Прибыль организации: понятие, функции, виды, порядок формирования, распределения и использования

 

Экономическая сущность и функции прибыли.

В условиях рыночной экономики получение прибыли является основным мотивом предпринимательской деятельности, движущей силой развития и финансовой гарантией обновления коммерческой организации.

Экономическая сущность прибыли состоит в том, что она является денежным выражением части стоимости прибавочного продукта. Как известно из курса экономической теории, в любой общественно-экономической формации труд всегда делится на две части - необходимый и прибавочный труд. В результате прибавочного труда создается прибавочный продукт, который выступает как чистый доход общества.

В условиях товарно-денежных отношений чистый доход общества реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную финансовую категорию - денежные накопления. Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, единого социального налога.

Каждая организация всегда ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее получает.

Установив цену на продукцию, товары, услуги, реализуя их организация получает выручку, что не означает получение прибыли.

Прибыль организации - это превышение валового дохода предприятия над его расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходом) называется убытком.

Прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, поэтому существуют различные ее понятия, способы определения, концепции.

Методология исчисления прибыли за отчетный период носит весьма условный характер. Это обусловлено противоположностью интересов предпринимателей, налоговых органов и других сторон, заинтересованных в деятельности организации. Преследуя свои интересы, каждая из сторон настаивает на своих методологических подходах к исчислению прибыли. Но экономическая сущность прибыли от этого не меняется. Прибыль как макроэкономическая категория - это часть денежных накоплений общества, прибыль организации - это превышение ее доходов над расходами

Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций.

Во-первых, она свидетельствует об эффективной деятельности организации. Сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации – это основной фактор ее экономического и социального развития. Прибыль - основной источник прироста собственного капитала. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Прибыль является источником доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива.

В-третьих, прибыль коммерческих организаций является одним из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.

Определенную роль играют и возможные убытки организации. Они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и сбыта продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.

Прибыль является основным показателем безубыточной работы предприятия. Ее относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Вместе с тем анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой и наоборот. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в балансовой. Если доля чистой прибыли растет, то это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

Показателем эффективности хозяйственной деятельности выступает рентабельность. Это относительный показатель, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а в знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости оттого, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Говоря иными словами, рентабельность - это уровень прибыльности организации (в целом, либо по различным направлениям деятельности). Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Виды прибыли

В хозяйственной практике употребляются следующие определения прибыли: прибыль от продаж, балансовая прибыль; бухгалтерская прибыль, налогооблагаемая прибыль; чистая прибыль, нераспределенная прибыль, маржинальная прибыль.

Не все определения нормативно закреплены и употребляются в самых различных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.

Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247), прибылью в целях налогообложения организации признается «полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определенных в соответствии с настоящей главой».

Такое определение ни теоретически, ни практически никого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законодательное определение для целей налогообложения и оно распространяется на все организации занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержатся в «Отчете о прибылях и убытках» (форма №2).

Прибыль от продаж рассчитывается как выручка от продаж за вычетом расходов по обычным видам деятельности, включая расходы на производство продукции, приобретение товаров (в отчетности – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг), их реализации (коммерческие расходы) и административные расходы (управленческие). С учетом специфики производственной и торговой деятельности можно представить формулы:

 

Пп = Вн - ЗПР = В - ЗП - КР - для производства

Пп = ТОн - ПСТ(опт, розн.) - ИО = åТНопт - ИО - для торговли     

 

где Вн - выручка-нетто, т.е. за вычетом косвенных налогов (НДС, Акцизов);

ТОн - товарооборот-нетто;

ЗПР - затраты по производству и реализации продукции (полная себестоимость произведенной продукции)

ЗП - затраты, связанные с производством продукции, включая управленческие

КР - затраты, связанные с реализацией продукции (коммерческие расходы)

ПСТ - затраты на закупку товаров

ИО - издержки обращения торговой организации (по осуществлению торговой деятельности).

В хозяйственной практике прибыль, которая является результатом финансово-хозяйственной деятельности и содержится в отчете о прибылях и убытках, принято называть балансовой прибылью. Такая терминология спорна, т.к. в «Бухгалтерском балансе» (форма № 1) отражается только нераспределенная прибыль.

Балансовая прибыль - это общая сумма прибыли организации. Ее аналогом в отчетности является прибыль до налогообложения, рассчитанная по стандартам бухгалтерского учета и потому получившая в последнее время название бухгалтерской прибыли.

Бухгалтерская (балансовая) прибыль формируется как сумма прибыли от продаж (по обычным видам деятельности) прочих результатов (последние две группы представляют собой сальдо соответствующих доходов и расходов).

Чистая прибыль обычно характеризуется как прибыль после уплаты всех налогов и обязательных платежей, однако в связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете и необходимостью их отражения в форме 2, чистая прибыль точнее должна определяться как:

Прибыль до налогообложения – (Текущий налог на прибыль* – Отвлеченные налоговые активы + Отвлеченные налоговые обязательства)**

*налог рассчитанный в соответствии с требованиями НК РФ;

**вернули переплаченную и исключили недоплаченную в этот период сумму налога,

или

Прибыль до налогообложения * (1 – 0,24) – Постоянные налоговые обязательства

Нераспределенная прибыль рассчитывается как чистая прибыль, уменьшенная на величину дивидендов и отчислений в резервный фонд. Накопленная за прошлые и отчетный периоды накопленная прибыль является частью собственного капитала организации и отражается в ф. № 1.

Маржинальная прибыль – это расчетный показатель, разность между суммой выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Маржинальная прибыль организации служит мерой оценки ее способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую балансовую прибыль. При равенстве маржинальной прибыли и постоянных затрат достигается точка безубыточности организации. При превышении постоянных затрат над маржинальной прибылью основная деятельность организации будет убыточной. Маржинальная прибыль – основной показатель операционного анализа.

Формирование и распределение прибыли

Следует отличать два варианта формирования прибыли:

1. на основе положений по бухгалтерскому учету и отчетности

2. на основе налогового законодательства, а точнее Налогового Кодекса РФ (гл. 25).

Наиболее полные сведения о прибыли и ее компонентах содержаться в Отчете о прибылях и убытка (форма № 2 годовой и квартальной отчетности). Эта форма включает большинство применяемых и рассчитываемых показателей прибыли. В бухгалтерском балансе (форма №1) отражается только нераспределенная прибыль (прошлых лет и отчетного периода).

В соответствии с 25 гл. НК прибыль формируется следующим образом:

Прибыль до налогообложения = Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (выручка от реализации) + Внереализационные доходы - Расходы, связанные с производством и реализацией – Внереализационные расходы;

На величину прибыли предприятия и как следствие на сумму налога на прибыль существенное влиянием оказывается величина расходов предприятия, поэтому Налоговый Кодекс РФ четко регламентирует их состав.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются по экономическим элементам на:

1. материальные расходы;

2. расходы на оплату труда;

3. суммы начисленной амортизации;

4. прочие расходы.

Расходы зависят и о отраслевых особенностей предприятия (производство, торговля).

Особенностью сферы торговли является то, что в составе издержек обращения нет "основных" материальных затрат, т.е. затрат на приобретение товаров (в производстве сырье и материалы для основной деятельности включаются в себестоимость продукции).

Прибыль от продажи является важнейшей частью доходов коммерческой организации и определяется как разность между суммой средств, поступающих от продажи продукции, товаров, работ, услуг, и текущими затратами организации.

Налогооблагаемая прибыль - это совокупная прибыль организации за отчетный период, которая рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ и служит налоговой базой для определения суммы налога на прибыль, подлежащей перечислению в бюджет. Отличия в ее формировании в сравнении с бухгалтерской прибылью связано (прежде всего) с ограничением государством части расходов путем установления предельных норм и лимитов норм (например, расходы на рекламу включаются в расчет в размере не более 1 % от выручки отчетного период, представительские расходы – не более 4% от начисленной оплаты труда, командировочные расходы), тогда как в бухгалтерском учете все расходы учитываются в полном объеме, т.е. бухгалтерская себестоимость продукции будет, как правило, выше налоговой.

Кроме того, НК РФ специфично определяет структуру доходов и расходов организации для целей налогообложения. Например, приводится иная группировка расходов по экономическим элементам (нет группы отчислений на социальные нужды, а ЕСН включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией) и т.п.

Разница между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью состоит из постоянных и временных разниц.

Сумма налога, начисленная исходя из налогооблагаемой прибыли и подлежащая перечислению в бюджет называется в бухгалтерском учете текущим налогом на прибыль и отражается в форме № 2. Сумма, рассчитанная через ставку налога на прибыль и бухгалтерскую прибыль называется условным расходом по налогу на прибыль. Он больше текущего налога на прибыль на величину постоянных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов, но меньше его на величину отложенных налоговых обязательств.

Постоянные разницы – это доходы и расходы, включаемые в формирование бухгалтерской прибыли, но не учитываемые при формировании налогооблагаемой ни в отчетный, ни в будущий период (например, командировочные и представительские расходы сверх норм). Временные разницы – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном периоде, а налогооблагаемую - в другом. Различают вычитаемые и налогооблагаемые временные разницы. Первые приводят к уменьшении, а вторые – к увеличению суммы уплачиваемого налога в будущем, в будущем (например, разницы в суммах начисленной амортизации). На основе разниц рассчитываются постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Это суммы переплаченного или недоплаченного в сравнении с бухгалтерским законодательством налога на прибыль. Причем переплата в части постоянных налоговых обязательств никогда не будет возмещена.

Итоговая строка формы № 2 показывает прибыль, которую в теории финансов принято называть "чистой", т.е. прибыль за вычетом всех налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Прибыль, полученная организацией, распределяется между государством, собственниками организации и самой организацией. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности организации как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения организаций и государства по поводу прибыли строятся на основе налогообложения прибыли. При этом налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности, а налогооблагаемая прибыль, исчисляемая налогоплательщиками по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Коммерческие организации осуществляют расходы исходя из принципа экономической целесообразности тех или иных затрат. Однако в целях противодействия фактам необоснованного занижения налогооблагаемой прибыли (путем завышения себестоимости продукции) некоторые виды расходов регулируются государством путем установления лимитов, норм и нормативов.

Распределение прибыли, остающейся в распоряжении организации (чистой прибыли) регламентируется внутренними документами (уставом и учетной политикой организации). В соответствии с уставом или решением распорядительного органа могут создаваться специальные фонды: фонд накопления, потребления, резервные фонды. Если фонды не создаются, то в целях обеспечения планового расходования средств составляются сметы расходов на развитие производства, социальные нужды, материальное стимулирование работников, благотворительные цели.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, разделяется на капитализируемую часть и потребляемую часть.

Капитализируемая часть направляется на инвестирование производственного развития, формирование резервного и других страховых фондов. Могут быть и другие формы капитализации прибыли - взносы в уставные капиталы других организаций, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения и т. п.

Потребляемая часть прибыли направляется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов акционерам и учредителям), на материальное стимулирование персонала, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, содержание действующих и строительство новых социально-бытовых объектов и т. п.

Если прибыль не расходуется на потребление, то она числится в балансе организации как нераспределенная прибыль, являясь частью собственного капитала.

Для оценки эффективности распределения прибыли используется коэффициент ее капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли.

Чем выше этот показатель, тем больше у организации возможностей осуществлять свое дальнейшее стратегическое развитие, тем выше темпы возрастания ее рыночной стоимости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: