Организация транспортного участка предполагает выбор транспортных средств, определение потребности цеха в транспортных средствах и рабочих.
Определите потребность цеха в транспортных средствах по формуле
, (8)
где Qмсi – количество элементов напольного транспорта i – го типа;
Q – общее годовое количество транспортируемых грузов на данном виде транспорта, определяется по формуле (9), кг;
tмс – среднее время рейса, определяется по формуле (10), мин;
kн – коэффициент неравномерности прибытия и отправления грузов (kн=1,2 - 1,3);
Fн – номинальный годовой фонд времени работы транспортной единицы принимается равным 3289 ч;
d – грузоподъемность транспортного средства, определяется по таблице 7, т;
kr – коэффициент использования транспортного средства при перевозке, определяется по таблице 7;
kп – коэффициент использования транспортного парка.
Определите общее годовое количества транспортируемых грузов на транспорте, по формуле
, (9)
где Mi – масса i – ой детали, кг;
Ni – производственная программа выпуска i – той детали, шт;
kотх – процент отходов производства;
m – количество наименований деталей.
Основные характеристики наиболее распространенных транспортных средств приведены в таблице 7.
Таблица 7 – Основные характеристики транспортных средств
| Вид транспортного средства | Грузоподъемность, т | Максимальная скорость движения, км/ч | Коэффициент использования транспортного средства при перевозке | Время погрузки и выгрузки, мин. | |||||
| вспомогательных материалов, мелких деталей | черных металлов поковок, средних деталей | формовочных материалов, литья | пихтовых материалов, литья | ||||||
| с грузом | без груза | ||||||||
| Электрокар | 1,5 | 4-5 | 9-10 | 0,7 | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 13-15 | |
| Автомобиль | 3,0 | 30 | 15 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,4 | 35-45 | |
| Автотягач | 5,0 | 15 | 10 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | - | 60-75 | |
| Автосамосвал | 6,5 | 20 | 12 | 0,6 | 0,5 | 0,7 | 0,8 | 10-23 | |
Перевозка грузов может производиться по постоянным маршрутам. Они проходят по заранее установленным направлениям, назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Постоянные маршруты характерны для крупносерийного и массового производства и могут быть маятниковыми (односторонние, двусторонние, веерные) и кольцевыми.
В данном курсовом проекте предлагается использовать одностороннюю маятниковую систему (возможны и другие обоснованные варианты).
Среднее время одного рейса при односторонней маятниковой системе определите по формуле
(10)
где Lср – средняя длина пробега, определяется исходя из площади цеха, м;
- скорость движения транспортного средства с грузом и без груза соответственно, м/мин;
tп,tр – время на погрузку и разгрузку соответственно, мин;
tз - время случайных задержек, принимается 10
от времени пробега, мин.
В курсовом проекте следует учесть площадь главного прохода, величина которого может быть принята исходя из 10% производственной площади цеха.
Численность транспортных рабочих определяется исходя из числа единиц используемого цехового транспорта и сменности их работы.
Разработка планировки цеха
Планировка цеха представляет собой план размещения оборудования и рабочих мест. На ней показывают: строительные элементы (стены, колонны, перегородки); технологическое оборудование и основной производственный инвентарь (расположение станков, машин, верстаков, стендов, мест технического контроля, межцеховых и внутрицеховых проездов); подъемно-транспортные устройства (мостовые, балочные краны, конвейеры, рельсовые пути); расположение вспомогательных помещений и мастерских, складов, кладовых, помещений инженерных служб.
Рациональная планировка должна удовлетворять следующим требованиям:
- обеспечение наименьшей длительности производственного цикла, минимальных затрат времени на транспортировку и погрузочно – разгрузочные работы;
- создание оптимальных условий для управления персоналом и материальными факторами производства;
- обеспечение гибкой перестройки всех элементов планировки в соответствии с колебаниями запросов потребителей и преобразованиями производства, вызванными изменением технологического оборудования, технологии и другими нововведениями.
При разработке планировки цеха самое важное – осуществить выбор оптимальной величины и структуры производственных участков. Основой для этого служит анализ:
- номенклатуры деталей, закрепленных за участком;
- последовательности расстановки оборудования;
- схемы транспортировки обрабатываемых деталей;
- управляемости участками.