Подобно любой малой группе, рассматриваемой в социальной психологии, команда характеризуется межличностными отношениями ее членов. Эти отношения могут быть формально четко регламентированы контрактом с клубом или быть практически несущественными, например, в командах, создаваемых из игроков во время отдыха на пляже.
Имеет смысл выделение хотя бы трех видов формальных отношений: жесткого членства, умеренно структурированного членства и свободного членства. Примером первого служат профессиональные команды, примером второго - школьные команды, примером третьего - команды отдыхающих на пляже, группы случайных людей во время массовых культурных мероприятий.
С другой стороны, между членами команд могут быть неформальные, дружеские, приятельские отношения и может быть прекрасное игровое понимание, выработанное годами тренировки, и именно эти отношения будут составлять основу взаимодействия во время игры. В данном случае критерием взаимодействия может быть выраженность симпатий или антипатий, степень реализации субъективных, неформальных отношений, эмоционального переживания спортивных ситуаций.
|
|
Специфика вида спорта или соревновательного упражнения может потребовать от участников соревнований либо сотрудничества, внесения своего вклада в успех команды (как в стрельбе, метаниях, прыжках, эстафетах), либо взаимодействия (как в баскетболе, хоккее, футболе). При этом главным условием взаимодействия становится соответствующая степень организованности команды. Если для победы в лыжной эстафете достаточно проявить индивидуальное мастерство и желание успешного выступления всей команды, то для победы в большинстве спортивных игр или других видов состязаний в экипажах этих факторов может оказаться недостаточно. Для этого необходимо владение приемами совместных действий. В целом ряде видов спорта возможен выбор между сотрудничеством и взаимодействием. Например, в теннисе, бадминтоне известно немало игроков, которые не могут похвастаться индивидуальными победами, но с успехом выступают в парах и микстах, имеют победы над прославленными чемпионами в одиночных разрядах.
Можно назвать ряд основных характеристик, требующих учета при осуществлении воспитательного процесса. К их числу относятся: уровень притязаний, потребность достижений, групповая сплоченность, потребность в общении, устойчивость состава групп и их численность, внутригрупповое и межгрупповое соревнование, физическое взаимодействие. Дадим определение трем последним характеристикам.
Внутригрупповое и межгрупповое соревнование – социально-психологические феномены, которые обнаруживаются в группах, создаваемых для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям (в пределах 25 - 30%). Соревнование возникает даже тогда, когда требуется сотрудничество. Соревнование, соперничество может приносить удовлетворение даже в случае поражения. Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность других членов команды, а те, в свою очередь, охотно обучаются. В условиях соревнования плохо освоенные навыки выполняются хуже, а хорошо усвоенные – лучше. Большое число участий в соревнованиях либо притупляет интерес к соперничеству, либо приводит к ухудшению деятельности. По некоторым данным мужчины лучше реагируют на условия соревнований, чем женщины.
|
|
Физическое взаимодействие – предполагает необходимость согласованных во времени и интенсивности физических усилий между участниками команды. Исследования показали, что этот фактор взаимодействия мало зависит от уровня владения навыками, используемыми в совместном действии. В видах спорта, требующих моторного взаимодействия, необходима специальная проверка способности координирования своих действий с действиями партнеров. Успешное физическое взаимодействие зависит от симпатий к партнерам и психической напряженности в ситуации взаимодействия.
.ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ (ПК-25)
Психологическую подготовку принято делить на две группы: общая (К длительному тренировочному процессу, волевая, социально-психологическая, развитие координаций движений, самовоспитание) и специальная (к конкретному соревнованию/сопернику/этапу тренировки и тд). Общая психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие универсальных (всеобъемлющих, разносторонних, пригодных для многих целей) свойств личности и психических качеств, которые, являясь ключевыми в спорте, ценятся и во многих других видах деятельности человека.
Специальная психологическая подготовка характеризуется направленностью на формирование и развитие психических качеств и свойств личности спортсменов, способствующих успеху в особых, конкретных условиях спортивной деятельности.
Психологическая подготовка спортсмена – это педагогический процесс и успешность ее зависит от выполнения ряда общепедагогических принципов:
1) Принцип воспитывающего обучения выражается в осуществлении воспитания и формирования личности спортсмена через содержание, методы и организацию всего учебно-тренировочного процесса, а также под влиянием тренера и коллектива.
2) Принципы сознательности и активности означают оптимальное соотношение педагогического руководства с самостоятельной, сознательной, активной и творческой деятельностью спортсмена.
3) Принципы систематичности и последовательности способствуют формированию психической готовности спортсмена. Все средства и приемы психологического воздействия на спортсмена дают наибольший эффект, если они строго распределены по периодам учебно-тренировочного процесса и обеспечивают последовательность накопления знаний.
4) Принципы всесторонности и прочности. Психологическая подготовка может плодотворно осуществляться только в неразрывной связи с физической, технической и тактической подготовкой.
Таким образом, отражая определенные закономерности процесса психологической подготовки, следует отметить, что все вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение или несоблюдение одного из них затрудняет реализацию других
|
|
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП) ( ПК-27)
Физиологические мероприятия по ускорению процессов восстановления включают в себя контроль за состоянием функций организма, динамикой работоспособности и утомления в период тренировки и соревнований, а также мобилизацию и использование функциональных резервов организма для ускорения восстановления. Интегральным критерием оценки эффективности восстановительных процессов является уровень общей и специальной работоспособности. Все восстановительные физиологические мероприятия могут быть разделены на постоянные и периодические.
Мероприятия первой группы проводятся с целью профилактики неблагоприятных функциональных изменений, сохранения и повышения неспецифической резистентности и физиологических резервов организма, предупреждения развития раннего утомления и переутомления спортсменов. К таким мероприятиям относятся рациональный режим тренировок и отдыха, сбалансированное питание, дополнительная витаминизация, закаливание, общеукрепляющие физические упражнения, оптимизация эмоционального состояния. Эти мероприятия достаточно хорошо известны, реализуются в спортивной практике и не требуют дополнительного обоснования.
Мероприятия второй группы осуществляются по мере необходимости с целью мобилизации резервных возможностей организма для поддержания, экстренного восстановления и повышения работоспособности спортсменов. К мероприятиям этой группы относят различные воздействия на биологически активные точки, вдыхание чистого кислорода при нормальном и повышенном атмосферном давлении (гипербарическаяоксигенация), гипоксическую тренировку, массаж, применение тепловых процедур, ультрафиолетовое облучение, а также использование биологических стимуляторов и адаптогенов, не относящихся к допингам, пищевых веществ повышенной биологической активности и некоторые другие. Однако следует помнить, что систематическое применение некоторых препаратов может приводить к истощению резервных возможностей организма, снижению его неспецифической устойчивости и возникновению ряда патологических состояний.
|
|