Изменения во внешней политике России в начале XXI в. Место России на международной арене

Декабря 1991 г. Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

Декабря 1991 г. три «славянские республики» — РСФСР, УССР и БССР заявили о роспуске СССР и создании «Содружества Независимых Государств» (СНГ). Это событие, произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как «Беловежское соглашение». Оно было достигнуто между Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С.Шушкевичем. 21 декабря одиннадцать республик поддержали «Беловежское соглашение» о создании СНГ и роспуске СССР («Алма-Атинское соглашение»).

Марта 1991 г. в СССР (за исключением нескольких республик) прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

В апреле 1991 г. в «обновленный Союз» под названием «Содружество Суверенных Государств» (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но заявление о вступлении в ССГ не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.

19-21 августа 1991 г. консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра.

18 августа 1991 г. находившийся на отдыхе в Крыму Президент СССР М.С.Горбачев был блокирован на даче в Форосе. 19 августа был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) из 8 человек. В его состав вошли вице-президент СССР Г.И.Янаев, премьер-министр В.С.Павлов, руководители силовых структур — министр обороны Д.Т.Язов, министр внутренних дел Б.К.Пуго, председатель КГБ В.А.Крючков. М.С.Горбачева объявили временно отстраненным от управления государством по состоянию здоровья. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде областей было объявлено чрезвычайное положение, административная власть должна была перейти в них к военному руководству; деятельность оппозиционных партий и средств массовой информации запрещалась; в Москву были введены войска. В то же время ГКЧП объявил о продолжении курса на экономическую реформу.

Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Свободные радиостанции уже 19 августа назвали события в Москве путчем. Началось активное сопротивление действиям путчистов. Решающую роль в нем сыграло население Москвы, Ленинграда, ряда других городов. На улицы Москвы, наводненные войсками, вышли сотни тысяч людей, протестуя против политики ГКЧП. Оппозицию ГКЧП возглавил Президент России Б.Н.Ельцин. На сторону российского руководства перешел ряд военных частей. Москвичи многотысячным кольцом окружили резиденцию Ельцина — здание Верховного Совета РСФСР, «Белый Дом». В этих условиях ГКЧП не решился начать вооруженные действия и уже 21 августа практически был лишен власти. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. Реальная власть в Москве окончательно перешла от союзных органов к руководству РСФСР.

После провала попытки установить в стране чрезвычайное положение начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило возобновление «новоога-ревского процесса», в котором теперь участвовало семь республик. Крупнейшая после РСФСР республика — Украина в переговорах участвовать отказалась. Сразу после подавления «августовского путча» три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о признании этого выхода.

4. Внешняя политика

Новое политическое мышление

В середине 1980-х гг. новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Были определены следующие, традиционные для советской внешней политики, задачи: достижение всеобщей безопасности и разоружения; укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности; укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами «социалистческой ориентации», в особенности; восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами; укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

Эти направления были одобрены XXVII съездом партии в начале 1986 г. Однако в 1987-1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С.Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» (осень 1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов «нового политического мышления» во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел СССР Э.А.Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлев, послы СССР и США.

«Новое политическое мышление» (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации «идей перестройки» на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую и признание современного мира единым, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от приниципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т.п.).

В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома» и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 1990-х гг.

В качестве решающего шага на этом пути Политический Консультативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций.

Во второй половине 1980-х гг. Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987 г. 15 января 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку.

Нормализация отношений с США, Китаем и другими странами

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С.Горбачева с президентом США Р.Рейганом, затем Дж.Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и малой дальности). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г., он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в т.ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Это был второй договор, предусматривавший ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М.С.Горбачева с Р.Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. — февраль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР осудил и признал грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в соседней стране. Эта оценка была отражена в постановлении съезда «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.». С 1989 г. по 1991 г. помощь просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом в виде оружия, боеприпасов и проводольствия.

В январе 1989 г., подписав «Венскую декларацию» СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами через несколько месяцев, в мае того же года, были подготовлены проекты Закона о свободе совести и религиозных организаций и Указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Указ вступил в силу с января 1993 г.

Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989-1990 гг.». Согласно Указу, в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из социалистических стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2%.

1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР. Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск СССР из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами, но оставалось третье — «кампучийская проблема». Руководство СССР своим примером и прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода их войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.). Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Распад социалистической системы

1989 г. стал переломным и в отношениях между СССР и странами «социалистического содружества», руководители которых не приняли «нового политического мышления», считая, что оно приведет к изменению общественно-политического строя. Курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти (вторая половина 1989 г. — начало 1990 г.). Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.).

Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается бывшего «форпоста социализма» в Европе — ГДР, то как государство она вообще перестала существовать, войдя в 1990 г. в состав ФРГ. Политическому обострению отношений внутри содружества способствовало ослабление экономических связей между социалистическими государствами, свертывание процесса экономической интеграции соцстран. Решающим шагом на этом направлении стал перевод взаиморасчетов с рублевой на свободно конвертируемую валюту. Это серьезно сказалось как на дестабилизации рубля, так и на всей системе «экономической взаимопомощи». Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.

В обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева расчитывала на «добрую волю» стран Запада в политической и финансовой сферах. Однако Запад не спешил компенсировать Советскому Союзу его политические и экономические потери. Ухудшение внутриэкономического положения заставило руководителей СССР в 1990-1991 гг. обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990-1991 гг. они оказали Советскому Союзу «гуманитарную» помощь (главным образом продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР.

Улучшение в 2000 г. внешнеэкономической конъюнк_

туры, развитие производства и экономический рост внут_

ри страны сняли с повестки дня разговоры о реструкту_

ризации или списании внешнего долга. Лишь осенью

2001 г. удалось договориться с Чехией о списании 2,5 из

3,6 млрд долларов задолженности. В 2006 г. Россия вы_

платила все долги Парижскому клубу кредиторов.

Основной проблемой российско_американских взаимо_

отношений в 2000—2001 гг. являлось стремление Вашинг_

тона выйти из договора по ПРО (противоракетной оборо_

не) 1972 г. и создать национальную систему ПРО.

Руководство России считало, что создание национальной

ПРО (НПРО) Соединенными Штатами разрушает страте_

гическую стабильность, сложившуюся между СССР и

США — двумя ядерными державами во время «холодной

войны», и способно привести к стратегическому прево_

сходству Вашингтона.

Несмотря на активное сотрудничество, многочислен_

ные противоречия в отношениях США и России сохра_

нились. США не собирались выводить свои военные

базы с территории Киргизии и Узбекистана после окон_

чания операции в Афганистане. Дальнейшее расширение

НАТО на Восток (на пражском саммите НАТО в ноябре

2002 г. в альянс вошли Болгария, Латвия, Литва, Румы_

ния, Словакия, Словения и Эстония) стало очередным

негативным фактором в отношениях между Россией и

США. Впервые членами НАТО стали бывшие республи_

ки СССР.

Примером воплощения новых подходов США к урегу_

лированию международных отношений стали события в

Ираке.

Серьезные разногласия между Россией и США возник_

ли по вопросам глобального видения мира. Последова_

тельное стремление России видеть мир многополярным

вызывало раздражение США, которое открыто было

продемонстрировано в начале февраля 2007 г., когда гла_

ва Министерства обороны США Р. Гейтс в своем выступ_

лении перед Конгрессом де_факто причислил Россию к

вероятным противникам США, назвав ее в ряду «непред_

сказуемых стран» вместе с Ираном и Северной Кореей.

Тогда же США начали форсировать размещение элемен_

тов ПРО в Чехии и Польше.

Непросто складываются отношения России со страна_

ми так называемого ближнего зарубежья. Наиболее конф_

ликтные отношения со странами постсоветского простран_

ства сложились у России с Грузией, а также с прибал_

тийскими государствами.

Российская диаспора за рубежом — одна из самых

многочисленных в мире. Особенно она увеличилась после

распада СССР. Всего в настоящее время за пределами Рос_

сийской Федерации проживает до 30 млн человек. Из них

20 млн живут в странах СНГ и еще 10 млн — в других

государствах. С началаХХI в. Российское государство на_

чало предпринимать комплекс мер по оказанию поддерж_

ки соотечественникам за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: