Российская историческая школа и ее выдающиеся представители

История как наука. Предмет изучения, функции курса отечественной истории. Принципы и методы исторического исследования.

История (от греч. Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества.Историческая наука включает себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (это этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.История России - научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.Курс отечественной истории является одним из общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.Предметом изучения отечественной истории является закономерности развития российского государства и общества. Курс отечественной истории выполняет познавательную, интеллектуально-развивающую, мировоззренческую, воспитательную функцию.В современной исторической науке применяются следующие принципы исторического исследования: объективность (предполагает опору на факты в истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему), историзм (все исторические факты, явления и события рассматриваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности), социальный подход в изучении истории (предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречиях, отношениях социальной психологии и традиций), всестороннее изучение истории и др. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:-общенаучные;-собственно исторические;-специальные (заимствованные у других наук).

Метод-это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления - исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний.

При исследовании курса отечественной истории используются методы:

Хронологический (явления излагаются во временном – хронологическом порядке);

Хронологическо-проблемный (предусматривает изучение и исследование истории России по периодам или эпохам, а внутри них - проблемам);Синхронный (позволяет установить связи взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах);Статистический КомпьютерныйМатематический и др.

Виды источников для изучения исторического процесса. Вспомогательные исторические дисциплины.

Можно выделить несколько групп источников информации, разных по объёму и сложности:

-письменные;-вещественные;-фольклорные;-лингвистические;-этнографические; кинофотодокументы.Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента: Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.Письменный источник передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретироватьОценкой, систематизацией трактовкой источников занимаются источниковедение, а также ряд вспомогательных исторических дисциплин, имеющих сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому понимаю исторического процесса в целом. К их числу относятся: историческая демография, историческая география, геральдика (наука о гербах), генеалогия (наука о происхождении и родственных связях отдельных лиц и семейств),нумизматика (наука о монетах и их чеканке) и др. К наиболее значительным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография (история исторической науки), задача которой – описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Российская историческая школа и ее выдающиеся представители.

Формирование российской исторической школы прошло несколько этапов, каждый из которых был связан с тем или иным выдающимся представителем исторической науки:

1. Летописный этап  (Первыми письменными источниками по истории нашего отечества являются летописи. «Откуда есть пошла Русская земля?» - с этого вопроса восемь с половиной веков назад начинал свой обзор отечественной истории древнерусский летописец Нестор ( XI - начало XII вв.), автор первой редакции «Повести временных лет»).

2. Появление в 1560-1563 гг. «Степенной книги», в которой история страны изображалась как серия сменяющих друг друга княжений. 3. В.Н.Татищев (1686-1750 гг.). Один из «птенцов гнезда Петрова», в своем труде «История Российская с самых древнейших времен» (в 4-х книгах) — предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России. В. Н. Татищев был не только современником петровских преобразо­ваний, но и активным их участником, что определило и его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монар­шего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю. В. Н. Татищев ввел в научный оборот много новых источников: «Русскую правду» (свод древнерусского феодального права), «Судебник 1550 г.», ряд летописей.История В. Н. Татищева содержит обзор событий от скифских времен до конца XVI в. — правления Ивана Грозного. Изложение носит двойственный характер. Первые две части поднимают ряд общих проблем: о древнейшей истории народов Восточной Европы, о славянской письменности, о происхождении государства и его формах и т. д. Последующие две части приближаются к типу сводной летописи. На основе данных из разных летописных текстов дается изложение политической истории России в хронологической последовательности.

4. Концепция исторической школы Н.М.Карамзин (1766-1828 гг.) заключалась в том, что Россия – громадная страна, «мира половина», и поэтому государственным строем ее должна быть монархия.Это не отвлеченная и умозрительная теория, за ней стоит опыт истории России, в котором некогда русское самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль, способствуя объединению России и сплочению в единое государство различных феодальных земель, осуществляя в лице Петра I важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Карамзину, определяли благосостояние Руси, периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами.

История, по мнению Карамзина, должна была учить и царей. На примерах правления русских монархов - положительных и отрицательных - он хотел учить царствовать. Для этого он, вслед за Монтескье, дает определение самодержавия, подчеркивая его обязанности перед народом. «Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

5. С.М. Соловьев (1820-1879 гг.) придавал значение в изучении истории природе, географической среде. Он считал: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Самым значительным по содержанию и обилию использованных источников является его труд «История России с древнейших времен» в 29-ти томах, где рассматривается развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. С. М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение сформировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса.Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...»В соответствии со своей концепцией истории он выделял четыре крупных раздела:I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского. П. От Андрея Боголюбского до начала XVII в.Ш. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.IV. Новый период истории России - от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.

6. В.О.Ключевский (1841-1911 гг.) первым среди историков отошел от периодизации по царствованиям. Основное место в его творчестве занимают вопросы социально-экономической истории России. Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: «человеческая личность, людское общество и природа страны».

Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению Ключевского, является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий национальные интересы.

7. Марксистская концепция отечественной истории, с благословения В. И. Ленина, была создана большевиком М.Н.Покровским (1868-1932 гг.) и  впервые нашла отражение в работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем изложена в его фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» в 5-ти томах.

Он считается родоначальником школы советских историков. В основе всех учебников, исторических научных работ, изданных в советское время, лежит историка - материалистическая концепция. Орудием построения социализма объявлялось большое, мощное, централизованное государство.

Сегодня стала очевидной невозможность, базируясь только на формационной теории Маркса, объяснить исторический процесс, причинно следственные связи явлений и событий. Сегодня идёт процесс нового осмысления истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: