double arrow

Понятие и виды организационных структур управления сервисным предприятием


ПРЕДПРИЯТИЕМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Лекция 6 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ

ПЛАН:

6.1 Понятие и виды организационных структур управления сервисным предприятием

6.2 Проектирование организационных структур

6.3 Формальная и неформальная организации

Структура управления предприятием сферы сервиса и туризма – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих их функционирования как единого целого.

На конкретную структуру управления влияют:

· масштаб и структура самой организации;

· технологические факторы;

· экономические факторы;

· человеческий фактор;

· естественные факторы.

Управлять организационной структурой – значит оптимально распределить цели и задачи между работниками организации.

В структуре управления организацией выделяют следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

Теория и практика менеджмента предполагает два типа структур управления: иерархическую и органическую (табл. 3).

К иерархическому типу структур относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная.

Таблица 3 - Сравнительная характеристика иерархического и органического типов структур

Признак Иерархический тип Органический тип
Основа построения структуры Четко определенная иерархия Отсутствие иерархии
Тип руководства Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена руководства исходя их ситуации
Преобладающий тип связей Вертикальные Горизонтальные
Формализация отношений Четко определенные обязанности и права Изменяющаяся система норм и ценностей
Организация труда Жесткое разделение функций Временное закрепление функций за группами
Основание для получения желаемого результата Рационализация в спроектированной структуре управления Инициатива персонала и самоорганизация

1. Линейная организационная структура управленияво главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными. Его решения, передаваемые «сверху вниз», являются обязательными для всех нижестоящих звеньев, обеспечивая прямое воздействие на объект управления (рис. 8).

 
 


Рис. 8 Линейная организационная структура управления,

где И – исполнитель

Основные достоинства и недостатки данного вида структур представлены в табл. 4.

Таблица 4 - Особенности линейной организационной структуры

Преимущества Недостатки
Простота организационной структуры; полная ответственность линейного руководителя за результаты работы; единство и четкость распоряжений; согласованность действий руководителей Предъявление жестких требований к руководителю, который должен быть компетентным во всех сферах (производство, сбыт, бухучет и т.д.)

2. Функциональная организационная структура управленияпредполага




ет деление организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации: производство, сбыт, финансы, научные исследования и т.д. (рис. 9).

Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих условиях.

 
 


Рис. 9 Функциональная организационная структура управления

предприятием, где И - исполнитель

Функциональная организационная структура также имеет свои плюсы и минусы (табл. 5).

Таблица 5 - Особенности функциональной организационной структуры

Преимущества Недостатки
Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций; высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами; длительность процедур принятия решений; чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений

3. Линейно-функциональная организационная структура управления -в ее основу положен так называемый шахтный принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам сервисной организации (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.). По каждой из этих подсистем формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю туристскую организацию сверху донизу (рис. 10).



 
 


Функциональный штаб
Линейные службы

 
 


Рис. 10 Линейно-функциональная организационная структура управления

Характеристика линейно-функциональной организационной структуры приведена в табл. 6.

Таблица 6 - Особенности линейно-функциональной структуры управления

Преимущества Недостатки
Лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем; повышение обоснованности команд управления линейного руководителя за счет привлечения специалистов Недостаточно четкая ответственность, т.к. сотрудник, готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; невозможность быстрого реагирования на меняющиеся условия внешней среды; опасность конфликтов линейных и функциональных структур; отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями предприятия; чрезмерно развитая система связей по вертикали

Опыт использования линейно-функциональных структур показал, что они наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции.

4. Дивизиональная организационная структура управления –действуют несколько самостоятельных производств (предприятий), пространственно отделенных друг от друга. Каждое из них имеет собственную сферу деятельности, самостоятельно решает текущие производственные и хозяйственные вопросы (рис. 11).

Структуризация организации индустрии сервиса и туризма производится следующим образом: либо это продуктовая специализация, либо потребительская, либо региональная. Они подчиняются вышестоящему органу, который координирует их деятельность (рис. 12).

 
 


Рис. 11 Упрощенная схема дивизиональной организационной структуры

           
   
Удовлетворение потребностей в продукции и услугах определенной группы клиентов
 
   
Удовлетворение потребностей в продукции и услугах клиентов на одной территории
 
   
Удовлетворение потребностей клиентов в продукции и услугах данного вида
 
   
Освоение и производство принципиально новой продукции и услуг


Рис. 12 Принципы создания подразделений в рамках дивизиональной

структуры

Подразделения, образующие дивизиональную структуру, объединены между собой, а также с общим центром производственными, финансовыми и административными связями. Черты дивизиональной организационной структуры приведены в табл. 7.

Таблица 7 - Особенности дивизиональной структуры управления

Преимущества Недостатки
Ориентация на источник прибыли; децентрализация, повышающая самостоятельность принимаемых решений и их обоснованность; скоординированное управление; обеспечивается более тесная связь производителя турпродукта с потребителем; быстрое реагирование организации на изменения, происходящие во внешней среде, быстрая адаптация к рыночным условиям Сложность, обусловленная большим количеством уровней иерархии, необходимостью создания промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.д.; дублирование функций управления на разных уровнях и рост затрат на содержание управленческого аппарата

К органическому типу структур относятся: проектная и матричная организационная структуры.

1. Проектная организационная структура управленияформируется в том случае, если туристская организация разрабатывает какой-либо новый проект, например по освоению нового турпродукта. Проектная группа работает на временной основе. В ее состав включаются необходимые специалисты, в том числе и по управлению. Руководитель проектной группы наделяется проектными полномочиями: ответственностью за планирование, состояние графика и ход выполнения работ, правом на материальное поощрение работников и т.д. По завершении проекта группа распадается, а сотрудники либо переходят в новую проектную группу, либо возвращаются на прежнее место работы. Такая структура обеспечивает маневренность, гибкость стратегии, но при наличии нескольких проектов приводит к рассредоточению персонала по разным направлениям, что усложняет поддержание и развитие деятельности туристской организации как единого целого. Для реализации задач координации деятельности разных проектных групп в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются матричные структуры.

2. Матричная организационная структура управления синтез проектных и функциональных организационных структур в расчете на определенный проект. Руководитель проекта создает коллектив, который состоит из представителей функциональных подразделений для выполнения всего комплекса работ (рис.13).

  Исследование и разработка турпродукта Осуществление туристской деятельности Снабжение Бухучет, контроль Кадры и техника безопасности
   
Руководители проекта А Группа специалистов-разработчиков Группа менеджеров по туризму Группа снабжения Группа бухгалтеров, экономистов Группа кадровых служащих
Руководители проекта Б Группа специалистов-разработчиков Группа менеджеров по туризму Группа снабжения Группа бухгалтеров, экономистов Группа кадровых служащих

Рис. 13 Упрощенная схема матричной структуры управления

В основе структуры лежит принцип двойного подчинения исполнителя: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, а с другой – руководителю проекта, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. Таким образом, руководитель проекта имеет в своем подчинении две группы сотрудников: постоянных членов группы и работников функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов.

Преимущества и недостатки матричной организационной структуры приведены в табл. 8.

Таблица 8 - Особенности матричной организационной структуры

Преимущества Недостатки
Повышение эффективности использования персонала; гибкость организационной структуры; повышение компетентности принятия решения на различных уровнях; обеспечение высокой целевой ориентации работы, ее быстрой адаптации к меняющейся ситуации Дуализм управления; возможность возникновения конфликтных ситуаций во временных группах; сложность, грамотность, плохая приспособленность такой структуры к работе в критических ситуациях

В практике сервисного обслуживания разные типы организационных структур, рассмотренные выше, могут пересекаться, дополнять друг друга. Одни из составных единиц организации сервисного предприятия остаются стабильными, другие могут создаваться или упраздняться по мере необходимости.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: