Факторы, принципы риск-менеджмента в банке. Анализ налоговой нагрузки

Понятие «риск» встречается в обиходе многих общественных и естественных наук, при этом каждая из них дает свое определение данному термину, имеет собственные цели и методы исследования риска. Однако в соответствии с Положением Банка России от 16 декабря 2003 года №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» банковский риск определяется как «присущая банковской деятельности возможность (вероятность) неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.)». Это определение уязвимо с нескольких сторон: во-первых, риски могут быть и благоприятными; во-вторых, наиболее опасные риски банков возникают не внутри банка и его собственной среде, а внутри и в среде организаций и лиц, которые являются его клиентами; в-третьих, факторы рисков гораздо более многочисленны и разнородны, чем упомянуто в данном определении, в-четвертых, возможность и вероятность – это очень разные понятия, различия между которыми как раз весьма существенны при изучении рисков. Однако, несмотря на то, что эта трактовка становится все более недостаточной, во-первых, она практически освоена основной массой банков, во-вторых, показала свою практическую полезность для целей банковского надзора. К тому же является и официальным фундаментом для практики, и стартовой точкой дальнейшего развития теории банковских рисков.

Можно выделить два фактора, определивших направления эволюции систем риск-менеджмента. Первый и наиболее важный фактор – изменения рыночной среды. У крупных российских банков, наконец, появился реальный бизнес. Из организаций, обслуживающих потребности отдельные финансово-промышленные группы, они превратились в полноценные финансовые институты, предоставляющие широкий спектр услуг, как предприятиям, так и физическим лицам. С расширением круга клиентов возрос и объем кредитных операций, а, следовательно, возникла необходимость создания полноценных систем управления рисками. Наиболее активная работа ведется сейчас по созданию подразделений оценки и управления кредитными рисками розницы, а также малого и среднего бизнеса.

Вторым фактором, оказывающим довольно сильное влияние на облик российского банковского риск-менеджмента, является присоединение России к Базельскому Соглашению (Базелю-II). Одним из основных нововведений Базеля-II является учет операционных рисков при расчете нормативов достаточности капитала.[3]

Базовые принципы риск-менеджмента являются одним из ключевых элементов стратегии развития банка и трансформируются в соответствии с потребностями бизнеса. Однако, если целью операций, проводимых фронт-офисом, служит максимизация прибыли, то риск-менеджмент зачастую ориентирован скорее на сдерживание роста тех направлений банковской деятельности, на которых вероятность возникновения потерь наиболее высока. Риск-менеджер должен оценивать банковский бизнес с пессимистической точки зрения и там, где руководители отдельных подразделений рассчитывают получить высокую доходность, риск-менеджер пытается оценить возможные потери. Решения о соответствии текущего риска и будущей доходности принимаются совместно. В этом и заключается проблема «конфликта интересов» – фактически риск-менеджмент является вторичным звеном, а вместе с тем и неким фактором, ограничивающим развитие бизнеса в краткосрочной перспективе.

Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня:

· кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;

· неустойчивость политического положения;

· отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;

· инфляцию, и др.

Классический банковский риск-менеджмент включает в себя четыре этапа: идентификация рисков, оценка, управление и контроль [2]. На этапе идентификации происходит выявление основных угроз, в результате которых банк может понести значительные потери. Оценка рисков предполагает, что при помощи формальных моделей и мнения экспертов оценивается величина потенциальных потерь и вероятность их наступления. После того, как возможные потери выявлены и оценены, разрабатывается комплекс мер по их избежанию, минимизации и переноса – это, по сути, и есть управление рисками в узком смысле слова. Наконец, четвертый этап риск-менеджмента – контроль, целью которого является проследить, чтобы все необходимые шаги по идентификации, оценке и управлению рисками проведены должным образом, а так же оценка эффективности проводимых в рамках процесса контроля рисков мероприятий. Системное и последовательное осуществление всех четырех шагов риск-менеджмента, проводимое на постоянной основе, по сути, и определяет уровень управления рисками в коммерческих банках.

Помимо описанного процесса, являющегося стержнем системы риск-менеджмента, есть еще ряд важных принципов, которые являются неотъемлемыми элементами систем управления рисками, построенных по западным стандартам. Основными принципами, которые можно выделить, являются [1]:

1. Наличие стратегии управление рисками, согласованной с общей бизнес-стратегией компании.

Разработанная стратегия должна быть зафиксирована в регламенте компании, который является основой системы контроля рисков. В нем фиксируются классификация рисков, оптимальный уровень принимаемых рисков различных типов. Так же регламент контроля рисков должен предусматривать наличие документов, посвященных основным бизнес-процессам, входящим в систему риск - менеджмента. В таких документах фиксируются основные принципы идентификации, оценки, контроля и мониторинга рисков. Соблюдение регламентов и процедур позволяет банку поддерживать заданный уровень риска, который он готов на себя принять. При этом методики управления рисками не обязательно должны быть самыми «продвинутыми», главное тут – их точное соблюдение. Ведь системы риск-менеджмента достаточно адаптивны, и на этапе контроля результатов все «узкие места» могут быть выявлены и достаточно быстро исправлены.

2. Для поддержки процесса управления рисками должна быть создана соответствующая организационная структура.

Такая структура должна обеспечить четкое распределение ответственности и быстроту реакции на изменения внешней среды. Такие условия можно соблюсти лишь при централизации всей системы риск - менеджмента. В компании выделяется владелец процесса контроля рисков, специальное подразделение, на которое возлагаются методологические и контролирующие функции. Специальное подразделение риск-менеджмента обеспечивает координацию действий и постоянный мониторинг рисков в соответствии с утвержденными процедурами. Такая организация процесса позволяет оптимизировать принимаемые решения и обеспечивает оперативность их принятия, позволяет видеть общую картину рисков, принимаемых банком, и обеспечивает хорошее взаимодействие между отдельными направлениями.

3. Принцип коллегиальности.

Коллегиальность принятия решений является существенным моментом не только с точки зрения риск-менеджмента, но и с точки зрения общего качества корпоративного управления в банке. Важные решения (такие, например, как выдача крупных кредитов) должны обсуждаться совместно и риск-менджерами, и сотрудниками бизнес-подразделений. Для обеспечения коллегиальности принятия решений в банках обычно действуют несколько комитетов: кредитный, финансовый и прочие.

4. Разделение конфликта интересов.

Как известно, любой бизнес (в том числе и банковский) характеризуется двумя параметрами: доходность, которую могут получить акционеры, и риски, связанные с неопределенностью ведения этого бизнеса. При этом, как правило, наиболее доходные направления бизнеса являются и наиболее рискованными. А в банковском секторе связь между доходностью и риском даже более жесткая, чем в корпоративном: здесь премия за риск в виде повышенной процентной ставки устанавливается напрямую. В этой связи, система управления рисками выступает, как правило, сдерживающим фактором развития бизнеса. Вот почему так важно, чтобы основные функции банковской деятельности (выдача кредитов, операции на рынке ценных бумаг и проч.) были отделены от функций риск-менеджмента. В противном случае, уровень риска, принимаемый на себя банком, может создать реальную угрозу его деятельности.

5. Мотивация персонала.

Системы мотивации работников в службе риск-менеджмента выстроить гораздо труднее, чем в тех бизнес-подразделениях, где генерируется прибыль. Однако этот элемент также очень важен, поскольку добросовестность и беспристрастность риск-менеджеров оказывает прямое влияние на устойчивость банковского бизнеса.

Однако, даже при соблюдении указанных выше принципов, у высшего руководства или инвесторов может возникнуть вопрос, насколько эффективно работает выстроенная в банке система управления рисками. Тем не менее, эффективность в классическом понимании (как соотношение достигнутого результата и объема затрат) для службы риск-менеджмента оценить довольно сложно. Главная проблема возникает с определением результативности работы. Низкий процент невозвратов по потребительским кредитам может быть вызван не только хорошим качеством риск-менеджмента, но и небольшим объемом операций на рынке потребительского кредитования, вызванным консервативностью политики управления рисками.

Общий подход к оценке эффективности риск-менеджмента может заключаться в том, чтобы рассматривать ее с точки зрения трех критериев [4]:

1. Соответствие внутренне установленным критериям работы:

- уровень просроченной задолженности в портфеле кредитов физическим и юридическим лицам;

- соблюдение лимитов;

- величина VAR и проч.

2. Должны соблюдаться все обозначенные выше принципы организации риск-менеджмента.

3. Служба риск-менеджмента должна быть организована эффективно с точки зрения процессов. Все функции внутри службы должны быть распределены очень четко, а система реагирования должна быть оперативной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: