Анализ макросреды организации (среда косвенного воздействия)

  Макросреда представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Рассмотрим компоненты среды косвенного воздействия исследуемого предприятия:

  1. Технологические факторы – введение ноу-хау позволяет ускорить рабочий процесс в магазинах и создать дополнительное конкурентное преимущество. Внедрение в работу пос-терминалов позволило на порядок увеличить скорость обслуживания клиентов, а также улучшить его качество.Развитие технологии и новых форматов торговли в нашем городе маловероятно из-за его небольшой численности.      

  2. Социокультурные факторы – уровень доходов населения, уровень безработицы, уровень рождаемости и количественный уровень состава семьи. Уровень безработицы влияет на доходы потребителей, а магазины рассчитаны, в том числе и на людей с низким и средним уровнем дохода. Уровень рождаемости также имеет значение, но это более долгосрочный фактор, его нужно прогнозировать на десятки лет вперед. В период с 2000 по 2005 года наблюдалось падение уровня рождаемости, в связи с этим средний возраст населения стал более высоким, то есть процент людей, имеющих предпенсионный и пенсионный возраст увеличился, поэтому владельцы магазинов уделяют большее внимание товарам, которые являются необходимыми для этой категории людей. Количественный уровень семей в ближайшие год-два не изменится, то есть составляет 3-4 человека, поэтому изменений в этом направлении не ожидается.

  3. Экономические факторы – наиболее важными из них являются:

– цены на энергоносители – повышение цен приведет к удорожанию доставки продуктов, следовательно, продукты местных производителей будут более конкурентоспособными;

– процентные ставки банков, имеющие тенденцию к снижению, здесь практически все находятся в равных условиях, так как условия кредитования одинаковы;

– экономический рост положительно сказывается на исследуемом предприятии и экономике страны в целом;

– показатель инфляции достаточно стабилен, и в соотношении основных валют к рублю, также виден положительный баланс, уровень золотовалютных резервов страны планомерно увеличивается.

  4. Политические факторы – резких изменений в политических взглядах Федеральных властей в ближайшее время можно не опасаться. Это связано с прошедшими недавно выборами Президента РФ и сохранением преемственности во внутренней и внешней политике. Политика высшего руководства страны направлена на поддержание малого и среднего бизнеса, власть декларирует свое лояльное отношение к предпринимательству и в будущем. Сейчас в разработках законы об уменьшении налога на прибыль и добавленную стоимость, о ликвидации налога с продаж, дискуссируется вопрос о снижении ставки единого социального налога. Что касается местной власти, то она всячески поддерживает малый бизнес и Муром является благоприятной площадкой для развития подобного вида деятельности.

  5. Экологические факторы – не вызывает сомнения тот факт, что потребители стремятся покупать экологически чистые продукты, поэтому, делая упор именно на это, анализируемое предприятие открыло собственный мясокомбинат и коптильный цех, занимаясь переработкой качественного сырья местных производителей.

  Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо постоянно их анализировать, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия, поэтому при ее исследовании опираются, прежде всего, на прогнозы.

  На основе вышеизложенных данных проведем SWOT-анализ факторов внешней среды исследуемой организации, который позволит определить сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы, исходящие от его окружения.

  Построим матрицу влияния сильных и слабых сторон «SW». 

Таблица 7

Матрица определения сильных и слабых сторон

  Сильное влияние Заметное влияние Умеренное влияние Незначительное влияние
S 1.Низкие закупочные цены на товар. 2.Имеется доступ к рекламным ресурсам. 3.Удобное для потребителей месторасположение магазинов. 4. Наличие больших торговых площадей. 1.Формат торговли – самообслуживание. 2.Имеется сильная финансовая база. 3.Слабая зависимость от поставщиков. 4.Высокий уровень профессиональной подготовки руководителей. 5. Положительный имидж предприятия у потребителей и партнеров. 1.Применение современных систем учета и контроля. 2.Применение современных методов торговли. 3.Магазины «Макаровский» часть большой сети ритейла. 4.Наличие современного оборудования. 5.Достойная заработная плата у сотрудников. 1.Централизованная бухгалтерия 2.Собственная служба охраны. 3.Наличие программистов и техников, обслуживающих программы и оргтехнику. .
W 1. Качество подготовки персонала. 1.Неустоявшийся пока ассортимент товара. 2.Не все решения руководства проводятся в жизнь. 1.Периодически возникающие сбои в работе программного обеспечения. 1.Высокие затраты на содержание и обслуживание магазинов. 2.Возможность внезапной поломки торгового оборудования.

       

    К сильным сторонам относятся такие внутренние факторы, как: высокое качество товара; цены, которые ниже, чем у конкурентов; наличие высокотехнологического оборудования; хороший имидж предприятия; наличие широкого ассортимента и другие факторы, которые дают определенные преимущества в конкурентной борьбе. 

  К слабым сторонам относятся следующие внутренние факторы: недостаток квалифицированных специалистов, проблемы с бесперебойной работой оборудования и другие факторы, в которых конкуренты оказываются сильнее.        

  Построим матрицу возможностей «О».                                                  

Таблица 8

Матрица определения возможностей

Вероятность использования   Сильное   Заметное   Умеренное   Слабое
Высокая 1.Рост сегментов рынка, на который ориентированы магазины. 2.Увеличение расходов потребителей на продукты в связи с увеличением их дохода.   1.Изменение налогового законодательства в сторону уменьшения налоговых ставок. 2. Экономический рост в стране и регионе. 1.Создание в городе банка кадров. 2.Появление новых технологий в области розничной торговли. 3.Подготовка кадров в системе предприятия. 1.Поддержка администрации о. Муром. 2.Стабилизация уровня инфляции. 3.Стабильный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам.
Средняя 1.Увеличение торговых площадей. 2.Снижение закупочных цен за счет заключения дистрибьюторских соглашений. 1.Выпуск учебными заведениями города специалистов, готовых к работе. 2.Увеличение цен на энергоносители. 1.Возможность дефолта в России. 1.Укрепление внешнеполитического положения России.
Низкая 1.Ослабление деятельности конкурентов. 2.Повышение стремления потребителей покупать экологически чистые продукты. 1.Изменение политической ситуации в стране. 2.Рост уровня безработицы. 1.Увеличение уровня рождаемости. 2.Уменьшение банковских кредитных ставок. . 1.Увеличение числа семейных пар. 2.Снижение уровня показателей преступности

      

  Рассмотрим возможности, которые исходят из внешней среды. К ним можно отнести благоприятную политику государства в отношении малого и среднего бизнеса, улучшение экономической ситуации в стране и регионе, положительная тенденция в изменении демографической ситуации, завоевание новых сегментов рынка и другие.

  Построим матрицу угроз «Т».     

Таблица 9

Матрица определения угроз

Вероятность реализации угроз   Разрушения   Критическое состояние   Тяжелое состояние   «легкие ушибы»
Высокая     1.Увеличение закупочных цен. 2.Отсутствие на рынке труда квалифицированных кадров. 3.Появление более сильного конкурента. 1.Усиление влияния конкурентов. 2.Увеличение уровня показателей преступности. 3.Просчеты в действиях менеджеров предприятия.
Средняя   1.Возможность потери сегмента рынка. 1. Удорожание закупочных цен. 2. Изменение налогового законодательства в сторону увеличения налоговых ставок. 3. Предложение конкурентами более выгодных условий работы (переманивание сотрудников). 1.Ухудшение демографической ситуации в городе.
Низкая 1.Возможность закрытия магазина властями. 2.Закрытие подъезда автотранспорта к магазинам. 3.Нестабильная ситуация в стране. 4.Форс-мажорные обстоятельства. 1.Неправомерные действия конкурентов. 2.Изменение экономической ситуации в стране.   1.Уменьшение сегмента рынка, на который ориентированы магазины. 2. Появление на рынке товара-заменителя. 3. Увеличение банковских кредитных ставок. 1.Ослабление внешнеполитического влияния России.

        

  К угрозам относятся такие факторы, как появление новых конкурентов, потеря доли рынка, появление товаров-заменителей, относительная нестабильность в политике и другие факторы, которые негативно могут сказаться на работе организации.

  После окончания построения матрицы сильных и слабых сторон, матрицы возможностей и матрицы угроз, сводим полученные данные в SWOT-матрицу (см. приложение 10).     

  Еще одним методом анализа факторов внешней среды является STEP-анализ. STEP-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления социальных, технологических, экономических, политических аспектов внешней среды. Данные факторы влияют на стратегию развития любой организации. В процессе анализа исследуются отношения между действующими силами влияния, а вследствие того, что влияние изменений, происходящих в макросреде, имеет неопределенный характер, важно определять и рассматривать их вероятные последствия в самом широком диапазоне

  В результате проведенного STEP-анализа определено влияние факторов макросреды в рамках исследуемого нами предприятия, сформулированы возможности (опасность) при наступлении определенного события, оценена вероятность события, степень его важности и уровень влияния на компанию, разработана программа действий на перспективу  (см. приложение 11).

  Анализ внешней среды представляет собой один из инструментов, благодаря которому руководство организации может проектировать систему контроля над важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: