double arrow

Система источников трудового права

Понятие и классификация источников трудового права

Действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по кругу лиц, во времени и в пространстве

Система источников трудового права

Понятие и классификация источников трудового права

Лекция 2. Источники трудового права

Понятие источник права в трудовом праве толкуется неодно­значно: наряду с термином «источник права» используется тер­мин «форма права». Применительно к юридическим явлениям источник права понимают в трех смыслах:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребно­сти людей и т. п.);

источник в идеологическом смысле (различные правовые
учения и доктрины, правосознание и т. д.);

источник в формально-юридическом смысле (норматив­ный акт, нормативный обычай, юридический прецедент, нор­мативный договор).

Авторы рассматривают источник трудового права именно в формально-юридическом смысле. Форма очная определенность — это один из признаков права вообще, в том числе и трудового права. Его правовые нормы должны быть обязательно объекти­вированы, содержаться в тех или иных формах, которые являют­ся способом их существования. Без этого нормы трудового права не могут выполнять свои задачи по регулированию трудовых от­ношений.

Таким образом, источник права и форма права в формаль­но-юридическом смысле — это тождественные понятия. «Объ­ективированный в документальном виде акт правотворчества является юридическим источником соответствующих юридиче­ских норм и одновременно формой их юридически-официального бытия, существования».

Мировой практике известны четыре вида юридических ис­точников права: нормативный правовой акт, нормативный до­говор, обычай и судебный прецедент.

Наиболее распространенными источниками трудового права России являются нормативные правовые акты. Эти акты в со­вокупности образуют трудовое законодательство (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь ком­плекс общественных отношений, составляющих предмет отрас­ли российского права — трудового права. В отличие от других источников нормативные акты рассчитаны на их неоднократ­ное применение.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского про­цессуального кодекса Российской Федерации»2 дается следую­щее определение: «Под нормативным правовым актом пони­мается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неоп­ределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное при­менение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

Нормативные акты в сфере трудового права издаются орга­нами, обладающими иормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является офи­циальным документом, носителем юридически значимой ин­формации.

В последние годы к источникам трудового права наравне с нормативными правовыми актами стали относить и норматив­ные договоры. В современных условиях роль нормативных до­говоров в трудовом праве заметно возрастает.

Нормативный договор как источник трудовою права — это соглашение между субъектами социально-трудовых отношений, в результате которого возникает новая норма права (например, коллективный договор между работодателем и работниками, одним из пунктов которою является норма об организации бесплатного летнего отдыха детей за счет работодателя).

В отличие от просто трудовых договоров нормативные догово­ры не носят индивидуально-разового характера. Если работник и работодатель заключают трудовой договор, они не создают но­вой нормы права. Участники же, например, социального парт­нерства, заключив нормативный договор о социально-трудовых отношениях, создают новое правило поведения — новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государст­венными органами, нормативные договоры выступают резуль­татом соглашения между равноправными субъектами по поводу регулирования социально-трудовых отношений налогом или ином уровне социального партнерства. Примером нормативно­го договора является Генеральное соглашение между общерос­сийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объ­единениями работодателей и Правительством Российской Фе­дерации на 2005—2007 годы'.

Следовательно, в трудовом праве необходимо исходить из признания того, что источники трудового права выступают в виде совокупности правовых норм, в которых выражаются обя­зательные правила, регулирующие отношения, связанные с трудом. Они различаются между собой по форме, юридической силе, времени и месту действия и по кругу лиц.

Итак, источники трудового права — это различные норматив­ные правовые акты, являющиеся результатом законотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов госу­дарства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и ра­ботодателей, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Обратим также внимание на то, что источники трудового права надо отличать от актов применения трудового законода­тельства, принимаемых уполномоченными органами.

Система источников трудового права — это состав, соотноше­ние, внутренняя взаимосвязь и последовательное расположение по регулируемому ими предмету всех актов трудового законода­тельства (в широком его понятии) в едином комплексе. Она предопределена спецификой предмета и метода отрасли трудо­вого права. Моделируя систему источников трудового права, в основу кладут служебную иерархию нормативных правовых ак­тов.

В настоящее время система источников трудового права имеет следующие особенности: она обусловлена федеративным устройством России; она содержит не только нормативно-правовые акты, но и нормативные соглашения и коллективные договоры; в нее входят ратифицированные СССР и РФ международно-правовые акты по труду и некоторые акты трудового законода­тельства СССР; она включает значительное число актов специализированно­го федерального органа исполнительной власти в области тру­да, занятости и социальной защиты населения (в настоящее время — Министерство здравоохранения и социального разви­тия РФ1: до апреля 2004 г. — Министерство труда и социально­го развития РФ); в ней отражается единство и дифференциация трудового за­конодательства.

Согласно ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными закона­ми осуществляется трудовым законодательством и иными нор­мативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных зако­нов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными пра­вовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного само­управления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными догово­рами, соглашениями и локальными нормативными актами, со­держащими нормы трудового права.

При этом установлена четкая субординация нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: нормы трудовою права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ; указы Президента РФ не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Рос­сии; нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти не должны противоречить ТК РФ. иным феде­ральным законам, указам Президента и постановлениям Пра­вительства РФ; законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным зако­нам; нормативные правовые акты органов исполнительной вла­сти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным фе­деральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федераль­ных органов исполнительной власти; органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными пра­вовыми актами РФ, законами и иными нормативными право­выми актами субъектов РФ.

Исходя из сложившейся законодательной и правопримени­тельной практики, особо отмечено, что в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Трудового кодекса, а если вновь принятый федеральный закон противоречит упомянуто­му кодексу, то такой закон применяется только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфе­ре трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений разграничены ст. 6 ТК РФ. При этом законодатель особо обра­тил внимание на следующие обстоятельства: во-первых, законы и иные нормативные правовые акты субъектов, принятые по вопросам, ранее не урегулированным федеральным трудовым законодательством, в случае принятия соответствующего нор­мативно-правового акта Российской Федерации по этим вопро­сам обязательно должны приводиться в соответствие с феде­ральным законодательством; во-вторых, в случаях если норма­тивный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий ра­ботникам, установленный Кодексом или иными федеральными законами, применяются нормы, содержащиеся в ТК РФ или ином федеральном законе.

Характеризуя важнейшие источники трудового права, преж­де всего необходимо выделить Конституцию РФ, нормы и принципы международного трудового права и ТК РФ.

Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. Права каждого в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений за­креплены в ст. 37 Конституции РФ и реализуются в тесной свя­зи с правами, провозглашенными в других ее статьях: 17—19, 30, 32, 34, 37. 41-43, 45, 46, 48, 53, 55, 62.

Важное значение для регулирования трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений имеют международ­ные правовые акты и международные договоры РФ. Среди между­народных правовых актов, регулирующих сферу труда, следует выделить документы (конвенции и рекомендации), принятые Международной организацией труда: они затрагивают широкий круг проблем и даже характеризуются в зарубежной литературе как «Международный трудовой кодекс».

Поскольку общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции в соответствии с Конституцией РФ (п. 4 ст. 15) являются составной частью российской правовой системы, в ТК РФ (ст. 10) закреплено, что если международным договором Рос­сийской Федерации установлены другие правила, чем преду­смотренные трудовым законодательством и иными норматив­ными правовыми актами, содержащими нормы трудового пра­ва, то применяются правила международного договора.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ2 являет­ся исторически четвертым кодифицированным российским нормативным правовым актом о труде. Он содержит более 400 статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г. и с того времени успел подвергнуться большим изменениям, в том числе и прин­ципиальным. Наиболее существенной переработке ТК РФ под­вергся в результате принятия Федерального закона от 22 августа

2004 г. № 122-ФЗ' (часто называемого законом о монетизации льгот) и Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ2 (этот закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Большое значение для регулирования трудовых и иных не­посредственно связанных с ними отношений имеют также и другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Вопрос о признании актов высших судебных органов, и пре­жде всего постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в ка­честве источников трудового права является дискуссионным. Пока большинство правоведов считают, что они таковыми яв­ляться не могут, хотя и имеют большое значение для единооб­разного применения норм трудового законодательства. В на­стоящее время вопросы применения ТК РФ разъяснены поста­новлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №23.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что система источников трудового права включает в себя совокуп­ность взаимообусловленных блоков нормативных правовых ак­тов, различающихся по следующим признакам: по юридической силе — законы, подзаконные акты; по месту в системе трудового права — относящиеся ко всей отрасли, общей или особенной частям, отдельным институтам; по органам, принявшим нормативные правовые акты — Фе­деральное Собрание, Президент, Правительство России, феде­ральные органы исполнительной власти, органы власти субъек­тов РФ, органы местного самоуправления; по форме — законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, положения, разъяснения и т. д.; по географии и масштабам действия — общефедеральные, региональные — субъектов РФ, муниципальные, межотрасле­вые, отраслевые, локальные — в пределах данной организации и т. д.4

Кроме нормативных правовых актов, принимаемых в цен­трализованном порядке компетентными государственными ор­ганами и органами местного самоуправления, в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний большую роль играют локальные нормативные акты. Со­гласно ст. 7 ТК РФ работодатели, за исключением работодате­лей — физических лип, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные норматив­ные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательст­вом и иными нормативными правовыми актами, содержащи­ми нормы трудового права, коллективными договорами, со­глашениями.

Главная особенность таких актов состоит в том, что все они имеют юридическую силу только в рамках данной конкретной ор­ганизации (коллектива работников, занятых у индивидуального предпринимателя). При этом в установленных случаях работо­датель обязан учитывать мнение представительного органа ра­ботников или принимать локальные акты по согласованию с этим органом (при наличии такого представительного органа). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работ­ников по сравнению с трудовым законодательством, коллек­тивным договором, соглашениями либо принятые без соблюде­ния предусмотренного ТК РФ (ст. 372) порядка учета мнения представительного органа работников, применению не подле­жат.

В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых от­ношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний в договорном порядке может осуществляться путем заключе­ния, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. Эти договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законо­дательством и иными нормативными правовыми актами, со­держащими нормы трудового права. Если такие условия вклю­чены в коллективный договор, соглашение или трудовой дого­вор, то они не подлежат применению.

Таким образом, в трудовом праве существует достаточно стройная и субординированная система источников права, что позволяет устойчиво регулировать отношения в сфере труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: