Типы стратегий
Понятие и виды управленческих стратегий
Миссия организации
Цели организации
6. Планирование: понятие и виды планов
1. Цели организации
Цель - это идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации. Именно на его достижение ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Причем крупные фирмы имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.
Цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, фиксируются в официальных документах, либо неявно подразумеваются в повседневной деятельности организации, сквозят в ее философии.
На формулировку цели влияют:
- характер производственного и кадрового потенциала организации.
- условия ее функционирования.
- взгляды руководства,
- интересы персонала, деловых партнеров, клиентов, местных властей, общества.
В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций:
1) выражают философию организации,
|
|
2) ориентируют деятельность организации и каждого ее члена,
3) служат критерием выделения проблем, принятия решений и оценки результатов деятельности,
4) сплачивают энтузиастов, побуждают их к активности.
5) оправдывают необходимость и законность существования организации.
Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели отвечают определенным требованиям (требования к целям):
- четкость постановки.
- реальность.
- гибкость, способность к корректировке.
- признание людьми.
- проверяемость.
- взаимная совместимость, непротиворечивость.
Классификация целей организации:
- цели бывают заданными извне (руководство фирмы определяет их для отдельного подразделения) или сформировавшимися внутри организации (цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей);
- стратегическими или тактическими;
- долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными;
- выражаемыми качественно или количественно.
- технологическими, экономическими, производственными, административными, маркетинговыми, научно-техническими, социальными и т. п.;
- направленными на достижение конкретного результата, определенного состояния объекта управления, осуществление той или иной деятельности;
- взаимоисключающими, конкурирующими, дополняющими, безразличными по отношению друг к другу.
Общие цели отражают важнейшие направления деятельности организации в целом.
Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей.
|
|
Если в результате поставленные цели полностью или частично достигнуты, деятельность считается эффективной. Количественно эффективность характеризуется степенью достижения целей, например процентом выполнения плана по производству или реализации продукции.
Условия эффективного достижения целей: заблаговременное создание необходимых организационных и материальных предпосылок, своевременное начало действий, наличие свободы маневра, использование современных средств и методов работы, благоприятный морально-психологический климат.
2. Миссия организации
Миссия создает у окружающих представление о предназначении организации, ее философии, социальной ответственности перед обществом и своими работниками, ценностях, наиболее привлекательных сферах деятельности, задачах в области производства, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения конкурентоспособности и т. п.
Миссия создаст основу для формулировки целей организации — общих и специфических, выработки стратегии, распределении ресурсов, ориентации управляющих.
Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется. Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — это брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
- цель функционирования организации,
- область деятельности организации,
- философия организации,
- методы достижения поставленных целей,
- методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
3. Понятие и виды управленческих стратегий
Стратегия - это общая концепция того, как реализуется миссия и главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы.
Стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочной стратегией).
Тактика — это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии на среднем и низовом уровнях управления в сложившихся на данный момент конкретных условиях.
Стратегия включает несколько элементов.
Прежде всего к ним относится уже известная нам система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели.
Другой элемент стратегии — приоритеты (ведущие правила) распределения ресурсов между отдельными подразделениями.
Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления конкретных управленческих действий, например оценки работы, регламентации внутренних отношений, выполнения различных операций.
В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент как внутри организации, так и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в концепцию стратегии не укладываются. Они могут, например, открыть новые направления деятельности или заставить отказаться от старых; способствовать развитию организации или, наоборот, замедлить его. Чтобы не менять в связи с этим стратегию в целом, организация может ставить и реализовывать стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие (однако если ситуация меняется коренным образом, стратегию приходится обновлять тоже).
Виды стратегий
Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них — генеральная, отражающая способы осуществления миссии организации. Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии, например стратегия банкротства. Основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают пути достижения специфических целей организации, стоящих перед ее отдельными подразделениями и службами. К функциональным относятся, например, стратегия маркетинга, производства, финансовая стратегия.
|
|
Факторы, определяющие стратегию:
- конкурентные преимущества, которыми организация обладает в своей сфере деятельности по сравнению с соперниками или к которым стремится.
- характер выпускаемой продукции, особенности ее сбыта, послепродажного обслуживания.
- организационные факторы, среди которых выделяются гибкость внутренней структуры фирмы, системы управления, сглаженность механизмов последнего, степень бюрократизации.
- обеспеченность ресурсами.
- творческий потенциал членов организации, их нацеленность на совершенствование деятельности, непрерывные преобразования в соответствии с меняющимися условиями.
- степень зависимости организации от внешней среды и ранее принятых на себя обязательств.
- степень рискованности производственно-хозяйственной деятельности.
- культура управления, уровень притязаний и предприимчивости ее руководства, способность последнего к лидерству, созданию благоприятного внутреннего климата в коллективе.
Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий.
1. Разработка. На этой стадии происходит оценка анализа рыночных возможностей и ресурсов организации, формулировка целей; создаются общая концепция стратегии и (в ее рамках) набор вариантов.
2. Доводка. На стадии доводки эти варианты дорабатываются до нужной кондиции.
3. Стратегический выбор. Наконец, на стадии стратегического выбора происходит анализ и оценка вариантов. В результате лучший из них принимается в качестве базового и служит основой создания специальных и функциональных стратегий, подготовки стратегических и оперативных планов, программ, бюджетов.
4. Типы рыночных стратегий
Условно организационные стратегии фирмы могут быть разделены на две группы:
|
|
1. Конкурентные стратегии определяют модель ее поведения на рынке. Ее объектом является выпускаемый товар (услуга). По мнению американского исследователя этих проблем М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегии:
А) лидерство в низких издержках. Она ориентирует фирму на получение дополнительной прибыли за счет экономии на постоянных затратах.
Б) дифференциация. Суть данной стратегии состоит в том, что фирма концентрирует свои усилия на нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими за счет уникальности своей продукции.
В) фокусирование. Стратегия фокусирования основывается на выборе какого-то из сегментов (части) рынка и достижении там безусловных конкурентных преимуществ путем реализации одной из двух описанных выше стратегий.
Помимо перечисленных, Портер выделяет портфельную стратегию, предполагающую ориентацию на производство широкого ассортимента товаров и услуг, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
2. Стратегии развития. Если конкурентные стратегии фирмы в первую очередь связаны товаром, то стратегии развитии в качестве объекта имеют ее потенциал и конкурентные преимущества. В настоящее время можно говорить о четырех типах осуществления этих стратегий: рост, умеренный рост, сокращение и комбинированная стратегия.
Стратегия роста присуща молодым фирмам независимо от сферы деятельности (они стремятся в кратчайшие сроки занять лидирующие позиции) либо тем, кто находится на острие научно-технического прогресса.
Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности возникает в периоды перестройки организации, когда нужно провести ее санацию, избавиться от всего устаревшего, мешающего дальнейшему продвижению вперед.
Но чаще всего на практике имеет место комбинированная стратегия, включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих. В ее рамках одни подразделения (рыночные сегменты) фирмы развиваются быстро, другие — умеренно, третьи — стабилизируются, четвертые — сокращают масштабы своей деятельности. В итоге в зависимости от конкретного сочетания данных подходов будет иметь место общий рост, общая стабилизация или общее сокращение потенциала и масштабов деятельности. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальности хозяйственной жизни.
Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида:
- наступательная стратегия чаще всего реализуется через увеличение разнообразия выпускаемых товаров и услуг (диверсификация производства), развитие рынка, активизацию поведения на нем. Диверсификация производства может быть вертикальной и горизонтальной. Диверсификация осуществляется в форме прямого или портфельного инвестирования, а также кооперации. Прямое инвестирование состоит в строительстве или реконструкции реальных производственных объектов, портфельное — в приобретении пакетов акций соответствующих корпораций. Кооперация сегодня чаще всего происходит в форме технического обучении и помощи в освоении новинок, общих исследований, разработок, производства или сборки продукции на совместных предприятиях.
- наступательно-оборонительная (стратегию стабилизации) реализуется в условиях перестройки деятельности организации. Здесь осуществляется маневр ресурсами путем ухода из неперспективных, неприбыльных сфер, продажи непрофильных предприятий и одновременной модернизации и расширения существующего производства, совершенствования выпускаемой продукции и услуг, захвата новых сегментов рынка.
- оборонительная (стратегию выживания) стратегия подчинена задаче выживания фирмы и укрепления ее пошатнувшегося положения. Здесь часто имеет место сокращение масштабов деятельности, тотальная экономия, потеря ряда позиций на рынке без завоевания новых.
5. Прогнозирование
Прогноз - система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. Речь, в частности, идет о характеристике кадрового, производственного и научно-технического потенциала, возможных и желательных результатах деятельности. Как правило, такое представление существует в нескольких вариантах, которые тщательно сопоставляются и анализируются, с тем чтобы выбрать наиболее достоверный.
Пробел, оставленный прогнозами, заполняют допущения, которые касаются более достоверных событий и явлений.
Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных описаний будущего объекта, его количественных оценок, показателей степени вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности наступления того или иного события.
Методы прогнозирования
1. Наиболее простой из них — экстраполяция, или проекция в будущее. Ее суть — в автоматическом перенесении существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности, численности работающих.
2. Математическое моделирование процессов.
Рассмотренные способы прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему. С его помощью на основе знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее изменения можно нарисовать приблизительную картину будущего.
3. Метод экспертных оценок основывается на сопоставлении по интересующему вопросу мнений специалистов в соответствующих областях. Это позволяет нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную картину будущего.
Метод экспертных оценок составляет основу нормативного подхода к прогнозированию. Он непосредственно дает видение будущего, которое служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения.
Подробное описание последовательности предполагаемых событий с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило название сценарий.
Многовариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2—3). Каждый из них, как правило, разрабатывается в трех вариантах: оптимистичном (в надежде на благоприятные условия в будущем), реалистичном (исходящим из нормальных, средних условий), пессимистичном (предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо). Наличие трех вариантов задает рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, многовариантность создает основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сам сценарий.
6. Планирование: понятие и виды планов
Инструментом реализации стратегии является планирование.
Планирование — это процесс практического воплощения стратегии, принятия совокупности взаимосвязанных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации.
Решения, которые принято относить к плановым, могут быть связаны с постановкой целей и задач, разработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В подготовке и принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком смысле планированием является составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги организации в осуществлении принятых решений.
Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем, промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Существует три основных типа планов.
1) планы-цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
2) планы для повторяющихся действий, предписывают сроки, а также порядок осуществления в стандартных ситуациях.
3) планы для неповторяющихся действий, составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе развития и функционирования организации.
Принципы планирования:
1. Участие максимального числа сотрудников в работе над планом уже на ранних этапах его составления.
2. Непрерывность.
3. Эффективное планирование требует гибкости.
4. Единство и взаимосвязанность отдельных частей организации требуют согласования ее планов в форме координации и интеграции. Координация осуществляется по горизонтали, т. е. между подразделениями одного уровня, а интеграция по вертикали — между выше- и нижестоящими.
5. Экономичность - превышения эффекта, приносимого выполнением плана, затрат на его составление.
6. Создание необходимых условий для выполнения плана.
Подходы к составлению планов:
1. Ориентация на ограниченные ресурсы. Планы составляют в первую очередь исходя из того, что ресурсы ограниченны и появления новых в будущем не предвидится, и в дальнейшем не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности, ибо на их реализацию может просто не хватить средств.
2. Ориентация на открывающиеся возможности. Более богатые организации могут позволить себе изменять планы, подстраиваясь под новые возможности и привлекая для их использования дополнительные средства, излишками которых они располагают.
3. Оптимизация достигаемых целей. Организации, располагающие значительными ресурсами, оптимизируют планы исходя не из ресурсов, а из целей. Поэтому если проект ожидается прибыльным, средств на него не жалеют.
Виды планов
1. Перспективные планы - планы, составляемые на период до 10 и более лет.
А) Традиционные долгосрочные планы определяют шаги, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации. Строятся от настоящего к будущему. Основной объект планирования - внутренний потенциал организации.
Б) Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование будущего потенциала организации и обеспечение ее перспективного выживания. Основной объект планирования — внешние возможности и конкурентные преимущества.
2. Текущее планирование — это планирование на срок до одного года. Оно находит воплощение в краткосрочных и оперативных планах. В них увязываются все направления деятельности организации и ее подразделений на предстоящий период.
Формы краткосрочных планов:
А) Производственная программа предприятия и подразделений..
Б) Оперативно-календарный план.
В) Сменно-суточное задание.
Тема 12. Управленческий контроль