Формы расходов бюджетов

Расходы государственного бюджета.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

2. Соблюдение режима экономии;

Одной из важнейших задач бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

3. Безвозвратность государственных расходов.

 

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах. Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

 

Составные части расходов бюджетов

1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

2. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и государственным или муниципальным гарантиям, отражаются в составе расходов бюджетов со знаком "минус".

Формы расходов бюджетов

 

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

 

Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:

обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв.

 

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений

 

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности.

 

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

 

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

3. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Задача 1

Построить доходную часть федерального бюджета на очередной финансовый год, выделив следующие группы статей (данные условные): налоговые доходы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

доходная часть федерального бюджета.

Таблица 1

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура в % к общей сумме доходов Группы статей

Налоговые доходы

Налог на прибыль организаций 641,30 8,3   50
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1157,36 15 50
Акцизы по подакцизным товарам (продукции) 135,00 1,75 50
Налог на добавленную стоимость 2261,50 29,32 50
Государственная пошлина, сборы 29,62 0,38 50
Единый социальный налог 405,00 5,3 50

Неналоговые доходы

Таможенные пошлины и сборы 2347,09 30,4 51
Федеральные лицензионные сборы 0,66 0,01 51
Часть прибыли унитарных предприятий 3,23 0,04 51
Доходы от внешнеэкономической деятельности 61,21 0,8 51
Доходы от использования государственного имущества 262,17 3,4 51
Платежи при пользовании природными ресурсами 61,30 0,8 51
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 117,69 1,5 51

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления 231,14 3  
ИТОГО доходов:  - налоговые  - неналоговые  - безвозмездные поступления   4629,78 2853,35 231,14 100% 60,05 36,95 3   -  

Из анализа таблицы1 видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета занимают налоговые доходы 60,05% - 4629,78 млрд. руб. неналоговые доходы и безвозмездные поступления соответственно 36,95% и 3%.

Задача 2

В таблицах 2 и 3 приведены данные, характеризующие состояние бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период, в млрд. руб. (данные условные). Требуется:

1. Рассчитать сводные показатели бюджета субъекта РФ:

 - доходы, с выделением налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

 - расходы по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

2. Проанализировать:

 - структуру и динамику доходов бюджета субъекта РФ, с выделением удельного веса налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений;

 - структуру и динамику расходов бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета.

Таблица 2

Доходная часть бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Наименование доходов

2008 г.

Плановый период

2009 г.

2010 г.

сумма, млрд. руб.

структура, %

сумма, млрд. руб.

структура, %

Темпы роста к 2008 г.

сумма, млрд. руб.

структура, %

Темпы роста к 2008 г.

млрд. руб. % млрд. руб. %
Налог на прибыль организаций 99,3 33,8 117,3 35,2 1,18 118 137,7 36,4 1,39 139
Налог на доходы физических лиц 84,4 28,8 100,1 30 1,19 119 115,3 30,5 1,37 137
Акцизы 12,7 4,3 13,7 4,1 1,07 107 15,1 4 1,19 119
Налог на имуще­ство организаций 14,7 5 16,5 5 1,12 112 19,2 5,1 1,31 131
Арендная плата 21,0 7,1 23,9 7,2 1,14 114 28,2 7,5 1,34 134
Доходы от прода­жи имущества 6,0 2 6,1 1,8 1,01 101 6,4 1,7 1,06 106
Доходы от плат­ных услуг 22,3 7,6 24,2 7,3 1,09 109 26,1 6,9 1,17 117
Прочие неналоговые доходы 19,4 6,6 20,9 6,2 1,08 108 22,6 5,9 1,16 116
Безвозмездные поступления из федерального бюджета 14,0 4,8 10,6 3,2 0,76 76 7,8 2 0,56 56
Всего доходов, 293,8 100 333,3 100 9,64 964 378,4 100 10,55 1055
в том числе:                    
- налоговые 211,1 71,9 247,6 74,3 4,56 456 287,3 76 5,26 526
- неналоговые 68,7 23,3 75,1 22,5 4,32 432 83,3 22 4,73 473
- безвозмездные поступления 14 4,8 10,6 3,2 0,76 76 7,8 2 0,56 56

 

Из анализа таблицы 2 мы видим, что наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета субъекта РФ занимают налоговые доходы 71,9% - 211,1млрд. руб. которые по плану должны возрасти в 2009г. на 4,56 млрд. руб. по сравнению с 2008 г. и на 5,26 млрд. руб. в 2010 по сравнению с 2008г.

Рост неналоговых поступлений в 2009 г. ожидается на уровне 4,32 млрд. руб., а в 2010 г. на 4,73 млрд. руб. по сравнению с 2008г.

Безвозмездные поступления в 2009г. должны вырасти на 0,76 млрд. руб.,в 2010 на 0,56 млрд. руб.

 

 


 

 

 

Из анализа таб. 2 и диаграммы, можно сказать, что наибольший удельный вес в структуре доходов в 2008г. занимают налог на прибыль организаций – 33,8% и налог на доходы физических лиц – 28,8%. Наименьший удельный вес имеют доходы от продажи имущества – 2%. Остальные наименования доходов колеблются в пределах от4,3 % до 7,6%.

 

Таблица 3

Расходная часть бюджета субъекта РФ по разделам бюджетной классификации расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период, млрд.руб.

Наименование раздела

 

 

2008 г.

Плановый период

2009 г.

2010 г.

сумма,

млрд. руб.

структура, %

сумма,

млрд. руб.

структура, %

Темпы роста к 2008 г.

сумма,

млрд. руб.

структура, %

Темпы роста к 2008 г.

млрд. руб. % млрд. руб. %
Общегосударст-венные вопросы 15,8 4,9 17,8 5 1,13 113 21,1 5,3 1,34 134
Национальная оборона 0,037 0,01 0,027 0,01 0,73 73 0,025 0,01 0,68 68
Национальная безопасность и правоохрани-тельная деятельность 8,7 2,7 8,1 2,24 0,93 93 9,0 2,2 1,03 103
Национальная экономика 39,9 12,3 34,9 9,7 0,87 87 33,8 8,4 0,85 85
Жилищно-комму-нальное хозяйство 104,8 32,33 99,5 27,7 0,95 95 96,1 24 0,92 92
Охрана окружающей среды 1,7 0,5 1,0 0,27 0,59 59 0,9 0,2 0,53 53
Образование 47,1 14,53 46,0 12,8 0,98 98 46,8 11,7 0,99 99
Культура, кинематография и средства массовой информации 15,1 4,65 13,6 3,8 0,9 90 12,5 3,1 0,83 83
Здравоохранение и спорт 58,0 17,9 55,0 15,3 0,95 95 54,3 13,6 0,94 94
Социальная политика 31,8 9,81 39,8 11,1 1,25 125 45,1 11,3 1,42 142
Межбюджетные трансферты 1,2 0,37 1,4 0,38 1,17 117 1,5 0,3 1,25 125
Условно утверждаемые расходы   - - 42,7 11,7 - 100 79,6 19,9 - 100
Всего расходов 324,137 100 359,827 100 10,45 - 400,725 100 10,8 -

 

 

 

Из анализа таблица 3 и диаграммы видно, что наибольший удельный вес занимают расходы на жилищноко-мунальное хозяйство(32,33%), здравоохранение и спорт(17,9%), образование (14,53%), вопросы национальной экономики(12,3%) и социальной политики(9,81%).

Остальные статьи расходов – общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, охрана окружающей среды, культура, кинематография и СМИ, межбюджетные трансферты имеют небольшой удельный вес.

В 2009 г. планируется увеличение общей суммы расходов на10,45 млрд. руб.,а в 2010 на 10,8 млрд. руб. по сравнению с 2008г.

 


Задача 3

                           

Таблица 4

Состав и структура доходов и расходов местного бюджета

за период 2006-2007гг.

№ группы (раздела)

Наименование доходов и расходов бюд­жета

ГОДЫ

2006 год

2007 год

Всего в тыс. руб. в % к общей сумме дохо­дов (расхо­дов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу            рас­ходов) Всего в тыс. руб. в % к общей сумме дохо­дов (расхо­дов) бюджета % к сумме доходов (расходов) по группе доходов (разделу            рас­ходов)
  I. ДОХОДЫ            
1 Налоговые доходы, всего     100     100
  в том числе            
  1.1. Налог на прибыль организаций            
  1.2. Налог на доходы физических лиц            
  1.3. Акцизы            
  1.4.Налоги на совокупный доход            
  1.4.1 Единый налог на вмененный доход            
      1.4.2. Единый сельскохозяйственный налог            
  1.5. Налог на имущество         физических лиц            
  1.6. Земельный налог            
  1.7. Государственная пошлина            
  1.8. Прочие налоговые доходы            
2. Неналоговые доходы, всего     100     100
  в том числе            
  2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в    муниципальной собственности            
  2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами            
  2.3. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов            
  2.4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности            
  2.5. Прочие неналоговые доходы            
3. Безвозмездные поступления,   всего     100     100
  в том числе            
  3.1. Дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ            
    3.2. Субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ            
  3.3. Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ            
  3.4. Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ            
  ВСЕГО ДОХОДОВ   100 -   100 -
  II. РАСХОДЫ            
1 Общегосударственные вопросы     100     100
  из них            
  1.1. Функционирование представительных органов муниципальных образований            
  1.2. Функционирование местных администраций            
  1.3. Обслуживание муниципального долга            
2 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность     100     100
3 Национальная экономика     100     100
  В том числе:            
  3.1. Сельское хозяйство и       рыболовство            
      3.2. ………………………….            
  ………………………………            
4 Жилищно-коммунальное хозяйство     100     100
5 Охрана окружающей среды     100     100
6 Образование     100     100
      7     Культура, кинематография и средства массовой информации     100     100
8 Здравоохранение, физическая культура и спорт     100     100
9 Социальная политика     100     100
10 Межбюджетные трансферты     100     100
11 Прочие расходы     100     100
  ВСЕГО РАСХОДОВ   100 -     -
  Дефицит (-), профицит (+)            

Задача 4

Имеются следующие данные (условные) об источниках финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета. Определить размеры внешнего и внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

Таблица 5

Исходные данные об источниках финансирования бюджетного дефицита

федерального бюджета

Наименование статей Величина статьи, млрд. руб. Структура, % Источник
Кредиты правительств иностранных государств 1170 19,9 Внешний Ст.23
Государственные займы от выпуска ценных бумаг в рублях (ГКО) 640 10,9 Внутренний Ст.23
Кредиты международных финансовых организаций 1120 19,1 Внешний Ст.23
Кредиты от кредитных организаций 310 5,3 Внутренний Ст.23
Бюджетные ссуды от бюджетов субъектов РФ 400 6,8 Внутренний Ст.23
Превышение доходов над расходами по государственным запасам 320 5,5 Внутренний Ст.23
Кредиты от иностранных банков 780 13,3 Внешний Ст.23
Бюджетные кредиты от бюджетов другого уровня 530 9 Внутренний Ст.23
 Средства на счетах федерального бюджета 370 6,3 Внутренний Ст.23
Кредиты иностранных фирм 230 3,9 Внешний Ст.23
ИТОГО источников: - внутренние - внешние 5870 2800 3070 100% 47,7 52,3  

                                                          Задача 5                                                                                                       Таблица 6

Основные параметры бюджетов РФ и валовой внутренний продукт (условно)

Параметры бюджетов

2006

2007

2008

2009

2010

сумма, млрд.руб. в % от консолидированного бюджета * в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидированного бюджета * в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидированного бюджета* в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидированного бюджета* в % к ВВП сумма, млрд.руб. в % от консолидированного бюджета * в % к ВВП
1.Консолидиро-ванный бюджет                              
 - доходы 22182 100%   38589 100%   62370 100%     100%   142590 100%  
 - расходы 25263 100%   39621 100%   56148 100%   112740 100%   132960 100%  
 - дефицит (профицит) -3081 100%   -1032 100%   6222 100%   +1314 100%   +9630 100%  
2.Федеральный бюджет                              
 - доходы 9777 44,1   18765 48,6   33828 54,2   82260 72,1   99780 70  
 - расходы 14166 56,1   20007 50,5   25608 45,6   79770 71   91410 69  
 - дефицит (профицит) -4389 142,5   -1242 120   8220 132     189   8370 87  
3.Консолидиро-ванные бюджеты субъектов РФ             28542                
 - доходы 12405 55,9   19824 51,4         31794 27,9   42810 30  
 - расходы 11097 43,9   19614 49,5   30540 45,8     29   41550 31  
 - дефицит (профицит) 1308 42,5   +210 -20   -1998 54,4     -89   +1260 13  
Валовой внутренний продукт 82230   - 142710   - 211890 -32 - 459000   - 561600   -

Задача 6

Рассчитайте прогнозируемые значения дохода по налогам субъекта РФ. Исходные данные приведены в табл. 7. (корректируются, путем умножения на коэффициент 1,6 только данные последних двух столбцов).

Решение.

Прогнозирование налоговых доходов субъекта РФ осуществляется по следующей формуле:

НДнал = НДнал пред год х ТМП х  х К + S,

где НДнал – доход по налогу, зачисляемый в бюджет субъекта РФ;

ТМП – темп роста соответствующего макроэкономического показателя;

Т – ставка по налогу (остается на уровне прошлого года);

НО – норматив отчислений налога в бюджет субъекта РФ (остается на уровне прошлого года);

К – поправочный коэффициент, учитывающий происходящее внутри планируемого года изменение базы по налогу, изменение ставки налога, а также отражающий изменения в собираемости налога;

S – поправочный показатель абсолютного изменения налогового дохода по налогу в связи с предоставляемыми льготами и прочими, неучтенными факторами.

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: