Роль регионов в национальной экономике

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

 

Курсовая работа

защищена с оценкой «_____»

_________________________

                                              подпись руководителя

                                     

«___» ____________ 2009 г.

 

 



Содержание

Введение                                                                                                 4

1) Роль регионов в национальной экономике                                       6

2)  Понятие региона и его системные признаки                              6

3)  Цели и критерии социально-экономического развития

    региона                                                                                     8

4)  Дифференциация регионов РФ                                                 14

5) Экономические проблемы развития Кемеровской области           18

6)  Основные показатели экономики Кемеровской области

    в период 2005-2008 годов                                                     18

7)  Динамика и структура ВРП Кузбасса                                      21

8)  Объем инвестирования                                                              24

9)  Оценка уровня жизни                                                                27

Заключение                                                                                           32

Список использованных источников и литературы                           34



ВВЕДЕНИЕ

Россия – уникальная страна. Ее регионы подобны большим государствам. Сама она столь огромна, а ее регионы столь разнообразны по своим экономическим и географическим параметрам, культурным и другим особенностям, что она сравнима с целым континентом. Национальная экономика России представляет собой совокупность народнохозяйственных связей, которые превращают отдельные регионы в единой экономическое пространство.

В мировой экономической теории проблемы регионального развития находятся на втором плане. В России они являются проблемами первого плана.

По экономическому потенциалу Кемеровская область - крупный территориально-производственный комплекс Российской Федерации. Ведущая роль в развитии народного хозяйства Кемеровской области принадлежит топливно-энергетическому комплексу. Его основа - угольная промышленность и электроэнергетика.

Актуальность этой темы заключается в том, что Кемеровская область является одним из важнейших промышленных регионов нашей страны и играет ведущую роль в экономике Сибири, и соответственно, в России, но как и в любом другом регионе имеются специфические проблемы экономического развития. Помимо этого, я родилась и живу в Кемеровской области, что и привело к повышенному интересу с моей стороны раскрыть именно этот вопрос.

Степень изученности темы довольно низкая, поэтому при написании курсовой работы в основном использовались интернет-источники, такие как интернет-портал органов государственной власти Кемеровской области (http://www.kemobl.ru), территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (http://www.kemerovostat.ru).

Объектом курсовой работы является экономика Кемеровской области, а предметом – проблемы развития региона.

Цель курсовой работы заключается в выявлении проблем экономического развития Кемеровской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть критерии и показатели, по которым можно судить о развитии региона;

2) провести анализ показателей экономического развития Кемеровской области;

3) выявить проблемы на основе анализированных показателей.

Методы исследования:

1) анализ литературы по региональной экономике и управлению, статистических сборников Кемеровской области;

2) индукция: на основе каких-либо показателей или фактов делается обобщение (вывод);

3) эмпирический: описание (фиксирование сведений об объекте изучения, т.е. экономики Кемеровской области) и измерение (сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам и сторонам).



РОЛЬ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Понятие региона и его системные признаки

Слово регион произошло от латинского regio – область, район. Оно является синонимом слову «район» (от французского rayon - луч, радиус) и используется для обозначения:

1) частей территории страны по каким либо признакам;

2) административно-территориальных единиц (городов, сельских районов и пр.)

Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов [1, с.16].

Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо же объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации. Россия состоит из 89 областей и административно-хозяйственных единиц, которые объединены в 12 районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный районы и Калининградская область.

Регион является частью народнохозяйственного комплекса, поэтому он отражает господствующую в стране систему производительных сил и производительных отношений. Таким образом проявляется подчиненность региона по отношению к хозяйству всей страны, поскольку любой элемент системы не сможет существовать без тех связей, которые превращают его в звено единой экономической системы. Тем не менее район является относительно самостоятельной частью народнохозяйственного комплекса, что предопределяет относительную экономическую обособленность территориальных производственных процессов и специфические черты их развития [2, с.589, 591].

Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газонефтепромышленные и другие.

Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, центральные и периферийные, где численность населения растет и где падает; в одних преобладает население старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Все эти и другие различия в региональной экономике необходимо учитывать, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений [3, с.18].

С функциональной точки зрения региональная экономика представляет собой целостную систему, предполагающую территориальную и функциональную интеграцию входящих в нее элементов. Основные системные признаки региона:

1) целостность, т.е. принципиальная несводимость свойств региона к совокупности составляющих его компонентов, зависимость каждого элемента от его положения внутри региона;

2) структурность, т.е. совокупность отношений, связывающих элементы системы, вследствие чего состояние и динамика региона обусловлены не поведением отдельных его элементов, а свойствами структуры;

3) наличие внутренних и внешних связей, благодаря которым регион обособляется от национальной экономики и противостоит ей как относительно единой образование;

4) иерархичность, вследствие которой каждый элемент региона (составляющие местности) может рассматриваться как система, а в свою очередь район представляет один из компонентов более широкой системы – национальной экономики в целом [1, с. 593-594].

Таким образом, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).

 

1.2 Цели и критерии социально-экономического развития региона

Развитие региона - многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

10) рост производства и доходов;

11) перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

12) перемены в общественном сознании;

13) перемены в традициях и привычках.

В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

1) повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

2) создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

3) увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Развитие любого региона - многоцелевой и многокритериальный процесс. В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения [4, с. 87-88].

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);

3) величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1) национальный доход на душу населения;

2) уровень потребления отдельных материальных благ;

3) степень дифференциации доходов;

4) продолжительность жизни;

5) объем инвестиций;

6) внешнеторговый оборот.

Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой региональный продукт).

Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.

Чисто экономические показатели, какими являются ВРП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.

Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.

Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере [5, с. 194-196].

Нематериальное производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.

Итак, на уровне региона можно рассматривать следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:

1) валовой региональный продукт (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;

2) средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;

3) продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;

4) уровень образования (наличие школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, квалификация людей);

5) уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;

6) уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);

7) равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса (наличие и количество предприятий, число занятых на предприятии).

Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, равенство возможностей в экономической сфере.

При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.

Наличие и уровень качества школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.

Социально-экономическое развитие региона лишь тогда имеет положительную динамику, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, которая обеспечивается развитым рынком жилья.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой в основном вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона. Как пример можно рассмотреть машиностроительный завод в качестве основного производства и всю обслуживающую его инфраструктуру — почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство — в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект: основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.

Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько она готова взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание [4, с. 91 - 94].

Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.

 

1.3 Дифференциация регионов РФ

Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики. Поэтому вопрос о том, увеличивается или уменьшается неоднородность или, что почти то же самое, дифференциация экономического пространства, имеет большое значение с разных точек зрения.

Уменьшение пространственной дифференциации означает сближение регионов по уровню социально-экономического развития. Это создает более благоприятные условия для эффективного развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства Российского государства. Наоборот, усиление региональной дифференциации затрудняет проведение общей политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, несет опасности региональных кризисов (особенно в маргинальных регионах) и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства.

Говоря о негативных сторонах неоднородности или дифференциации экономического пространства, вовсе не имеется в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства и видов деятельности, поскольку как раз их неравномерное размещение неизбежное свойство любого организованного экономического пространства (следствие территориального разделения труда, концентрации и специализации производства, урбанизации, расселения и т.д.). Более того, не равномерное поляризованное развитие характерно для современного этапа эволюции экономического пространства. Неоднородность понимается прежде всего как мера межрегиональных различий общих уровней экономического развития (экономической активности) и уровня (качества) жизни в крупных регионах страны и субъектах федерации.

В СССР и Советской России проблема сдерживания межрегиональных различий по уровням экономического развития и жизни занимала видное место в социально-экономической политике и еще более - в идеологии. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации и субвенции, разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Тем не менее, различия между российскими регионами по важнейшим социально-экономическим индикаторам были весьма велики.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось в основном двумя комплексами причин. Во-первых, действием рыночной конкуренции, неодинаковой адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактически неравенством субъектов федерации в экономических отношениях с центром. Межрегиональная дифференциация являлась пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам населения) дифференциации. Тенденции экономической дифференциации регионов и соответственно неоднородности экономического пространства целесообразно оценивать и анализировать с помощью синтетических индикаторов, характеризующих уровни экономического развития и уровни жизни.

Уровень экономического развития страны и региона в принципе характеризуется накопленным национальным богатством. Однако региональная статистика пока фиксирует лишь некоторые элементы национального богатства, что не позволяет делать репрезентативные межрегиональные сопоставления. При информационной недостаточности приходится исходить из годовых показателей производства и использования экономических благ.

В последние годы российская статистика переходит на международный стандарт системы национальных счетов (СНС), в соответствии с которой в качестве главного индикатора экономического развития на национальном уровне рассматривается объем валового внутреннего продукта (ВВП), а на региональном уровне - объем валового регионального продукта (ВРП). Указанные макропоказатели более адекватны рыночной среде, нежели доминировавшие в советской статистике показатели производства и использования национального дохода, поскольку охватывают все сферы хозяйственной деятельности (а не только материальное производство), включая производство рыночных и нерыночных услуг [1, c. 284-292].

По объемам ВРП безусловным лидером в 2007 году стала Москва, ВРП которой был равен 6731189 млн. рублей. Самый минимальный ВРП уже на протяжении с 1998 по 2007 год в республике Ингушетия, в 2007 году этот показатель составил 14835 млн. рублей. Однако по ВРП нельзя понять, как развивается регион, более точную «картину» показывает ВРП на душу населения, и первое место здесь занимает Тюменская область (829155 рублей), а последнее - республика Ингушетия (29904 рубля) [6].

Если рассматривать дифференциацию регионов по уровню жизни, то в качестве основного индикатора региональных различий возьмем величины среднедушевых денежных доходов населения. В пользу этого показателя говорят возможности анализа достаточно длинных динамических рядов и приближенной оценки сравнительной покупательной способности доходов в различных регионах.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2007 году максимальный уровень доходов населения в Москве и минимальный в Республике Ингушетия различается в 9,5 раза. При этом сообщили в Росстате, коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по субъектам РФ высокий и составляет 43,9% [7].

Итак, одной из самых больших трудностей объединения регионов России в общеэкономическое пространство является их дифференциация. Дифференциация - мера межрегиональных различий общих уровней экономического развития (экономической активности) и уровня (качества) жизни в крупных регионах страны и субъектах федерации. В большинстве регионов России основные показатели социально-экономического развития растут, но при этом сохраняются высокие межрегиональные различия по ВРП и доходам на душу населения. Столь огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства и сопоставима только с различиями между самыми богатыми и бедными странами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: