Групповое взаимодействие в спортивной команде (внутригрупповое и межгрупповое соревнование, физическое взаимодействие)

Подобно любой малой группе, рассматриваемой в социальной психологии, команда характеризуется межличностными отношениями ее членов. Эти отношения могут быть формально четко регламентированы контрактом с клубом или быть практически несущественными, например, в командах, создаваемых из игроков во время отдыха на пляже.

Имеет смысл выделение хотя бы трех видов формальных отношений: жесткого членства, умеренно структурированного членства и свободного членства. Примером первого служат профессиональные команды, примером второго - школьные команды, примером третьего - команды отдыхающих на пляже, группы случайных людей во время массовых культурных мероприятий.

С другой стороны, между членами команд могут быть неформальные, дружеские, приятельские отношения и может быть прекрасное игровое понимание, выработанное годами тренировки, и именно эти отношения будут составлять основу взаимодействия во время игры. В данном случае критерием взаимодействия может быть выраженность симпатий или антипатий, степень реализации субъективных, неформальных отношений, эмоционального переживания спортивных ситуаций.

Специфика вида спорта или соревновательного упражнения может потребовать от участников соревнований либо сотрудничества, внесения своего вклада в успех команды (как в стрельбе, метаниях, прыжках, эстафетах), либо взаимодействия (как в баскетболе, хоккее, футболе). При этом главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команды. Если для победы в лыжной эстафете достаточно проявить индивидуальное мастерство и желание успешного выступления всей команды, то для победы в большинстве спортивных игр или других видов состязаний в экипажах этих факторов может оказаться недостаточно. Для этого необходимо владение приемами совместных действий. В целом ряде видов спорта возможен выбор между сотрудничеством и взаимодействием. Например, в теннисе, бадминтоне известно немало игроков, которые не могут похвастаться индивидуальными победами, но с успехом выступают в парах и микстах, имеют победы над прославленными чемпионами в одиночных разрядах.

Можно назвать ряд основных характеристик, требующих учета при осуществлении воспитательного процесса. К их числу относятся: уровень притязаний, потребность достижений, групповая сплоченность, потребность в общении, устойчивость состава групп и их численность, внутригрупповое и межгрупповое соревнование, физическое взаимодействие. Дадим определение трем последним характеристикам.

Внутригрупповое и межгрупповое соревнование – социально-психологические феномены, которые обнаруживаются в группах, создаваемых для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям (в пределах 25 - 30%). Соревнование возникает даже тогда, когда требуется сотрудничество. Соревнование, соперничество может приносить удовлетворение даже в случае поражения. Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность других членов команды, а те, в свою очередь, охотно обучаются. В условиях соревнования плохо освоенные навыки выполняются хуже, а хорошо усвоенные – лучше. Большое число участий в соревнованиях либо притупляет интерес к соперничеству, либо приводит к ухудшению деятельности. По некоторым данным мужчины лучше реагируют на условия соревнований, чем женщины.

Физическое взаимодействие – предполагает необходимость согласованных во времени и интенсивности физических усилий между участниками команды. Исследования показали, что этот фактор взаимодействия мало зависит от уровня владения навыками, используемыми в совместном действии. В видах спорта, требующих моторного взаимодействия, необходима специальная проверка способности координирования своих действий с действиями партнеров. Успешное физическое взаимодействие зависит от симпатий к партнерам и психической напряженности в ситуации взаимодействия.

 

.ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ (ПК-25)

Психологическую подготовку принято делить на две группы: общая (К длительному тренировочному процессу, волевая, социально-психологическая, развитие координаций движений, самовоспитание) и специальная (к конкретному соревнованию/сопернику/этапу тренировки и тд). Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.

Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.

Психологическая подготовка спортсмена – это педагогический процесс и успешность ее зависит от выполнения ряда общепедагогических принципов:

1) Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания и формирования личности спортсмена через содержание, методы и организацию всего учебно-тренировочного процесса, а также под влиянием тренера и коллектива.

2) Принципы сознательности и активности означают оптимальное соотношение педагогического руководства с самостоятельной, сознательной, активной и творческой деятельностью спортсмена.

3) Принципы систематичности и последовательности способствуют формированию психической готовности спортсмена. Все средства и приемы психологического воздействия на спортсмена дают наибольший эффект, если они строго распределены по периодам учебно-тренировочного процесса и обеспечивают последовательность накопления знаний.

4) Принципы всесторонности и прочности. Психологическая подготовка может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи с физической, технической и тактической подготовкой.

Таким образом, отражая определенные закономерности процесса психологической подготовки, следует отметить, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение или несоблюдение одного из них затрудняет реализацию других

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП) ( ПК-27)

Физиологические мероприятия по ускорению процессов восстановления включают в себя контроль за состоянием функций организма, динамикой работоспособности и утомления в период тренировки и соревнований, а также мобилизацию и использование функциональных резервов организма для ускорения восстановления. Интегральным критерием оценки эффективности восстановительных процессов является уровень общей и специальной работоспособности. Все восстановительные физиологические мероприятия могут быть разделены на постоянные и периодические.

Мероприятия первой группы проводятся с целью профилактики неблагоприятных функциональных изменений, сохранения и повышения неспецифической резистентности и физиологических резервов организма, предупреждения развития раннего утомления и переутомления спортсменов. К таким мероприятиям относятся рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнительная витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физические упражнения, оптимизация эмоционального состояния. Эти мероприятия достаточно хорошо известны, реализуются в спортивной практике и не требуют дополнительного обоснования.

Мероприятия второй группы осуществляются по мере необходимости с целью мобилизации резервных возможностей организма для поддержания, экстренного восстановления и повышения работоспособности спортсменов. К мероприятиям этой группы относят различные воздействия на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода при нормальном и повышенном атмосферном давлении (гипербарическаяоксигенация), гипоксическую тренировку, массаж, применение тепловых процедур, ультрафиолетовое облучение, а также использование биологических стимуляторов и адаптогенов, не относящихся к допингам, пищевых веществ повышенной биологической активности и некоторые другие. Однако следует помнить, что систематическое применение некоторых препаратов может приводить к истощению резервных возможностей организма, снижению его неспецифической устойчивости и возникновению ряда патологических состояний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: