Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.
Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.
Источниками права в России являются Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления; также к источникам права относятся международные договоры и соглашения, если они были в установленном порядке ратифицированы.
Конституция является первоисточником права в России, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Любой акт противоречащий Конституции признаётся недействительным в части противоречащих норм и должен быть либо отменён, либо изменён.
Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года по итогам референдума, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести.
Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула — это торжественная вступительная часть. Первый раздел — собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Конституционный строй», «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Второй раздел — «Заключительные и переходные положения».
Ключевые правовые нормы Конституции характеризуют следующие черты Российской Федерации:
- Демократическое государство: источником власти является народ, закрепление принципа разделения властей, идеологического и политического многообразия; гарантированно местного самоуправления.
- Федеративное устройство: территория состоит из 83 субъектов и каждый находится в равном положении перед федеральной властью.
- Правовое государство: гарантируются верховенство закона и взаимная ответственность человека и государства. Перед законом все равны и несут одинаковую ответственность за совершённые противоправные действия.
- Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др.
- Гуманистичность: высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие.
- Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а также законодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.
- Республиканская форма правления: высшие органы власти и должностные лица избираются населением на определённый срок, осуществляют свою власть от имени народа и несут ответственность перед ним.
Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции. Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ и обладают большей юридической силой, чем федеральные законы. Согласно Конституции, ФКЗ охватывают следующие вопросы:
- порядок принятия нового субъекта в состав РФ;
- изменение статуса субъекта РФ;
- установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования;
- порядок деятельности Правительства РФ;
- установление судебной системы РФ;
- полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;
- режимы чрезвычайного и военного положения;
- порядок созыва Конституционного Собрания.
По большинству вопросов законы приняты, кроме ФКЗ о созыве Конституционного собрания.
Федеральные законы — ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования. Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить. Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях.
Согласно сложившейся юридической практике, существует два основных вида федеральных законов:
- Основной закон — содержит в названии предмет регулирования, а в преамбуле и статьях раскрывается порядок его осуществления.
- Закон о внесении изменений и дополнений (поправочный закон) — в целях улучшения порядка регулирования, вносит существенные и/или незначительные изменения в различные федеральные законы.
В некоторых случаях эти виды объединяются в рамках одного федерального закона.
Кроме того, в российской законодательной системе существуют кодексы. Это федеральные законы, объединяющие в себе нормы одной отрасли или направленности, что упрощает их поиск и применение в юридической практике. По состоянию на 2 мая 2013 года в России действует 19 кодексов.
Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.
Конституцией не определяется правовое различие указа и распоряжения. Вместе с тем, распоряжением президента РФ дано следующее толкование:
- указ — решения президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании;
- распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.
К слову, правом давать официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений наделено Государственно-правовое управление президента РФ (ГПУ).
Акты Правительства РФ
В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ[6], Правительство России имеет следующую компетенцию:
- разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета;
- проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- управление федеральной собственностью;
- осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.
По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение. К слову, разрабатываемые проекты указом президента по перечисленным вопросам должны согласовываться с Правительством.
Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:
- постановления — акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие);
- распоряжения — акты не имеющие нормативного характера.
В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом.