Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Антимонопольная политика и основные ее виды.
Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии.
Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции.
Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды.
Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.
Роль конкуренции состоит в том, что при ее наличии на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции (т.е. ). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование достижений НТП и НТР, что позволяет увеличить производительность труда, это как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме- новатору больший доход.
Кроме того, конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг так и за счет дифференциации отдельного продукта.
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке.
С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько видов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории по степени конкуренции рыночной структуры выделяют следующие виды:
- совершенная конкуренция;
- несовершенная конкуренция, которая включает:
- монополистическую конкуренцию,
- олигополию,
- монополию.
Выделяют две формы конкуренции:
1) ценовую, за счет снижения цены;
2) неценовую, т.е. за счет качества, рекламы, дифференциации продукта и т.д.