Лекция 1. Признаки государства: обладает полной самостоятельностью, законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к

Признаки государства: обладает полной самостоятельностью, законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории, верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной валюты.

Располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения.

Организует и осуществляет власть на правовых основах.

Признаки государства. Публичная власть; государственный суверенитет; территориальная организация; наличие государственной символики; налогообложение населения; легитимная власть, специальный аппарат управления обществом, организация жизни населения на правовых началах; государственный язык.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность и его социальное назначение в обществе. Предназначение государства проявляется в его функциях. Это и есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

По сфере распространения. Внутренняя - осуществляется внутри страны, которая связана с реализацией политической власти. Внешняя - связанная с отношениями данного государства с другими странами.

Внутренние функции. Экономическая - формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, определение общих программ экономического развития страны; социальная - оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, связь, образование; финансовый контроль - выявление и учёт доходов производителей, часть которых направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных, и общегосударственных нужд; охрана правопорядка - обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений; экологическая - система государственных мероприятий направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

Внешние функции. Экономическое, политическое, научно-техническая, экологическая, военная, культурное содружество с другими государствами; оборона страны от внешней агрессии, охрана государственных границ; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологическая, сырьевая, энергетическая, демографическая); внешнеэкономическое партнёрства и государственной поддержки иностранных инвестиций.

Выделяют три основных элемента в форме государства. Форма управления; форма территориального (государственного) устройства; политический (государственный) режим. В совокупности эти элементы раскрывают форму государства. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти, её высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом (дума, например) различают монархическую и республиканскую форму правления. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства. В частности между центральными и местными органами. Политический режим - это совокупность приёмов, способов и методов с помощью которых осуществляется государственная власть.

Правовое государство. Такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Норма права - это общеобязательное правило поведения устанавливаемое или санкционируемое государством им охраняемая и обеспечиваемая его принудительной силой. Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Она устанавливает свободы действий и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких-либо поступков. Нарушение границ свободы и дозволенного поведения влечёт за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.

Правовое государство это способ организации общества при котором обеспечивается господство права и реализуется: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд.

Верховенство права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство. Деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека справедливости и законности).

Верховенство закона. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права. Другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола.

Разделение властей. Распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветками и государственными органами. Независимо от ветви власти эти действия могут сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть. Она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека. В правовом государстве существует реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

Взаимная ответственность граждан и государства. Взаимная ответственность предполагает, что не только гражданин отвечает за совершения правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица, несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Основные теории происхождения и государства.

Теологическая теория. Её создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всём. Согласно этой теории творец всего сущего на земле, в том числе государства, это Бог. Проникнуть же в тайны божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Придавая государству и государственной власти божественный ареол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждая преступность, способствовала взаимопониманию и разумного порядка.

Патриархальная. Была распространена в древней Греции. Её автор - Аристотель. Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни. Что в не государства общение человека с себе подобными - невозможно. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства. Возникла в древней Греции. Сущность данной теории в том, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Сторонники теории Бруссо и Гоббс.

Теория насилия и завоевания. Возникла и получила распространение в конце 19, начале 20 века. Её основоположники Гумплович, Каутский. Опирались на известные исторические факты, возникновение германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, это война и завоевания. Каутский, развивая основные положения теории, утверждал, что классы и государства появляются вместе в результате войны или завоевания.

Марксистская теория. Карл Маркс, Э. Энгель. Изложена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть теории выражается: государство есть продукт и примирение непримиримых классовых противоречий.

Учение о государстве Гегеля. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно государства и права лежит абсолютное духовное и разумное начало. Абсолютная идея: мировой разум - мировой дух. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Государство не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует. Оно не средство, а цель. Цель в себе. Высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет, как основания государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть по мнению Гегеля, не может выражать интересы народы, так как народ не только не знает, чего хочет (разумная воля), но даже не знает того, чего не хочет сам.

Основные теории возникновения права.

Происхождение права, как вечного, выражающего божью волю и высший разум. Теория опирается не на науку, а на веру.

Теория естественного права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством, и естественное право. Естественное вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости. Оно не создаётся, а возникает само по себе - спонтанно. Люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

Историческое право. Возникла в Германии 18-19 век. Они регламентируются законодателем и вытекают из национального и народного сознания.

Нормативистская теория права. Автор Кельзен. Выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.

Высматривает причины правообразования в психике людей. В императивно-аттрибутивных правовых переживаниях. Право это особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в психике индивида.

Марксистская концепция происхождения права. Последовательно-материалистическяа. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: