Перечень и количество оборудования устанавливается на основе выполненных на станции видов услуг (работ). При подборе оборудования используются различные справочники и каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования.
Подбор технологического оборудования осуществляется в основном по Табелю технологического оборудования с учетом вновь выпускаемого оборудования и в зависимости от размера СТО с учетом специализации станции по маркам автомобилей или видам работ.
Количественно технологическое оборудование определяется в зависимости от мощности предприятия, производственной программы, типа обслуживаемых автомобилей, количество смен работы постов. Чем больше времени работает пост, зона тем меньше необходимо однотипного оборудования, тем лучше используются фонды.
Необходимое оборудование для проведения работ по ТО и ремонту на СТО, для нашего примера для зоны ТО и ТР приведено в таблице 3.8. Основное подъёмно-транспортное оборудование СТО, это подъёмники, принимаемые из расчёта 70-80% от числа рабочих постов.
Таблица 3.8 - Ведомость технологического оборудования, оснастки и производственного инвентаря.
| Наименование | Тип, модель | Габаритные размеры, мм | Мощность электро потребления кВт | Изгото витель | Кол-во | Площадь, м2 | Цена единицы, руб. | |||
| Подъёмник 2х стоичный | Электро- механи ческий MASCOT 1/32 | 3530-2400х 2690. | 2,2 | Фирма Mostcot | 7 | 4,94 | 128000 | |||
| Подъёмник 4хстоичный | Электромеханический STENHOJ AUOLIFT | 5000x3000 | 3*4 | Дания | 3 | 15 | 160000 | |||
| Домкрат гидравлический | П-310 | 2030х280х 755 | - | Кочубеевский з-д «Автоспец оборудование» | 1 | 0,568 | 8000 | |||
| Верстак слесарный с тисками | ПШ-17 | 1200х800 | - | З-д «ГАРО» | 5 | 0,96 | 5000 | |||
| Шкаф с инструментом | - | 800х500 | - | Собственного изготовления | 14 | 0,4 | 3000 | |||
| Пресс гидравлический | Р-324 | 500х300 | Казанский з-д «Автоспец оборудование» | 1 | 0,15 | 5500 | ||||
| Электро-заточной станок | ИЭ 9307 | 500х315 | 0,350 | Чистопольский з-д «Автоспец оборудование» | 1 | 0,16 | 3700 | |||
| Стойка гидравлическая | FMG-300 | - | Импорт Германия | 2 |
| 13600 | ||||
| Комплект инструмента | М-2446 | - | - | Казанский з-д «Автоспец оборудование» | 14 | - | 2700 | |||
| Электро гайковёрт | Пистолетный ИЭ-3111 | - | 0,400 | З-д «спец ооборудование | 4 | - | 2800 | |||
| Ящик для ветоши | - | 500х400 | - | Собственного изготовления | 3 |
| ||||
| Огнетушитель | ОХП-10 | - | - | - | 4 | - | 540 | |||
| Ящик с песком | - | 700х500 | - | Собственного изготовления | 3 | 0,35 | 1000 | |||
| Щит пожарный | Настенный | 1500х1500 | - | Собственного изготовления | 3 | - | 800 | |||
| Ванна для мойки деталей | 700х300х 300 | - | Собственного изготовления | 1 | 0,21 | 1200 | ||||
| Настольный сверлильный станок | Р-175 | 710х390х 980 | 0,75 | Чистопольский з-д «Автоспец оборудование» |
| 5600 | ||||
| Тележка транспортная | ОПТ-7353 | 1000х700 | - | Кочубеевский з-д «Автоспец оборудование» | 1 | 0,7 | 2500 | |||
| Ларь для отходов | - | 500х400 | Собственного изготовления | 4 |
|
| ||||
В ведомости технологического оборудования, оснастки и производственного инвентаря приведено и всё внедряемое оборудование для обеспечения работы 1-го дополнительного постов, который не достаёт до расчётного количества. После реконструкции СТО ЗАО «Лаура»должна иметь 14 рабочих постов.
В настоящее время она имеет 13 рабочих постов, 9 из которых оборудованы электромеханическими подъёмниками, а 4 напольных для проведения электротехнических работ и работ по системе питания.
С доведением до 14 (как показан расчёт), необходимо будет снести часть помещения для мастеров в размере 3х метров по фронту и на 7 метров в глубину, т.е. увеличить зону ТО и ТР на 21 м2 и оборудовать пост подъёмником двух стоичным, с соответствующим оборудованием рабочего места слесарным верстаком с тисками, дополнительным номиналом инструмента модели М-2426 в раздвижном передвижном шкафу инструментом и приспособлением, щитом пожарным, ящиком с песком, огнетушителем, ящиком для ветоши, двумя электро-гайковёртами, стойку гидравлическую-2, огнетушитель
Если проводить работы без дополнительного технологического оборудования, то вновь появившиеся объёмы работ по ТО и ремонту значительно снизят производительность труда слесарей при ТО и ремонте автомобилей.
Перечень дополнительно внедряемого оборудования а реконструируемой СТО в зоне ТО и ТР приведен в таблице 3.9. (Все это оборудование представлено в «Ведомости технологического оборудования» и учтено в дальнейшем при расчёте площади зоны ТО и рмонта.
Таблица 3.9 - Перечень внедряемого оборудования
| Наименование оборудования | Тип, модель | Количество единиц | Цена единицы, руб | Общая стоимость, руб | Цель внедрения | |
| Подъемник | Mascot 1/32 | 1 | 128000 | 128000 | Снижение трудоемкости ТО и ТР, улучшение условий труда (вспомогательных работ, монтажных, регулировочных) | |
| Стойка гидравли-ческая | FMG-300 | 1 | 13600 | 13600 | Снижение трудоемкости работ ТО и ТР (постовых работ по демонтажу и монтажу агрегатов, крепежных работ) | |
| Комплект специального инструмента | Передвижной в ящике М-2426 | 2 | 3500 | 7000 | Снижение трудоемкости работ ТО и ТР (крепежных, регулировочных, ремонта и регулировки тормозов, по приборам системы питания) | |
| Электро- Гайковерт | Пистоле тный ИЭ-3111 | 1 | 3700 | 3700 | Снижение трудоемкости работ по ТО и ТР (крепежных, постовых шиномонтажных, ремонт узлов, систем и агрегатов, постовых приборам системы питания) | |
Возможное сокращение трудоемкости вида работ принимаем в соответствии с методическим пособием по дипломному проектированию и результаты расчетов заносим в таблицу 3.10. Ввиду того, что оборудование внедрялось на реконструируемом участке ТО и ТР, то сокращение трудоемкости будем учитывать только по постовым работам участка ТО и ТР. Необходимо проанализировать и обоснованно (с использованием рекомендаций методического пособия по дипломному проектированию) определить % снижения трудоемкости вида работ на которые прямо или косвенно будет влиять внедряемое оборудование.
Таблица 3.10 - Возможное сокращение трудоемкости вида работ
| Вид работ | Возможное сокращение трудоемкости, % |
| ТО в полном объеме | 10 |
| Смазочные | 3 |
| Ремонт узлов, систьем и агрегатов | 5 |
| Ремонт и регулировка тормозов | 5 |
Распределение трудоемкости по видам работ, сокращение трудоемкости, расчет фактической трудоемкости СТО до реконструкции представлено в таблице 3.11.
Фактическая трудоемкость вида работ, чел.ч
(3.14)
где ТРвр - расчетная трудоемкость вида работ, чел.ч;
%Ст вр - процент сокращения вида работ, %.
Таблица 3.11 - Расчет фактической трудоемкости участка ТО и ТР до реконструкции
| Вид работ | Расчетная трудоемкость, (после реконструкции) чел.ч | Сокращение трудоемкости, % | Фактическая трудоемкость (до реконструкции), чел.ч | |||||||||
| Постовые работы | Участковые работы | Постовые работы | Участковые работы | Постовые работы | Участковые работы | |||||||
| Диагностические | 4120 | - | - | - | 4120 | - | ||||||
| ТО в полном объеме | 20434 | - | 10 | - | 22477 | - | ||||||
| Смазочные | 4120 | - | 3 | - | 4244 | - | ||||||
| Ремонт и регулировка тормозов | 4944 | - | 5 | - | 5191 | - | ||||||
| Уборочно-моечные | 10249 | - | - | - | 10249 | - | ||||||
| По приемке и выдаче автомобилей | 4100 | - | - | - | 4100 | - | ||||||
| Регулировочные по установке угла передних колёс | 4944 | 1236 | - | - | 4944 | - | ||||||
| По приборам системы питания | 2884 | 1236 | - | - | 2884 | 1236 | ||||||
| Электротехнические | 3955 | 989 |
| 3955 | 989 | |||||||
| Шиномонтажные | 989 | 2307 |
| 989 | 2307 | |||||||
| Кузовные | 4944 | 1648 |
| 4944 | 1648 | |||||||
| Противокоррозионные | 15000 | - |
| 15000 | - | |||||||
| Слесарномеханические | - | 3296 | 5 |
| 3296 | |||||||
| Ремонт узлов, систем, агрегатов | 3296 | 3296 | 5 |
| 3461 |
| ||||||
|
| 83979 | 12772 | - | - | 86558 | 12772 | ||||||
Снижение трудоёмкости после реконструкции будет равно 86558 - 83979 = 2579 чел.ч. Снижение трудоёмкости при внедрении нового оборудывания будет использовано при расчёте в экономической части дипломного проекта.
Определение площадей и планировка объекта проектирования
Состав и площади помещений определяются размером станции и видами выполняемых услуг. На стадии технологического расчета площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным показателям и уточняются в последующем при разработке планировочных решений.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
производственные (зона постовых работ, производственные участки);
складские;
технические помещения (трансформаторная, тепловой пункт, водомерный узел, насосные, электрощитовая и т.п.);
административно-бытовые (конторские помещения, гардероб, туалеты, душевые и т.п.);
помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, буфет, помещения для продажи запасных частей, автопринадлежностей и т.п.);
помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Площадь производственных помещений ориентировочно рассчитывается по удельной площади на один рабочий пост, которая с учетом проездов принимается 40-60 м 2, в рассмотренном примере по нормативам проектирования площадь участка на котором располагается 14 постов с оборудывнием и подъёмниками SН=(40-60)*14=560-840м2. В настоящее время площадь бокса SБ= 45Н*20 - 2(7*8) = 788м2. По расчётам на данной площади может разместится больше постов чем получено по расчёту, однако, для этого необходимо перепланировка, которая приведёт к непредвиденным затратам. Если снести часть помещения где располагаются мастера, то строительные работы, по оценке специалистов СТО, будут в размере 120 - 150 тыс. рублей, которые и необходимо будет учесть в экономической части как на внедрение.
Складские помещения по требованиям проектирования добавляют примерно 60-80 м2. Они на самом деле несколько меньше, но по практической деятельности СТО не ощущает недостатка площадей. Склад расположен в 2Х уровнях и в этом только организация ощущает недостаток, а не в площадях. Хорошая организация складского хозяйства и порядка в учёте, размещения запчастей более благотворно влияет на технологический процесс ТО и ТР на СТО.
Бытовых помещений на СТО явно недостаёт и их необходимо вводить безотлагатнльно. Однако, станция расширяется, введён в эксплуатацию северный филиал в Озерках и все строительные возможности сконцентрированы там. Поэтому какие-либо работы на данной станции в ближайшее время проводится не будут.
Планировочное решение СТО
В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам.
В состав помещений станций обслуживания входят помещения для приема и выдачи автомобилей, производственные, складские, служебные и бытовые помещения, помещения для клиентов, продажи автомобилей, запасных частей и автопринадлежностей, буфет или кафе.
При строительстве Сто используются различные железобетонные и металлические конструкции зданий. Причем применение металлических конструкций, выполняемых по индивидуальному проекту и не связанные со строительным модулем представляется наиболее перспективным.
На СТО с количеством постов до 10 допускается выполнять в одном помещении с постами ТО и ТР работы по ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и оснастке. Посты мойки автомобилей, расположенных в камерах, также допускается размещать в помещениях постов ТО и ТР.
На станции обслуживания с числом постов до 10 в помещениях постов ТО и ТР допускается размещать посты для ремонта кузовов с применением сварки при условии, что указанные посты будут ограждены несгораемыми экранами высотой 2,5 м (от пола) и обеспечены централизованным газоснабжением.
На станциях обслуживания основным помещением является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть связана со всеми производственными помещениями. Реконструируемая СТО имеет одно здание со связанными друг с другом помещениями. Здание станции выстроено из кирпича. Всё основное помещение 20*45м перекрыто без внутренних колонн, перекрытия из железобетонных балок, сварных на которых и собрана лёгкая тёплая крыша без всяких чердачных помещений, т.е. здание СТО одноэтажное. Высота стен 5-6 метров, толщина 51 см и в местах опоры балок 72 см. Бытовые, служебные помещения выполнены в 2Х уровнях внутренней постройки. Недостатком такой внутренней постройки для складских и вспомогательных помещений является только то, что оно занимает площадь под рабочие посты.
Поэтому и придётся частично снести помещение мастеров ровно на такое расстояние, чтобы можно было разместить необходимые по расчету посты, т.к. на СТО всего 13 рабочих постов. Ориентировочно дополнительные строительные работы потребуют затраты в размере 120 - 150 тыс. рублей, т.к. возведение внутренних помещений выполняется из лёгких конструктивных материялов. Эти затраты будут являться дополнительными и оборудовано постом технологическим оборудованием.






