На современном этапе развития рыночных отношений, когда темпы накопления и передачи информации растут, возникло противоречие между производством информации и возможностями ее потребления, переработки и использования. Нужны соответствующие методики ориентации научных работников на наиболее продуктивный поиск и использование соответствующих информационных материалов. Слово «информация» в переводе с латинского означает разъяснение. Разъяснение - это сведения об окружающей среде, о процессы, которые осуществляются в нем, о событиях и состоянии, которые воспринимаются людьми, которые управляют машинами и системами. Это одно из общих понятий науки, что означает определенные сведения, совокупность каких данных, знаний, детальная, систематизированная подача определенного отобранного материала, но без любого анализа.
Научная информация - это логическая информация, получаемая в процессе познания, адекватно отражает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике. Основные признаки научной информации:
|
|
- она приобретается в процессе познания закономерностей объективной действительности, основой которой является практика, и подается в соответствующей форме;
- это документированные или публично раскрытые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, производства, полученные в процессе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности.
Основные источники научно-технической информации можно сгруппировать в таком виде:
1. Монография - это научная работа, посвященная глубоком изложения материала в конкретной, обычно узкой области науки. Это научная работа одного или нескольких авторов. Она имеет достаточно большой объем: не менее 50 страниц машинописного текста. Это научное издание, содержащее полное и исчерпывающее исследование одной проблемы или темы.
2. Сборник - это издание, которое состоит из отдельных работ разных авторов, посвященных одному направлению, но с разных его отраслей. В сборнике публикуются закончены работы с рекомендацией их использования.
3. Периодические издания - журналы, бюллетени и другие издания по различным отраслям науки и техники. В периодических изданиях могут печататься труда и их результаты. Изложение материала проводится в популярной, доступной форме.
4. Специальные выпуски технических изданий - это документы информационного, рекламного плана, аналитические, статистические данные по проблеме.
5. Патентно-лицензионные издания (патентные бюллетени).
6. Стандарты - это нормативно-технические документы по единых требований к продукции, ее разработке, производству и применению.
|
|
7. Учебная литература - это учебники, учебные пособия, учебно-методическая литература.
8. Напечатанные документы - это диссертации, отчеты о научно-исследовательскую работу, отдельные труда. Это документы для студентов, аспирантов, занимающихся научно-исследовательской работой: плановые, отчетные документы, статистические и опубликованы доклады, методические и інструкційні материалы.
9. Научно-информационная деятельность - совокупность действий, направленная на удовлетворение потребностей граждан, юридических лиц и государства, которая заключается в ее сборе, аналітико-синтетической обработке, фиксации, хранении, поиске и распространении.
10. Информационные ресурсы научно-технической информации - это систематизированные собрание научно-технической литературы и документации, зафиксированных на бумажных и иных носителях.
11. Справочно-информационный фонд - это совокупность упорядоченных первичных документов и справочно-поискового аппарата, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей.
12. Справочно-поисковый аппарат - это совокупность упорядоченных вторичных документов, создаваемых для поиска первоисточников;
13. Информационные ресурсы общего пользования - это совокупность информационных ресурсов государственных органов научно-технической информации (библиотека, фирмы, организации);
14. Аналітико-статистическая обработка научно-технической и практической информации;
15. Информационный рынок - это система экономических, организационных и правовых отношений по продаже и покупке информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг.
Законом Украины «Об информации» определены главные принципы информационных отношений:
- гарантированность права на информацию;
- доступность информации и свобода обмена ею;
- объективность, достоверность информации;
- полнота и точность информации;
- законность получения, использования, распространения и хранения информации.
Право на информацию имеют все граждане Украины, юридические лица и государственные органы. С целью удовлетворения информационных потребностей, органы государственной власти и местного самоуправления создают информационные службы, системы, сети, базы и банки данных. Для ускорения отбора нужной информации и повышения эффективности труда в Украине создана общегосударственная служба научно-технической информации (НТИ). Она включает отраслевые информационные центры - Республиканский институт, НТИ в НИИ, информационные центры, отделы НТИ в НИИ, конструкторских бюро на предприятиях.
В процессе научных исследований встречается такое понятие, как области информации. Это совокупность документированных или публично оглашенных сведений об относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности.
Различают области информации:
- политическая;
- духовная;
- научно-техническая;
- социальная;
- экономическая;
- международная.
Четкое знание терминов и их сущности, а также отраслей информации позволяет научному исследователю оперативно их находить, обрабатывать, обобщать и эффективно применять для выполнения соответствующих задач.
Значение и роль информации в том, что, во-первых, без нее не может быть проведено то или иное научное исследование, во-вторых, информация довольно быстро стареет, и требуется постоянное обновление материалов. По данным зарубежных источников интенсивность старения информации составляет более 10% в день для газет, 10% в месяц для журналов, 10% в год для книг и монографий. Кроме этого, информация для исследователя является предметом и результатом его труда. Осмысливая и прорабатывая нужную информацию, исследователь издает специфический продукт: - качественно новую информацию. При этом подсчитано, что около 50% своего времени исследователь тратит на поиск информации. Поэтому достаточно ответственным этапом научного исследования является умение оперативно находить и обрабатывать нужную информацию по теме исследования.
Билет № 6