Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды

Конкурентоспособность как экономическая категория. Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Антимонопольная политика и основные ее виды.

Несовершенная конкуренция. Анализ ее основных форм. Естественные монополии.

Совершенная конкуренция. Основной механизм взаимоотношений фирм в условиях совершенной конкуренции.

Роль конкуренции в рыночной экономике. Ее основные формы и виды.

Взаимодействие между спросом и предложением, как известно, происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является наиболее эффективным рыночным механизмом, который решает все экономические проблемы общества, связанные с распределением ресурсов, благ и доходов.

Роль конкуренции состоит в том, что при ее наличии на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции (т.е. ). В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование достижений НТП и НТР, что позволяет увеличить производительность труда, это как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме- новатору больший доход.

Кроме того, конкуренция создает у производителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услуг для завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукции происходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг так и за счет дифференциации отдельного продукта.

Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке.

С учетом условий, в которых протекает конкуренция, экономисты различают несколько видов структуры рынка. Рыночная структура предполагает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). Поэтому в экономической теории по степени конкуренции рыночной структуры выделяют следующие виды:

- совершенная конкуренция;

- несовершенная конкуренция, которая включает:

- монополистическую конкуренцию,

- олигополию,

- монополию.

Выделяют две формы конкуренции:

1) ценовую, за счет снижения цены;

2) неценовую, т.е. за счет качества, рекламы, дифференциации продукта и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: