double arrow

Состояние и проблемы менеджмента в современной России

Специфика менеджмента в России

Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений.

Задачи этого этапа:

- достижение материально-финансовой сбалансированности на­родного хозяйства;

- изменение стереотипов сознания и поведения;

- подготовка кадров новой формации.

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим пла­ном, практически полным отсутствием какой-либо самостоятель­ности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в на­стоящее время может быть регулируемый, социально-ориентиро­ванный рынок.

В менеджменте главной проблемой является работа с персона­лом. Суть трудовой мотивации у большинства работников в СССР сводилась к желанию иметь относительно гарантированную заработную плату при невысокой интенсивности и низком качестве труда. Между тем, по официально опубликованным данным, ча­совая выработка производственных рабочих в обрабатывающей промышленности нашей страны составляет лишь 20 % от анало­гичного показателя в США. По этому показателю нас обогнали не только наиболее развитые в экономическом отношений страны, но и такие государства как Мексика, Бразилия, Аргентина, Португалия, Греция и другие, которые традиционно относятся к развивающимся.

Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Лишь один из четырех руководителей, по данным НИИ труда России, читает литературу по социологии и психологии труда, экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.

Таким образом, главная трудность в реформировании бывшей советской системы — это люди. России остро не хватает современных эффективных менеджеров.

Приблизительно 30-40% общего объема промышленной продукции приходится на изделия, которые выпускает только один производитель, что говорит о монополизме экономики страны.

В настоящее время в России функционируют следующие предприятия: государственные, не подлежащие приватизации; приватизированные с участием либо без участия государства; частные (вновь созданные).

Специфика менеджмента на государственных предприятиях заключается в полной ответственности перед владельцем соб­ственности — государством и ограниченность прав руководящего персона­ла.

Вторая, потенциально наиболее значимая, группа предприятий — это приватизированные предприятия. Эта группа вызывает повышенный интерес к особенностям менеджмента.

Менеджеры (руководители) предприятий несут здесь всю полноту ответственности за управление предприятием. Сюда входит право: определять организационную структуру производства, уста­навливать цены, определять количество и номенклатуру выпускаемой продукции, нанимать, выплачивать вознаграждение и увольнять работников, распоряжаться финансами предприятия.

Необходимо также уточнить, что совмещение в одном лице собственника средств производства и наемного работника в большей степени характерно для периода первоначального накопления ка­питала. Сейчас же до 3/4 работающих в развитых странах не являются собственниками своего предприятия.

Составной частью структуры российского рынка является так называемая малая экономика, основой которой, в первую очередь, является частный капитал.

К числу преимуществ малых предприятий относятся: быстрая адаптация к постоянно меняющимся условиям реализации продукции на рынке, быстрая оборачиваемость средств, значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной орга­низации и управления производством, сравнительно низкие зат­раты на аппарат управления.

Но такие предприятия не могут составить реальную конкуренцию крупным компаниям которые сохраняют за собой традиционную функцию массового поточного производства и быстрого насыщения рынка новой про­дукцией. Для современных крупных предприятий характерны высокий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства. Это, в свою очередь, позволяет таким компаниям снижать издержки производства в расчете на единицу продукции и продавать ее по относительно низким ценам. Таким образом, в сегментах рынка, контролируемых мощными корпорациями, дея­тельность среднего и малого бизнеса затруднена.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что оптимальным вариантом является участие малых и средних предприятий наряду с крупными в выполнении совместных работ.

В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов.

В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к авто­номности, самостоятельности в хозяйственном отношении; фор­мированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятель­ности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению соб­ственных доходов и расходов.

Территориальный хозяйственный механизм ориентирует менед­жеров на развитие и укрепление межрайонных связей. В частности, для менеджера может иметь особое значение тот факт, что пред­приятия, выпускающие дефицитную продукцию для нужд какого-либо региона, могут иметь льготное налогообложение и кредито­вание, приоритетное выделение централизованных ресурсов, до­полнительные права по развитию внешнеэкономических связей, льготы в социальном обеспечении, приоритеты в обеспечении квалифицированными кадрами и др.

Кроме того, различные предприятия, расположенные в одном регионе объединяют возможности для совместного решения проблем технического перевооружения и наращивания производства, реализации территориальных социальных программ.

За годы становления менеджмента в современной России накопилось множество проблем без решения которых говорить о дальнейшей интег­рации в мировое сообщество нашего бизнеса было бы бессмыс­ленным:

1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандарта­ми.

2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.

3. Неспособность принимать решения.

4. Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы смело делегировать подчиненным.

5. Низкий профессионализм.

6. Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасе­ния, что независимые консультанты выведают коммерческую тай­ну и продадут ее конкурентам.

7. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.

8. Нехватка специалистов по антикризисному управлению и прове дению банкротства.

9. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций.

10. Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента.

11. Непонимание возрастания роли qualitу-менеджмента на предпри­ятии. Следует знать, что управление качеством не сводится только к созданию служб ОТК, а представ­ляет собой процесс управления элементами производственного про­цесса, обеспечивающий достижение и поддержание планируемо­го состояния и уровня качества продукции.

12. Н еумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента.

13. Отсутствие навыков реализации продукции

14. Неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы. Формы мотивации изменились — это денежные премии, поездки за рубеж или по стране, оплаченные предприятием, свободный график работы и т. п.

15. Отсутствие систематизированной теории российского менедж­мента.

16. Экологические проблемы (устаревшие оборудование и технологии).

17. Осознание социальной ответственности менеджмента. В погоне за прибылью менеджеры иногда забывают о той социальной от­ветственности, которую они должны нести. Такие руководители считают: «Или прибыль, или социальная ответственность». Закупка за границей вредных для здоровья промышленных товаров и продовольственных продуктов, например посуды из меланина или просроченных продуктов питания, сбыт испорченных продуктов в заказах для ветеранов Великой Отечественной войны или китай­ские игрушки, содержащие вредные химические соединения, для детей из детских домов — не считаются преступлением в сознании таких менеджеров.

18. Проблемы налогового пресса и неопределенность механизмов ценообразования. До сих пор в нашей стране отсутствует отрегулирован­ное и эффективное налогообложение. Руководителям предприя­тий легче находить пути обхода законов, чем соблюдать их.

19. Слабость законодательной базы. Законы противоречат друг другу. Региональные законы порой вступают в противоречие с федераль­ным законодательством и др.

20. Отсутствие умения формировать команду, подбирать кадры. За это мы сейчас расплачиваемся. Не только менеджеры российских предприятий, но и руководители страны часто не умеют формировать команду. Отсюда бесконечные увольнения, конфликты интересов и т.д.

К настоящему времени выработаны определенные направле­ния для решения перечисленных выше проблем.

Таких направле­ний — четыре:

1. Воссоздание системы повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов и бизнес-школ.

2. Подготовка российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров

З. Перенятие опыта предприятий — мировых лидеров, самостоя­тельно формирующих кадры менеджеров.

4. Создание Президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий РФ.

Основные задачи, стоящие перед менеджментом в России:

- обеспечивать жизнеспособность своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции, несмотря на любые изменения рынка;

- добиваться максимизации прибыли в конкретных условиях рынка;

- разработать и последовательно реализовывать программу разви­тия коллектива предприятия, включая социальные проблемы, орга­низовывать работу на базе современных эффективных методов;

- совершенствовать работу предприятия на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, добиваясь эффективной работы каждого сотрудника в отдельности и всего коллектива как единой взаимо­действующей системы;

- разрабатывать и внедрять в практику более совершенные фор­мы бизнеса, осваивая новые отрасли и сферы;

- определять цели, соответствующие интересам фирмы, исходя из запросов рынка и потребителя;

- уметь в разумных пределах идти на риск и быть способным ней­трализовать его воздействие;

- внедрять теоретические разработки отечественной и зарубеж­ной науки после адаптации к конкретным условиям;

- подходить к управлению с учетом особенностей истории стра­ны, российских условий бизнеса и российского менталитета;

- уметь предотвращать и успешно преодолевать кризисные явле­ния в процессе деятельности организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: