В ходе проведения занятия был использован системно-деятельностный подход, который предполагал создание у ребят смысловых, познавательных мотивов для осуществления физкультурной деятельности.
Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Метод самоконтроля (определение ЧСС – частоты сердечных сокращений) - позволил учащимся наблюдать за состоянием своего организма в ходе урока, под действием физических упражнений, и сделать выводы об их прямой зависимости (мыслительная деятельность).
2. Объяснительный (беседа) Для привлечения интереса к уроку и повышения мотивации занятия физическими упражнениями, для определения темы урока учащимися.
3. Частично-поисковый метод использовала на этапе урока – изучение нового материала, учащиеся смогли составить последовательность действий освоения одного из технически сложнейших элементов волейбола по алгоритму.
Использование данных методов в ходе всего занятия, привело к решению поставленных задач, которые, на мой взгляд, были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития учащихся:
|
|
В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:
- парная;
Способы дозирования нагрузки на уроках физической культуры
Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Дозировать нагрузку – значит менять ее объем и интенсивность.
Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, весом отягощений, длиной преодоленной дистанции и др.
Интенсивность характеризуется временем, затраченным на выполнение конкретного объема работы.
Наиболее эффективными и доступными на уроке можно считать следующие приемы регулирования нагрузки:
1. Количеством повторений упражнений.
2. Амплитудой выполнения упражнений.
3. Изменением поднимаемого учащимися веса.
4. Изменением условий выполнения упражнений.
5. Сопротивлением партнера и самосопротивлением.
6. Скоростью выполнения упражнений.
7. Временем выполнения упражнений.
8. Продолжительностью перерывов и изменением их характера перед выполнением задания.
9. Усложнения упражнения путем соединения его с другими действиями.
10. Частичным изменением способа выполнения упражнений.
11. Темпом выполнения упражнений.
12. Исходным положением.
Учитель должен стремиться не просто к повышению, а педагогически оправданному повышению нагрузки.
Построение комплексов общеразвивающих упражнений,
Требования к подбору упражнений в разных возрастных группах
В связи с этим общие методические рекомендации для составления комплексов общеразвивающих упражнений следующие.
|
|
1. При подборе упражнений следует придерживаться определенной последовательности:
а) Ходьба или бег на месте.
б) Упражнения типа «потягивание» – выполняются с движениями рук вверх-вниз по большой амплитуде в сочетании с дыханием (руки вверх, вдох, вниз – выдох).
в) Упражнения для рук: отведения-приведения, махи, круговые движения.
г) Упражнения для мышц шеи – наклоны, повороты головы без резких движений.
д) Упражнения для туловища в переднезаднем направлении – наклоны вперед и назад, и упражнения для косых мышц – повороты, наклоны в стороны.
е) Упражнения для ног – выпады, приседания, махи вперед, назад, в стороны.
ж) Упражнения в положении сидя и лежа – поднимания ног, сгибания рук в упоре лежа.
з) Упражнения на растягивание.
и) Прыжки, медленный бег и ходьба на месте.
Данная схема является одной из многих типовых схем. Принципиальных различий разные схемы, например, принятые в различных физкультурных «школах» не имеют, различия лишь в очередности применяемых в комплексе упражнений. Так, одни преподаватели предпочитают сначала выполнение упражнений для рук и шеи, другие – упражнения для ног. Подобные схемы во многом условны и однозначных, чересчур строгих требований к порядку построения комплексов нет.
Методика оценки двигательных качеств у школьников
Оценка уровня развития физических качеств и двигательных способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений. Стандартная программа тестирования для всех видов спорта включает:
- Бег 30 м с высокого старта;
- Непрерывный бег в течение 5 мин.;
- Челночный бег 3 х 10 м;
- 10-секундный бег на месте с максимальной частотой движений;
- Прыжок в длину с места;
- Прыжок вверх с места;
- Прыжки с «прибавками»;
- Подтягивания из виса на руках;
- Бросок набивного мяча;
- Выкрут с палкой;
- Наклон вперёд.
Сенситивность развития физических качеств у детей школьного возраста.
Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.