Особенности построения налоговой системы в России

Классификация налогов.

Экономическое содержание налога, понятие налоговой системы России

В процессе развития и изменений теорий налогообложения происходили изменения и во взглядах на понимание термина "налог".

А. Смит определял налог как бремя, которое накладывается государством законодательным путем. Законодательно предусмотрены размер и порядок уплаты налога. А. Смитом налог определялся как осознанная необходимость, потребность процесса экономического и социального развития.

"Налог - жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу" (Ж.Б. Сисмонди).

Налог (ст. 8 НК РФ) - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Относится к налоговым платежам.

Согласно положениям НК РФ налог должен обладать следующими отличительными чертами:

1) налог должен быть обязательным;

2) налог должен уплачиваться в денежной форме и т.д.

Признаками налоговых платежей, являются:

- обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

- безвозмездность передачи материальных ценностей;

- отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Сбор (п. 2 ст. 8 НК РФ) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками сборов являются:

- обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

- наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Относится к неналоговым платежам

Категория "неналоговые платежи" включает в себя:

1) непосредственно неналоговые платежи;

2) разовые изъятия.

Непосредственно неналоговый платеж - это обязательный платеж, не входящий в состав налоговой системы государства. Отношения по его установлению и порядок его взимания регулируются финансово-правовыми нормами. К неналоговым платежам можно отнести платежи за оказание различных услуг (сборы, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий и т.д.

Разовые изъятия - это платежи, которые взимаются в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

Разница между налоговым и неналоговым платежами заключается в обязанности по уплате налога, которая возникает при наличии объекта налогообложения. При этом налоги устанавливаются и вводятся в действие законами. Налог уплачивается безвозмездно и не имеет целевого назначения.

Обязательным условием при уплате пошлины или сбора является наличие специальной цели и интересов. Пошлины и сборы могут взиматься исключительно с лиц, которые обратились в компетентные органы для получения определенных услуг, в которых они нуждаются.

Основу любой налоговой системы составляют налоги, сборы, пошлины и иные налоговые платежи, взимаемые в установленном законодательством порядке.

Налоговая система представляет собой совокупность действующих в настоящее время в определенном государстве условий налогообложения.

Налоговые системы характеризуются существенными условиями налогообложения:

1) принципы налоговой политики и налогообложения;

2) система и принципы налогового законодательства;

3) порядок установления и ввода в действие налогов;

4) порядок распределения налогов по бюджетам;

5) система налогов, т.е. виды налогов и общие элементы налогов;

6) права и ответственность участников налоговых правоотношений;

7) порядок и условия налогового производства;

8) форма и методы налогового контроля;

9) система налоговых органов.

Одним из существенных условий налогообложения является налоговая политика.

Налоговая политика - это совокупность действий, система мер, которые осуществляет государство в сфере налогов и налогообложения. Реализуется посредством существующих в определенный временной период налогов, ставок, льгот и т.д. Налоговая политика является частью экономической политики государства.

Цели налоговой политики:

1) экономическая цель, заключается в обеспечении регулирования экономической жизнедеятельности государства при помощи налогов и налогообложения. Посредством налогов решаются такие важные экономические задачи, как преобразование структуры экономики, стимулирование бизнеса, инвестиционной и инновационной активности, регулирование спроса и предложения;

2) фискальная цель, заключается в формировании посредством налогов и сборов бюджетов различных уровней;

3) социальная цель, заключается в выравнивании доходов граждан различных категорий, обеспечении социальной защиты нуждающихся;

4) контрольная цель, заключается в проведении налоговых проверок для принятия органами государственной власти решений в сфере экономики и социальной политики.

Система налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Согласно ст. 1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ - это единый законодательный акт, который состоит из двух частей и систематизирует сферу налогового права, закрепляет основополагающие принципы налогообложения в России.

В части 1 НК РФ закрепляются:

1) общие принципы налогообложения;

2) система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

3) налоговые органы и участники налоговых правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

5) порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть 2 НК РФ посвящена порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Конституция РФ закрепляет обязанность каждого гражданина платить законно установленные платежи и сборы (ст. 57). Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Указы Президента РФ являются подзаконными актами, но могут вносить значительные изменения в налоговое законодательство страны. Данные подзаконные акты не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству. Они имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам. Согласно действующему законодательству РФ Президент РФ имеет право принимать нормативные акты по налогообложению только в двух случаях:

1) при наличии пробела в законодательном регулировании определенных отношений;

2) в случае, если названные полномочия даются ему каким-либо федеральным законом.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин, определяется применяемый при налогообложении состав затрат, рассчитывается индекс инфляции и т.д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти правомочны создавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления могут формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

Акты Федеральной налоговой службы в некоторых случаях могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом их задача сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т.п.

Письма, указания, разъяснения налоговых органов носят ненормативный характер. Они рассматривают частные налоговые ситуации. Данные акты не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства - их целью является регламентирование деятельности органов власти.

Постановления Конституционного Суда РФ. По решениям суда могут быть обжалованы незаконные решения налоговых органов.

Международно-правовые договоры. Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК РФ).

Российские законы о налогах и сборах носят постоянный характер, они действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год либо нет.

Законодательные акты, которые каким-либо образом ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, которыми в действие вводятся новые налоги и сборы, а также акты, посредством которых положение налогоплательщиков улучшается, имеют обратную силу.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Основные права налоговых органов закреплены в статьях: 31, 92,п. 1 ст. 30 НК РФ

Основные обязанности налоговых органов закреплены в статьях 32,п.1 ст.31 НК РФ.

В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ существует несколько признаков, по которым можно произвести классификацию налогов.

Основные классификации налогов:

1) по способу изъятия налоги делятся на:

а) прямые;

Относятся на доход (прибыль), имущество, либо на его передачу, и уплачиваются собственниками этого дохода (имущества) (Пример: налог на прибыль, имущество)

б) косвенные (однако следует отметить, что точно классифицировать по рассматриваемому признаку некоторые налоговые платежи достаточно сложно);

Включаются в цену товара, работы, услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

2) по объекту налогообложения:

а) на доход;

б) на имущество;

в) на действия и т.д.;

3) по целевому назначению:

а) абстрактные (общие) – предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно к направлениям расходования бюджетных средств;

б) целевые (специальные) - вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов, и поступления от них могут использоваться только в строгом соответствии с их целевым назначением. Для учета поступления и расходования целевых платежей, как правило создаются специальные бюджетные или внебюджетные фонды;

4) по налоговой ставке:

а) равные;

Все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества.

б) пропорциональные;

Величина налоговой ставки одинаковая для всех плательщиков, сумма налогового платежа зависит от размера объекта налогообложения.

в) про грессивные;

Предусматривавает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем больше размер налоговой ставки.

г) регрессивные;

Подразумевает применение нескольких налоговых ставок, чем больше размер объекта налогообложения, тем меньше применяемая налоговая ставка.

5) по субъектам платежа:

а) с физических лиц;

- Налог на доходы физических лиц (федеральный налог, регулируется положениями гл. 23 НК РФ).

- Налог на имущество физических лиц (местный налог, регулируется Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц").

б) с организаций;

- Налог на прибыль организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 25 НК РФ).

- Налог на имущество организаций (федеральный налог, регулируется положениями гл. 30 НК РФ).

в) смежные.

Смежные налоги - налоговые платежи, взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

- Налог на добавленную стоимость (федеральный налог, регулируется положениями гл. 21 НК РФ).

- Акцизы (федеральные налоги, регулируются положениями гл. 22 НК РФ).

- Транспортный налог (региональный налог, регулируется положениями гл. 28 НК РФ).

- Земельный налог (местный налог, регулируется положениями гл. 31 НК РФ).

6) По источникам уплаты налоги подразделяются

а) за счет выручки от реализации работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

б) за счет списания на себестоимость продукции (ЕСН, таможенные пошлины, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги на природоиспользование, загрязнение среды в пределах нормы).

в) за счет финансового результата деятельности предприятия (Налог на имущество)

г) за счет налогооблагаемой прибыли, оставшейся после начисления всех налогов (Налог на прибыль организаций, сверхнормативные платежи за загрязнение окружающей среды, лицензионные и другие сборы).

7) По отношению к уровням государственной власти ( по уровню государственного управления) налоги и сборы подразделяют:

а) федеральные;

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).

б) региональные;

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах (п. 3 ст. 12 НК РФ).

в) местные;

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Данные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (п. 4 ст. 12 НК РФ).

При установлении региональных и местных налогов органы законодательной власти субъектов РФ или представительные органы местного самоуправления могут самостоятельно определять элементы налогообложения

Ø налоговые ставки в пределах, установленных НК;

Ø порядок и сроки уплаты налога.

Виды федеральных налогов:

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

4) единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

5) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

6) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

7) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

9) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Виды региональных налогов:

К региональным налогам согласно ст. 14 НК РФ относятся:

1) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

3) транспортный налог (гл. 28 НК РФ).

Виды местных налогов:

К местным налогам согласно ст. 15 НК РФ относятся:

1) земельный налог (гл. 31 НК РФ);

2) налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц").

Сведения о действующих региональных и местных налогах, а также об их основных положениях должны быть опубликованы в средствах массовой информации. При этом сведения о местных налогах публикуются 1 раз в год, а о региональных налогах - 1 раз в квартал.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения).

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относится:

а) система налогообложения для сельскохозяйственны: товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

б) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

в) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельны видов деятельности (гл. 26.3 НК);

г) система налогообложения при выполнении соглашение о разделе продукции (гл. 26.4 НК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: