В предыдущей главе пособия были представлены формы физической культуры и соответствующие виды физкультурно- спортивной деятельности, которые осуществляются в самых разнообразных физкультурно-спортивных организациях. Все эти организации вступают в различные отношения, в том числе правоотношения в сфере физической культуры и спорта, выступая в них в качестве субъектов физической культуры и спорта.
На основании статьи 5 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
1.1) спортивные федерации;
2) образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
8.1) Российский студенческий спортивный союз;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Нетрудно заметить, что перечисленные субъекты физической культуры и спорта - юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, а также физические лица - граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и т.д.
Такое многообразие субъектов физической культуры находит свое отражение в существовании различных органов управления рассматриваемым видом деятельности. Управление физической культурой определяется как целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей ее социально-экономического развития деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей.
Характеристика управления сферой физической культуры и спорта может быть дана с различных точек зрения.
Во-первых, наличие в Российской Федерации законодательных и исполнительных органов власти.
Во-вторых, территориально-административное деление, принятое в Российской Федерации, предполагает различные уровни органов управления:
- федеральный;
- субъектов Федерации (региональный);
- местное самоуправление (муниципальный).
В-третьих, объем и характер компетенций (полномочий), которым наделен орган управления:
- органы управления общей компетенции;
- органы управления специальной компетенции;
- органы управления ведомственной (отраслевой) компетенции;
- органы управления местной компетенции;
- органы управления физкультурно-спортивной организации.
Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).
Источник: Большой юридический словарь. - М., 2000. - С. 264.
В таблице 3, исходя из приведенных выше подходов к характеристике органов управления физической культурой и спортом, они представлены в систематизированном виде.
Органы власти и органов управления общей компетенции призваны решать общие вопросы всех отраслей народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти и государственного управления - Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная дума; Правительство Российской Федерации.
Рассмотрим роль органов власти и управления общей компетенции в развитии сферы физической культуры и спорта.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта. Например, Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта»; Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников».
В целях координации деятельности всех органов управления сферой физической культуры и спорта, эффективной реализации государственной политики в этой области в 2002 г„ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (Указ Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895).
В структуру Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит Комитет по социальной политике. И настоящее время первым заместителем председателя Комитета является известный спортсмен и политик В.А. Фетисов.
Таблица З Характеристика органов управления физической культурой и спортом ![]() |
В структуру Государственной думы входит Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи.
Основным содержанием деятельности Совета Федерации и Государственной думы в области физической культуры и спорта является формирование законодательства о физической культуре и спорте. В частности, обе палаты обсуждали проект Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ. Ежегодно в палатах проходит утверждение бюджета страны, в том числе расходов на физическую культуру и спорт. На заседаниях профильных Комитетов проходят слушания наиболее актуальных вопросов развития физической культуры и спорта.
Правительство Российской Федерации прикладывает значительные усилия по совершенствованию практики государственного управления физической культурой и спортом в стране. Так, в 2006 г. Правительство утвердило Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Цель этого документа - создать условия для укрепления здоровья различных групп населения страны на основе развития современной инфраструктуры спорта, популяризации занятий физическими упражнениями, развития массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта.
Важное значение для сферы физической культуры и спорта имеет утвержденная Правительством в 2009 г. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В 2014 г. Правительство РФ своим распоряжением от 02,01.2014 г. № 2-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ № 302 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (в ред. Постановления Правительства РФ от 16.08.2014 г. № 821).
Еще один пример управления физической культурой в стране связан с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. I Установления Правительства РФ от 18.07.2013 № 603).
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также Положением.
Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
Основными задачами Совета являются:
а) в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений:
- подготовка предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по их реализации;
- рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта;
- проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и подготовка соответствующих предложений;
- анализ положения дел в сфере физической культуры и спорта в России и за рубежом;
- рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовка предложений по созданию благоприятных условий для его развития;
- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в международных спортивных соревнованиях, а также оценка эффективности мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов;
- подготовка предложений к ежегодным посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иным программным документам и выступлениям Президента Российской Федерации, затрагивающим вопросы физической культуры и спорта, а также анализ хода реализации соответствующих решений;
- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере физической культуры и спорта;
б) в области подготовки и проведения международных спортивных соревнований:
- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой и проведением международных спортивных соревнований, и выработка соответствующих предложений;
- проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, планов, программ и иных документов, касающихся подготовки и проведения международных спортивных соревнований, выработка по ним предложений, содержащих, в частности, рекомендации по определению способов, форм и этапов реализации соответствующих мероприятий;
- анализ хода реализации планов, программ и отдельных мероприятий, касающихся подготовки и проведения международных спортивных соревнований, и выработка соответствующих предложений;
- обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организационными комитетами и иными организациями, участвующими в подготовке и проведении международных спортивных соревнований.
Для более эффективного управления различными направлениями развития сферы физической культуры и спорта Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта образовал несколько Межведомственных комиссий и групп:
- Межведомственная комиссия по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности;
- Межведомственная комиссия по развитию спорта высших достижений;
- Межведомственная комиссия по развитию адаптивной физической культуры и спорта;
- Межведомственная комиссия по организации и проведению на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований, согласованию перспективных заявок;
- Межведомственная контрольная комиссия;
- Рабочая группа по безопасности;
- Консультативно-аналитическая рабочая группа;
- Рабочая групца по развитию спортивной медицины.
Управление физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровнях
Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта Российской Федерации. Этот орган управления физической культурой и спортом является органом управления специальной компетенции. В решении вопросов развития данной сферы Министерство наделено специальными полномочиями.
Они изложены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где указано, что федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта:
1) осуществляет надзор за нормативным правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;
2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
3) в случае необходимости осуществляет подготовку предложений об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующих решений;
4) устанавливает периодичность, содержание и формы представления отчетности об осуществлении переданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.
В Положении о Министерстве спорта РФ, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2013 г. № 603) указывается, что:
Минспорт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Министерство спорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство возглавляет министр, который на эту должность назначается Президентом страны по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно Положения о Министерстве спорта РФ, министр имеет пять заместителей, назначаемых Правительством страны.
В структуре министерства десять департаментов:
- Департамент координации подготовки к чемпионату мира по футболу;
- Департамент управления делами и контроля;
- Департамент бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной деятельности;
- Департамент организации бюджетного процесса;
- Департамент инвестиционного развития и управления государственным имуществом;
- Правовой департамент;
- Департамент науки и образования;
- Департамент развития физической культуры и массового спорта;
- Департамент развития зимних видов спорта и международного сотрудничества;
- Департамент развития летних видов спорта.
Региональные органы управления физической культурой и спортом
Важное место в системе государственного управления физической культурой и спортом отводится региональным органам управления. В России, которая является Федеративным государством, законодательно разграничены предметы ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Такое положение закреплено в Конституции РФ (ст. 71-73). Данные нормы распространяются и на отношения в области физической культурой и спорта.
Полномочия субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта закреплены в ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
В частности, к этим полномочиям относятся:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;
2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) утверждение порядка формирования и обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации;
5) участие в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;
6) участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта;
7) участие в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, проводимых на территориях субъектов Российской Федерации;
8) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации;
9) оказание содействия развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
10) участие в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
В целях реализации наделенных полномочий в области физической культуры и спорта субъекты Российской Федерации принимают законы и подзаконные акты в данной области (например, «Закон города Москвы о физической культуре и спорте», 1996; закон «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта», 2009 г.; закон Республики Татарстан «О физической культуре и спорте», 2008 г.).
В практической реализации приведенных полномочий субъектов Российской Федерации непосредственное участие принимают региональные органы государственного управления в области физической культуры и спорта - областные, краевые, республиканские, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; комитеты (министерства, департаменты и др.) по физической культуре и спорту. Цели и задачи этих органов специальной компетенции отражены в соответствующих положениях об этих органах управления.
Органы государственного управления физической культурой в министерствах и ведомствах
Органы государственного отраслевого управления осуществляют деятельность по развитию физической культуры и спорта как в рамках своих отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов.
К этим органам государственного управления относятся:
- Министерство образования и науки РФ;
- Министерство здравоохранения РФ;
- Министерство обороны РФ;
- Министерство внутренних дел РФ;
- Министерство культуры РФ;
- Министерство по чрезвычайным ситуациям;
- Федеральная служба безопасности РФ;
- Федеральная служба охраны РФ.
Управленческая деятельность органов отраслевого управления по развитию физической культуры и спорта в подведомственных организациях и учреждениях осуществляется в следующих направлениях:
- правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта в данных отраслях);
- программно-нормативное обеспечение (разработка программ по физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных организаций и учреждений, контроль за их выполнением);
- организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий согласно отраслевых календарных планов названных мероприятий, например, чемпионаты Вооруженных сил, спартакиады учащейся молодежи и т.д.);
- ресурсное обеспечение (кадровое - подготовка и переподготовка кадров по физическому воспитанию и физической подготовке; финансовое - обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; материально-техническое - строительство спортивных сооружений, оснащение спортивным оборудованием и инвентарем подведомственных организаций и учреждений).
Управление в общественных организациях физкультурно-спортивной направленности
В нашей стране исторически сложилась система физической культуры, которая представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране.
В соответствии с Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» общественные физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.
В настоящее время в стране действуют физкультурно-спор- тивные объединения, к которым относятся:
- физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов;
- физкультурно-спортивные общества органов государственной власти;
- федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессионального спорта).
Среди этих организаций следует назвать Физкультурно-спор- тивное общество профсоюзов «Россия», Центральный спортивный клуб Армии (ЦСКА), «Юность России», «Российский студенческий спортивный союз», «Динамо» и другие.
Например, в настоящее время «Динамо» это:
- 89 региональных организаций;
- 13 организаций в составе силовых ведомств;
- 1,3 млн членов Общества;
- 16 стран-участниц динамовского международного движения;
- более 25 тыс. сотрудников органов безопасности и правопорядка, ежегодно участвующих в соревнованиях и чемпионатах по служебно-прикладным видам спорта;
- 70 видов спорта, которые культивирует Общество, из которых 44 - олимпийские;
- 1810 спортивных секций;
- 79 детско-юношеских спортивных школ;
- более 117 тыс. подростков, занимающихся в динамовских клубах;
- более 230 ООО тыс. детей, занимающихся в динамовских спортивных секциях на бесплатной основе;
- более 36 тыс. воспитанников детских домов и интернатов, охваченных проектом «"Динамо" - детям-сиротам»;
- ежегодное проведение более 100 масштабных спортивных соревнований российского и международного уровня;
- треть спортсменов в составе сборных команд России - динамовцы, выступающие на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх;
- высококвалифицированный руководящий и, тренерский состав.
Среди субъектов физической культуры и спорта в нашей стране заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается следующее понятие: спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд.
В отечественном законодательстве по физической культуре и спорту определено, что по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.
Особенности правового положения общероссийской спортивной федерации изложены в уставе этой организации. Общие требования к уставу общественных организаций физкультурно-спортивной направленности закреплены в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Для решения задач, стоящих перед общероссийской спортивной федерацией, разрабатывается соответствующая организационная структура управления. В качестве примера на рис. 8 приведена структура управления Российской федерации баскетбола.
Федеральным законом о физической культуре и спорте спортивным федерациям предоставлено право:
1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России, а также делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;
2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики Российской Федерации;
3) осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;
![]() |
4) отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квалификаций;
5) разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;
6) осуществлять формирование, подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;
7) устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводящих соответствующие международные соревнования;
8) принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
9) организовывать и проводить межрегиональные, всероссийские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;
10) вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта;
11) вступать в международные спортивные организации, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;
12) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
13) осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечисленные права вправе осуществлять только общероссийские спортивные федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Иные физкультурно-спортивные организации, созданные в виде некоммерческих организаций, могут осуществлять проведение по соответствующему виду спорта чемпионатов, первенств и кубков России в случае делегирования общероссийскими спортивными федерациями этим организациям права на проведение данных спортивных соревнований.
Общероссийские спортивные федерации обязаны:
1) во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации;
2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях;
3) участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
4) разрабатывать в установленном порядке требования и нормы соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квалификационные требования к присвоению соответствующих квалификационных категорий спортивных судей;
5) разрабатывать и представлять в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;
6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте;
7) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Олимпийский комитет России
Одно из значимых социальных явлений в современной жизни человечества представляет собой олимпийское движение. Эта значимость находит свое отражение в федеральном законодательстве нашей страны. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» фиксируется, что олимпийское движение России является составной частью международного олимпийского движения.
Целями олимпийского движения России являются:
- пропаганда и внедрение принципов олимпийского движения;
- содействие развитию физической культуры и спорта;
- укрепление международного спортивного сотрудничества;
- участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.
В соответствии с Олимпийской хартией олимпийское движение включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией.
В соответствии со своим Уставом Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности. В своей деятельности он руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации, Олимпийской хартией МОК и Уставом.
Деятельность Олимпийского комитета России (ОКР) основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. ОКР возглавляет олимпийское движение России, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех региональных, континентальных и всемирных спортивных комплексных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК.
Членами ОКР могут быть: российские юридические лица - общественные объединения физкультурно-спортивной направленности, признающие устав ОКР, оказывающие поддержку ОКР и уплачивающие членские взносы в установленном ОКР порядке.
Членами ОКР являются:
- общероссийские спортивные федерации по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр (далее - «олимпийские федерации»);
- общероссийские общественные объединения - союзы (ассоциации) зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;
- общероссийские общественные объединения - союзы (ассоциации), федерации по олимпийским видам спорта, объединенные в соответствующую международную спортивную федерацию;
- общероссийские спортивные федерации, являющиеся членами признанных МОК международных спортивных федераций по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр;
- олимпийские общественные академии;
- общероссийские общественные (общественно-государственные) физкультурно-спортивные объединения (организации), в том числе ведомственного характера, содействующие развитию олимпийского движения в России, пропаганде физической культуры и спорта;
- региональные общественные объединения, созданные для развития спорта, пропаганды и популяризации олимпийского движения, по одному от каждого субъекта Российской Федерации (региональные олимпийские советы);
- члены МОК - граждане Российской Федерации.
Для достижения своих уставных целей ОКР:
- представляет в соответствии с Олимпийской хартией МОК Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом или ассоциациями национальных олимпийских комитетов;
- представляет олимпийское движение России, интересы членов ОКР и участников олимпийского движения России в федеральных органах государственной власти, иных российских организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также в международных спортивных объединениях в установленном законом порядке;
- участвует в подготовке, формировании, утверждении и обеспечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и других комплексных международных спортивных мероприятиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями, иными общероссийскими общественными объединениями, органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и региональными общественными объединениями, созданными для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения;
- способствует развитию массового спорта, спорта высших достижений и подготовке спортивного резерва;
- участвует в разработке и проведении политики развития спорта, реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, направленных на достижение высших результатов, в выработке решений органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта;
- выступает с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносит предложения в органы государственной власти;
- участвует в разработке Единой всероссийской спортивной классификации, Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортивных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте, программ научных исследований по проблемам физического воспитания граждан и развития спорта высших достижений;
- в обязательном порядке участвует в Играх Олимпиады;
- утверждает состав олимпийской делегации Российской Федерации и направляет ее для участия в Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом или ассоциациями национальных олимпийских комитетов;
- утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федерации, за исключением формы и экипировки, используемых во время соревнований;
- обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Федерации на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом или ассоциациями национальных олимпийских комитетов;
- пропагандирует в Российской Федерации принципы олимпийского движения, распространяет знания об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образования, содействует созданию организаций, деятельность которых направлена на развитие олимпийского образования;
- признает и применяет Всемирный антидопинговый кодекс, обеспечивает соответствие антидопинговой политики и правил ОКР Всемирному антидопинговому кодексу;
- координирует деятельность членов ОКР - общероссийских спортивных федераций в области олимпийского движения и спорта высших достижений;
- представляет и защищает интересы Олимпийской команды России и ее членов в период подготовки и участия в Олимпийских играх;
- создает центры олимпийской подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации;
- участвует в программах Олимпийской солидарности, организует и проводит мероприятия в рамках программы «Олимпийская солидарность» для членов ОКР, организует ежегодное проведение «Всероссийского олимпийского дня»;
- участвует в работе комиссий МОК, входит в состав ассоциаций национальных олимпийских комитетов;
- определяет город Российской Федерации, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр, юношеских Олимпийских игр и вносит в установленном порядке свои предложения относительно кандидатов на организацию Олимпийских игр и юношеских Олимпийских игр;
- использует в установленном МОК порядке олимпийские: символ, флаг, девиз и гимн, наименования «олимпийский» и «олимпиада» исключительно в целях развития олимпийского движения;
- вносит в МОК предложения, относящиеся к Олимпийской хартии МОК и олимпийскому движению, включая организацию Олимпийских игр и юношеских Олимпийских игр;
- создает и поддерживает олимпийские общественные академии, олимпийские музеи, а также культурные программы, связанные с олимпийским движением;
- в соответствии с требованиями Олимпийской хартии МОК осуществляет меры по защите принадлежащих МОК прав на использование олимпийских символа, девиза, факела, огня, флага и гимна, наименований «Олимпийский», «Олимпиада», «Олимпийские игры», «Игры Олимпиады», «Olympic», «Olympiad», «Olympic Games» и образованных на их основе слов и словосочетаний на территории Российской Федерации. ОКР обладает исключительными правами на олимпийскую эмблему ОКР, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику;
- использует, в том числе в рекламных и коммерческих целях, в установленном Олимпийской хартией МОК порядке эмблемы, флаг, девиз и иную символику ОКР, утвержденную МОК, правообладателем которой является ОКР;
- всемерно поощряет и способствует участию женщин и молодежи в развитии олимпийского движения в России на всех уровнях, в том числе в работе руководящих органов ОКР, общероссийских и региональных физкультурно-спортивных организаций;
- в установленном законом порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность, вступает в международные негосударственные объединения, поддерживает прямые международные контакты и связи, заключает соответствующие соглашения;
- получает в установленном законом порядке средства федерального бюджета для реализации уставных задач и программ развития физической культуры и спорта;
- получает в установленном законом порядке благотворительную помощь, пожертвования, а также иную помощь от граждан и юридических лиц;
- в установленном законом порядке оказывает благотворительную помощь, осуществляет пожертвования гражданам и юридическим лицам;
- вправе взимать вступительные, членские и целевые взносы с членов ОКР;
- свободно распространяет информацию о своей деятельности, учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность;
- также осуществляет виды деятельности, соответствующие целям ОКР, которые предусмотрены настоящим Уставом.
Руководящими органами ОКР являются:
- Олимпийское собрание;
- Исполком;
- президент;
- Генеральный директор.
Олимпийское собрание ОКР является высшим руководящим органом ОКР. Оно проводится не реже одного раза в год.
В состав Исполкома ОКР входят:
- президент ОКР;
- члены МОК - граждане Российской Федерации;
- вице-президенты ОКР;
- Генеральный директор ОКР;
- председатель комиссии спортсменов ОКР;
- представители федераций по видам спорта, входящим в программу Олимпийских игр;
- представитель других членов ОКР.
С целью всемерной поддержки деятельности ОКР, в том числе финансовой, культурной, социальной и иной поддержки, в ОКР создан Совет содействия ОКР, в состав которого входят предста- вители членов ОКР, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, спортсмены, специалисты в области спорта, видные деятели политики, культуры и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности ОКР и развитии олимпийского движения в России.
Все более заметное место в отечественном спортивном движении занимают физическая культура и спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В Федеральном законе о физической культуре и спорте записано, что Паралимпийское движение России, Сурдлимпийское движение России, Специальная олимпиада России - части соответственно международного паралимпийского движения, международного сурдлимпийско- го движения, международной специальной олимпиады, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.
Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России возглавляются соответственно Паралимпийским комитетом России, Сурдлимпийским комитетом России, Специальной олимпиадой России - общероссийскими общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, уставами соответствующих международных спортивных организаций и на основе признания международными спортивными организациями, а также в соответствии со своими уставами.
Управление в отдельных подсистемах сферы физической культуры и спорта
Управление физической культурой и спортом в образовательных организациях
Управление физическим воспитанием в образовательных организациях регламентируется нормативными и методическими документами различного уровня. В основе управленческой деятельности лежат Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Минспорта России, инструктивные документы в регионах.
Например, ст. 28 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.
Организация физического воспитания обучающихся строится прежде всего на основе следующих документов: образовательной программе по предмету «Физическая культура»; дополнительным образовательным программам по физической культуре и спорту; образовательным программам занятий с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; положения о школьном спортивном клубе; организационно-методических документах по организации физического воспитания и школьного спорта.
Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания обучающихся составляют:
- уроки по физической культуре;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; гимнастика до учебных занятий; физкультурные минутки на уроках;
- игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня;
- внеклассная спортивно-массовая работа в школе (организация спортивных секций, проведение спортивных соревнований);
- внешкольная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа: по месту жительства; занятия в ДЮСШ, І Дворцах и домах творчества юных; самостоятельные занятия.
Основным организационно-методическим принципом физического воспитания учащихся школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здоровья, степени физического развития и уровня физической подготовленности. При этом необходимо учитывать также интересы обучающихся.
Организация физического воспитания должна строиться на основах демократизации и гуманизации. Демократизация прояв- ляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в предоставлении каждому школьнику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей учащихся. Гуманизация педагогического процесса по физическому воспитанию заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого школьника и учителя. Эти два принципа легли в основу педагогики сотрудничества, которую сегодня приняли на вооружение многие образовательные организации.
Общее руководство физическим воспитанием школьников осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации через комитеты и управления образования на местах.
Организация физического воспитания обучающихся обеспечивается органами образования при содействии комитетов по физической культуре, по делам молодежи, культуры, здравоохранения, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, в том числе коммерческих.
В школе за организацию физического воспитания отвечает директор, который обеспечивает необходимые условия для проведения уроков физической культуры, организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, систематический контроль за работой по физическому воспитанию учащихся, проведением регулярных медицинских осмотров учащихся, за эффективностью использования спортивных сооружений в школе.
Впервые на законодательном уровне дано понятие школьного спорта (см. врезку).
Школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
Источник: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г., № 329-ФЗ, ст. 2.
Большая роль в организации физической культуры и спорта в школе отводится спортивному клубу, который является самодеятельной организацией, призванной развивать массовость в занятиях физическими упражнениями. Кроме этого, участие в управлении детским спортом дает возможность приобрести школьникам определенные организационные навыки, умение общаться со сверстниками, умение принимать самостоятельные решения.
Структура управления спортивным клубом представлена на рис. 9.
Данная схема отражает основные направления деятельности клуба. В этой структуре отражены некоторые его внутренние и внешние связи, позволяющие клубу выполнять свои задачи. Одним из важных направлений в деятельности школьного спортивного клуба является работа секций по различным видам спорта, организация и проведение школьных спортивных соревнований, а также участие в районных, муниципальных и городских спортивных мероприятиях, спартакиадах школьников.
Все большую популярность среди образовательных организаций набирают проводимые Министерством спорта РФ ежегодные Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и ежегодные Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры».
![]() |
В образовательных организациях высшего образования физическое воспитание студентов осуществляется в обязательном порядке на первых двух курсах. Эту работу организуют и проводят кафедры физической культуры вузов по образовательным программам, разработанным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Во внеучебное время студенты занимаются различными видами спорта в рамках студенческого спортивного клуба.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается определение студенческого спорта, под которым понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
В соответствии с законом об образовании Министерство образования и науки Российской Федерации своим приказом утвердило «Порядок осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов». Этим документом определяются правила осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, в том числе в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами, создаваемых образовательными организациями.
В этом документе определено, что основными задачами деятельности спортивных клубов являются:
- вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;
- организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;
- развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;
- организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.
В настоящее время государство уделяет особое внимание развитию физической культуры и спорта в высших учебных заведениях страны.
Важное место в управлении студенческим спортом занимает Российский студенческий спортивный союз (РССС). Это ведущая российская молодежная спортивная организация, которая занимается формированием культуры студенческого спорта и содействует развитию международного сотрудничества в данной области.
РССС образован в 1993 г. РССС сегодня - это:
- 63 региональных отделения по всей России, включая Москву, Санкт-Петербург и 8 федеральных округов;
- 13 студенческих лиг, союзов и ассоциаций;
- ежегодные всероссийские соревнования и чемпионаты РССС по 50 видам спорта;
- развитие и продвижение 55 видов спорта;
- сотрудничество со всероссийскими федерациями по видам спорта;
- представительство России в Международной федерации студенческого спорта (FISU) и Европейской ассоциации студенческого спорта (EUSA);
- член Олимпийского комитета России.
РССС осуществляет общую координацию деятельности спортивных клубов и физкультурных организаций более чем 500 высших учебных заведений страны.
Руководящими и административными органами РССС являются Конференция, Исполнительный комитет, Президиум.
По инициативе и совместном участии РССС, Минспорта России и Минобрнауки России возобновлены традиции проведения Всероссийских универсиад, всероссийских фестивалей студенческого спорта.
Под эгидой РССС ежегодно проводятся Всероссийские соревнования среди студентов и чемпионаты РССС по 55 видам спорта. В соревнованиях принимают участие более 500 вузов России.
Российский студенческий спортивный союз выступил одним из инициаторов проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в г. Красноярске.
Управление спортивной подготовкой в детско-юношеских спортивных школах
В нашей стране долгие годы эффективно действовала стройная система подготовки спортивного резерва. После принятия Федеральных законов от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» управление всей системой подготовки спортивного резерва претерпело значительные изменения.
Спортивная подготовка стала органической составной частью общегосударственной системы дополнительного образования детей, которая закреплена в Концепции развития дополнительного образования детей (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1276-р.
Данная Концепция разработана совместно тремя ведомствами: Министерством образования и науки, Министерством культуры и Министерством спорта.
Механизм практической реализации правовых норм указанных выше законов и Концепции нашел свое отражение в целом ряде нормативных документов, подготовленных Министерством спорта Российской Федерации.
На законодательном уровне были установлены новые понятия:
- спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;
Нормативные и правовые основы организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Сборник документов и материалов / под общей редакцией Ю.Д. Нагорных; Министерство спорта Российской Федерации. - М: Советский спорт, 2014. - 295 с.