Понятие и система государственных и муниципальных расходов

 - конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.

 - составная часть финансовой деятельности государства и МО по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств.

 Рассматриваем расходы в 4 аспектах:

  1. Материальный (распределение децентрализованных и централизованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций
  2. Процедурный (процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и гос. внебюджетных фондах
  3. Экономический аспект (совокупность общественных отношений, связанных с финансированием гос и мун затрат)
  4. Правовой аспект (урегулирование нормами права деятельность государственных органов (ОМСУ))

  Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджет денежные средства, за исключением средств являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

 Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами

 Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами

 К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (мун) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций ЮЛ не являющимися государственными учреждениями и гос унитарными предприятиями; предоставление субсидий ЮЛ (за исключением субсидии гос. учреждениями), ИП ФЛ; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание гос. долга и др.

  Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

 В зависимости от источника финансирования выделяют три вила расходных обязательств:

  1. Расходные обязательства РФ
  2. Расходные обязательства субъекта РФ
  3. Расходные обязательства МО

 Органы государственной власти и ОМСУ обязаны вести реестры расходных обязательств.

  Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (с 1 января по 31 декабря)

 Публичные обязательства – обусловленные законом, иным НПА расходные обязательства публично-правового образования перед ФЛ или ЮЛ, иным публично-правовым образованием и подлежащие исполнению в установленном размере или имеющие порядок его определения (расчета, индексации)

 Публично нормативные обязательства – публичные обязательства перед ФЛ, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат ФЛ, предусмотренных статусом государственных (МУН) служащих, а также лиц замещающих государственные должности РФ, субъектов РФ, муниципальные должности работников казенных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих проход службу по призыву) лиц обучающих в мун или гос организациях осущ образовательную деятельность.

  Денежные обязательства – обязанность получателя бюдж средств оплатить бюджету, ФЛ и ЮЛ за счет средств бюджета определенные денежные средства в соотв с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключ в рамках его бюджетных полномочий, или в соотв с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения

 Получатель бюджетных средств – это орган Гос власти, орган управления ГВФ, ОМСУ, орган местной администрации и находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенные учреждения, имеющие право на принятие или исполнение бюджет обязательств от имени публично- правового образования за счет средств соотв бюджета.

 Гос и мун расходы получают свое выражении в соотв фин-прав институтах. Указанные институты тесно связаны с институтами бюджетного права, гос и мун внебюджетных фондов, фин гос и мун учреждений и предприятий.

Гос и мун расходы представляют в своей совокупности систему и классифицируются по разным основаниям:

  1. В зависимости от формы собственности субъектов, осущ публичные расходы: государственные (фед и субъектов) и муниципальные
  2. В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования: централизованные, осущ за счет бюджета и государственных (мун) внебюджетных фондов и децентрализованные, осущ гос и мун орг за счет средств, полученных
  3.  В зависимости от х-ра участия в общественном производстве: расходы на финансирование оборотных средств (текущ расходов), основных фондов (капитальных вложений), на создание резервов
  4. По функционал признаку:

· отрасли экономики

· социально-культурную сферу и науку

· оборону

· охрану окр природной среды

· правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и функционирования суд системы

· международная деятельность и тд.

  1. По срокам:

· расходы на год

· расходы на среднесрочную перспективу

· долгосрочную перспективу

 Код классификации расходов бюджета состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов

 Перечень главных распорядителей средств фед бюджета, бюджета субъекта рф и бюджетов гос внебюджетных фондов, а также местного бюджета уст законом (решением) о соотв бюджете в составе ведомственной структуры доходов.

Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджет ассигнований, предусмотренных законом о бюджете, по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам, видам расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджет средств, разделам, подразделам и целевым статьям программам, и программным направлениям д-ти, группам видов расходов, классификаций расходов бюджетов.

Направления гос и мун расходов опр ежегодными посланиями президента рф, программах концепциях и стратегиях, основных направлениях.

В финансовых правоотношениях, связ. с расходами, участвуют:

- гос и мун предприятия (унитарные и казенные), организации, учреждения (бюджет казенные автономные) и их вышестоящие органы

- банк кредит организации

- фед казначейство и его террит органы

 

Финансирование

 Финансирование гос или мун расходов – это урегулированное прав нормами выделение гос и мун денежных средств, как правило на безвозмездной и безвозвратной основе для д-ти и развития предприятий и организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования гос и мун расходов явл:

  1. Средства гос и мун бюджетов
  2. Средства гос внебюджетных фондов
  3. Средства отраслей экономики – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные фин ресурсы предприятий, учреждений
  4. Заемные и привлеченные средства
  5.  Финансирование объектов на конкурсной основе
  6. Выделение грантов (единовременное безвозмездное и безвозвратное пособие с условием соблюдения опр требований)
  7. Многоканальная система финансирования гос программ с исп средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников
  8. Предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств фед бюджетов как условие выдачи кредита.

Общие принципы финансирования гос и мун расходов:

1. плановость

2. соотв планируемых расходов объем гос и мун доходов

3. целевое направление средств

4. соотв финансируемых расходов правам и интересам граждан, организаций, государства, МО

5. соотв финансируемых расходов требования эко, санит гигиен и др нормам

6. безвозвратность и безвозмездность выделения средств

7. прозрачность расходования средств

8. контроль за исполнением гос и мун средств и ответственность за правонарушения в этой сфере.

Порядок финансирования гос и мун расходов различается в зависимости от:

- источников финансирования

- предметно- целевого направления средств (порядок финансирования кап вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др)

- субъектов финансирования

 Основные правовые режимы финансирования в зависимости от субъектов, исп средства:

  1. финансирование гос или мун коммерческих орг-ий на праве хоз ведения
  2.  финансирование гос и мун учреждений, состоящих на бюджете и относящиеся к некоммерческим орг, действую на праве оперативного управления имуществом
  3. Финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления
  4. Бюджетное основание

С помощью механизма бюджетного финансирования расходов учреждений и налоговой политики осущ воздействие на дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения д-ти учреждения.

Финансирование расходов гос или мун учреждения осущ на основе ед принципов:

- безвозвратность и безвозмездность отпуска денежных средств

- целевое исп фин средств

- получение максимального эффекта при минимуме затрат

  • Соблюдение финансовой дисциплины
  • Финансирование по мере выполнения работ услуг, и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований, а также специальных принципов получения финансовых средств из бюджета
  • И др. смотри сам

 Показатели гос и мун задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных и мун услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

 Финансовое обеспечение выполнения заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов ГВФ РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных ГВФ, местных бюджетов.

 Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами исключительно через лицевые счета, которые ведутся ФК.

 Для казенных учреждений действует сметно-бюджетное финансирование; для автономных и бюджетных учреждений – финансовое обеспечение деятельности учреждения по выполнению гос. задания.

 По кругу казенных учреждений и охватываемых ими мероприятий бюджетные смета можно классифицировать на: индивидуальные сводные и счеты централизованных мероприятий.

 Индивидуальная смета – составляется каждым казенным учреждением с учетом особенностей и определением объёмов его финансовой деятельности.

 Финансово-плановый акт бюджетного или автономного учреждения имеет юридическое заключ в определении и конкретизации прав и обязанностей учреждения в области осущ финансовой деятельности, цель которой обеспечение выполнения гос (мун) задания, предоставления гос услуг.

Основными методами планирования расходов гос и мун учреждений явл программно-целевой и нормативно.

 Программно-целевой заключается в системном планировании. Выделении бюджетных средств на основании целевых программ для решения социально-экономических задач.

 Планирование средств на финансирование бюджетных мероприятий, составление финансово плановых актов гос и мун учреждений в значительной мере основано на использовании нормативного метода.

 Нормативы расходов – это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу.

 Принято подразделять на:

  1. Обязательные
  2. Необязательные (расчетные)
  3. Материальные
  4. Денежные

(см фото лера)

 

  Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, ЮЛ, иностранным ЮЛ и гос-ву на возвратной и возмездной основе.

 Предоставление бюджетного кредита осущ на основании гражданско-прав договора.

 Основным условием предоставления бюджетного кредита явл: отсутствие у заемщика просроченной ЗД по денежным обязательствам перед соотв бюджетом, а для ЮЛ также по обязат платежам в бюджет систему рф, за искл случаев реструктуризации ЗД.

 Кроме того, в отношении ЮЛ-заемщика обязательно проведение предварит проверки фин состояния, его гаранта и поручителя. Проверка фин состояния, целевого использования бюдж кредита,

 А также учет основного и обеспеч обязательств ведется в теч срока действия договора о предоставлении бюдж кредита.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: