Теория самоактуализации

Воспитание

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания — самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Цели и принципы воспитания. «Воспитывать — значит побуждать». Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.[2]

Теория воспитания. Теория воспитания определялась Ф. А. В. Дистервегом как «теория возбуждения». Свободное развитие внутреннего по­тенциала личности и последовательное воздействие органи­зованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть.[3] Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Принцип культуросообразности. Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.[4] Воспитание должно носить характер культуросообразности и общечеловеческого воспитания

7.   В своем труде «Школа будущего» Д. Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания, по его мнению, накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Он предлагал решать задачи воспитания посредством спонтанного развития ребенка: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо оно может служить мерилом воспитания». Накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Д. Дьюи представлял также одно из направлений прагматизма «инструментализм».Согласно «инструментальной» педагогики обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственности его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему знаний. Конечным результатом обучения, по Д. Дьюи, должна стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. При такой системе обучения, целями образовательного процесса выступали: умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания, как таковые, и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию.
Школьное обучение, согласно Д. Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления.
В основу педагогической концепции Д. Дьюи положено ряд тезисов:
- развитие ребенка, его рост – мерило процесса обучения и воспитания;
- все предметы преподавания должны служить росту ребенка, они лишь инструменты, ценность которых определяется настолько, насколько они служат этой цели;
- личность и характер ребенка важнее школьных предметов;
- целью обучения должно быть не знание, а выявление личности;
- никакие знания не могут быть внедрены извне, так как учение есть процесс активный, предполагающий достижение всего посредством ума;
- количество и качество обучения определяется не программами, а самим ребенком









8. (32)

9,Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской». Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделён на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее) Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике. Метод «душевной экономии»[9] — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребёнок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребёнка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребёнка.

10.  Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит «свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. «Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.

10.  Решающим фактором формирования личности в педагогической концепции С.Френе выступает личный опыт ребенка, приобретенный им в семье, в школе в отношениях с товарищами. При этом он подчеркивал важную организационную функцию школьного учителя, значение его рациональной учебно-воспитательной методики. С.Френе был за твердый распорядок дня и режим работы учащихся, признавал совместное планирование работы учителем и детьми. Он был принципиальным противником использования на уроке учебников, особенно в начальной школе. По его мнению, учебник навязывает ребенку логику взрослого, не позволяет индивидуализировать обучение. Вместо учебников он вводит «свободные тексты» - небольшие сочинения, в которых дети рассказывают о себе, своей семье, друзьях, увиденном и услышанном на прогулках и экскурсиях, мечтах планах на будущее. Для детей «свободные тексты» служили средством самовыражения. Для учителя они становились средством изучения личности учащихся, их интересов, взаимоотношений с окружающей средой. Лучшие из них отбирались учителем, дополнялись и набирались школьниками на печатном станке, затем подшивались в специальные тетрадки и использовались как пособия. Следовательно, необходимым средством воспитания и обучения была школьная типография. С.Френе считал, что работа с печатным станком позволяет ребенку приобрести навыки ручного труда, отработать координацию движений, развивать внимание, зрительную память, повысить грамотность. В своей педагогической системе Френе отказался от оценок. Он считал, что оценка не может служить надежным и точным критерием знаний ребенка, поскольку учителю при оценивании трудно избежать субъективности, случайности, ошибки. Неудачи в учении способствуют появлению у ребенка комплекса неполноценности. «Задача школы, - указывал С.Френе, - культивировать успех, удачу индивида, необходимые для его самоутверждения. Поэтому необходимо как можно чаще подчеркивать успехи каждого: у одного – в чтении, у другого – в математике, у третьего – в рисовании, у четвертого – организаторские способности». Вместо традиционной отметки в школе Френе ребенок получал «положительное подкрепление» в форме, которая была принята в классе. Соревнования допустимы, считал Френе, в спорте, в игре. Важное место в воспитательной системе С.Френе отводил самоуправлению учащихся. Предлагал реализовать самоуправление через «школьный кооператив» под руководством Совета. В функции совета входила хозяйственная деятельность, работа по самообслуживанию. Самоуправление должно соответствовать особенностям детской психики. Интересам детей и не копировать взрослых. В педагогической системе С.Френе особое место занимала стенгазета. Она способствовала формированию общественного мнения, дисциплинировала школьников. Педагогическая система С.Френе предусматривала концепцию «открытой школы», использования метода «положительного подкрепления», создания в обучении проблемных ситуаций, индивидуальное планирование школьниками своей работы на основе планов учителя, переписки. Огромное внимание в школе Френе уделялось нравственному, гражданскому, семейному воспитанию. Много нового внес С.Френе в вопросы формирования взаимоотношений ученика и учителя, воспитания взаимопомощи, ответственности, уважения у школьников.

11. Символом педагогики Марии Монтессори стало обращение ребенка к учителю - «Помоги мне это сделать самому» - предоставление маленьким детям возможности самостоятельных действий. Главный принцип ее педагогики – это принцип индивидуальной свободы и опоры на сенсорное развитие. Она создала метод, адекватный природе ребенка – личности, которая развивается. Занимаясь умственно отсталыми детьми, М. Монтессори разработала оригинальные методики обучения письму, чтению, счету. Затем она перенесла свою методику на здоровых детей и достигла высоких результатов. Ее система главным образом была предназначена для работы с детьми дошкольного возраста и начальной школы. Для внедрения своей системы М. Монтессори организовала в 1907 году «Дом ребенка», дошкольное учреждение, в работе которого активно участвовали родители. Основное внимание уделялось развитию у детей органов чувств. М. Монтессори исходила из того, что ребенок, как активное существо, способен к самостоятельному спонтанному развитию. Задача воспитателя состоит в том, чтобы поставлять ребенку «пищу» для саморазвития, создавать такое окружение, которое бы стимулировало процесс самовоспитания. Цель воспитания должна заключаться во всемерном развитии инициативы и самостоятельности ребенка. М. Монтессори разработала серию дидактических материалов, которые должны способствовать духовному становлению ребенка через развитие его моторики и сенсорики. Действуя самостоятельно, ребенок приобретает различные навыки: учиться ставить цель и находить пути ее достижения, конролировать свои ошибки. Эти материалы отвечают спонтанному стремлению ребенка к достижению, его моторика влияет на общее, эмоциональное и речевое развитие. Как и большинство педагогов – авторов альтернативных систем обучения и воспитания, созданных в начале 20в. Монтессори была противницей классно – урочной системы. В своей школе она отказалась от учительской кафедры и парт, заменив их легко передвигающейся мебелью – столиками и стульями. Каждый ребенок на занятиях располагался так, как было ему удобно. Вместо классов действовали разновозрастные группы в составе 25-30 детей. Основная форма обучения и воспитания, по Монтессори, -самостоятельные индивидуальные занятия детей. Коллективно проводились лишь музыкальные, гимнастические занятия, занятия по обслуживающему труду. Опыт обучения и воспитания детей М.Монтессори обобщила в книге «Метод научной педагогики…»

12.Возникло такое явление как Новые школы, новое воспитание. Георг Кершенштейнер. Немецкий педагог, автор теории гражданского воспитания. Тесно связывал гражданское воспитание с занятием определённой профессией.

Цель народной школы – в последовательном приучении детей к прилежанию, добросовестной работе на благо государства. Важнейшие государственные воспитательные учреждения – народная школа и армия. Считал, что дети состоятельных родителей получают нужное государству воспитание и дома, и в среднем учебном заведении, находясь там до 18 лет, а дети трудящихся покидают народную школу в возрасте 13-14 лет, когда у них ещё не сформировался характер. В связи с этим предложил создавать обязательные дополнительные школы, предназначенные для работающих подростков, окончивших народные школы. Такие учебные заведения, должны развивать способность наслаждаться трудом каждому как гражданину отечества. Они создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех предметов. Таким образом, дополнительные школы должны были обеспечить профессионально-техническое обучение и выработать у молодёжи навыки выполнения гражданских обязанностей.

Перестроил учебные планы народных школ Мюнхена. Способствовал введению активных методов обучения с широким использованием наглядных пособий, практических работ, экскурсий.

Вильгельм Август Лай. Немецкий педагог, теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии. Исходил из биолого-психологической трактовки единства восприятия, умственной переработки воспринятого и выражения сложившихся представлений соответствующим действием. Решающее значение в педагогической практике придавал организации действия, в понятие которого включал любую практическую и творческую деятельность учащихся и их поведение. Именно действие ученика совместно со сверстниками в рамках так называемой школьной общины составляет смысл воспитания, решающим образом способствуя социализации учащихся. С помощью дидактического эксперимента стремился определить условия успешного обучения и обосновать оптимальную систему наглядных средств и методов обучения. Основное значение придавал учебному моделированию, химическому и физическому эксперименту, рисованию. Рудольф Штейнер. Возглавил руководство первой вальдорфской школой, основанной в 1919 г. в Штутгарте. Характерными элементами вальдорфской педагогики являются: эпохальное обучение; преподавание иностранных языков с первого года обучения; разностороннее художественное и ремесленное обучение; эвритмия, которая объединяет язык, музыку и движение; черчение и пространственное восприятие геометрических форм; школьный оркестр и художественно оформленные классные и школьные праздники.

Таким образом, в конце XIX – начале XX вв. в рамках реформаторской педагогики возникают идеи, отражавшие потребность общества в подготовке через школу разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни.

13.. «Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо

Философские и социально-политические взгляды определили педагогические воззрения Жан-Жака Руссо, в основе которых лежит идея естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Системно педагогические идеи изложены им в романе «Эмиль, или О воспитании».

Основными принципами педагогической концепции Руссо являются: гуманизм, естественность, последовательность, полезность и доступность.

Герой романа помещен в естественные природные условия вместе со своим наставником-воспитателем, они изолированы (свободны) от общества, что ликвидирует зависимость от него и потому обеспечивает «свободное воспитание» ребенка. Воспитание должно быть естественным, т.е. природосообразным, и происходить в изоляции от испорченного и развращенного общества, наедине с природой и наставником. Главное искусство наставника – ничего не навязывать ребенку, не заставлять, а тем более принуждать его что-то делать против желания и воли. Основное условие правильного развития ребенка – самостоятельное накопление личного опыта через наблюдение и деятельность, анализ и синтез, упражнения.

Руссо создает оригинальную периодизацию: от рождения до 2 лет; от 2 до 12; от 12 до 15 и от 15 до совершеннолетия. Естественным проблемам развития каждого периода посвящена отдельная книга романа (физическому, развитию органов чувств, умственному и трудовому, нравственному), а пятая – воспитанию женщины.

Цель воспитания – свободный человек, а главная задача – научить «жить – вот ремесло», к которому следует готовить ребенка.

Ж.-Ж. Руссо противопоставлял «общественное» (социальное) воспитанию естественному (человеческому). Гражданское общество виделось ему обществом несправедливым, уродующим «естественного» человека и вносящим несправедливость в отношения между людьми. Общественное воспитание, по его мнению, направлено на упрочение этой несправедливости, так как должно «изменить природу человека, отнять у него абсолютное существование, чтобы дать ему относительное». Философ противопоставлял понятия «человек» и «гражданин»: можно быть или человеком – результат естественного (природосообразного) воспитания, или гражданином – результат общественного воспитания. Идеальным для мыслителя был не «общественный», а «естественный» строй, где «все люди равны» и «общее звание их – быть человеком». Задачей образования становится не подготовка ребенка к выполнению определенных социальных ролей, а прежде всего помощь ему в становлении как личности. Если это условие будет достигнуто, то человек может выбрать себе любую профессию или занимать любую должность.

Основное условие успеха воспитания – наставник: «...прежде чем вы осмелитесь взяться за формирование человека, вам самим нужно сделаться людьми». Воспитатель должен быть образцом, которому ребенок будет следовать. Его авторитет «никогда не будет достаточным, если он не основан на уважении к добродетели».

 

14. Идея соединения умственного и ручного труда, как средство выработки общих трудовых навыков, необходимых трудящемуся любой профессии, средству формирования соответствующих нравственных качеств, была более ярко отражена в теории « трудовой школы» и «гражданского воспитания» немецкого педагога Георга Кершенштейнера (1854–1932). В статье «Школа будущего - школа труда» он изложил основные принципы организации такой школы, представил модель новой трудовой школы. Трудовая школа должна стать таким образовательным учреждением, которое готовило бы детей главным образом из народа к будущей трудовой деятельности, такая школа должна давать ученику минимум знаний, максимум умений и трудолюбия, а также соответствующие гражданские убеждения. Для новой школы необходимо: обширное поле ручного труда, который, в зависимости от способностей ребенка, станет средством умственного развития; освоение труда, которым занимаются родители; работа, осуществляемая совместно с товарищами. При организации народной школы лучше всего было бы соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью, широко используя опытническую и лабораторную работу.
Г.Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад – вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащимся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер.
Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.
Идеи Кершенштейнера перекликаются с идеями швейцарского педагога И.Г. Песталоцци не только в плане соединения обучения с трудом, но и в плане всестороннего развития личности, которую оба предусматривали в своей трудовой школе.

16.  Модель “Город как школа“ является, с одной стороны, “шансом“ покрыть данный

пробел в системе образования, с другой стороны, в стране немало подростков и

молодежи, покинувших и постоянно покидающих школу, что влечет за собой

многие негативные последствия. Например, по свидетельству немецких

специалистов, в школах ФРГ, особенно на старших ступенях обучения, 10-15%

учащихся теряют мотивацию к учению и отсеиваются из школы. Только в Берлине

ежегодно оставляют школу от трех до четырех тысяч учащихся.

В концепции “Город как школа“ отводится значительное внимание деятельности

социальных работников и социальных педагогов. Считается, что социальной

работой, не требующей особой подготовки, должны заниматься все учителя. Но

кроме того, в школе обязательно должно быть два или три профессионально

подготовленных педагога. Последние должны помогать организации социальной

групповой работы, проектной работы, в установлении связи с другими

институтами, а также с родителями. Используя классические, а также новые

методы социальной работы, социальные педагоги должны поддерживать учащихся в

решении конкретных проблем (жилья, семейных конфликтов, финансового

обеспечения и т.д.).

Социальная педагогика обозначает лишь сферы деятельности с педагогическими

целями, включая работу со взрослыми, так как воспитание и образование —

процессы, сопровождающие всю жизнь человека.

Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение

социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным

группам населения. А социальная педагогика подразумевает скорее профилактику

и внешкольное образование. Общее же в них то, что и социальная педагогика, и

социальная работа ориентированы на изменение социального поведения человека и

социальных отношений.

17.  В системе воспитания и образования, сложившейся в Афинах в VII–V веках до нашей эры, главенствующее положение занимало семейное обучение и воспитание. В отличие от спартанской системы воспитания, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, в соответствии с положением женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты (чтение, письмо, счет), их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, рукоделию, шитью., а девочки и до более позднего возраста росли и воспитывались под надзором матери или пожилой родственницы, которой поручалось воспитание детей. С 7 лет мальчики начинали учиться, чаще всего под руководством отца. Обучение преследовало чисто практическую цель – подготовить ребенка к общественной, военной и хозяйственной деятельности в тех ее формах, которые были обусловлены социальным положением семьи.

 

18. Ведущую роль играло домашнее обучение и воспитание. В эпоху царей уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания. Как и в Афинах, мальчики до 7-летнего возраста, а девочки и до более позднего возраста росли и воспитывались под надзором матери или пожилой родственницы, которой поручалось воспитание детей. С 7 лет мальчики начинали учиться, чаще всего под руководством отца.
Здесь дети получали религиозное воспитание. Отец был в семье неограниченным властелиномМать пользовалась куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.
семья всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. первые попытки создать учебные заведения относятся к 449 г. до н. э. Занятия проводили частные лица в форуме - месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. появляется профессия наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4 —5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться в форум. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частных учебных заведений она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, ибо они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать"






Теория самоактуализации

Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.

В последней книге Маслоу "Дальние достижения человеческой природы" описываются восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. "Прежде всего, самоактуализация означает переживание полное, живое, беззаветное, с полным сосредоточением и погруженностью. Это момент, когда Я реализует самое себя …. Однако у нас бывают моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса, и эти моменты Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуализация означает: в каждом выборе решать в пользу роста. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста.

3. Актуализироваться - значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Под самостью же Маслоу понимает сердцевину, или природу индивидуума, включая темперамент, уникальные вкусы и ценности. Это значит, например, решить для себя, нравится ли тебе самому определенная пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия Маслоу рекомендует искать ответы внутри, а не позировать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализуется.

5. Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.

6. Самоактуализация - это также постоянный процесс развития своих возможностей и потенциала. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Это означает использование своих способностей и разума и "работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать

7. " Пик-переживания" - переходные моменты самоактуализации. В эти моменты человек более целостен, более интегрирован, больше сознает себя и мир в моменты "пика".

8. Дальнейший шаг самоактуализации - это обнаружение своих "защит" и работа отказа от них. Найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни.

Самоактуализирующие люди - Эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Они имеют высшую степень восприятия реальности,более спонтанны, более развита способностьь принимать себя и мир таким какой он есть, более развита способность сосредотачиваться на проблеме…

24.  «Услышать! Понять! Установить диалог», - кредо жизненной философии и основной тезис педагогики Я.Корчака. педагогику он считал наукой не о ребенке, а о человеке, тем самым выделял ее общечеловеческую и гуманистическую направленность. Вопреки представлению, что ребенок – лишь будущий человек, а детство – подготовительный этап взрослой жизни, он утверждал идею полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа взрослой жизни. Признание равноценности ребенка и взрослого означает признание права ребенка быть тем, кем он есть, - право на индивидуальность, право на уважение человеческого достоинства. Я.Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму.
В Доме сирот Я.Корчак стремился создать идеальное содружество, где действовали принципы демократии и законности, обязанностей и свободы, взаимопонимания и взаимоуважения. Система самоуправление в Доме сирот реализовалось через совет управления, товарищеский суд, детский парламент.
Целевая установка в его воспитательной системе состояла в воспитании активности и самостоятельности личности с развитыми гуманистическими качествами.
Доброта учителя – основная черта его личности и ведущее профессиональное качество.
Формирование добрых человеческих отношений Я.Корчак не представлял без доверия к воспитанникам. «Доверчивость, вера в людей, - писал он, - не толи это добро, которое можно сохранить и развить в противовес злу, которое порой нельзя устранить, а можно лишь, да и то с трудом, приостановить в развитии?»1. Чтобы проявлять добрые человеческие отношения к детям, воспитатель, по Я.Корчаку, должен познать себя, отдавать себе отчет в том, на что способен сам.
«Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать воспитать, научить»2 – говорил он, обращаясь к учителю. Дальше педагог отмечал, что для этого воспитателю важно вместе с ребенком по-детски радоваться и грустить, любить и сердиться, обижаться и стыдиться, опасаться и доверять.

 

 


25. Специальный труд Коменского о воспитании детей дошкольного возраста «Материнская школа» явился первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье и физическом раз-витки детей. Он дал ряд важных и ценных указаний об образе жизни женщин в период беременности, предложил опирающиеся на народный опыт.и современную ему медицину конкретные рекомендации по уходу за новорожденным, о пище и одежде для него, режиме, и т. д. Детям, писал Коменский, должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот, развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свертывать, складывать и т. п. Овладение этими и другими навыками и умениями должно происходить непременно в форме игры, она - основное средство развития детей.
Коменский считал, что усвоение нравственных норм тесно связано с религиозным воспитанием, но целью должна быть не подготовка к служению богу, а соответствие нравственного облика человека реальным условиям и потребностям общества. Ценными были рекомендации Коменского по воспитанию таких качеств, как стремление к деятельности, любовь к труду, правдивость, опрятность, вежливость и др.
Коменский провозглашал принцип умеренной и разумной дисциплины, предлагая воздействовать на детей личным примером, разумными наставлениями, увещеваниями, порицаниями. Физические наказания он считал возможным применять лишь в самых крайних случаях.
С нравственным воспитанием у Коменского тесно связывалось трудовое, которое предусматривало не только формирование трудовых навыков, соответствующих данному возрасту, но и воспитание любви и привычки к труду.
Коменский рассматривал дошкольное детство как период подготовки к дальнейшему систематическому обучению в школе. Он считал, что материнская школа призвана способствовать накоплению детьми конкретных представлений, и детально очертил весьма обширный круг элементарных знаний об окружающем мире, которыми должен овладеть ребенок дошкольного возраста. Так, в области естествознания к 7-му году ребенок должен знать, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и пр., различать солнце, луну, звезды, знать, когда дни длинные и когда короткие. В области математики ребенок должен научиться считать до 20, знать числа четные и нечетные, понимать, что 7 больше 5, а 15 больше 13; усвоить понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий», знать основные фигуры - круг, квадрат, крест, основные меры длины и объема - шаг, локоть, четверть. Географические познания включали понимание того, что такое город, деревня, поле, сад, знание названия своего села или города. Кроме того, следовало знать времена года, понимать термины «час», «день», «неделя», «месяц», «год».
Советуя матерям развивать память и мышление детей, Коменский рекомендовал в доступной форме знакомить их с началами истории, экономики, политики, общественными отношениями. Он советовал не только воздействовать на память ребенка, но и главным образом развивать у него осмысленное восприятие и понимание явлений окружающего мира.
28.  Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. «Сущность гуманного отношения состоит в снисхождении к неиспорченной части души, а не в снисхождении к порокам»
Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть.

31. В 1903 г. вышла в свет работа А.Лая «Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал А.Лай, должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. А.Лай представлял свое видение школы в так называемой педагогике действия.
Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого и внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно ручной труд выступал у А.Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль отводилась третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей «школы действия».
В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» А.Лай писал о том, что его школа ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее, она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждающей согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. В 1910г. на собрании учителей в Страсбурге А. Лай выступил с докладом о новых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительную путаницу понятий и терминов в педагогических концепциях и предложил разраничить понятия «школа труда» и «школа действия», показав, что эти понятия хотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под «школой труда» подразумевался производительный труд, а под «школой действия» - разносторонняя деятельность, куда входит как составная часть и производительный труд. А.Лай указывал на то, что под понятием «трудовая школа» в педагогическом мире часто понималось не одно и тоже.

32. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци

Иоганна Генриха Песталоцци  по праву считают одним из первых представителей социального направления в педагогике. Активно стремился отыскать пути улучшения жизни народа, а точнее, самых низших слоев населения, хотел добиться общественной справедливости. Основным средством преобразования общества на разумных и справедливых началах он считал воспитание.

В системе социально-педагогической деятельности Песталоцци, основным элементом была цель: социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Основным средством для достижения цели являлась правильная организация воспитательной работы, способная привести к изменению существующей системы народного образования, к ее усовершенствованию, а через это к изменению всего общества.

Принципы педагогики Песталоцци:

– природосообразности («сообразность воспитания с природой») Воспитание, по его мнению, должно осуществляться сообразно с естественным (природным) ходом развития ребенка;

– социальной обусловленности развития человека. Основа духовного совершенства заложена в самом человеке, но развивается он не как индивидуум в обособленности от человечества, а как член социального целого;

– самопомощи человека в собственном становлении как личности (саморазвитие сил человека). Педагог хотел помочь крестьянам приспособиться к условиям жизни таким образом, чтобы они могли оказывать себе социально-педагогическую поддержку путем самопомощи;

– связи воспитания с жизнью, трудом. Он был убежден, что бедняка следует воспитывать для приспособления к своему будущему положению, и стремился дать детям те знания и умения, которые возместят им бедность.

Основные структурные элементысистемы социально-педагогической деятельности Песталоцци имеют ряд отличительных особенностей. К ним можно отнести:

1. Особенности объекта воспитания (воспитанника) – среда беднейших детей в стране.

2. Особенности воспитательного учреждения. Детские учреждения были преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников. Полагал, что общественное воспитание должно подражать домашнему, а школьное обучение должно быть основано на принципах семейных отношений. Для этого он стремился создавать в воспитательных учреждениях домашнюю обстановку.

3. Особенности субъекта воспитания (воспитателя, учителя, наставника). Педагог детского учреждения обязан обладать определенным набором необходимых знаний, умений и навыков. У него должны быть развиты три типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Для наиболее эффективной социально-педагогической деятельности в детских учреждениях воспитателей следует набирать преимущественно из среды бедняков.

34. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег внес неоценимый вклад в развитие социально-педагогического направления в педагогике. Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» (1898 г.), что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: