Введение
В современной литературе, посвященной менеджменту и управлению социально-экономическими процессами, объектами, отношениями, всё более широко начинает использоваться такое понятие «программно-целевое управление».
В России в связи с историческими обстоятельствами теория управления развивалась в иных направлениях, чем на Западе. В результате возникла ситуация почти полного отсутствия отечественных научных разработок в этой области при переходе к рыночной экономике. При управлении приходилось использовать западные модели, которые не всегда подходят к российским условиям.
Актуальность изучения программно-целевого метода управления определяется двумя важнейшими характеристиками менеджмента предприятия организационная структура управления и направленность менеджмента.
Переход от узкой специализации к интеграции вызывает изменения в содержании и характере управленческой деятельности. Проявляется четко выраженная тенденция к уменьшению жесткости и иерархичности сложившихся управленческих структур, расширению использования организационной кооперации, дальнейшему развитию программно-целевого управления. Такие меры приводят к уменьшению бюрократических процедур и значительному сокращению управленческого аппарата.
|
|
Целью работы является рассмотрение теоретических основ программно-целевого управления и использование полученных знаний и навыков применительно к объекту исследования. Для достижения поставленной цель необходимо рассмотреть и решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать объект исследования, выявить его сильные и слабые стороны
2. Проанализировать состояние внешней и внутренней среды предприятия, угрозы и возможности предоставляемые ею
3. Предложить набор мероприятий по оптимизации ситуации и решению выявленных проблем
Объектом исследования выступает Открытое Акционерное Общество «Стройматериалы» ведущее свою деятельность в отрасли строительных материалов.
Теоретическая и методологическая база представлена:
1. Работами отечественных и зарубежных исследователей в области программно-целевого управления и отрасли строительных материалов
2. Материалами периодической печати
3. Интернет ресурсами
4. Методическими указаниями к выполнению курсового проекта по менеджменту для студентов специальности Экономика и управление на предприятии
Информационной базой работы выступают:
1. Данные статистического и бухгалтерского отчетов предприятия
2. Результаты маркетинговых и иных исследований проводимых на предприятии
Глава 1: Программно-целевое управление
|
|
В современном менеджменте широкое распространение имеет программно-целевая деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов и целей. Практически это означает, что ставиться определенная цель, и для ее реализации разрабатывается соответствующая программа. Программа представляет собой экономико-организационный документ, сочетающий в себе функции планирования действий и организации их выполнения.
Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.
Основными принципами программно-целевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.
Программно-целевое управление (ПЦУ) применяется в следующих случаях: когда реализация конечной цели зависит от множества промежуточных результатов, обеспечиваемых многочисленными службами; когда реализуемая цель характеризуется сложностью и новизной выполняемых функций и работ; когда реализация цели связана с выделением целевых ресурсов; когда реализация целей связана с наличием сложных этапов.
ПЦУ необходимо, т.к. с его помощью можно предсказать будущее и на это будущее можно повлиять в процессе разработки ПЦУ.ПЦУ осуществляется в 4 этапа:
1) Выработка четких формулировок и целей;
2) Разработка реалистичных планов достижения цели;
3) Систематический контроль, измерение и оценка работы, состояние этой работы и результат;
4) Корректировка мер для достижения запланированных результатов, если меры были не эффективны.
Наряду с политиками или функциональными стратегиями в организациях достаточно часто разрабатываются программы, направленные на достижение стратегических целей. В простом понимании программа – план намеченных действий по решению какой-либо значимой проблемы.
Применительно к деятельности крупных организаций программа, как правило, представляет собой комплекс взаимоувязанных по целям, ресурсам, исполнителям и срокам выполнения проектов и мероприятий, обеспечивающих решение долгосрочных стратегических задач.
Программы и стратегии организаций соотносятся как часть и целое, то есть стратегию можно представить системой программ. Таким образом, программы детализируют выработанные стратегии.
В классификации различных видов программ могут быть использованы различные способы группировок. Например, возможна типология программ по таким критериям, как:
· степень важности (федеральные программы, президентские, региональные, муниципальные);
· функциональная направленность (экономические программы, социальные, инвестиционные);
· совокупность отдельных объектов (программы реконструкции памятников, заботы о детях) [1].
Разработка масштабных планов развития организации базируется на принципах программно-целевого управления. Его появление тесно связано и по времени, и по содержанию с переходом менеджмента на системные и ситуационные концепции. Можно утверждать, что программно-целевое управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.
В качестве предпосылок и условий выбора и использования именно программно-целевого управления обычно называют:
· наличие в системе сложных, значимых и приоритетных по срокам задач и проблем, требующих безотлагательного решения, комплексного подхода и согласованной деятельности разных субъектов и уровней управления внутри системы;
|
|
· объективно межфункциональный характер этих проблем, требующий координации усилий и ресурсов с выходом за рамки существующих ведомственных структур, и требующий участия субъектов власти и управления более высоких уровней;
· существование реальной сильной потребности в решении данной проблемы и получении максимально полезного (оптимального) результата за соответствующий промежуток времени;
· необходимость концентрации всех ресурсов, требующихся для решения проблемы, их разумного распределения и использования в условиях финансовой нестабильности.
Существенными признаками программно-целевого управления являются:
· системное понимание объекта; комплексный анализ проблем;
· обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения
·; направленность на конкретные конечные результаты;
· увязывание воедино целей и ресурсов;
· создание для такого увязывания специального документа – целевой комплексной программы;
· стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов;
· интеграция усилий субъектов управления и координация их деятельности с помощью специально создаваемых организационных структур управления [2].
Обычно программы должны соответствовать некоторым принципиальным общим требованиям. Эти требования могут носить как позитивный («что желательно, что должно быть?»), так и негативный («чего не должно быть?») характер.
В частности в последнем случае программы не должны:
· носить наукообразного характера, подменять собой концепции и другие документы теоретического и доктринального типа;
· иметь политизированный и идеологический характер;
· быть избыточно детализированными (так как это приведет к резкому расширению роста объема программ.). В любом случае детализация может следовать только после раскрытия принципиального подхода, целей, стратегии.
|
|
Основные требования к программе и особенности их реализации [2]
1. Актуальность и клиентоориентированность программы, нацеленность на решение ключевых проблем – реализация требований обеспечивается специальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел.
2. Напряженность программы, нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов – реализация программы обеспечивается нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономического из имеющихся вариантов.
3. Реалистичность и реализуемость программы, соответствие требуемых и имеющихся возможностей – обеспечивается трезвостью мышления разработчиков, просчетом всех возможностей, включаю административные и финансовые ресурсы, нацеленность на реализацию программы.
4. Системность программы – опорой на стратегию системных изменений, системным характером планируемых нововведений, где четко и комплексно увязаны поставленные цели, люди и подразделения организации, их действия и ресурсы.
5. Целеустремленность программы - четким выбором уровней целеполагания и формулированием ясных целей.
6. Ресурсная обеспеченность – расчетом необходимых ресурсов и планируемых действий по их получению и использованию.
7. Контролируемость, индикативность программы – максимально возможно точностью и операциональностью целей, задач, ориентиров и индикаторов.
8. Социальная открытость программы – обеспечивается информированием участников работы и социальных партнеров
Реализация данных требований позволит экспертам судить о качестве предлагаемых программ. Важную роль здесь играет их формат и структура. Как правило, структурное содержание многих программ имеет следующий вид:
1) Введение (аннотация): часто оно представлено в виде паспорта программы – представленных в табличной форме основных её характеристик. Например [3]: наименование программы; дата принятия решения о разработке программы; заказчики программы; координатор программы; основной разработчик программы; цели и задачи программы; важнейшие целевые индикаторы и показатели программы; сроки и этапы реализации программы; объемы и источники финансирования программы; ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности.
2) Информационно-аналитическая справка: связана с характеристикой проблем, на решение которых направлена программа, а также с прогнозом развития сложившейся проблемной ситуации.
3) Цели (ожидаемые результаты) программы и общая стратегия их реализации: в любом случае цели должны быть понятными и измеримыми; реалистичными и достижимыми; количественно определёнными; ограниченными во времени, т.е. привязаны к определённому сроку [4]. На основе системы целевых показателей в рамках стратегии приводятся основные направления программных мероприятий.
4) Конкретный план и план-график программных мер, действий, мероприятий: эта часть, как правило, занимает более половины объёма программного документа. В ней описываются этапы реализации программы, приводится перечень её мероприятий (проектов), показываются сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации программы.
5).Приложения к программе.
Процесс разработки программных документов распадается на ряд последовательных стадий. В этой связи в нашей стране сформировались определённые традиции. На основе обзора специальных источников литературы [2, 5, 6, 7], связанных с рекомендациями по разработке целевых программ, можно сформулировать следующие основные логические этапы, шаги.
Основные этапы и шаги разработки целевой программы
1. Подготовительный этап – готовность разработчиков к началу работы над программой и наличие соответствующих ресурсов
1.1. Принятие решений о необходимости и сроках подготовки программы
1.2. Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы
1.3. Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров
1.4. Подготовка необходимых материалов и ресурсов, создание условий для работы
1.5. Поиск дополнительных ресурсов, дополнительный инструктаж для сотрудников
2. Основной этап - этап разработки программы как документа
2.1. Подготовка введения к программе
2.2. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды, значимой для проекта. Анализ состояния и прогноз тенденций изменения сильных и слабых сторон в контексте внешних возможностей, ограничений и рисков. Анализ и оценка достижений и их причин. Проблемный анализ состояния дел.
2.3. Разработка образа желаемого будущего состояния, постановка важнейших целей программы.
2.4. Разработка и описание стратегии реализации целей.
2.5. Планирование конкретных действий
2.6. Разработка и описание плана-графика действий по реализации идей программы.
2.7. Сборка и первичное редактирование текста программы.
3. Этап экспертизы, подведения итогов и приянития решения.
3.1. Оценка и первичная коррекция программы ее разработчиками
3.2. Оценка программы экспертами
3.3. Информирование участников работы и вовлеченных сторон о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы
3.4. Передача программы на согласование и утверждение. Представление и защита программы. Принятие решений по программе
Правильное и качественное выполнение всех этапов и шагов создает высокую степень вероятности высокого качества конкретной программы и в определенной степени гарантирует ее эффективную реализацию.
Применение программно-целевого метода для управления строительством
Отечественная и зарубежная практика доказала высокую эффективность программно-целевого метода планирования и управления, являющегося современным инструментом решения сложных задач.
Программно-целевое управление осуществляется через реализацию целевых комплексных программ. Целевая комплексная программа является директивным и адресным документом, представляющим собой в общем случае увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение определенной проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки [9].
Таким образом, важнейшими особенностями программно-целевого метода являются:
ориентация на достижение конечной цели;
комплексный подход и реализация программы на основе горизонтальной интеграции всех ее участников;
полная увязка целей с ресурсами через систему подцелей, задач и мероприятий;
охват всех этапов исследования, проектирования и реализации программы.
Капитальное строительство, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, имеющей сложные взаимосвязи со всеми его отраслями, стало объектом широкого применения программно-целевого метода планирования и управления. Его применение в строительстве связано с возведением крупных промышленных и территориально-производственных комплексов.
На строительстве БАМа с помощью программно-целевого метода осуществляется массовое внедрение прогрессивных технологий работы и конструкции: эффективные фундаменты для малых и средних мостов, насыпи на подземных льдах и косогорах, устройство водоотводов и укрепление откосов и т. п. Благодаря применению программного подхода здесь стали широко использовать высокопроизводительные буровые установки и другие виды новой техники. Практика убедительно доказывает эффективность применения программно-целевого метода при внедрении достижений научно-технического, прогресса. Так, например, эффект от реализации программных мероприятий на БАМе составляет от 8 до 10 руб. на 1 руб. затрат.
Применение программно-целевого метода планирования и управления в строительстве позволяет расширять и укреплять связи научно-исследовательских институтов, вузов со строительными организациями и предприятиями стройиндустрии, поскольку в течение всего периода внедрения разработок их авторы оказывают производственникам помощь, активно содействуют быстрейшему осуществлению идей, создаются благоприятные условия для более полного использования результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Накопленный опыт говорит, что программно-целевой метод планирования и управления является надежным средством ускорения научно-технического прогресса в капитальном строительстве.
Выполнение всего комплекса требований, вытекающих из решений партии и правительства о совершенствовании хозяйственного механизма, требует широкого использования комплексных целевых программ в планировании и управлении. Это подчеркнуто в материалах XXVI съезда КПСС, где говорится об обязательности разработки и реализации целевых комплексных программ по решению важнейших проблем планирования организации и управления народным хозяйством.
Современные особенности программно-целевого управления организацией
В настоящее время многие учёные сходятся во мнении, что экономика России перешла на новый этап своего развития. Основная проблема организаций заключается сейчас не в поисках путей выживания и сохранения своей деятельности, а в повышении эффективности функционирования, достижения конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, выстраивании стратегических программ и их осуществлении.
Эффективность программно-целевого управления на современном этапе развития экономики определяется:
• эффектом целостности программ развития организации, обеспечиваемой взаимосвязью целей, задач и мероприятий;
• правильно выбранными индикаторами стратегической программы развития, нацеленной на максимально возможный полезный эффект;
• чувствительностью комплекса различных систем взаимодействующих при применении программно-целевого управления (система выбора целей и построения дерева целей; система мониторинга и контроллинга; система оценки), позволяющая управленческому персоналу иметь достаточно времени для принятия решения в случае сбоя реализации программных мероприятий;
• чёткой ориентацией организации на конечный результат, что помогает быстрее находить решение сложных проблем развития, максимально мобилизовать имеющиеся резервы;
• комплексным анализом самой организации и его внешней среды;
• облегчением принятия управленческих решений, основанном на использовании специальных методов сбора и аккумулирования информации;
• координацией и коммуникацией всех процессов жизнедеятельности предприятия, ориентированных на стратегические цели;
• мобильностью в перестраивании (реформировании, модернизации) процессов развития организации;
• возможностью предвидения изменений среды и прогнозирования процессов изменения на предприятии;
• облегчением постановки стратегических целей и ключевых задач развития предприятия;
• эффективным решением ключевых задач в сжатые сроки;
• освобождением руководителей высшего уровня от решения множества оперативных задач, для последующего использования их знаний и опыта в инновационном развитии организации.
Несмотря на все достоинства, применение программно-целевого управления сопряжено с рядом трудностей [7]. Во-первых, это касается определения целей и задач. Здесь возможны ошибки из-за того, что конечные цели кажутся внешне очевидными. И в связи с этим подчас главное внимание уделяется поиску формулировок, причём весьма общих. Во-вторых, усложняется проблема сбалансированности и пропорциональности мероприятий программы. Программы обычно охватывают не все стороны развития организации, а её отдельные подразделения. Поэтому при программно-целевом управлении особенно важно сбалансировать развитие организации в целом. И, в-третьих, происходит усложнение системы управления. Увеличивается число звеньев управления, в связи с этим возрастает развитие бюрократических тенденций. Кроме всего прочего, для реализации программно-целевого управления обычно создаётся громоздкая система документов, и бывает, что в ходе работы утрачивается чувство меры и сама система целевого управления и его информационного обслуживания становится столь громоздкой, что теряет свои очевидные преимущества.
В настоящее время использование программно-целевого управления на российских предприятиях широко не распространено. Косвенное подтверждение такого положения даёт Н. Ахмедов: "Является фактом, что до настоящего времени ни одна консалтинговая фирма в России не предложила комплекса услуг по построению системы управления предприятием, основанной на методах стратегического маркетинга или программно-целевого управления" [8]. Основная причина этому заключается в том, что внедрение в организацию программно-целевого управления связано с высокими финансовыми и трудовыми затратами. Поэтому данный метод управления применяется, прежде всего, в крупных организациях. Так, например, в 90-х годах прошлого века специалистами Института экономики и организации промышленного производства программно-целевое управление было с успехом внедрено на Павлодарском тракторном заводе [9]. В последние годы программно-целевые методы управления начали активно развиваться в сфере образования. На данный момент многие ведущие российские университеты, в том числе и Томский политехнический университет, разрабатывают и реализуют комплексные программы развития.
Таким образом, программно-целевой подход — это современный и, безусловно, высокоэффективный метод управления развитием организации. В нынешних экономических условиях, требующих от организаций полной мобилизации всех имеющихся в распоряжении ресурсов, программно-целевое управление позволяет надёжно добиваться решения поставленных задач и достижения целей. Важным положительным моментом внедрения этого метода в практику управления организациями является то, что большинство из них в той или иной степени используют некоторые элементы программно-целевого управления, составляющие основу стратегического управления, бюджетирования, контроллинга и других направлений менеджмента.