения объемов и многообразия экономических связей ме­жду хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а также между государствами одного определенного региона. Этот процесс непременно сопровождается нарастанием количества и качества со­вместно образуемых и реализуемых элементов их экономической по­литики и практики.

Для последних десятилетий характерна высокая динамика обра­зования международных региональных экономических объедине­ний. Если в 1948—1994 гг. в ГАТТ были нотифицированы (получе­ны уведомления об учреждении) всего 124 региональных торговых соглашений (РТС), из которых сейчас действуют только 38, то с 1995 г. — уже 206 новых (из которых 142 функционируют). К 2007 г. во Всемирной торговой организации (ВТО) были нотифицированы 350 РТС. В настоящее время почти все члены ВТО принадлежат к одному или более региональным торговым соглашениям.

Естественной основой регионализации является подчинение внешнеэкономических связей гравитационной закономерности: интен­сивность международных связей находится в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной зависимости от разделяющих их расстояний. Фактор географиче­ской близости (удаленности) играет немалую роль в территориаль­ной структуре внешних связей. По оценке П. Кругмана, торговля между США и Канадой была бы в 13 раз меньше, а между Герма­нией, Францией, Великобританией и Италией в 7 раз меньше, если бы они не были соседями. Гравитационная закономерность оказыва­ет существенное влияние на регионализацию международного со­трудничества.

 

Анализ международной региональной интеграции (МРИ) содер­жится в труде М. Шиффа и Л.А. Уинтерса «Региональная интегра­ция и развитие» (М., 2005).

Книга первоначально была опубликована в Соединенных Шта­тах в 2003 г. и за короткий срок переведена и издана на арабском, испанском, китайском, французском, японском и русском языках. Доктор М. Шиффер — выпускник Чикагского университета, веду­щий сотрудник департамента международной торговли Всемирного банка. Профессор Л.А. Уинтерс — выпускник Кембриджского уни­верситета (Великобритания). Труд является итогом научно-исследо­вательского проекта, осуществленного Всемирным банком. Посвя­щена одной из главных особенностей современных международных отношений — динамичному развитию международной региональ­ной интеграции и, в первую очередь, формированию региональных торговых блоков. Хотя книга посвящена всестороннему аналитиче­скому анализу экономической теории и достигнутым практическим результатам регионализма с позиций развивающихся стран, она исключительно полезна для Восточной Европы. Этот регион в наи­большей степени в 1990-е годы продемонстрировал поспешность и неэффективность международной региональной интеграции. Осо­бенность книги заключается в том, что авторам удалось соблюсти оптимальный баланс между анализом экономических и политиче­ских эффектов международной региональной интеграции.

Глобализация, сопровождаемая внедрением новых технологий и ли­берализацией торговли, способствует росту объемов международной торговли и потоку инвестиций. Производственная деятельность ста­новится все более свободной от различных ограничений. Ведущую роль в развитии региональной интеграции сыграла деятельность ЕС, включая его продвижение на восток Европы и в Средиземномор­ский регион. Активизация процесса региональной интеграции обу­словлена рядом факторов:

· стремлением правительств показать себя в лице потенциаль­ных инвесторов сторонниками более привлекательной полити­ки демократических преобразований и открытой экономики;

· стремлением обеспечить более надежный доступ к важней­шим рынкам;

· глобализацией, заставляющей компании и государства повы­шать экономическую эффективность посредством выхода на более крупные рынки;

· усилением конкурентной борьбы и доступа к зарубежным технологиям и иностранным инвестициям;

· стремлением сохранить национальный суверенитет путем объе­динения с другими странами в сфере управления экономикой;

· стремлением помочь соседним странам добиться стабильно­сти и процветания, чтобы избежать распространения соци­альных волнений и миграции населения;

· опасениями остаться за бортом интеграционных процессов.


Международная региональная интеграция усилилась после распада
Советского Союза, когда страны Восточной Европы и Балтии встали на путь демократии и рыночных отношений. Потребность в обеспе­чении рыночных реформ привела к пониманию роли открытой эко­номики в их осуществлении.

Выгоды от международной региональной интеграции в значитель­ной степени зависят от удачного выбора партнеров. Важно определить необходимый на данном этапе тип интеграции и временной период его осуществления. При этом требуется учитывать различия, напри­мер, между зонами свободной торговли и таможенными союзами. Ха­рактерной особенностью последних является общий внешний тариф, единая торговая политика в отношении третьих стран. Политические выгоды региональной интеграции, такие как обеспечение мира и безо­пасности, часто перевешивают простые материальные соображения, которые обычно определяют экономическую политику.

Регионализация проявляется в возрастании внутренней эконо­мической и коммуникационной связанности стран-участниц, росте их политической однородности, увеличении потенциала безопасности и разрешения внутрирегиональных конфликтов. Этот процесс может развиваться спонтанно, независимо от степени его институциональной оформленности. Он отличается от другого процесса, который выража­ется в формировании торгово-политических группировок в отдель­ных регионах мира на основе международных соглашений, предпола­гающих создание соответствующих институтов, включая управляющие и (или) координирующие органы.

Первый процесс часто называют реальным региональным сотруд­ничеством. Его длительное развитие ведет к диверсификации и ин­тенсификации связей между участниками региональной интеграции в таких сферах, как услуги, инвестиции, занятость, сопровождаю­щихся унификацией систем регулирования вплоть до формирова­ния единой экономической политики.

Второй процесс представляет институционально-правовое явление, в основе которого зачастую лежат политические мотивы, а не эко­номические факторы. Его можно определить как формальное регио­нальное сотрудничество. Реальное региональное сотрудничество на оп­ределенном этапе требует создания адекватного институционального механизма, который повышает интеграционную динамику. Создание же институционально-правовых конструкций без наличия экономиче­ской мотивации оказывается либо бесплодным, либо ограниченно результативным.

Образование политических, военных и экономических группиро­вок государств на региональной основе имеет долгую историю. Но наиболее активно это процесс стал развиваться в период военно­стратегического соперничества СССР и США.

Первая волна регионализации началась в 50-е годы XX в. Этот своего рода старый регионализм в значительной мере стимулировался идеологическими причинами и военно-политическим противостояни­ем. Регионализм первой волны ориентировался, в первую очередь, на достижение военно-политических целей в системе отношений Вос­ток — Запад и экономических целей в системе отношений Север — Юг. Он развивался в условиях биполярного мира, преобладания экономики масштабов, ключевой роли государств во внешнеэконо­мической деятельности, сильных протекционистских тенденций.

Появилось новое политико-экономическое явление — регио­нальные межгосударственные интеграционные союзы. В Западной Европе были созданы Европейское объединение угля и стали, ЕО- УС (1951), Европейское экономическое сообщество, ЕЭС (1957), Европейская ассоциация свободной торговли, ЕАСТ (1960). Менее удачные группировки были созданы в Латинской Америке, Азии и Африке. Теоретики региональной интеграции выделяли следую­щие принципы:

· устранение дискриминации между хозяйственными субъектами, относящимися к разным государствам;

· нивелирование экономической роли государственных границ;

· поэтапная интеграция де-юре от учреждения зоны свободной торговли до таможенного союза и далее создания единого эко­номического пространства и валютного союза;

· склонность к интеграции зависит от восприимчивости разных сфер воспроизводства к экономическим процессам в других странах. Например, кредитно-денежная сфера отличается более высокой склонностью к интеграции, чем торговля и тем более производство;

· разновременная скорость интеграции для разных сфер вос­производства:

· географические границы интеграционных процессов на разных этапах не всегда совпадают друг с другом;

· необратимое сращивание национальных воспроизводственных процессов.

 

Наиболее известные региональные объединения этой волны — ЕЭС, СЭВ, ЕАСТ, Латиноамериканская зона свободной торговли, АСЕАН и др. Важной толчок мировой регионализации дал интегра­ционный успех Европейского экономического сообщества.

Самой удачной группировкой стал Европейский Союз, демон­стрирующий эффективную региональную интеграцию и политику. Европейская практика показала, что, с одной стороны, некоторые интеграционные процессы могут выходить за пределы ЕС, а с дру­гой — не охватывать единое пространство Союза. Например, Нор­вегия не является членом ЕС, но входит в европейское экономическое пространство и зону шенгенского визового режима. Великобрита­ния, Дания и Швеция, являясь членами ЕС, не вошли в валютную зону евро.

Многие торговые блоки первой волны были основаны на моде­ли замещения импорта региональным производством, а их институ­циональную основу составляли региональные соглашения с внешне­торговыми ограничениями для третьих стран. Замкнутая региональ­ая интеграция была особенно распространена в странах Африки и Латинской Америки. К концу 1970-х годов неэффективность та­кого рода региональных организаций стала очевидной.

Вторая волна регионализации поднимается с начала 1980-х годов, она базируется на либеральной внешнеэкономической доктрине. Этот новый регионализм развивался в условиях растущей глобализа­ции экономики при активной роли компаний, банков, общественных организаций, органов регионального и местного управления. У регионализма второй волны при ослаблении военно-политических задач появились новые цели — охрана окружающей среды, социаль­ная политика, культура, развитие демократии. В этот период про­изошло расширение состава и углубление интеграции у одних региональных организаций (ЕС, АСЕАН), возникли новые организа­ции (НАФТА, Меркосур, Центральноевропейская зона свободной торговли (СЕФТА), СНГ, СААРК и др.), но одновременно некото­рые прекратили существование или трансформировались в другие организации (СЭВ, Восточноафриканское экономическое сообщест­во, Латиноамериканская ассоциация свободной торговли).

Ярким проявлением нового регионализма стало принятие в ЕС Программы единого рынка. Согласно этому документу некоторые нормы и правила ЕС распространяются на соседние страны, не яв­ляющиеся членами Союза. К ним относятся:

· · Соглашение о партнерстве и сотрудничестве;

· · Соглашение о зоне свободной торговли;

· · Программы добрососедства (об ассоциированном членстве);

· · «Барселонский процесс»;

· · региональные проекты типа «Северного измерения»;

· · проекты еврорегионов и субрегионального сотрудничества на уровне административных регионов.


Третья волна регионализации поднимается в 1990-е годы. Ре­гионализм приобретает ряд новых черт. Формируется модель откры­того регионализма, которая особенно последовательно осуществля­ется в АТР. Ее суть состоит в сочетании развития кооперационных связей и снятия ограничений на движение товаров, капиталов и ра­бочей силы в пределах региона, постепенного объединения сущест­вующих субрегиональных группировок с соблюдением принципов ГАТТ/ВТО, принятием обязательств по отказу от протекционизма, стимулированием внерегиональных экономических связей. При таком подходе страны — участницы этих организаций не имеют каких-либо обязывающих ограничений в своих внешнеэкономи­ческих связях с Европой, Ближним Востоком, Северной Америкой и другими регионами. Появление нового регионализма во многом обусловлено достигнутым уровнем либерализации мировой торгов­ли, снижением уровня тарифных ограничений, необходимостью ди­версификации форм и механизмов регионального сотрудничества.

Процессы международной регионализации протекают на не­скольких пространственных уровнях. Можно говорить о макро-, мезо- и микроуровнях.

Макроуровень реализуется на пространстве межконтинентального и континентального масштаба (региональное сотрудничество) и вклю­чает множество стран-участниц. Наиболее крупной по территори­альному охвату является упоминавшаяся АТЭС. К крупнейшим дей­ствующим группировкам по численности совокупного населения и площади относятся ЕС, НАФТА, АСЕАН. Обсуждается проект соз­дания Американской зоны свободной торговли (ФТАА), в которую войдут НАФТА и все страны и объединения Латинской Америки, которая также станет одним из крупнейших региональных образо­ваний межконтинентального масштаба. Данные региональные обра­зования формируются вокруг стран, занимающих ключевые места в глобальной экономике, с целью укрепления их позиций в конку­рентной борьбе друг с другом.

Мезоуровень осуществляется в пределах части континента или нескольких стран (субрегиональное сотрудничество). К таким объе­динениям относятся СЕФТА, МЕРКОСУР, Ассоциация карибских государств, Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (ОРВЮА) и т.д. Деятельность этих организаций является неким экономическим противовесом более крупным региональным объе­динениям, но в конечном итоге нацелена на подключение к ним.

Микроуровень реализуется на уровне регионов стран и именуется как приграничное, трансграничное и межрегиональное сотрудниче­ство. Его содержание зависит от характера экономических и полити­ческих отношений стран, развитости регионов, текущего состояния их экономики, культурных и исторических особенностей. В качест­ве субъектов сотрудничества на этом уровне присутствуют органы региональной власти и местные сообщества. Последние все шире выступают как субъекты международных экономических отноше­ний, участвуя в региональном и глобальном сотрудничестве в рамках своих полномочий. Этому способствует расширение прав местных органов власти и снятие барьеров внутри региональных сообществ на пути трансграничного движения людей, товаров, производствен­ных ресурсов, информации. Понятие «регионализация» в этом смысле отражает также возрастание роли отдельных районов стран, органов их управления и местных сообществ в международных эко­номических отношениях. Особенно активно регионализация на нижнем пространственном уровне протекает в Европе под влияни­ем происходящих в ЕС процессов децентрализации власти, переда­чи многих полномочий, включая права по сотрудничеству с регио­нами соседних стран.

Все перечисленные уровни тесно взаимосвязаны. Интенсивные связи регионов создают благоприятные предпосылки для развития межгосударственных связей и построения интеграционной группи­ровки. В свою очередь прогресс большой интеграции создает благо­приятные условия для наращивания трансграничных связей.

В мировой практике сложилось несколько видов региональных торгово-экономических объединений стран, различающихся по ме­ханизмам деятельности и степени взаимной интегрированности. Эти виды интеграционных группировок различаются уровнем зре­лости и развитости институтов сотрудничества.

Начальная ступень региональной интеграции. На этой ступени находятся объединения стран, не предполагающие использования во взаимном сотрудничестве налоговых, таможенных и ценовых префе­ренций. Главными инструментами сотрудничества выступают коор­динация странами усилий в решении важных для региона проблем (экологических, транспортных, использования ресурсов, безопасно­сти и т.д.). К этому виду организаций относятся такие, как Органи­зации черноморского сотрудничества, Совет стран Балтийского моря, Центральноевропейская инициатива, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Южнотихоокеанский форум, Шан­хайская организация сотрудничества. К этому виду региональных ор­ганизаций относится и АТЭС.

Зоны свободной торговли (ЗСТ). В эту группу относятся регио­нальные организации, ставящие перед собой задачу создания ЗСТ. В правилах ВТО под зоной свободной торговли понимается «группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены по­шлины и другие ограничительные правила регулирования торговли практически для всей торговли между составными территориями зоны в отношении товаров, происходящих из этих территорий».

К этой группе относятся АСЕАН, Евро-Средиземноморская эко­номическая зона, Южноафриканское сообщество развития (САДК), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИА), Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), Ассоциация регио­нального сотрудничества Южной Азии (СААРК) и др. Создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, виз и дру­гих барьеров намечено для АТЭС на 2020 г.

К этой группе принадлежат региональные объединения, в зна­чительной мере создавшие ЗСТ: НАФТА, Карибское сообщество и общий рынок, Центральноамериканский общий рынок, СЕФТА, ОРВЮА и др.

Таможенный союз. Объединения стран, создающие таможенный союз (ТС), составляют следующую группу региональных объедине­ний. ВТО под таможенным союзом понимает «замену двух или не­сколько таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, чтобы пошлины и другие ограничительные меры ре­гулирования торговли были отменены в отношении практически всей торговли товарами». Целью как ТС, так и ЗСТ является облег­чение торговли между составляющими их территориями.

Организации типа ТС нацелены на устранение внутрирегиональ­ных таможенных барьеров, создание единого внешнего тарифа, унификацию правового режима предпринимательской деятельности. Это — Южноафриканский таможенный союз (САКУ), МЕРКОСУР, Трансграничная инициатива (Африка), Центральноамериканский об­щий рынок и ряд других.

Общий рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. К этим зрелым интеграционным группировкам относятся европейское эко­номическое пространство, которое составляют ЕС и страны ЕАСТ — Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария. ЕС представляет собой наиболее высокую на сегодня стадию сплочения группы стран — экономический и валютный союз из всех существующих в мире региональных интеграционных группировок. Уплотнение торговых, финансовых, научнотехнических, культур­ных связей между странами-соседями на определенной части мирового пространства дает значительный экономический эффект. Эффек­тивность деятельности любой региональной группировки обусловлена тем, в какой мере она обеспечивает рост конкурентоспособности на­циональной экономики и уровня жизни населения в условиях быстро меняющегося мира, укрепляет широко понимаемую безопасность стран-участниц. Для успеха интеграционного проекта первостепенное значение имеет совпадение целей и моделей национального разви­тия. Кроме того, для этого также необходимо соблюдение таких условий, как наличие мощной в финансовом и инновационном от­ношении страны — члена группировки, выступающей локомотивом интеграционных процессов, культурная близость партнеров, срав­нительно близкий и достаточно высокий уровень социально­-экономического развития, традиционность взаимных экономиче­ских и социальных связей.

Результативность экономических объединений стран чаще всего измеряется долей внутрирегиональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте стран-участниц. Наиболее высокое значение этого показателя у ЕС — 67,6%, далее следуют НАФТА — 55,9%, АСЕАН — 23,1%, МЕРКОСУР — 12,6% (2004 г.). В прочих регио­нальных группировках стран Азии и Латинской Америки, а также африканских торгово-экономических блоках доля внутрирегиональ­ной торговли не превышает 10%. Движущей силой торговли выступают сравнительное преимуще­ство, основанное на различиях в производительности или обеспе­ченности факторами производства. Однако, чтобы получить выгоды от региональной интеграции, нужна продуманная экономическая политика.

Главными выгодами региональной интеграции при создании тор­говых блоков являются:

· · увеличение торговли между членами интеграционного объеди­нения;

· · способность интеграции повысить эффективность экономики и материальное благосостояние путем расширения потреби­тельского выбора и усиления конкуренции между производи­телями;

· · чем крупнее создаваемые рынки, тем сильнее конкуренция;

· · ликвидация тарифных барьеров, способствующих укрупне­нию рынков и открывающая более эффективным производи­телям доступ в страны, где цены на их продукцию ранее завышались из-за таможенных пошлин и других торговых ограничений.

 

Возможные отрицательные последствия интеграции связаны прежде всего с усилением диспропорций в торговле и экономике. Поэтому необходимо составлять баланс между созданием и отклоне­нием торговли, определяющий суммарную выгоду регионального интеграционного соглашения. Создание торговли предполагает, что более дешевые товары из стран — партнеров по блоку замещают дорогую отечественную продукцию, приводят к очевидным выгодам. Происходит экономия материальных, финансовых и трудовых ре­сурсов, а потребитель выигрывает от более низких цен. Отклонение торговли происходит, когда импорт из стран-партнеров замещается импортом из третьих стран, который при наличии одинаковых та­рифов был бы более дешевым. Отдельно взятая страна может участвовать одновременно в не­скольких международных региональных объединениях (МРО). Но при этом необходимо учитывать, что эта стратегия будет привлекательной, если подписанные соглашения не будут противоречить друг другу. Здесь своеобразный рекорд принадлежит африканским странам к югу от Сахары, где большинство МРО дублируется, ряд стран входит в объединения с противоречащими друг другу обязательствами.

Часто странам приходится решать вопрос о наиболее предпоч­тительном типе интеграции — зоне свободной торговли или таможен­ном союзе. Большинство существующих МРО, нотифицированных в ВТО, представляют собой соглашения о свободной торговле с ну­левыми внутренними тарифами, но без гармонизации внешних та­моженных тарифов. Таможенные союзы, несомненно, являются бо­лее эффективной формой интеграции, но в то же время требуют большей координации и налагают жесткие ограничения на политику и суверенитет каждой отдельно взятой страны.

Привлечение зарубежных инвестиций является одной из важных целей страны, участвующей в региональной интеграции. Но чтобы привлечь инвестиции, недостаточно одной торговой политики. Важ­ное значение имеет благоприятный инвестиционный климат.

Интеграция экономической политики в МРО создает условия для получения значительных выгод только тогда, когда прилагаются ог­ромные политические и технические усилия. Региональная интегра­ция выступает как важное средство снижения трений между соседями-антагонистами.

Несмотря на множество созданных международных региональ­ных объединений, немногие из них достигли ощутимых экономиче­ских и политических результатов. Эти объединения являются не самоцелью, а всего лишь средством решения экономических и по­литических проблем.

Разумная торговая политика является главным и необходимым условием экономического развития. Она включает сохранение откры­тых границ для торговли товарами и услугами и для прямых ино­странных инвестиций. Достижению такой открытости способствует снижение ограничений на торговлю и инвестиции путем непреферен­циальной либерализации торговли. Даже в тех случаях, когда регио­нальная интеграция возникает по чисто политическим причинам, необходимо стремиться к созданию экономической эффективности. Когда целью интеграции является повышение национальной безо­пасности, важно минимизировать экономическую цену, которую при­дется заплатить за ее достижение. Несмотря на невозможность раз­работать универсальные политические принципы, зависящие от обстоятельств каждого конкретного случая, М. Шифф и Л. Уинтерс сформулировали следующие «Золотые правила» международной ре­гиональной интеграции.

Правило 1. Необходимо минимизировать степень дискриминации в отношении стран — не членов интеграционного соглашения. Про­тиводействовать давлению со стороны отраслевых и других лобби в пользу МРИ. Пойти дальше устранения формальных торговых барьеров и сократить «невидимые» ограничения. Включить фор­мальные обязательства, предоставляющие право прямым иностран­ным инвесторам приобретать реальные активы и пользоваться на­циональным режимом, в том числе на рынках услуг.

Правило 2. Более эффективны интеграционные объединения, если в них входят партнеры с высоким доходом. Поэтому прави­тельства развивающихся стран должны стремиться создавать их с крупными и богатыми соседними странами или блоками. Такие партнеры будут способствовать усилению внутренней конкуренции и служить источником торговли и трансферта передовых технологий через прямые иностранные инвестиции.

Правило 3. МРИ может повысить кредит доверия к программам экономических и политических реформ только в том случае, если они включают прозрачные условия и механизмы их реализации. Нельзя надеяться на приток инвестиций, если интеграционное со­глашение не гарантирует защиту прав собственности и правильной макроэкономической политики.

Правило 4. Если она экономически разорительна или вызывает глубокие разногласия, эффект будет противоположным. Торговые преференции могут только временно оказаться полезными для дос­тижения целей национальной безопасности.

Правило 5. Существование масштабного «эффекта перелива» ме­жду экономиками требует сотрудничества между странами не толь­ко в торговле, но и реформе регулирования или создания инфра­структуры.

Правило 6. Правительства должны тщательно учитывать опера­ционные расходы, а также затраты, связанные с внедрением норм и правил, применительно к разным типам МРИ. Таможенные союзы могут оказаться более предпочтительными, чем соглашение о сво­бодной торговле в том случае, если внутренние границы фактически отменены и установлен низкий общий внешний тариф. Единая тор­говая политика в ТС должна быть направлена на снижение протек­ционистских тенденций. Для этого необходим один политический орган, ответственный за выгоды и потери от торговых барьеров.

Правило 7. Фискальные аспекты МРИ важны для стран, где на­логи на торговлю обеспечивают значительную долю государствен­ных доходов. Таможенные союзы могут облегчить сбор налогов за счет сокращения контрабанды.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: