Принципы таможенного права

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. В них в концентрированном виде выражено содержание, важнейшие основы таможенного права.

· Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве.
Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые принципы и принципы отраслевого характера.
К общеправовым принципам таможенного права относятся:

·  принцип законности (Этот принцип означает, что все участники таможенных правоотношений должны действовать в соответствии с законом.действия как государственных органов и должностных лиц, так и частных юридических и физических лиц должны отвечать требованиям Конституции РФ, международным договорам России, а также ее законодательству),

· принцип демократизма (предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны, также демократизм проявляется в возможности защиты субъектами таможенных правоотношений своих прав и в наличии возможности у граждан и хозяйствующих субъектов в сфере таможенных правоотношений воздействовать на деятельность государственных органов: обжаловать их действия и бездействие, решения, требовать совершения определенных действий и т.д.)

Принципы законности и демократизма присущи любой отрасли современного российского права. Из этих основополагающих принципов вытекают также принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, принцип приоритета международно-правовых норм, принцип юридического равенства, принцип объективной истины и принцип судебной защиты субъективных прав. Их содержание общеизвестно.
^ Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:
— принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;
— принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения;
— принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.

 

 

4. Методы таможенно-правового регулирования. Таможенно тарифное и нетарифное регулирование.

Метод таможенного права представляет собой совокупность приемов, способов и средств осуществления таможенной политики, реализации норм таможенного законодательства. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права.

Чаще всегоВ рамках таможенного регулирования применяются два метода правового воздействия.

· Императивный метод — это метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в определенные отношения с государственными органами, уполномоченными в области таможенного дела. Данные таможенные правоотношения регулируются строго установленными правилами поведения.

· Диспозитивный метод — это метод дозволений. Данный метод правового регулирования таможенных правоотношений имеет место лишь тогда, когда поведение участников регламентируется гражданско-правовыми нормами (чаще всего при заключении гражданско-правовых договоров, например, при регулировании договора перевозки).

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

 

1) таможенно-тарифного регулирования;

 

2) нетарифного регулирования;

 

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

 

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, осуществляемым путем установления ввозных и вывозных (только в отношении сырьевых товаров) таможенных пошлин при их перемещении через таможенную границу. При этом таможенная пошлина представляет по своей сути разновидность косвенного налога, которым облагается товар при его перемещении через таможенную границу. Как всякий косвенный налог, она увеличивает цену товара и тем самым снижает его конкурентоспособность.

Импортная таможенная пошлина — наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены наограничений вывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

3) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Нетарифное регулирование. Поэтапное снижение уровня тарифной защиты странами в процессе реализации своих обязательств в силу условий присоединения к ВТО или последующих раундов многосторонних переговоров вывело на первый план в качестве наиболее эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия в силу недостаточной определенности применения и возможности многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара. При этом необходимо отметить, что до сих пор в мировой торговле отсутствует общепризнанное определение нетарифных барьеров, их классификация, единая методология количественной оценки последствий их применения для торговли. Эти обстоятельства лежат в основе проблем, с которыми сталкиваются как государственные органы власти, так и участники рынка в урегулировании спорных вопросов применения нетарифных барьеров.

Нетарифные меры (наиболее часто употребляемым за рубежом термином является термин «нетарифные барьеры») — любые меры национальной торговой политики, выходящие за рамки таможенно-тарифной политики и используемые в качестве инструментария при регулировании внешней торговли, то есть, любые меры экономического, административного или технического характера, ограничивающие свободную торговлю между государствами.

Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.

Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т.д.

Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами оказываются скорее их побочным результатом.

В качестве основных, наиболее часто применяемых мер нетарифного регулирования, как правило, используются:

1) импортное лицензирование;

2) антидемпинговые и компенсационные меры;

3) различные формы налогообложения (налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота (налог с продажи);

4) акцизные сборы;

5) специальные импортные налоги и сборы;

6) меры валютного и финансового характера (налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение, система предварительной оплаты пошлин и налогов и др.).

К барьерам административного характера относят запрещение импорта, «добровольные» ограничения экспорта, количественные ограничения (индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты), а также один из самых распространенных способов нетарифного регулирования — импортное лицензирование.

К техническим барьерам во внешней торговле относят: национальные стандарты, системы сертификации продукции; требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами; требования экологического характера; требования к упаковке и маркировке товаров.

Нетарифные ограничения могут применяться как при экспорте, так и при импорте товаров и услуг.

 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: