- конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.
- составная часть финансовой деятельности государства и МО по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.
Рассматриваем расходы в 4 аспектах:
- Материальный (распределение децентрализованных и централизованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций
- Процедурный (процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и гос. внебюджетных фондах
- Экономический аспект (совокупность общественных отношений, связанных с финансированием гос и мун затрат)
- Правовой аспект (урегулирование нормами права деятельность государственных органов (ОМСУ))
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджет денежные средства, за исключением средств являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.
Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами
|
|
Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (мун) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ не являющимися государственными учреждениями и гос унитарными предприятиями; предоставление субсидий ЮЛ (за исключением субсидии гос. учреждениями), ИП ФЛ; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание гос. долга и др.
Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В зависимости от источника финансирования выделяют три вила расходных обязательств:
- Расходные обязательства РФ
- Расходные обязательства субъекта РФ
- Расходные обязательства МО
Органы государственной власти и ОМСУ обязаны вести реестры расходных обязательств.
Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (с 1 января по 31 декабря)
Публичные обязательства – обусловленные законом, иным НПА расходные обязательства публично-правового образования перед ФЛ или ЮЛ, иным публично-правовым образованием и подлежащие исполнению в установленном размере или имеющие порядок его определения (расчета, индексации)
|
|
Публично нормативные обязательства – публичные обязательства перед ФЛ, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат ФЛ, предусмотренных статусом государственных (МУН) служащих, а также лиц замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности работников казенных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих проход службу по призыву) лиц обучающих в мун или гос организациях осущ образовательную деятельность.
Денежные обязательства – обязанность получателя бюдж средств оплатить бюджету, ФЛ и ЮЛ за счет средств бюджета определенные денежные средства в соотв с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключ в рамках его бюджетных полномочий, или в соотв с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения
Получатель бюджетных средств – это орган Гос власти, орган управления ГВФ, ОМСУ, орган местной администрации и находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие или исполнение бюджет обязательств от имени публично- правового образования за счет средств соотв бюджета.
Гос и мун расходы получают свое выражении в соотв фин-прав институтах. Указанные институты тесно связаны с институтами бюджетного права, гос и мун внебюджетных фондов, фин гос и мун учреждений и предприятий.
Гос и мун расходы представляют в своей совокупности систему и классифицируются по разным основаниям:
- В зависимости от формы собственности субъектов, осущ публичные расходы: государственные (фед и субъектов) и муниципальные
- В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования: централизованные, осущ за счет бюджета и государственных (мун) внебюджетных фондов и децентрализованные, осущ гос и мун орг за счет средств, полученных
- В зависимости от х-ра участия в общественном производстве: расходы на финансирование оборотных средств (текущ расходов), основных фондов (капитальных вложений), на создание резервов
- По функционал признаку:
· отрасли экономики
· социально-культурную сферу и науку
· оборону
· охрану окр природной среды
· правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и функционирования суд системы
· международная деятельность и тд.
- По срокам:
· расходы на год
· расходы на среднесрочную перспективу
· долгосрочную перспективу
Код классификации расходов бюджета состоит из:
1) кода главного распорядителя бюджетных средств
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов
Перечень главных распорядителей средств фед бюджета, бюджета субъекта рф и бюджетов гос внебюджетных фондов, а также местного бюджета уст законом (решением) о соотв бюджете в составе ведомственной структуры доходов.
Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджет ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам, видам расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам и целевым статьям программам, и программным направлениям д-ти, группам видов расходов, классификаций расходов бюджетов.
Направления гос и мун расходов опр ежегодными посланиями президента рф, программах концепциях и стратегиях, основных направлениях.
|
|
В финансовых правоотношениях, связ. с расходами, участвуют:
- гос и мун предприятия (унитарные и казенные), организации, учреждения (бюджет казенные автономные) и их вышестоящие органы
- банк кредит организации
- фед казначейство и его террит органы
Финансирование
Финансирование гос или мун расходов – это урегулированное прав нормами выделение гос и мун денежных средств, как правило на безвозмездной и безвозвратной основе для д-ти и развития предприятий и организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.
Источниками финансирования гос и мун расходов явл:
- Средства гос и мун бюджетов
- Средства гос внебюджетных фондов
- Средства отраслей экономики – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные фин ресурсы предприятий, учреждений
- Заемные и привлеченные средства
- Финансирование объектов на конкурсной основе
- Выделение грантов (единовременное безвозмездное и безвозвратное пособие с условием соблюдения опр требований)
- Многоканальная система финансирования гос программ с исп средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников
- Предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств фед бюджетов как условие выдачи кредита.
Общие принципы финансирования гос и мун расходов:
1. плановость
2. соотв планируемых расходов объем гос и мун доходов
3. целевое направление средств
4. соотв финансируемых расходов правам и интересам граждан, организаций, государства, МО
5. соотв финансируемых расходов требования эко, санит гигиен и др нормам
6. безвозвратность и безвозмездность выделения средств
7. прозрачность расходования средств
8. контроль за исполнением гос и мун средств и ответственность за правонарушения в этой сфере.
Порядок финансирования гос и мун расходов различается в зависимости от:
- источников финансирования
- предметно- целевого направления средств (порядок финансирования кап вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др)
- субъектов финансирования
Основные правовые режимы финансирования в зависимости от субъектов, исп средства:
|
|
- финансирование гос или мун коммерческих орг-ий на праве хоз ведения
- финансирование гос и мун учреждений, состоящих на бюджете и относящиеся к некоммерческим орг, действую на праве оперативного управления имуществом
- Финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления
- Бюджетное основание
С помощью механизма бюджетного финансирования расходов учреждений и налоговой политики осущ воздействие на дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения д-ти учреждения.
Финансирование расходов гос или мун учреждения осущ на основе ед принципов:
- безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств
- целевое исп фин средств
- получение максимального эффекта при минимуме затрат
- Соблюдение финансовой дисциплины
- Финансирование по мере выполнения работ услуг, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, а также специальных принципов получения финансовых средств из бюджета
- И др. смотри сам
Показатели гос и мун задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных и мун услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.
Финансовое обеспечение выполнения заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных ГВФ, местных бюджетов.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами исключительно через лицевые счета, которые ведутся ФК.
Для казенных учреждений действует сметно-бюджетное финансирование; для автономных и бюджетных учреждений – финансовое обеспечение деятельности учреждения по выполнению гос. задания.
По кругу казенных учреждений и охватываемых ими мероприятий бюджетные смета можно классифицировать на: индивидуальные сводные и счеты централизованных мероприятий.
Индивидуальная смета – составляется каждым казенным учреждением с учетом особенностей и определением объёмов его финансовой деятельности.
Финансово-плановый акт бюджетного или автономного учреждения имеет юридическое заключ в определении и конкретизации прав и обязанностей учреждения в области осущ финансовой деятельности, цель которой обеспечение выполнения гос (мун) задания, предоставления гос услуг.
Основными методами планирования расходов гос и мун учреждений явл программно-целевой и нормативно.
Программно-целевой заключается в системном планировании. Выделении бюджетных средств на основании целевых программ для решения социально-экономических задач.
Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление финансово плановых актов гос и мун учреждений в значительной мере основано на использовании нормативного метода.
Нормативы расходов – это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу.
Принято подразделять на:
- Обязательные
- Необязательные (расчетные)
- Материальные
- Денежные
(см фото лера)
Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, ЮЛ, иностранным ЮЛ и гос-ву на возвратной и возмездной основе.
Предоставление бюджетного кредита осущ на основании гражданско-прав договора.
Основным условием предоставления бюджетного кредита явл: отсутствие у заемщика просроченной ЗД по денежным обязательствам перед соотв бюджетом, а для ЮЛ также по обязат платежам в бюджет систему рф, за искл случаев реструктуризации ЗД.
Кроме того, в отношении ЮЛ-заемщика обязательно проведение предварит проверки фин состояния, его гаранта и поручителя. Проверка фин состояния, целевого использования бюдж кредита,
А также учет основного и обеспеч обязательств ведется в теч срока действия договора о предоставлении бюдж кредита.