Государственные органы управления физической культурой и спортом

В предыдущей главе пособия были представлены формы физической культуры и соответствующие виды физкультурно- спортивной деятельности, которые осуществляются в самых раз­нообразных физкультурно-спортивных организациях. Все эти организации вступают в различные отношения, в том числе пра­воотношения в сфере физической культуры и спорта, выступая в них в качестве субъектов физической культуры и спорта.

На основании статьи 5 Федерального закона «О физической культу­ре и спорте в Российской Федерации» к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические обще­ства, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студен­ческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;

1.1) спортивные федерации;

2) образовательные учреждения, осуществляющие деятель­ность в области физической культуры и спорта;

3) оборонные спортивно-технические организации;

4) научные организации, осуществляющие исследования в об­ласти физической культуры и спорта;

5) Олимпийский комитет России;

6) Паралимпийский комитет России;

7) Сурдлимпийский комитет России;

8) Специальная олимпиада России;

8.1) Российский студенческий спортивный союз;

9) федеральный орган исполнительной власти в области фи­зической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;

10) федеральные органы исполнительной власти, осуществля­ющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;

11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;

12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсме­ны и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утверж­денным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Нетрудно заметить, что перечисленные субъекты физиче­ской культуры и спорта - юридические лица различных органи­зационно-правовых форм и форм собственности, а также физи­ческие лица - граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и т.д.

Такое многообразие субъектов физической культуры находит свое отражение в существовании различных органов управле­ния рассматриваемым видом деятельности. Управление физиче­ской культурой определяется как целенаправленная, планомер­но осуществляемая на основе объективных закономерностей ее социально-экономического развития деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования сферы физиче­ской культуры и спорта в интересах физического совершенство­вания людей.

Характеристика управления сферой физической культуры и спорта может быть дана с различных точек зрения.

Во-первых, наличие в Российской Федерации законодатель­ных и исполнительных органов власти.

Во-вторых, территориально-административное деление, при­нятое в Российской Федерации, предполагает различные уровни органов управления:

- федеральный;

- субъектов Федерации (региональный);

- местное самоуправление (муниципальный).

В-третьих, объем и характер компетенций (полномочий), которым наделен орган управления:

- органы управления общей компетенции;

- органы управления специальной компетенции;

- органы управления ведомственной (отраслевой) компе­тенции;

- органы управления местной компетенции;

- органы управления физкультурно-спортивной организации.

Компетенция - совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или долж­ностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления).

Источник: Большой юридический словарь. - М., 2000. - С. 264.

В таблице 3, исходя из приведенных выше подходов к харак­теристике органов управления физической культурой и спортом, они представлены в систематизированном виде.

Органы власти и органов управления общей компетенции призваны решать общие вопросы всех отраслей народно-хозяй­ственного комплекса страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации к органам общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти и государственного управления - Президент Российской Федерации; Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная дума; Правитель­ство Российской Федерации.

Рассмотрим роль органов власти и управления общей компе­тенции в развитии сферы физической культуры и спорта.

Президент Российской Федерации издает указы и распоря­жения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта. Например, Указ «О Совете при Президен­те Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта»; Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников».

В целях координации деятельности всех органов управления сферой физической культуры и спорта, эффективной реализации государственной политики в этой области в 2002 г„ был создан Совет при Президенте Российской Федерации по развитию фи­зической культуры и спорта (Указ Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895).

В структуру Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входит Комитет по социальной политике. И настоящее время первым заместителем председателя Комитета является известный спортсмен и политик В.А. Фетисов.

Таблица З Характеристика органов управления физической культурой и спортом

В структуру Государственной думы входит Комитет по физи­ческой культуре, спорту и делам молодежи.

Основным содержанием деятельности Совета Федерации и Государственной думы в области физической культуры и спор­та является формирование законодательства о физической куль­туре и спорте. В частности, обе палаты обсуждали проект Феде­рального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ. Ежегодно в палатах проходит утверждение бюджета страны, в том числе расходов на физическую культуру и спорт. На заседаниях профильных Коми­тетов проходят слушания наиболее актуальных вопросов разви­тия физической культуры и спорта.

Правительство Российской Федерации прикладывает значи­тельные усилия по совершенствованию практики государствен­ного управления физической культурой и спортом в стране. Так, в 2006 г. Правительство утвердило Федеральную целевую про­грамму «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Цель этого документа - создать условия для укрепления здоровья различных групп населения страны на основе развития современной инфраструктуры спорта, популяризации занятий физическими упражнениями, развития массового спорта, спорта высших достижений и профессиональ­ного спорта.

Важное значение для сферы физической культуры и спорта имеет утвержденная Правительством в 2009 г. «Стратегия разви­тия физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». В 2014 г. Правительство РФ своим распоря­жением от 02,01.2014 г. № 2-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ № 302 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (в ред. Постановления Прави­тельства РФ от 16.08.2014 г. № 821).

Еще один пример управления физической культурой в стране связан с Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. I Установления Правительства РФ от 18.07.2013 № 603).

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта является совещательным орга­ном при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами го­сударственной власти, органами государственной власти субъек­тов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации го­сударственной политики в области физической культуры и спор­та, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и рас­поряжениями Президента Российской Федерации, а также Поло­жением.

Положение о Совете и его состав утверждаются Президентом Российской Федерации.

Основными задачами Совета являются:

а) в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений:

- подготовка предложений по определению приоритетных направлений государственной политики в области физической культуры и спорта, включая пропаганду здорового образа жизни, и мер по их реализации;

- рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта;

- проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и подготовка соответствующих предложений;

- анализ положения дел в сфере физической культуры и спор­та в России и за рубежом;

- рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений и подготовка предложений по созданию бла­гоприятных условий для его развития;

- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой россий­ских спортсменов для участия в международных спортивных со­ревнованиях, а также оценка эффективности мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов;

- подготовка предложений к ежегодным посланиям Прези­дента Российской Федерации Федеральному Собранию Россий­ской Федерации, иным программным документам и выступлени­ям Президента Российской Федерации, затрагивающим вопросы физической культуры и спорта, а также анализ хода реализации соответствующих решений;

- обсуждение по предложению Президента Российской Фе­дерации иных вопросов, относящихся к сфере физической культуры и спорта;

б) в области подготовки и проведения международных спор­тивных соревнований:

- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой и прове­дением международных спортивных соревнований, и выработка соответствующих предложений;

- проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, планов, программ и иных документов, касающихся подго­товки и проведения международных спортивных соревнований, выработка по ним предложений, содержащих, в частности, реко­мендации по определению способов, форм и этапов реализации соответствующих мероприятий;

- анализ хода реализации планов, программ и отдельных ме­роприятий, касающихся подготовки и проведения международ­ных спортивных соревнований, и выработка соответствующих предложений;

- обеспечение взаимодействия между федеральными орга­нами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организационными комитета­ми и иными организациями, участвующими в подготовке и про­ведении международных спортивных соревнований.

Для более эффективного управления различными направле­ниями развития сферы физической культуры и спорта Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта образовал несколько Межведомственных ко­миссий и групп:

- Межведомственная комиссия по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности;

- Межведомственная комиссия по развитию спорта высших достижений;

- Межведомственная комиссия по развитию адаптивной фи­зической культуры и спорта;

- Межведомственная комиссия по организации и проведению на территории Российской Федерации международных спортив­ных соревнований, согласованию перспективных заявок;

- Межведомственная контрольная комиссия;

- Рабочая группа по безопасности;

- Консультативно-аналитическая рабочая группа;

- Рабочая групца по развитию спортивной медицины.

Управление физической культурой и спортом на федеральном и региональном уровнях

Федеральным органом исполнительной власти в области физи­ческой культуры и спорта является Министерство спорта Россий­ской Федерации. Этот орган управления физической культурой и спортом является органом управления специальной компетен­ции. В решении вопросов развития данной сферы Министерство наделено специальными полномочиями.

Они изложены в Феде­ральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где указано, что федеральный орган исполнитель­ной власти в области физической культуры и спорта:

1) осуществляет надзор за нормативным правовым регули­рованием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных пол­номочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации переданных полномочий с правом направле­ния предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняю­щих обязанности по осуществлению переданных полномочий;

3) в случае необходимости осуществляет подготовку предло­жений об изъятии соответствующих полномочий у органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующих решений;

4) устанавливает периодичность, содержание и формы пред­ставления отчетности об осуществлении переданных полномо­чий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозные показатели.

В Положении о Министерстве спорта РФ, утвержденном По­становлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.07.2013 г. № 603) указывается, что:

Минспорт России является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реа­лизации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

Министерство спорта Российской Федерации руководствует­ся в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными за­конами, актами Президента Российской Федерации и Правитель­ства Российской Федерации, международными договорами Рос­сийской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство спорта Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомствен­ные организации во взаимодействии с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство возглавляет министр, который на эту должность назначается Президентом страны по представлению Председате­ля Правительства Российской Федерации. Согласно Положения о Министерстве спорта РФ, министр имеет пять заместителей, назначаемых Правительством страны.

В структуре министерства десять департаментов:

- Департамент координации подготовки к чемпионату мира по футболу;

- Департамент управления делами и контроля;

- Департамент бухгалтерского учета и контрольно-ревизион­ной деятельности;

- Департамент организации бюджетного процесса;

- Департамент инвестиционного развития и управления госу­дарственным имуществом;

- Правовой департамент;

- Департамент науки и образования;

- Департамент развития физической культуры и массового спорта;

- Департамент развития зимних видов спорта и международ­ного сотрудничества;

- Департамент развития летних видов спорта.

Региональные органы управления физической культурой и спортом

Важное место в системе государственного управления физи­ческой культурой и спортом отводится региональным органам управления. В России, которая является Федеративным государ­ством, законодательно разграничены предметы ведения и полно­мочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Такое положение закреплено в Конституции РФ (ст. 71-73). Данные нормы распространяются и на отношения в области физической культурой и спорта.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области фи­зической культуры и спорта закреплены в ст. 8 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции».

В частности, к этим полномочиям относятся:

1) определение основных задач и направлений развития фи­зической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации, принятие и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта;

2) учреждение почетных званий, наград, премий и иных форм поощрения в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение региональных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и меж­муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

4) утверждение порядка формирования и обеспечение спор­тивных сборных команд субъектов Российской Федерации;

5) участие в подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации;

6) участие в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта;

7) участие в организации и проведении межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации, проводимых на территориях субъектов Российской Федерации;

8) оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации;

9) оказание содействия развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спор­та высших достижений и профессионального спорта;

10) участие в осуществлении пропаганды физической культу­ры, спорта и здорового образа жизни.

В целях реализации наделенных полномочий в области физи­ческой культуры и спорта субъекты Российской Федерации при­нимают законы и подзаконные акты в данной области (например, «Закон города Москвы о физической культуре и спорте», 1996; закон «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физи­ческой культуры и спорта», 2009 г.; закон Республики Татарстан «О физической культуре и спорте», 2008 г.).

В практической реализации приведенных полномочий субъ­ектов Российской Федерации непосредственное участие при­нимают региональные органы государственного управления в области физической культуры и спорта - областные, краевые, республиканские, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севасто­поля; комитеты (министерства, департаменты и др.) по физиче­ской культуре и спорту. Цели и задачи этих органов специальной компетенции отражены в соответствующих положениях об этих органах управления.

Органы государственного управления физической культурой в министерствах и ведомствах

Органы государственного отраслевого управления осуществ­ляют деятельность по развитию физической культуры и спорта как в рамках своих отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов.

К этим органам государственного управления отно­сятся:

- Министерство образования и науки РФ;

- Министерство здравоохранения РФ;

- Министерство обороны РФ;

- Министерство внутренних дел РФ;

- Министерство культуры РФ;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям;

- Федеральная служба безопасности РФ;

- Федеральная служба охраны РФ.

Управленческая деятельность органов отраслевого управле­ния по развитию физической культуры и спорта в подведомствен­ных организациях и учреждениях осуществляется в следующих направлениях:

- правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений в об­ласти физической культуры и спорта в данных отраслях);

- программно-нормативное обеспечение (разработка про­грамм по физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных организаций и учреждений, контроль за их выполнением);

- организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых физкультурных мероприятий и спортивных меропри­ятий согласно отраслевых календарных планов названных меро­приятий, например, чемпионаты Вооруженных сил, спартакиады учащейся молодежи и т.д.);

- ресурсное обеспечение (кадровое - подготовка и перепод­готовка кадров по физическому воспитанию и физической подго­товке; финансовое - обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; материально-техническое - строи­тельство спортивных сооружений, оснащение спортивным обору­дованием и инвентарем подведомственных организаций и учреж­дений).

Управление в общественных организациях физкультурно-спортивной направленности

В нашей стране исторически сложилась система физической культуры, которая представляет собой совокупность государ­ственных и общественных организаций, осуществляющих дея­тельность в целях физического воспитания населения и развития спорта в стране.

В соответствии с Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» общественные физкультурно-спортивные организации участвуют в организации работы по раз­витию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревновани­ях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении вы­соких спортивных результатов.

Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов междуна­родных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации.

В настоящее время в стране действуют физкультурно-спор- тивные объединения, к которым относятся:

- физкультурно-спортивные общества профессиональных союзов;

- физкультурно-спортивные общества органов государствен­ной власти;

- федерации (союзы и ассоциации) по различным видам спорта (в том числе их структурные подразделения профессио­нального спорта).

Среди этих организаций следует назвать Физкультурно-спор- тивное общество профсоюзов «Россия», Центральный спор­тивный клуб Армии (ЦСКА), «Юность России», «Российский студенческий спортивный союз», «Динамо» и другие.

Например, в настоящее время «Динамо» это:

- 89 региональных организаций;

- 13 организаций в составе силовых ведомств;

- 1,3 млн членов Общества;

- 16 стран-участниц динамовского международного движения;

- более 25 тыс. сотрудников органов безопасности и право­порядка, ежегодно участвующих в соревнованиях и чемпионатах по служебно-прикладным видам спорта;

- 70 видов спорта, которые культивирует Общество, из кото­рых 44 - олимпийские;

- 1810 спортивных секций;

- 79 детско-юношеских спортивных школ;

- более 117 тыс. подростков, занимающихся в динамовских клубах;

- более 230 ООО тыс. детей, занимающихся в динамовских спортивных секциях на бесплатной основе;

- более 36 тыс. воспитанников детских домов и интернатов, охваченных проектом «"Динамо" - детям-сиротам»;

- ежегодное проведение более 100 масштабных спортивных соревнований российского и международного уровня;

- треть спортсменов в составе сборных команд России - дина­мовцы, выступающие на чемпионатах мира, Европы и Олимпий­ских играх;

- высококвалифицированный руководящий и, тренерский состав.

Среди субъектов физической культуры и спорта в нашей стра­не заметное место отводится спортивным федерациям как одному из видов общественных организаций физкультурно-спортивной направленности. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается следующее понятие: спортив­ная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а так­же проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсме­нов - членов спортивных сборных команд.

В отечественном законодательстве по физической культуре и спорту определено, что по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве об­щероссийской спортивной федерации только одна общественная организация.

Особенности правового положения общероссийской спор­тивной федерации изложены в уставе этой организации. Общие требования к уставу общественных организаций физкультурно-спортивной направленности закреплены в Федеральных законах «Об общественных объединениях» и «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Для решения задач, стоящих перед общероссийской спортив­ной федерацией, разрабатывается соответствующая организаци­онная структура управления. В качестве примера на рис. 8 при­ведена структура управления Российской федерации баскетбола.

Федеральным законом о физической культуре и спорте спор­тивным федерациям предоставлено право:

1) организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, облада­телей кубков России, а также делегировать на срок не более чем три года иным созданным в виде некоммерческих организаций физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований;

2) обладать всеми правами на использование символики спортивных сборных команд по соответствующим видам спорта, за исключением государственной символики Российской Феде­рации;

3) осуществлять аттестацию тренеров и спортивных судей по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью;

Рис. 8. Структура управления Российской федерацией баскетбола

4) отбирать и представлять спортсменов, тренеров и спор­тивных судей по соответствующим видам спорта на присвоение международными спортивными организациями званий и квали­фикаций;

5) разрабатывать с учетом правил, утвержденных междуна­родными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции, для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта;

6) осуществлять формирование, подготовку спортивных сбор­ных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта для участия в международных спортивных соревнованиях и направлять их для участия в этих соревнованиях;

7) устанавливать ограничения на участие во всероссийских официальных спортивных соревнованиях по соответствующим видам спорта спортсменов, не имеющих права выступать за спор­тивные сборные команды Российской Федерации в соответствии с нормами международных спортивных организаций, проводя­щих соответствующие международные соревнования;

8) принимать участие в формировании Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физ­культурных мероприятий и спортивных мероприятий;

9) организовывать и проводить межрегиональные, всероссий­ские и международные официальные спортивные мероприятия по соответствующим видам спорта;

10) вносить предложения о включении спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта;

11) вступать в международные спортивные организации, при­обретать права и нести обязанности, соответствующие статусу членов международных спортивных организаций, если такие пра­ва и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации;

12) получать финансовую и иную поддержку, предоставленную для развития соответствующих видов спорта, из различных не запрещенных законодательством Российской Федерации источ­ников;

13) осуществлять иные права в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Перечисленные права вправе осуществлять только обще­российские спортивные федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Иные физкультурно-спортивные орга­низации, созданные в виде некоммерческих организаций, могут осуществлять проведение по соответствующему виду спорта чем­пионатов, первенств и кубков России в случае делегирования об­щероссийскими спортивными федерациями этим организациям права на проведение данных спортивных соревнований.

Общероссийские спортивные федерации обязаны:

1) во взаимодействии с иными субъектами физической куль­туры и спорта обеспечивать развитие соответствующих видов спорта в Российской Федерации;

2) обеспечивать подготовку спортивных сборных команд Рос­сийской Федерации по соответствующим видам спорта для уча­стия в международных официальных спортивных мероприятиях, а также участие таких команд в международных официальных спортивных мероприятиях;

3) участвовать в реализации Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультур­ных мероприятий и спортивных мероприятий;

4) разрабатывать в установленном порядке требования и нор­мы соответствующих видов спорта в целях их включения в Единую всероссийскую спортивную классификацию и квали­фикационные требования к присвоению соответствующих квали­фикационных категорий спортивных судей;

5) разрабатывать и представлять в федеральный орган ис­полнительной власти в области физической культуры и спорта программы развития соответствующих видов спорта в порядке, установленном этим органом;

6) участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дис­криминации и насилия в спорте;

7) исполнять иные обязанности в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и со своими уставами.

Олимпийский комитет России

Одно из значимых социальных явлений в современной жиз­ни человечества представляет собой олимпийское движение. Эта значимость находит свое отражение в федеральном законодатель­стве нашей страны. В Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» фиксируется, что олимпийское дви­жение России является составной частью международного олим­пийского движения.

Целями олимпийского движения России являются:

- пропаганда и внедрение принципов олимпийского движе­ния;

- содействие развитию физической культуры и спорта;

- укрепление международного спортивного сотрудничества;

- участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Между­народного олимпийского комитета.

В соответствии с Олимпийской хартией олимпийское движе­ние включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией.

В соответствии со своим Уставом Общероссийский союз об­щественных объединений «Олимпийский комитет России» яв­ляется общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной на­правленности. В своей деятельности он руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об обще­ственных объединениях», Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», другими законами Российской Федерации, Олимпийской хартией МОК и Уставом.

Деятельность Олимпийского комитета России (ОКР) основы­вается на принципах добровольности, равноправия, самоуправ­ления и законности. ОКР возглавляет олимпийское движение России, представляет Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх, а также во всех регио­нальных, континентальных и всемирных спортивных комплекс­ных соревнованиях, проводимых или патронируемых МОК.

Членами ОКР могут быть: российские юридические лица - общественные объединения физкультурно-спортивной направ­ленности, признающие устав ОКР, оказывающие поддержку ОКР и уплачивающие членские взносы в установленном ОКР порядке.

Членами ОКР являются:

- общероссийские спортивные федерации по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр (далее - «олимпий­ские федерации»);

- общероссийские общественные объединения - союзы (ас­социации) зимних и летних видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр;

- общероссийские общественные объединения - союзы (ас­социации), федерации по олимпийским видам спорта, объеди­ненные в соответствующую международную спортивную феде­рацию;

- общероссийские спортивные федерации, являющиеся чле­нами признанных МОК международных спортивных федераций по видам спорта, не включенным в программу Олимпийских игр;

- олимпийские общественные академии;

- общероссийские общественные (общественно-государствен­ные) физкультурно-спортивные объединения (организации), в том числе ведомственного характера, содействующие развитию олимпийского движения в России, пропаганде физической куль­туры и спорта;

- региональные общественные объединения, созданные для развития спорта, пропаганды и популяризации олимпийского движения, по одному от каждого субъекта Российской Федерации (региональные олимпийские советы);

- члены МОК - граждане Российской Федерации.

Для достижения своих уставных целей ОКР:

- представляет в соответствии с Олимпийской хартией МОК Российскую Федерацию на Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и других международных спортивных меро­приятиях, проводимых Международным олимпийским комите­том или ассоциациями национальных олимпийских комитетов;

- представляет олимпийское движение России, интересы членов ОКР и участников олимпийского движения России в фе­деральных органах государственной власти, иных российских организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также в международных спортивных объедине­ниях в установленном законом порядке;

- участвует в подготовке, формировании, утверждении и обе­спечении сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта для их выступления на Олимпийских играх, юноше­ских Олимпийских играх и других комплексных международных спортивных мероприятиях во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, общероссийскими спортивными федерациями, иными общероссийскими общественными объединениями, органами ис­полнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации и региональными обществен­ными объединениями, созданными для развития, пропаганды и популяризации олимпийского движения;

- способствует развитию массового спорта, спорта высших достижений и подготовке спортивного резерва;

- участвует в разработке и проведении политики развития спорта, реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, направленных на достижение высших ре­зультатов, в выработке решений органов государственной власти в сфере физической культуры и спорта;

- выступает с инициативами по различным вопросам обще­ственной жизни, вносит предложения в органы государственной власти;

- участвует в разработке Единой всероссийской спортивной классификации, Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортив­ных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте, программ научных исследований по проблемам физи­ческого воспитания граждан и развития спорта высших дости­жений;

- в обязательном порядке участвует в Играх Олимпиады;

- утверждает состав олимпийской делегации Российской Федерации и направляет ее для участия в Олимпийских играх, юношеских Олимпийских играх и других международных спор­тивных мероприятиях, проводимых Международным олимпий­ским комитетом или ассоциациями национальных олимпийских комитетов;

- утверждает официальную спортивную форму и спортивную экипировку членов олимпийской делегации Российской Федера­ции, за исключением формы и экипировки, используемых во вре­мя соревнований;

- обеспечивает спортивную экипировку, проезд, проживание и страхование членов олимпийской делегации Российской Феде­рации на Олимпийских играх и других международных спортив­ных мероприятиях, проводимых Международным олимпийским комитетом или ассоциациями национальных олимпийских коми­тетов;

- пропагандирует в Российской Федерации принципы олим­пийского движения, распространяет знания об олимпизме, олим­пийском движении и Олимпийских играх в учреждениях образо­вания, содействует созданию организаций, деятельность которых направлена на развитие олимпийского образования;

- признает и применяет Всемирный антидопинговый кодекс, обеспечивает соответствие антидопинговой политики и правил ОКР Всемирному антидопинговому кодексу;

- координирует деятельность членов ОКР - общероссий­ских спортивных федераций в области олимпийского движения и спорта высших достижений;

- представляет и защищает интересы Олимпийской команды России и ее членов в период подготовки и участия в Олимпий­ских играх;

- создает центры олимпийской подготовки спортивных сбор­ных команд Российской Федерации;

- участвует в программах Олимпийской солидарности, ор­ганизует и проводит мероприятия в рамках программы «Олим­пийская солидарность» для членов ОКР, организует ежегодное проведение «Всероссийского олимпийского дня»;

- участвует в работе комиссий МОК, входит в состав ассоциа­ций национальных олимпийских комитетов;

- определяет город Российской Федерации, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр, юношеских Олимпийских игр и вносит в установленном порядке свои пред­ложения относительно кандидатов на организацию Олимпийских игр и юношеских Олимпийских игр;

- использует в установленном МОК порядке олимпийские: символ, флаг, девиз и гимн, наименования «олимпийский» и «олимпиада» исключительно в целях развития олимпийского движения;

- вносит в МОК предложения, относящиеся к Олимпийской хартии МОК и олимпийскому движению, включая организацию Олимпийских игр и юношеских Олимпийских игр;

- создает и поддерживает олимпийские общественные акаде­мии, олимпийские музеи, а также культурные программы, связан­ные с олимпийским движением;

- в соответствии с требованиями Олимпийской хартии МОК осуществляет меры по защите принадлежащих МОК прав на ис­пользование олимпийских символа, девиза, факела, огня, флага и гимна, наименований «Олимпийский», «Олимпиада», «Олим­пийские игры», «Игры Олимпиады», «Olympic», «Olympiad», «Olympic Games» и образованных на их основе слов и словосоче­таний на территории Российской Федерации. ОКР обладает ис­ключительными правами на олимпийскую эмблему ОКР, девиз, флаг и иную российскую олимпийскую символику;

- использует, в том числе в рекламных и коммерческих целях, в установленном Олимпийской хартией МОК порядке эмблемы, флаг, девиз и иную символику ОКР, утвержденную МОК, право­обладателем которой является ОКР;

- всемерно поощряет и способствует участию женщин и моло­дежи в развитии олимпийского движения в России на всех уров­нях, в том числе в работе руководящих органов ОКР, общероссий­ских и региональных физкультурно-спортивных организаций;

- в установленном законом порядке осуществляет внешне­экономическую деятельность, вступает в международные негосу­дарственные объединения, поддерживает прямые международ­ные контакты и связи, заключает соответствующие соглашения;

- получает в установленном законом порядке средства фе­дерального бюджета для реализации уставных задач и программ развития физической культуры и спорта;

- получает в установленном законом порядке благотворитель­ную помощь, пожертвования, а также иную помощь от граждан и юридических лиц;

- в установленном законом порядке оказывает благотвори­тельную помощь, осуществляет пожертвования гражданам и юри­дическим лицам;

- вправе взимать вступительные, членские и целевые взносы с членов ОКР;

- свободно распространяет информацию о своей деятельно­сти, учреждает средства массовой информации и осуществляет издательскую деятельность;

- также осуществляет виды деятельности, соответствующие целям ОКР, которые предусмотрены настоящим Уставом.

Руководящими органами ОКР являются:

- Олимпийское собрание;

- Исполком;

- президент;

- Генеральный директор.

Олимпийское собрание ОКР является высшим руководящим органом ОКР. Оно проводится не реже одного раза в год.

В состав Исполкома ОКР входят:

- президент ОКР;

- члены МОК - граждане Российской Федерации;

- вице-президенты ОКР;

- Генеральный директор ОКР;

- председатель комиссии спортсменов ОКР;

- представители федераций по видам спорта, входящим в про­грамму Олимпийских игр;

- представитель других членов ОКР.

С целью всемерной поддержки деятельности ОКР, в том числе финансовой, культурной, социальной и иной поддержки, в ОКР создан Совет содействия ОКР, в состав которого входят предста- вители членов ОКР, представители органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, спортс­мены, специалисты в области спорта, видные деятели политики, культуры и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности ОКР и развитии олимпийского движения в России.

Все более заметное место в отечественном спортивном движе­нии занимают физическая культура и спорт лиц с ограниченны­ми возможностями здоровья и инвалидов. В Федеральном законе о физической культуре и спорте записано, что Паралимпийское движение России, Сурдлимпийское движение России, Специаль­ная олимпиада России - части соответственно международного паралимпийского движения, международного сурдлимпийско- го движения, международной специальной олимпиады, целями которых являются содействие развитию физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здо­ровья, укрепление международного сотрудничества в указанной сфере, участие в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, Всемирных специальных олимпийских играх.

Паралимпийское движение России, сурдлимпийское движение России, специальная олимпиада России возглавляются соответ­ственно Паралимпийским комитетом России, Сурдлимпийским комитетом России, Специальной олимпиадой России - общерос­сийскими общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об общественных объединениях, уставами со­ответствующих международных спортивных организаций и на основе признания международными спортивными организация­ми, а также в соответствии со своими уставами.

Управление в отдельных подсистемах сферы физической культуры и спорта

Управление физической культурой и спортом в образовательных организациях

Управление физическим воспитанием в образовательных орга­низациях регламентируется нормативными и методическими до­кументами различного уровня. В основе управленческой деятель­ности лежат Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Российской Федерации, Минспорта России, инструктивные документы в регионах.

Например, ст. 28 Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культу­рой, средства физического воспитания, виды спорта и двигатель­ной активности, методы и продолжительность занятий физи­ческой культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

Организация физического воспитания обучающихся стро­ится прежде всего на основе следующих документов: образова­тельной программе по предмету «Физическая культура»; до­полнительным образовательным программам по физической культуре и спорту; образовательным программам занятий с обу­чающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; положения о школьном спортивном клубе; организационно-методических документах по организации физи­ческого воспитания и школьного спорта.

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания обучающихся составляют:

- уроки по физической культуре;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; гимнастика до учебных занятий; физкультурные минутки на уроках;

- игры и физические упражнения на переменах и в режиме продленного дня;

- внеклассная спортивно-массовая работа в школе (организа­ция спортивных секций, проведение спортивных соревнований);

- внешкольная массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа: по месту жительства; занятия в ДЮСШ, І Дворцах и домах творчества юных; самостоятельные занятия.

Основным организационно-методическим принципом физи­ческого воспитания учащихся школ является дифференциро­ванное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста с учетом состояния их здо­ровья, степени физического развития и уровня физической под­готовленности. При этом необходимо учитывать также интересы обучающихся.

Организация физического воспитания должна строиться на основах демократизации и гуманизации. Демократизация прояв- ляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в предоставлении каждому школьнику одинакового доступа к основам физической культуры, макси­мальном раскрытии способностей учащихся. Гуманизация педа­гогического процесса по физическому воспитанию заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого школь­ника и учителя. Эти два принципа легли в основу педагогики со­трудничества, которую сегодня приняли на вооружение многие образовательные организации.

Общее руководство физическим воспитанием школьников осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации через комитеты и управления образования на местах.

Организация физического воспитания обучающихся обеспе­чивается органами образования при содействии комитетов по фи­зической культуре, по делам молодежи, культуры, здравоохране­ния, общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, в том числе коммерческих.

В школе за организацию физического воспитания отвечает директор, который обеспечивает необходимые условия для про­ведения уроков физической культуры, организацию физкуль­турно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, систематический контроль за работой по физическому воспита­нию учащихся, проведением регулярных медицинских осмотров учащихся, за эффективностью использования спортивных соору­жений в школе.

Впервые на законодательном уровне дано понятие школьного спорта (см. врезку).

Школьный спорт - часть спорта, направленная на физиче­ское воспитание и физическую подготовку обучающихся в обра­зовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных меро­приятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприя­тиях и спортивных мероприятиях.

Источник: Федеральный закон «О физической культуре и спор­те в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г., № 329-ФЗ, ст. 2.

Большая роль в организации физической культуры и спорта в школе отводится спортивному клубу, который является само­деятельной организацией, призванной развивать массовость в за­нятиях физическими упражнениями. Кроме этого, участие в уп­равлении детским спортом дает возможность приобрести школь­никам определенные организационные навыки, умение общаться со сверстниками, умение принимать самостоятельные решения.

Структура управления спортивным клубом представлена на рис. 9.

Данная схема отражает основные направления деятельности клуба. В этой структуре отражены некоторые его внутренние и внешние связи, позволяющие клубу выполнять свои задачи. Од­ним из важных направлений в деятельности школьного спортив­ного клуба является работа секций по различным видам спорта, организация и проведение школьных спортивных соревнований, а также участие в районных, муниципальных и городских спор­тивных мероприятиях, спартакиадах школьников.

Все большую популярность среди образовательных организа­ций набирают проводимые Министерством спорта РФ ежегодные Всероссийские спортивные соревнования школьников «Прези­дентские состязания» и ежегодные Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». 

Рис. 9. Структура управления спортивным клубом школы

В образовательных организациях высшего образования физи­ческое воспитание студентов осуществляется в обязательном по­рядке на первых двух курсах. Эту работу организуют и проводят кафедры физической культуры вузов по образовательным про­граммам, разработанным в соответствии с федеральным госу­дарственным образовательным стандартом. Во внеучебное время студенты занимаются различными видами спорта в рамках сту­денческого спортивного клуба.

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» дается определение студенческого спорта, под которым понимается часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающих­ся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к уча­стию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных меро­приятиях и спортивных мероприятиях.

В соответствии с законом об образовании Министерство об­разования и науки Российской Федерации своим приказом ут­вердило «Порядок осуществления деятельности школьных и студенческих спортивных клубов». Этим документом опреде­ляются правила осуществления деятельности школьных спор­тивных клубов и студенческих спортивных клубов, в том числе в виде общественных объединений, не являющихся юридически­ми лицами, создаваемых образовательными организациями.

В этом документе определено, что основными задачами дея­тельности спортивных клубов являются:

- вовлечение обучающихся в систематические занятия фи­зической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

- организация физкультурно-спортивной работы с обучаю­щимися;

- участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

- развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

- оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необ­ходимых условий для эффективной организации образовательно­го и тренировочного процессов;

- организация спортивно-массовой работы с обучающими­ся, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.

В настоящее время государство уделяет особое внимание раз­витию физической культуры и спорта в высших учебных заведе­ниях страны.

Важное место в управлении студенческим спортом занима­ет Российский студенческий спортивный союз (РССС). Это ве­дущая российская молодежная спортивная организация, кото­рая занимается формированием культуры студенческого спорта и содействует развитию международного сотрудничества в дан­ной области.

РССС образован в 1993 г. РССС сегодня - это:

- 63 региональных отделения по всей России, включая Мо­скву, Санкт-Петербург и 8 федеральных округов;

- 13 студенческих лиг, союзов и ассоциаций;

- ежегодные всероссийские соревнования и чемпионаты РССС по 50 видам спорта;

- развитие и продвижение 55 видов спорта;

- сотрудничество со всероссийскими федерациями по видам спорта;

- представительство России в Международной федерации студенческого спорта (FISU) и Европейской ассоциации студен­ческого спорта (EUSA);

- член Олимпийского комитета России.

РССС осуществляет общую координацию деятельности спор­тивных клубов и физкультурных организаций более чем 500 выс­ших учебных заведений страны.

Руководящими и административными органами РССС явля­ются Конференция, Исполнительный комитет, Президиум.

По инициативе и совместном участии РССС, Минспорта Рос­сии и Минобрнауки России возобновлены традиции проведения Всероссийских универсиад, всероссийских фестивалей студенче­ского спорта.

Под эгидой РССС ежегодно проводятся Всероссийские сорев­нования среди студентов и чемпионаты РССС по 55 видам спорта. В соревнованиях принимают участие более 500 вузов России.

Российский студенческий спортивный союз выступил одним из инициаторов проведения XXVII Всемирной летней Универ­сиады 2013 г. в г. Казани и XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 г. в г. Красноярске.

Управление спортивной подготовкой в детско-юношеских спортивных школах

В нашей стране долгие годы эффективно действовала строй­ная система подготовки спортивного резерва. После принятия Федеральных законов от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О фи­зической культуре и спорте в Российской Федерации», от 6 де­кабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера­ции», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Россий­ской Федерации» управление всей системой подготовки спортив­ного резерва претерпело значительные изменения.

Спортивная подготовка стала органической составной частью общегосударственной системы дополнительного образования детей, которая закреплена в Концепции развития дополнитель­ного образования детей (далее - Концепция), утвержденной рас­поряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1276-р.

Данная Концепция разработана совместно тремя ведомствами: Министерством образования и науки, Министерством культуры и Министерством спорта.

Механизм практической реализации правовых норм указан­ных выше законов и Концепции нашел свое отражение в целом ряде нормативных документов, подготовленных Министерством спорта Российской Федерации.

На законодательном уровне были установлены новые по­нятия:

- спортивная подготовка - тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное система­тическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на фи­зическое воспитание и совершенствование спортивного мастер­ства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;

Нормативные и правовые основы организации спортивной подготовки в Российской Федерации: Сборник документов и материалов / под общей редакцией Ю.Д. Нагорных; Министерство спорта Российской Федерации. - М: Советский спорт, 2014. - 295 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: